Дерево моей мечты
методическая разработка по психологии (10 класс) на тему
Занятие в психологическом клубе для старшеклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
derevo_moey_mechty.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Документация службы психолого-педагогического
сопровождения МОУ «Лицей №1»
ИОП «Зеркало»
Тема: Дерево моего характера
Цели:
1. Помочь разобраться в личностных, индивидуальных особенностях, помочь в раскрытии сильных и слабых сторон, позитивных и негативных качеств участников,
2. Актуализировать личностные ресурсы через разработку программ преодоления недостатков.
Упражнения с веревками
10-20 человек встают в круг, держась обеими руками за общую веревку, после чего веревку подтягивают и завязывают так, чтобы участники стояли плотно друг к другу. Затем следует команда: «Закрыть глаза и не открывать их» – и задание: «Образуйте квадрат». Глаза можно открыть всем вместе, только после того, как группа решит, что квадрат получился. После этого упражнения и короткого перерыва предлагается опять встать в круг, закрыть глаза и (следующее задание): образовать равносторонний треугольник. Те, кто все-таки открыл глаза, выбывают из игры и могут стать наблюдателями, которые помогут группе обсудить это упражнение. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.
Это упражнение показывает важность самоорганизации группы, обнаружение лидеров, использование веревки как средства коммуникации. При обсуждении задаются вопросы: « Как произошло выдвижение лидера? Что было наиболее трудным в решении задачи? Какой прием компенсировал отсутствие зрительного контакта?»
- Вспомните о своих положительных сторонах из упражнения «Дерево моего характера». И в парах расскажите о себе все самое хорошее. Пусть партнер поможет найти хорошее в себе. Потом вы поменяетесь ролями. Даю по 2 минуты на рассказ о самом хорошем.
- Расскажите партнеру о своих успехах и радостях за последний год (месяц, неделю, день, час). Потом вы поменяетесь ролями. Даю по 2 минуты на рассказ о самом хорошем.
Обсуждение: «Что помогало, а что мешало говорить о своих успехах и радостях?»
Дерево моего характера (часть 2). Мои слабости.
- Наши драконы.
Все мы читали книгу о Воине света, о ночном и дневном дозоре, сказки, легенды о смелом воине, убивающем дракона.
Помните, как было страшно, когда богатырь отрубал у дракона одну голову, а на её месте тут же вырастала другая? И казалось, этому не будет конца. Дракон непобедим. Но слетала ещё одна голова, и ещё. И вдруг оказывалось, что дракон обезглавлен. Побежден. Т.е. количество запасных голов было ограничено.
У каждого из нас есть свой дракон. Он появляется как маленький и почти безобидный дракоша, но если его вовремя не обезвредить, он может вырасти и стать опасным для самого человека.
- Давайте вернемся в наш дивный сад! Посмотрим на свои рисунки! Вспомним о наших внутренних ресурсах! Посмотрите, у каждого из нас так много хороших качеств, что у нас вообще нет нужды что-то доказывать людям. Мы такие, какие есть.
- Но как у любого Воина света у нас есть свои драконы, с которыми мы боремся. Когда-то успешно, иногда нет.
- Подумайте о своих слабостях. Вырежьте их из бумаги и наклейте на свое дерево.
- Как инструкторы (Воины света) выберете, те качества, с которыми вы бы хотели разобраться в первую очередь. Продумайте план работы с этим качеством.
- Расскажите в парах о своих планах.
- «Оптимисты и пессимисты»
Закончите предложение:
«Чувствовать себя счастливым хорошо, потому что….»
«Чувствовать себя несчастным хорошо, потому что….»
(по 5 вариантов)
Материалы для мастерской
Главные линии тренингового занятия. Синтон-подход
Мягкий человек делает то, что просят. |
Сказал Магар |
Конспект лекции Н.И.Козлова на «Мастерской ведущего 2004». Записал Костенко Сергей
Краткое описание основных линий занятия
ЛИНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
- Круг Я.
- Мое личное окружение.
- Бизнес. Общество
ЛИНИЯ ДИНАМИК И МОДАЛЬНОСТЕЙ
1. Динамика – Спокойствие
2. Философское обоснование и действия практика.
3. Напряг и расслабление.
4. Содержание по модальностям:
4.1 Интеллектуальное содержание
4.2 Телесно – физическое содержание
4.3 Эмоциональное содержание
5. Музыкальный (голос, музыка) и зрительный ряд
6. Деловое (практичное) и переживательное начало (сладкое, веселое, теплое)
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ ЗАНЯТИЯ
а) Стоять, сидеть, ходить.
б) Работа с группой в целом, работа с одним человеком, работа в микрогруппах, каруселька.
ЛИНИЯ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
Подробное описание:
ЛИНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
Хорошо когда в каждом занятии присутствуют темы касающиеся:
Личного Я: это – интимно личностные темы, темы, касающиеся личностного роста, личного счастья, личного здоровья, личной коммуникации.
Личного Окружения: это друзья, любимые, семья и темы взаимоотношений с ними.
Так как в Синтон приходит много серьезных, деловых людей, то им интересны темы Бизнеса, Общества.
