Дерево моей мечты
методическая разработка по психологии (10 класс) на тему

Ганьшина Валентина Николаевна

Занятие в психологическом клубе для старшеклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derevo_moey_mechty.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Документация  службы  психолого-педагогического

сопровождения МОУ «Лицей №1»

ИОП «Зеркало»

Тема: Дерево  моего  характера

Цели:

1. Помочь разобраться  в  личностных, индивидуальных  особенностях,  помочь  в  раскрытии    сильных и слабых  сторон, позитивных и негативных качеств  участников,

2.  Актуализировать  личностные  ресурсы  через  разработку программ  преодоления недостатков.

Упражнения с веревками

10-20 человек встают в круг, держась обеими руками за общую веревку, после чего веревку подтягивают и завязывают так, чтобы участники стояли плотно друг к другу. Затем следует команда: «Закрыть глаза и не открывать их» – и задание: «Образуйте квадрат». Глаза можно открыть всем вместе, только после того, как группа решит, что квадрат получился. После этого упражнения и короткого перерыва предлагается опять встать в круг, закрыть глаза и (следующее задание): образовать равносторонний треугольник. Те, кто все-таки открыл глаза, выбывают из игры и могут стать наблюдателями, которые помогут группе обсудить это упражнение. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.

Это упражнение показывает важность самоорганизации группы, обнаружение лидеров, использование веревки как средства коммуникации. При обсуждении задаются вопросы: « Как произошло выдвижение лидера? Что было наиболее трудным в решении задачи? Какой прием компенсировал отсутствие зрительного контакта?»

  1. Вспомните  о  своих  положительных  сторонах  из  упражнения «Дерево  моего  характера».  И  в  парах  расскажите   о себе  все самое  хорошее. Пусть  партнер  поможет  найти  хорошее  в  себе. Потом вы поменяетесь  ролями. Даю по 2 минуты  на  рассказ  о  самом  хорошем.
  2. Расскажите  партнеру  о  своих  успехах  и  радостях  за  последний  год  (месяц,  неделю,  день,  час). Потом вы поменяетесь  ролями. Даю по 2 минуты  на  рассказ  о  самом  хорошем.

Обсуждение: «Что  помогало,  а  что  мешало  говорить о  своих  успехах  и  радостях?»

Дерево  моего  характера (часть 2). Мои  слабости.

  •  Наши драконы.

Все  мы  читали  книгу  о  Воине  света,  о  ночном  и  дневном  дозоре,  сказки,  легенды  о  смелом  воине,  убивающем  дракона.

Помните,  как  было  страшно,  когда  богатырь  отрубал у  дракона  одну  голову, а  на  её  месте  тут же  вырастала  другая?  И  казалось,  этому  не  будет  конца. Дракон  непобедим.  Но  слетала  ещё  одна  голова,  и  ещё.  И  вдруг  оказывалось,  что  дракон  обезглавлен.  Побежден. Т.е.  количество  запасных  голов  было  ограничено.

У   каждого  из  нас  есть  свой  дракон.  Он  появляется  как маленький  и  почти  безобидный  дракоша,  но  если  его  вовремя  не  обезвредить,  он  может  вырасти  и  стать  опасным  для  самого  человека.

  • Давайте  вернемся  в  наш  дивный  сад!  Посмотрим  на  свои  рисунки!  Вспомним  о  наших  внутренних  ресурсах!  Посмотрите,  у  каждого  из  нас так  много  хороших  качеств,  что  у  нас  вообще  нет  нужды  что-то  доказывать  людям. Мы  такие,  какие  есть.
  • Но  как  у  любого  Воина  света  у нас  есть  свои  драконы,  с  которыми  мы  боремся.  Когда-то  успешно,  иногда  нет.  
  • Подумайте  о  своих  слабостях.  Вырежьте  их  из  бумаги  и  наклейте  на  свое  дерево.
  • Как  инструкторы (Воины  света)  выберете,  те  качества, с  которыми  вы  бы  хотели   разобраться  в  первую  очередь.  Продумайте  план  работы  с  этим  качеством.
  • Расскажите  в  парах  о  своих  планах.  
  • «Оптимисты  и пессимисты»

Закончите предложение:

  «Чувствовать себя  счастливым  хорошо,  потому  что….»

