Родительское собрание по теме:«Профессиональный выбор школьников. Как могут помочь родители?»
методическая разработка по психологии на тему
Цель родительского собрания- осмысление родителями важности проблемы профессионального выбора, овладение знаниями и приёмами поддержки детей в этом выборе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prof_vybor.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание по теме:
«Профессиональный выбор школьников. Как могут помочь родители?»
Цель:
осмысление родителями важности проблемы профессионального выбора, овладение знаниями и приемами поддержки детей в этом выборе.
Задачи:
- Расширение степени информированности родителей по проблеме профессионального выбора.
- Проектирование содержания воспитательного взаимодействия родителей с детьми по профессиональному самоопределению.
- Овладение приемами воспитательного взаимодействия с детьми, обеспечивающими эффективность подготовки их профессионального выбора.
Ход собрания.
«Мы всегда начинаем больше уважать людей после того, как попробуем делать их работу»
Ульям Федер
«Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с большим будущим».
NN
«Вот лучший совет, который можно дать юношеству: «Найди что-нибудь, что тебе нравиться делать, а потом найди кого-нибудь, кто будет тебе за это платить»
Кэтрин Уайтхорн
Из огромного множества профессий каждый подросток должен выбрать одну, да еще такую, чтобы душа к ней лежала. Педагоги и родители должны помочь детям правильно определиться в своих интересах, способностях, в ситуации на рынке труда.
Есть два способа выбирать профессию:
Первый способ - это метод - проб и ошибок, кода человек идёт вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдёт ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существованию, но и радость труда.
Другой путь - изучение себя, своих интересов, склонностей, свойств нервной системы, мышления, памяти, внимания — всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии. Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессии, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования профессии к человеку. Только тогда выбор может быть осмысленным.
Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленная на ознакомление учащихся с его способностями и возможностями для того, что бы помочь ему выбрать одну из наиболее подходящих для него профессий.
Цель профориентации - подвести учащихся к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.
Основным элементом этой системы является диагностика его профессиональных интересов и склонностей. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.
Обращение психолога к родителям:
«Уважаемые родители, поднимите руки те, кто считает, что главное при выборе профессии – это совет родителей?
А кто считает, что главное – личный интерес вашего ребенка?»
Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, нужно сознательно и самостоятельно встать на позицию равного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Даже многие взрослые работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнение о «других» видах деятельности. Нет «интересных» и «неинтересных» профессий.
Выбор профессии - важный и ответственный шаг в жизни каждого молодого человека. Предлагаем для подростков ситуацию выбора профессии.
При выборе профессии необходимо учитывать три базовых фактора:
Я-хочу, Я-могу, Я-надо.
«Хочу» - это желания, интересы, склонности личности.
«Могу» - это человеческие возможности (физиологические и психологические, образовательные ресурсы личности).
«Надо» - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т. д.
Первое, что надо решить, - это какой путь избрать после 9 класса: продолжать общее образование в старшей школе или в профессиональных учреждениях (техникум, профессионально-техническое училище, суворовское или нахимовское училище, курсы на производстве).
В этой части выбора больше всего действует фактор «надо». В сегодняшних социально-экономических условиях первостепенное значение имеют:
- социальный заказ, положение на рынке труда;
- уровень материального обеспечения семьи;
- возможности получения помощи в обучении;
- условия оплаты труда в данной сфере;
- местная инфраструктура профессионального образования (местная конъюнктура учебных заведений).
Вторая часть задачи - выбрать ту профессию и специальность, которую хочет ребенок, определить её тип, класс, отдел («Я-хочу»). Следует ознакомиться с профессиограммой выбранной специальности, изучить требования, которые она предъявляет к человеку.
И третья часть выбора - учесть возможности ребенка («Я-могу»):
- интересы, склонности;
- успехи в учёбе и потенциальные способности;
- свои сильные и слабые стороны;
- состояние здоровья.
Задача заключается в сознательном ограничении, ущемлении своего «Я-хочу»: оно должно быть адекватно «Я-могу» и учитывать требования социальной среды «Я-надо». Рисунок иллюстрирует ситуацию: оптимальный выбор должен быть заключён в площади перекрытия всех трёх факторов.
Итак, сознательный выбор профессии (специальности) основывается:
- на знаниях о мире профессий;
- знаниях о выбираемой конкретной профессии;
- изучении своих интересов;
- изучении своих способностей;
- знании своих сильных и слабых качеств;
- состоянии своего здоровья;
- учёте материальных условий семьи;
- учёте ситуации на рынке труда.
