Программа по адаптации уч-ся 5х классов в условиях ФГОС
рабочая программа по психологии (5 класс) на тему

Шушурихина Вера Анатольевна

Как помочь пятиклассникам   и учителям  в адаптационный период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_psikhologo.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптационного периода учеников 5-х классов в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты

Содержание.

  1. Введение………………………………………………………………………………..3

Пояснительная записка

  1. Актуальность разработки психолого-педагогической программы…………….4
  1. Характеристика содержания программы………………………………………….5

Описание программы

Ожидаемый результат

Цель, задачи, принципы

  1. Виды работ по психолого-педагогическому сопровождению…………………….6

Диагностика

Консультирование

Психолого-педагогическое сопровождение

Коррекционно-развивающая работа

Аналитическая работа

  1. Структура работы по психолого-педагогическому сопровождению……………..7
  1. План психолого-педагогического сопровождения ФГОС………………………….7

Список литературы……………………………………………………………………………10

Взрослому человеку, с положительным набором ценностей,

При воспитании ребёнка- важно не только научить…

А со всем набором полученных знаний и навыков-

адаптировать его к жизненным реалиям…

Так, чтобы он в последствии не разочаровался

И не отказался от данных ценностей…

С. Гудман

1.Пояснительная записка.

В настоящее время педагогическое образование превращается в образование психолого-педагогическое. Школа меняет своё направление и её целью становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся.

В 21 веке для того чтобы стать успешным недостаточно владеть предметными знаниями, надо ещё обладать компетенциями, которые позволяют успешно общаться, управлять собственной деятельностью, освоить и применить любые знания.

Основным понятием, которое характеризует цели современного российского образования, является понятие «развитие». Образование понимается как процесс целенаправленного развития, который приводит к определенному результату – становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. В процессе образования эти способности передаются педагогами и приобретаются обучающимися в виде универсальных учебных действий.

В широком смысле термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию.

В узком смысле под универсальными учебными действиями понимается совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат школьного образования. Успешное решение образовательных задач предполагает, что обучающийся умеет ставить цели (задачи), владеет способами решения поставленной задачи или создает такие способы самостоятельно, умеет контролировать, оценивать и исправлять свою деятельность.

Стандарт выделяет в качестве основных видов УУД, соответствующие основными целям образования основные 4 блока: коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные УУД.

Коммуникативные УУД- обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата; - коррекция; - оценка. - волевая саморегуляция.

Познавательные УУД- включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Введение ФГОС требует усиленной работы всех школьных служб, в том числе и работы психолога. При переходе на ФГОС в деятельности психолога произошли изменения. Если раньше психологическая работа была ориентирована на учащихся, то теперь акцент делается на работу с педагогами, на психологическое просвещение, так как введение стандартов, предъявляет новые требования к уровню психолого-педагогической компетентности учителя. Психолого-педагогическое сопровождение учебно- воспитательного процесса в школе и до перехода на ФГОС являлось молодым направлением, хотя вопросы психологического сопровождения рассматривались в работах А.И. Дубровиной, М.Р. Битяновой, Р.В. Овчаровой, Л.М. Фридмана и в других источниках. В литературе достаточно хорошо определены основные цели и задачи школьного психолога, направления и содержание его работы. Но имеются проблемы и противоречия по некоторым сторонам процесса сопровождения, которые оказались не достаточно разработанными, особенно в рамках ФГОС нового поколения.

Обучающиеся должны перейти на новые стандарты, в сложный для них период адаптации к среднему звену. Адаптация – это приспособление функций организма к новым условиям среды, адаптация всегда предполагает страх, поэтому психолого-педагогическое сопровождение на этом этапе особенно необходимо. Для прогнозирования и планирования психологического климата, учитывая требования новых стандартов, мною разработана программа психолого-педагогического сопровождения. Эта программа-первый шаг в данном направлении.

2.Актуальность разработки психолого-педагогической программы.

В современной школе достаточно много факторов риска школьной дезадаптации, которая проявляется в следующих проблемах школьного обучения:

- появление не успешности в учебе;

- снижение мотивации к учению;

- возникновение конфликтных ситуаций в системах «ученик-учитель», «ученик-ученик»;

- нарушение поведения у подростков;

Диагностические исследования проблем школьной дезадаптации показывают, что чаще всего в основе дезадаптированности учащихся в рамках учебного заведения лежат трудности адаптационных периодов при переходе с одной ступени обучения на другую, которые в частности могут проявляться:

- в снижении успеваемости;

- в значительно изменяющихся условиях обучения;

- в противоречивости отношений и системы требований к ученику;

- в возникающих внутренних противоречиях у самих учеников, связанных с их личностным развитием, в том числе и интеллектуальным.

