"Программа психолого-логопедического сопровождения детей с ОВЗ"
рабочая программа по психологии на тему
Программа предназначена для коррекционной работы с детьми 7,8 вида. Программа интегрированных, коррекйионных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannaya_programma.docx | 85.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Директор МОУ «Средняя Зам директора по УВР МОУ Рассмотрено на МО учителей
общеобразовательная«Средняя общеобразовательная начальных классов
школа №3 п. Советский» школа №3 п. Советский» Протокол №__ от _________
Утверждаю:__________ Согласовано:____________ Руководитель:_____________
/Новосёлов С.А.//Софронова С.В./ /Акпулатова С.А../
«___» ______20 «___» ______20 «___» ______20
Программа психолого-логопедического сопровождения
детей с ОВЗ
Тип программы: авторская
Авторы: Мальцева Т.Ф. – учитель-логопед, Морозова О.А. – педагог-психолог
Классы: 1,2,3,4 классы КПП
Количество часов:
1 класс – 30 – 1 час в неделю
2, 3, 4 классы -
- всего – 30 часов, в неделю – 1 час
Пояснительная записка
Младший школьный возраст — важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии, поскольку большая часть из них в настоящее время, что подтверждается статистическими данными, не является охваченной общественным дошкольным воспитанием, а значит, до школы ребенок не получает квалифицированную коррекционную поддержку. Наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым дефектом развития. Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. А значит, речь идет о необходимости оказания комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
В условиях инклюзивного и интегрированного образования наиболее целесообразен комплексный подход в коррекции, так как интегрированные психолого-логопедические занятия позволяют решать общие задачи развития детей, исключить дублирование, обеспечить частую смену деятельности, что способствует уменьшению физических нагрузок и более успешному усвоению материала. Предлагаемая программа психолого-логопедического сопровождения направлена на обеспечение коррекции недостатков в речевом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием логопедического оборудования и инструментария светлой и тёмной сенсорной комнаты.
Цель коррекционных занятий: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического и речевого развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Достижение цели предусматривает решение ряда задач, основная из которых следующая: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Задачи:
- формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- корректировать недостатки познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формировать пространственно-временные ориентировки;
- развивать слухоголосовыекоординации,полноценные представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
- формировать способность эстетического восприятия окружающего мира во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствовать сенсорно-перцептивную деятельность;
- обогащать словарный запас детей на основе использования соответствующей терминологии,грамматических норм речи.
- исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
- Совершенствовать психологические предпосылки к обучению (устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, способность к переключению, навыков и приемов самоконтроля, познавательной, познавательной активности, произвольности общения и поведения).
- Развивать связную речь (развитие навыков построения связного высказывания, рассуждение, передача содержания текста).
- Развивать коммуникативную готовность к обучению (умение внимательно слушать и слышать педагога, подчинять свои действия инструкции, умение понимать и принимать учебную задачу, умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия и сосредоточенного выполнения учебной задачи.
Основные направления работы
Формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.
Развитие сенсорной системы - совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.
Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
— уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
— уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
Формирование связной речи:
-развитие навыков построения связного высказывания;
-установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
— устойчивости внимания;
— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
— способности к запоминанию;
— способности к переключению;
— навыков и приемов самоконтроля;
— познавательной активности;
— произвольности общения и поведения.
Формирование полноценных учебных умений:
— планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
— применение знаний в новых жизненных ситуациях;
Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
— умения внимательно слушать и слышать педагога, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки педагога.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
— применение инструкции, наглядности (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
— употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
— обращение к педагогу или товарищу по группе за разъяснением;
- подведение итогов занятия;
— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог:«Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
Программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
развитие моторики, графомоторных навыков;
(расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога).
тактильно-двигательное восприятие;
(формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира, путем ощупывания предметов (различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), определении их температурного режима (горячий, холодный и др.), вибрационных возможностей)).
кинестетическое и кинетическое развитие;
(формирование у детей ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве).
восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
развитие зрительного восприятия;
восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния,
барических ощущений, вкусовых качеств;
(способствует познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов).
развитие слухового восприятия;
восприятие пространства;
восприятие времени;
(формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года).
Концептуалъность:данная программа написана в соответствии с основными принципами коррекционного воздействия и реализует логопедические и психологические методы и приемы на всех этапах коррекции.
Программа опирается на следующие специальные принципы:
- этиопатогенетический;
- системности учета структуры психо-речевого нарушения;
- комплексности;
- дифференцированного подхода;
- поэтапности;
- учета личностных особенностей;
- использования обходного пути.
При обучении используются практические, наглядные, словесные методы:
- различные упражнения по развитию мышления и воображения;
- игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха;
- упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение
правильно написанных слов, их запись;
- списывание с печатного текста;
- осложненные задания логического и грамматического характера;
- слуховой диктант со зрительным самоконтролем;
- графический диктант.