Например: при обсуждении игры «Красное и Черное» богато представлена тематика Бизнеса и Общества. Но если не поговорить о том, что «Красное и Черное» разыгрывается во взаимоотношениях: мальчики – девочки, муж – жена, дети – родители, наши друзья, наши сотрудники, то людям чего-то не хватает. Затем мы переходим к Способам человеческой жизни, где много говорится о круге личного Я: - как Я живу, на какой стадии развития нахожусь, а также какие Я строю отношения с людьми (это уже круг Личного Окружения) и Миром с переходом к Бизнесу и Обществу
ЛИНИЯ ДИНАМИК И МОДАЛЬНОСТЕЙ
1. Динамика – Спокойствие
Во время занятия необходимо чередование динамичных отрезков со спокойными. Потому что если все время занятие идет в спокойном монотонном режиме – люди начинают вести себя вяло, теряют активность. А если динамики очень много (без выводов, без подведения итогов), то теряется смысловая нагрузка и ДВ превращаются в обычные поигралки.
2. Философское обоснование и действия практика.
Одни люди больше склонны пофилософствовать о смысле жизни, послушать ведущего о том, как жизнь правильно понимать. А рядом с ними сидят те, кто нетерпеливо говорит: «Да мы уже все поняли. Давайте быстрее делать», или «Ну вот мы 20 минут разговариваем, а как это все применить на практике». Наша задача накормить и тех и других. Первым дать несколько идей для размышления, вторым эффективные техники.
3. Напряг и расслабление.
Ведущий должен уметь вводить группу в различные эмоциональные состояния (соответствующие задачам конкретного упражнения). Делается это своей энергетикой, своим голосом, своими эмоциями, пластикой своего тела.
4. На каждом занятии необходимо накормить людей:
1. Пищей для мозгов: (говорильно – интеллектуальное начало) – что бы на неделе людям было над чем поразмышлять.
2. Чем-то телесным, физическим, активным, бодрым – что бы после занятия тело радовалось и пело.
3. Богатыми эмоциями.
Если теряется хотя бы один подпункт пункта 4. занятие становится или пустым или скучным. Например: если все занятие было эмоциональным, было телесным, но не было ничего для интеллекта, то у народа потом может сложиться впечатление, что происходила какая то глупость. А если ведущий не наполнил занятие богатыми эмоциями, то оно становится скучным. При отсутствии телесной и физической составляющей занятие будет просто вялым.
5. В каждом занятии, в каждом упражнении должен быть хорошо простроен и музыкальный и зрительный ряд. Любое занятие всегда немного шоу. Ведущий может делать шоу сам, артистично рассказывая и показывая что – то интересное (анекдот, историю из жизни, притчу и.д.). И может делать участниками шоу часть группы или даже всю группу (все ролевые игры, падение в пропасть и т.д.).
6. Деловое и переживательное начала.
Если люди увидят, почувствуют, поймут, что на занятии было нечто, что прибавит им денег, времени, здоровья или просто радости, от чего им будет польза, люди скажут: «Да – на занятии было классно!». А для этого ведущему необходимо сделать так, чтобы после ДВ у людей в сухом остатке был навык. Что бы человек мог похвастаться: «А я теперь умею делать презентацию!» или «Я научился делать позитивный и деловой переводы».
И вместе с этим нужно дать людям теплые, сладкие, веселые, а когда – то и крутые с горчинкой переживания. Переживательный момент: - это когда включены и тело и душа, и человек находится в некотором энергичном трансе, и для него это дорого. А вот окраска этого состояния может быть самой разной.
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ ЗАНЯТИЯ
а) Стоять – сидеть – ходить.
У человека есть три основные положения. Он может стоять, сидеть или ходить, двигаться. Нельзя долго держать людей в одном положении. Иначе они устают, и результативность занятия падает. Практика показывает, что стоя группа эффективно работает не более 10 – 12 минут. Сидя до получаса. После чего дайте людям подвигаться.
б) Очень хорошо, когда на занятии идет чередование таких форм работы, как:
1. работа со всей группой: – ведущий дает теоретическую часть, или беседует со всей с группой, или дает настройку на упражнение, или собирает обратную связь после упражнения и т.д.
2. с одним человеком: – ведущий проводит демонстрацию, работает с личной проблемой человека и т.д.
3. в микрогруппах по 2, 3, 4, и т.д. человек: – это обсуждения, мозговые штурмы, а так же отработка многих других заданий.
4. в карусельке: – работают все, идет быстрая смена партнеров, и все довольны.
ЛИНИЯ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
В конце занятия ведущий спрашивает: «Кто что взял с сегодняшнего занятия». И пусть каждый член группы скажет хотя бы по два слова. Это даст возможность каждому участнику:
а) Осознать, что он для себя берет.
б) Вспомнить, что было на занятии.
в) Послушать других людей и подумать над тем, а что он может взять из того, что говорили другие участники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Дом моей мечты».
Разработка классного часа. "Дом моей мечты"...
Презентация к творческому проекту "Дом моей мечты"
Презентация к защите творческого проекта "Дом моей мечты", выполненный обучающимися 8 класса А....
Конкурсная программа "Дом моей мечты"
Конкурсная программа "Дом моей мечты" для обучающихся 8-х классов....
Презентация к конкурсной программе "Дом моей мечты"
Презентация к конкурсной программе "Дом моей мчеты" для обучающихся 8-х классов....
Бабушка моей мечты
Ежегодно в России, в последнее воскресенье ноября, отмечается День Матери. Что больше всего мы ценим в женщине? Что делает ее Женщиной? Красота? Обаяние? Ум? Деловые качества? Мне, кажется, что ...
Воспитательная система школы "Школа моей мечты"
«Гуманистическая, личностно-ориентированная концепция воспитания школьников». (школа, где созданы условия для индивидуального проявления социальной и творческой активности участников обра...
презентация к уроку"Школа моей мечты" 9 класс
Материал к учебнику "New Millennium English"...