Основными причинами проблем, возникающих у учеников 5-ых классов при переходе в основную школу, как показывает практика, являются не только социально-психологические (смена одного основного учителя на группу учителей-предметников и, как следствие изменение системы требований, появление новых предметов и увеличение умственной нагрузки, эмоционально-поведенческие проблемы, резко обостряющиеся при смене обстановки и т.д.).

На основании диагностических данных можно сделать вывод, что

- система психолого-педагогического сопровождения зачастую работает исключительно с последствиями несовершенной организации процесса обучения и воспитания;

- не эффективным оказывается и принцип работы системы «по запросу» субъектов образовательного процесса.

Я считаю, что наиболее актуальным на сегодня оказывается принцип опережающего сопровождения. В соответствии с чем психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода пятиклассников целесообразно начинать проводить с момента начала их обучения в 5-м классе и продолжать процесс сопровождения до момента окончания ими 5-го класса. Такая продолжительность программы сопровождения позволит обеспечить реализацию комплексного плана мероприятий, направленных не только на коррекцию уже имеющихся проблем, но и на их профилактику.

Поскольку факторами риска в нарушении процесса формирования личности могут являться практически все участники учебного процесса, программа психолого-педагогического сопровождения нацелена на вовлечение в нее не только учеников и учителей, но и родителей, а также всех остальных участников учебно-воспитательного процесса.

3.Характеристика содержания программы.

Описание программы сопровождения.

Программа разработана в рамках основной образовательной программы школы.

Общий контроль за реализацией программы психолого-педагогического сопровождения осуществляется директором школы, а связующим звеном является педагог-психолог.

Текущий контроль возлагается на заместителей директора школы по УВР.

Промежуточные результаты работы по программе анализируются на психолого-педагогических консилиумах.

В реализации программы психолого-педагогического сопровождения задействованы:

- администрация школы;

- классные руководители 5-х классов;

- учителя-предметники;

- педагог-психолог;

- социальный педагог

- фельдшер

Продолжительность программы – 1 год

Ожидаемый результат.

- положительная динамика сформированности всех видов УУД.

- успешная социально-психологическая адаптация к новым социальным условиям.

Цель: создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности обучающихся и их успешного освоения основной образовательной программы основного общего образования, оказание помощи всем субъектам образовательного процесса в адаптационный период.

Задачи:

1.Систематически отслеживать психолого-педагогический статус обучающихся и динамику их психологического развития в процессе школьного обучения.

2.Создать оптимальные социально-психологические условия личностного и интеллектуального развития обучающихся основной школы.

3. Формировать у обучающихся способность к самопознанию, саморазвитию.

4.Снижение уровня тревожности уч-ся, педагогов, родителей.

Принципы программы:

1.Идти за ребенком, направляя его развитие, а не навязывая ему цели и пути, правильные с точки зрения педагогов.

2.Помогать ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития.

3.Сопровождение является комплексной работой многих специалистов: администрации, учителей, психолога, социального педагога, школьного фельдшера, но педагог – психолог является координирующим звеном.

4.Оказывать ребенку оперативную помощь в критических ситуациях.

5.Учить ребенка самостоятельно решать возникающие проблемы.

6.Добиваться высокой социальной адаптации ребенка.

7.Создавать каждому учащемуся в рамках объективно существующей социально-педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения.

4. Виды работ по психолого-педагогическому сопровождению.

- диагностика (индивидуальная и групповая, психологическая, психолого-педагогическая, педагогическая);

- консультирование (индивидуальное и групповое);

- психолого-педагогическое просвещение: формирование психолого-педагогической культуры, развитие психолого-педагогической компетент-ности обучающихся, администрации, учителей и родителей;

- коррекционно-развивающая работа;

- аналитическая работа.

1 четверть

2 четверть

консилиум

3 четверть

4 четверть

Диагностический

минимум по адаптации

Углубленная

диагностика

Коррекционно-развивающая работа по адаптации

Консилиум

Аналитическая работа

5. Структура работы по психолого-педагогическому сопровождению.

В первой четверти проводится фронтальная и индивидуальная диагностика, направленная на изучение уровня психологической адаптации обучающихся к учебному процессу: комплекс методик обследования адаптационного периода вымогает в себя наиболее показательные для адаптации процессы; мотивация учения, тревожность, самооценку (личностные УУД).

Во второй четверти проводится углубленная диагностика, которая включает в себя диагностику уровня интеллектуального развития (познавательные УУД), определение социометрического статуса. Результаты диагностики заносятся в индивидуальные карты учащихся и итоговые бланки аналитических отчетов. Таким образом создается банк данных об интеллектуальном и личностном развитии о формировании УУД.

После проведенной диагностики проводится консилиум, в состав которого входят администрация, учителя-предметники, работающие в классе, кл. руководитель, где психолог дает психологическую характеристику класса.

В третьей четверти проводится коррекционно-развивающая работа с группой обучающихся, с выявленными психологическими проблемами. Форма работы – групповые занятия (по пр. вариативность) и индивидуальное занятие. Для снятия чрезмерного психологического напряжения. На этом же этапе работы проводится консультативно – просветительская работа с родителями (тематическое консультирование).