   «Чувствовать себя  несчастным  хорошо,  потому  что….»

             (по 5 вариантов)

Материалы для мастерской

Главные линии тренингового занятия. Синтон-подход

Мягкий человек делает то, что просят.
Черствый человек не делает то, что просят.
Глупый человек делает то, что не просят.
Умный человек не делает то, что не просят.
И лишь Мудрый человек делает то, что нужно.

Сказал Магар

Конспект лекции Н.И.Козлова на «Мастерской ведущего 2004». Записал Костенко Сергей

Краткое описание основных линий занятия

ЛИНИЯ  СОДЕРЖАНИЯ

  • Круг Я.
  • Мое личное окружение.
  • Бизнес. Общество

ЛИНИЯ ДИНАМИК И МОДАЛЬНОСТЕЙ

1. Динамика – Спокойствие

2. Философское обоснование и действия практика.

3. Напряг и расслабление.

4. Содержание по модальностям:

4.1 Интеллектуальное содержание

4.2 Телесно – физическое содержание

4.3 Эмоциональное содержание

5.  Музыкальный (голос, музыка) и зрительный ряд

6.  Деловое (практичное) и переживательное начало (сладкое, веселое, теплое)

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ ЗАНЯТИЯ

а)  Стоять, сидеть, ходить.

б)  Работа с группой в целом, работа с одним человеком, работа в микрогруппах, каруселька.

ЛИНИЯ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

Подробное описание:

ЛИНИЯ  СОДЕРЖАНИЯ

Хорошо когда в каждом занятии присутствуют темы касающиеся: 

Личного Я: это – интимно личностные темы, темы, касающиеся личностного роста, личного счастья, личного здоровья, личной коммуникации.

Личного Окружения: это друзья, любимые, семья и темы взаимоотношений с ними.

Так как в Синтон приходит много серьезных, деловых людей, то им интересны темы Бизнеса, Общества.

Например: при обсуждении игры «Красное и Черное» богато представлена тематика Бизнеса и Общества. Но если не поговорить о том, что «Красное и Черное» разыгрывается во взаимоотношениях: мальчики – девочки, муж – жена, дети – родители, наши друзья, наши сотрудники, то людям чего-то не хватает. Затем мы переходим к Способам человеческой жизни, где много говорится о круге личного Я: - как Я живу, на какой стадии развития нахожусь, а также какие Я строю отношения с людьми (это уже круг Личного Окружения) и Миром с переходом к Бизнесу и Обществу

                          ЛИНИЯ ДИНАМИК И МОДАЛЬНОСТЕЙ

1. Динамика – Спокойствие

Во время занятия необходимо чередование динамичных отрезков со спокойными. Потому что если все время занятие идет в спокойном монотонном режиме – люди начинают вести себя вяло, теряют активность. А если динамики очень много (без выводов, без подведения итогов), то теряется смысловая нагрузка и ДВ превращаются в обычные поигралки.

2. Философское обоснование и действия практика.

Одни люди больше склонны пофилософствовать о смысле жизни, послушать ведущего о том, как жизнь правильно понимать. А рядом с ними сидят те, кто нетерпеливо говорит: «Да мы уже все поняли. Давайте быстрее делать», или «Ну вот мы 20 минут разговариваем, а как это все применить на практике». Наша задача накормить и тех и других. Первым дать несколько идей для размышления, вторым эффективные техники.

3. Напряг и расслабление.

Ведущий должен уметь вводить группу в различные эмоциональные состояния (соответствующие задачам конкретного упражнения). Делается это своей энергетикой, своим голосом, своими эмоциями, пластикой своего тела.

4. На каждом занятии необходимо накормить людей:

1. Пищей для мозгов: (говорильно – интеллектуальное начало) – что бы на неделе людям было над чем поразмышлять.

2. Чем-то телесным, физическим, активным, бодрым – что бы после занятия тело радовалось и пело.