Профессиональное самоопределение - сложный и длительный процесс. Поэтому не исключены ошибки. Но чем серьёзнее вы относитесь к поставленной задаче, тем меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигнете цели.
Ошибки при выборе профессии:
- увлечение внешней или частной стороной профессии;
- незнание мира профессий, выбор «за компанию»;
- неумение разбираться в своих способностях.
Правила выбора профессии:
- Изучить как можно больше профессий, выявить, какие профессии и специальности нужны в регионе, где вы живете.
- С помощью учителей и других специалистов изучить ребенка (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, ощущение, восприятие, представление, память, внимание, мышление, здоровье, самооценка), помочь избрать наиболее привлекательную и подходящую профессию
- Подробно изучить эту профессию, ознакомиться с профессиограммой, уточнить формулу профессии, выяснить содержание и условия труда, а также требования профессии к человеку, изучить возможности приобретения профессии и перспективы профессионального роста
- Дать возможность практически попробовать ребенку свои силы в этой профессии
- Сравнить полученные знания о профессии с его профессиональными возможностями, посоветоваться с другими родителями, учителями, врачами, при возможности получить квалифицированную профконсультацию.
- При соответствии своих профессиональных возможностей требованиям предпочитаемой профессии помочь ребенку осуществлять самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.
- При отсутствии такого соответствия изучить запасной профессиональный вариант.
- Выбрав для себя будущую профессию, одобрять настойчивость в реализации профессионального намерения и овладении профессией в совершенстве.
Рекомендации по выбору профессии детьми (для родителей):
- Каждый сам выбирает свою профессию и сам должен ошибаться и учиться на своих ошибках; советы нужно слушать, а решать и поступать по-своему.
- Осознайте ценность выбора вашего ребенка (для себя и для общества), изучайте профессию и всё, что с ней связано.
- Сориентируйтесь в конкретной социально-экономической ситуации (потребность, престижность, зарплата и др.).
- Произнося «Я хочу», знайте, что вы можете и что надо в данных обстоятельствах.
- Выделите дальнюю профессиональную цель (мечту), соотнесите её с другими жизненными целями (личностными, семейными, досуговыми).
- Помогите ему построить для себя систему ближних и средних перспектив как этапов движения к дальней цели.
- Не бойтесь поиска, риска, смело исправляйте ошибки, возвращайтесь с неправильно избранного пути.
- Выбирать следует не только профессию, а и связанный с ней образ жизни и подходящий для вас вид деятельности.
- Будьте ответственны в решениях: жизнь не знает черновиков.
- Имейте резервный вариант на случай неудачи по основному направлению.
- Осознайте трудности (внешние и внутренние) на пути к намеченным целям.
- Наметьте (спланируйте) пути и средства преодоления трудностей.
- Для приближения мечты надо много работать, читать, думать.
- Родителям необходимо учитывать степень влияния сверстников на решение сына или дочери и на сколько такое влияние оказывается положительным.
Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, выбирают другую, а работают - в третьей. И это часто следствие ошибочных действий по профессиональному самоопределению.
Думаю, что сегодняшний разговор был для вас полезным и поможет определиться в будущей жизни.
Желаю Вам и Вашим детям успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в 9 классе "Выбор подходящего учебного заведения"
Родительское собрание в 9 классе "Выбор подходящего учебного заведения" с памяткой для родителей...
Родительское собрание на тему "Профессиональная направленность и профессиональные интересы".
Протокол родительского собрания....
Родительское собрание "Подростковый возраст и выбор профессии".
Презентация предназначена для показа родителям обучающихся 8-х и 9-х классов. В презентации содержится краткая информация об особенностях подросткового возраста: ведущей деятельности, новообразованиях...
Родительское собрание «Первые шаги в выборе профессии»
Формирование у родителей представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профориентации детей...
Выступление на общешкольном родительском собрании Защита детей в сети Интернет. Что могут сделать взрослые
Выступление на общешкольном родительском собрании Защита детей в сети Интернет. Что могут сделать взрослые...
Родительское собрание "Твоя жизнь - твой выбор"
О профессиональном самоопределении ребенка...
Родительское собрание "Помощь родителей в выборе профессии детьми"
Материал к проведению консультативно-просветительской деятельности с родителями в вопросе профориентации учащихся....