В четвертой четверти проводится итоговый консилиум, знакомство с мониторингом психического статуса обучающихся и аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС, планирование работы на следующий год.

Данная система работы позволяет всему педагогическому коллективу обеспечить психолого-педагогические условия развития личности в непрерывном образовании на конкретном возрастном этапе.

6. План психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО для 5-х классов:

Направления деятельности

УУД

Срок

проведения

Предполагаемый результат

Психолого-педагогическая диагностика

1. Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровской в 5 классах

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

I этап

сентябрь–

октябрь

II этап Апрель– май

Создание условий для успешной адаптации учащихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление школьных факторов риска

2. Тест школьной тревожности Филлипса

Личностные УУД

ноябрь

Определение уровня школьной тревожности

3. Методика самооценки В.Н.Ковалева.

Личностные УУД

Октябрь –апрель (мониторинг)

Изучение самооценки

4. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Личностные УУД

Октябрь –

Изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД

5. «Прогрессивные матрицы» Равена

Познавательные УУД

Ноябрь -апрель (мониторинг)

Определение темпа работоспособности

6. Методика  Сишора «Социометрия»

Коммуникативные УУД

Ноябрь

Определение социометрического статуса в классе

7. Личностный опросник Кеттелла в модификация Л.А. Ясюковой

Регулятивные УУД

Ноябрь

Консультационная и просветительская работа

Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей пятиклассников.

По запросу ноябрь–май

Групповые и индивидуальные консультации с педагогами

«Первый раз в новый класс»

«Трудности адаптационного периода»

«Психологические особенности младшего подросткового возраста».

«Почему учится трудно»

сентябрь-май.

Повышение готовности педагогов к работе в новом детском коллективе

Коррекционно-развивающая работа:

Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

ПознавательныеУУД

Ноябрь– апрель

Снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны

 Курс Г.К. Селевко «Познай себя» для учащихся 5 классов. Данная программа предназначена для самосовершенствования личности.

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Сентябрь – май

Развитие основных качеств личности

Аналитическая работа

май

Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении

7.Заключение

Целью разработки и внедрения данной мотивационной программы явилось обязательное требование ФГОС – знать и учитывать индивидуальные возрастные психологические особенности обучающихся. Эта программа поможет сформировать «Портрет учащегося нового поколения».

Инновация данной программы ещё и о том, что все классические и авторские диагностические методики приведены в соответствии с основными видами УУД.

Об эффективности программы можно судить по результатам мониторинга, где прослеживается положительная динамика по всем диагностическим методикам.

Разработанную программу можно использовать как ориентировочную, на основе которой можно составить индивидуальные стратегии психологической работы, основанные на специфических проблемах и ресурсах своей собственной школы.

Список литературы

  1. Дубровина И.В., Прихожан А.М., Данилова Е.Е., Дубровина И.В., «Психология. 5 класс». И.: «Московский психолого-социальный институт», 2007.
  2. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. М.:2001.
  3. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под редакципей Л.М. Митиной М.: 2010.
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: «Просвещение» 2011.
  5. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя. Под редакцией А.Г. Асмолова. М.: «Просвещение» 2011.
  6. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба, М.:2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете "Адаптация учащихся 5-го класса к условиям обучения на ступени общего образования".

Выступление на педагогическом свете с презентацией "Адаптация учащихся 5-го класса к условиям обучения на ступени основного общего образования""...

Рабочая программа по биологии для 5 класса ( в условиях ФГОС), 1 час в неделю, авторы Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.

Рабочая программа по биологии для 5 класса ( в условиях ФГОС), 1 час в неделю, авторы  Пономарёва   И.Н.,   Корнилова   О.А....

Адаптация учащихся 6, 7 классов к условиям совместного обучения в школе I,II вида.

О создании успешных условий в учебном процессе для учеников совместного обучения....

Рабочая программа по математике для обучающихся 5 класса в условиях перехода на ФГОС УО

Математика является одним из важных общеобразовательных предметов  в  образовательных организациях, осуществляющих  обучение учащихся  с умственной отсталостью ( интеллектуальными ...

Программа "Развитие проектной деятельности в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО"

Программа составлена как инновационная деятельность в условиях реализации ФГОС НОО, оформлена в соответствии со всеми требованиями. Расчитана на 3  года (2-4 классы)....

Адаптация учащихся 5 «А» класса в условиях внедрения нового ФГОС (Итоги I четверти )

Одной из важных форм установления контактов педагогов с семьями учащихся является родительское собрание. Главное его предназначение — согласование, координация и интеграция усилий школы и с...

Доклад по итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году

   Докладпо итогам анализа уровня адаптации учащихся 5-х классов к условиям обучения в среднем звене в 2023-2024 учебном году...