Родительское собрание по теме:«Профессиональный выбор школьников. Как могут помочь родители?»
методическая разработка по психологии на тему

Турлакова Ирина Викторовна

Цель родительского собрания- осмысление родителями важности проблемы профессионального выбора, овладение знаниями и приёмами поддержки детей в этом выборе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prof_vybor.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание по теме:

«Профессиональный выбор школьников. Как могут помочь родители?»

Цель:

осмысление родителями важности проблемы профессионального выбора, овладение знаниями и приемами поддержки детей в этом выборе.

Задачи:

  1. Расширение степени информированности родителей по проблеме профессионального выбора.
  2. Проектирование содержания воспитательного взаимодействия родителей с детьми по профессиональному самоопределению.
  3. Овладение приемами воспитательного взаимодействия с детьми, обеспечивающими эффективность подготовки их профессионального выбора.

Ход собрания.

«Мы всегда начинаем больше уважать людей после того, как попробуем делать их работу»

Ульям Федер

«Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим».

NN

«Вот лучший совет, который можно дать юношеству: «Найди что-нибудь, что тебе нравиться делать,  а потом найди кого-нибудь, кто будет тебе за это платить»

Кэтрин Уайтхорн

Из огромного множества профессий каждый подросток должен выбрать одну, да еще такую, чтобы душа к ней лежала. Педагоги и родители должны помочь детям правильно определиться в своих интересах, способностях, в ситуации на рынке труда.  

Есть два способа выбирать профессию:

Первый способ - это метод - проб и ошибок, кода человек идёт вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдёт ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда.

Другой путь - изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания — всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии. Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессии, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования профессии к человеку. Только тогда выбор может быть осмысленным.

Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленная на ознакомление учащихся с его способностями и возможностями для того, что бы помочь ему выбрать одну из наиболее подходящих для него профессий.

Цель профориентации - подвести учащихся к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

Основным элементом этой системы является диагностика его профессиональных интересов и склонностей. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

Обращение психолога к родителям:

«Уважаемые родители, поднимите руки те, кто считает, что главное при выборе профессии – это совет родителей?

А кто считает, что главное – личный интерес вашего ребенка?»

Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Даже многие взрослые работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о «других» видах деятельности. Нет «интересных» и «неинтересных» профессий.

Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека. Предлагаем для подростков ситуацию выбора профессии.

При выборе профессии необходимо учитывать три базовых фактора:

Я-хочу, Я-могу, Я-надо.

 «Хочу» - это желания, интересы, склонности личности.

 «Могу» - это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).

«Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д.

Первое, что надо решить, - это какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях (техникум, профессионально-техническое училище, суворовское или нахимовское училище, курсы на производстве).

В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:

  • социальный заказ, положение на рынке труда;
  • уровень материального обеспечения семьи;
  • возможности получения помощи в обучении;
  • условия оплаты труда в данной сфере;
  • местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений).

Вторая часть задачи - выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок, определить её тип, класс, отдел («Я-хочу»). Следует ознакомиться с профессиограммой выбранной специальности, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.

И третья часть выбора - учесть возможности ребенка («Я-могу»):

  • интересы, склонности;
  • успехи в учёбе и потенциальные способности;
  • свои сильные и слабые стороны;
  • состояние здоровья.

Задача заключается в сознательном ограничении, ущемлении своего «Я-хочу»: оно должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо». Рисунок иллюстрирует ситуацию: оптимальный выбор должен быть заключён в площади перекрытия всех трёх факторов.

Итак, сознательный выбор профессии (специальности) основывается:

  • на знаниях о мире профессий;
  • знаниях о выбираемой конкретной профессии;
  • изучении своих интересов;
  • изучении своих способностей;
  • знании своих сильных и слабых качеств;
  • состоянии своего здоровья;
  • учёте материальных условий семьи;
  • учёте ситуации на рынке труда.

Профессиональное самоопределение - сложный и длительный процесс. Поэтому не исключены ошибки. Но чем серьёзнее вы относитесь к поставленной задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигнете цели.

Ошибки при выборе профессии: 

  • увлечение внешней или частной стороной профессии;
  • незнание мира профессий, выбор «за компанию»;
  • неумение разбираться в своих способностях.

 

Правила выбора профессии:

  1. Изучить как можно больше профессий, выявить, какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете.
  2. С помощью учителей и других специалистов изучить ребенка (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию 
  3. Подробно изучить эту профессию, ознакомиться с профессиограммой, уточнить формулу профессии, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста 
  4. Дать возможность практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии 
  5. Сравнить полученные знания о профессии с его профессиональными возможностями, посоветоваться с другими родителями, учителями, врачами, при возможности получить квалифицированную профконсультацию.
  6. При соответствии своих профессиональных возможностей требованиям предпочитаемой профессии помочь ребенку осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению. 
  7. При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант. 
  8. Выбрав для себя будущую профессию, одобрять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве.

Рекомендации по выбору профессии детьми (для родителей):

  • Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.
  • Осознайте ценность выбора вашего ребенка (для себя и для общества), изучайте профессию и всё, что с ней связано.
  • Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
  • Произнося «Я хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.
  • Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).
  • Помогите ему построить для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели.
  • Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.
  • Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.
  • Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
  • Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
  • Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
  • Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей.
  • Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
  • Родителям необходимо учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и на сколько такое влияние оказывается положительным.

Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, выбирают другую, а работают - в третьей. И это часто следствие ошибочных действий по профессиональному самоопределению.

Думаю, что сегодняшний разговор был для вас полезным и поможет определиться в будущей жизни.

 Желаю Вам и Вашим детям успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 9 классе "Выбор подходящего учебного заведения"

Родительское собрание в 9 классе "Выбор подходящего учебного заведения" с памяткой для родителей...

Родительское собрание "Подростковый возраст и выбор профессии".

Презентация предназначена для показа родителям обучающихся 8-х и 9-х классов. В презентации содержится краткая информация об особенностях подросткового возраста: ведущей деятельности, новообразованиях...

Родительское собрание «Первые шаги в выборе профессии»

Формирование у родителей представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профориентации детей...

Выступление на общешкольном родительском собрании Защита детей в сети Интернет. Что могут сделать взрослые

Выступление на общешкольном родительском собрании Защита детей в сети Интернет. Что могут сделать взрослые...

Родительское собрание "Твоя жизнь - твой выбор"

О профессиональном самоопределении ребенка...

Родительское собрание "Помощь родителей в выборе профессии детьми"

Материал к проведению консультативно-просветительской деятельности с родителями в вопросе профориентации учащихся....