3. Богатыми эмоциями.

Если теряется хотя бы один подпункт пункта 4. занятие становится или пустым или скучным. Например: если все занятие было эмоциональным, было телесным, но не было ничего для интеллекта, то у народа потом может сложиться впечатление, что происходила какая то глупость. А если ведущий не наполнил занятие богатыми эмоциями, то оно становится скучным. При отсутствии телесной и физической составляющей занятие будет просто вялым.

5.    В каждом занятии, в каждом упражнении должен быть хорошо простроен и музыкальный и зрительный ряд. Любое занятие всегда немного шоу. Ведущий может делать шоу сам, артистично рассказывая и показывая что – то интересное (анекдот, историю из жизни, притчу и.д.). И может делать участниками шоу часть группы или даже всю группу (все ролевые игры, падение в пропасть и т.д.).

6. Деловое и переживательное начала.

Если люди увидят, почувствуют, поймут, что на занятии было нечто, что прибавит им денег, времени, здоровья или просто радости, от чего им будет польза, люди скажут: «Да – на занятии было классно!». А для этого ведущему необходимо сделать так, чтобы после ДВ у людей в сухом остатке был навык. Что бы человек мог похвастаться: «А я теперь умею делать презентацию!» или «Я научился делать позитивный и деловой переводы».

 И вместе с этим нужно дать людям теплые, сладкие, веселые, а когда – то и крутые с горчинкой переживания. Переживательный момент: - это когда включены и тело и душа, и человек находится в некотором энергичном трансе, и для него это дорого. А вот окраска этого состояния может быть самой разной.

            ПРОСТРАНСТВЕННАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ ЗАНЯТИЯ

а) Стоять – сидеть – ходить.

У человека есть три основные положения. Он может стоять, сидеть или ходить, двигаться. Нельзя долго держать людей в одном положении. Иначе они устают, и результативность занятия падает. Практика показывает, что стоя группа эффективно работает не более 10 – 12 минут. Сидя до получаса. После чего дайте людям подвигаться.

б) Очень хорошо, когда на занятии идет чередование таких форм работы, как:

1. работа со всей группой:  –  ведущий дает теоретическую часть, или беседует со всей с группой, или дает настройку на упражнение, или собирает обратную связь после упражнения и т.д.

2. с одним человеком:  –  ведущий проводит демонстрацию, работает с личной проблемой человека и т.д.

3. в микрогруппах по 2, 3, 4, и т.д. человек:  –  это обсуждения, мозговые штурмы, а так же отработка многих других заданий.

4. в карусельке:  –  работают все, идет быстрая смена партнеров, и все довольны.

                      ЛИНИЯ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

В конце занятия ведущий спрашивает: «Кто что взял с сегодняшнего занятия». И пусть каждый член группы скажет хотя бы по два слова. Это даст возможность каждому участнику: 

а)  Осознать, что он для себя берет.

б)  Вспомнить, что было на занятии.

в)  Послушать других людей  и подумать над тем, а что он может взять из того, что говорили другие участники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Дом моей мечты».

Разработка классного часа. "Дом моей мечты"...

Презентация к творческому проекту "Дом моей мечты"

Презентация к защите творческого проекта "Дом моей мечты", выполненный обучающимися 8 класса А....

Конкурсная программа "Дом моей мечты"

Конкурсная программа "Дом моей мечты" для обучающихся 8-х классов....

Презентация к конкурсной программе "Дом моей мечты"

Презентация к конкурсной программе "Дом моей мчеты" для обучающихся 8-х классов....

Бабушка моей мечты

Ежегодно в России, в последнее воскресенье ноября, отмечается День Матери. Что больше всего мы ценим в женщине? Что делает ее Женщиной? Красота? Обаяние? Ум? Деловые качества? Мне, кажется, что ...

Воспитательная система школы "Школа моей мечты"

«Гуманистическая, личностно-ориентированная концепция воспитания школьников».  (школа, где созданы  условия для индивидуального проявления социальной и творческой активности участников обра...

презентация к уроку"Школа моей мечты" 9 класс

Материал к учебнику "New Millennium English"...