- Средства ИКТ - интерактивную доску, «Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе» (составители: Варченко В.И., Назарова Г.А. Ларина А.Б.), Интерактивный логопедический тренажёр «Дельфа – 142.1, интерактивные пособия (игры и тесты) для занятий в виде презентаций, CD «Психологические упражнения»
Инновационные технологии: нейропсихологическая технология диагностики речи по Т.А. Фотековой, технология АМО, авторская технология «Обучение пересказу младших школьников с ОНР- 3», здоровьесберегающие технологии, нетрадиционные методики.
Условия реализации программы
- Оборудованная сенсорная комната;
- Дидактический и наглядный материал;
- Медицинские показания для детей.
Оздоровительная работа:
- расслабляющий массаж, дыхательная гимнастика
- развитие координации движений, речь с движением, мелкой моторики
- развитие ориентировки в пространстве
- Расслабляющие и релаксирующие упражнения
- Медицинское сопровождение
Ожидаемые результаты:
- Значительное облегчение в усвоении учебного материала
- Чистая и понятная речь детей.
- Сформированность полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
- Обогащение лексического запаса и сформированность грамматического строя речи.
- развиты навыки построения связного высказывания, рассуждение, передача содержания текста.
- Скорректированы психологические предпосылки к обучению (устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, способность к переключению, навыков и приемов самоконтроля, познавательной, познавательной активности, произвольности общения и поведения).
- Развита коммуникативная готовность к обучению (умение внимательно слушать и слышать педагога, подчинять свои действия к инструкции, умение понимать и приниматьучебную задачу, умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия и сосредоточенного выполнения учебной задачи.
- формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- Скорректированы недостатки познавательной деятельности
- Сформированы пространственно-временные ориентировки;
- Развиты слухоголосовыекоординации,представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
- Сформирована способность эстетического восприятия окружающего мира во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- Усовершенствована сенсорно-перцептивная деятельность;
- Учащиеся умеют применять полученные знания, умения и навыки в социуме.
- Эмоциональная стабильность в отношениях со сверстниками, сформированная мотивация обучения.
Психолого-логопедическое сопровождение
Сенсорное и сенсомоторное развитие
- Развитие перцептивных возможностей.
- Развитие зрительного восприятия (сенсорные эталоны, зрительный анализ, тонкость и дифференцированность восприятия);
- Развитие слухового восприятия (ритмизация, дифференциация, соотнесение);
- Развитие тактильного восприятия;
- Развитие кинестетических ощущений.
- Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия.
(развитие слухо-моторной, зрительно-моторной, слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.Работа с модальностями.)
- Двигательная сфера
- Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации;
- Динамическая организация двигательного акта (развития умения организации и контроля простейших двигательных программ);
- Развитие произвольности движений (сигнал-реакция).
Формирование пространственно-временных отношений
- Формирование собственно пространственных представлений
(умение ориентироваться в собственном теле, умения ориентироваться на плоскости, умения ориентироваться во внешнем пространстве улицы, поселка.)
- Формирования квазипространственных представлений
(формирование пространственных представлений в речи, формирование умения понимать пространственные и временные логико-грамматические конструкции.)
Умственное развитие
- Формирование мнестических процессов и приемов мнестической деятельности
- (развитие памяти, формирование различных приемов запоминания, межмодальный перенос);
- Формирование приемов умственной деятельности
- Развитие интеллектуальной сферы
Нормализация ведущей деятельности возраста
- Формирование приемов учебной деятельности
(действовать по образцу, следовать указаниям, работать по алгоритму)
2.Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности.
Развитие звуковой стороны речи.
- Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
- Коррекция дефектов произношения.
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми
словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
Формирование связной речи:
- развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
- установление логики (связности, последовательности), точное и четкое
формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;
- отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
— устойчивости внимания;
— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
— способности к запоминанию;
— способности к переключению;
— навыков и приемов самоконтроля;
— познавательной активности;
— произвольности общения и поведения.
Развитие эмоционально-личностных качеств
Ресурсы сенсорной комнаты:
Техническое обеспечение | Дидактическое обеспечение |
Компьютер (ноутбук) Проектор Интерактивная доска Интерактивное панно «Звёздное небо» «Детский зеркальный уголок с пузырьковыми колоннами» Световой проектор «Жар-птица» Программно-аппаратный комплекс для психофозиологических исследований ПАКФ-02 Музыкальный центр | Игровой комплект «Пертра» Детская сенсорная дорожка Набор «Радуга» «Сухой бассейн» «Рисуем на песке» Панно «Солнышко» «Сенсорное панно» Массажные мячи различных размеров «Волшебный сундучок» Пособие «Потрогай ногой, определи рукой» Сенсорные дощечки Пособие «Уравновесь шары» «Чемоданчик психолога» |
Тематическое планирование
1 класс КПП
Время обучения | Формирование пространственно-временных представлений | Развитие неречевых процессов | Пропедевтика навыков письма | |
1 | 3-я неделя сентября . |
| I. Сенсорное восприятие.
. | 1. Ориентирование на листе бумаги. Закрепление понятий «вверх – вниз, снизу – вверх, выше – ниже». Игры «Полет бабочки», «Снежинки». 2. Отработка понятий «слева направо», «справа налево». Игры «Поездка на дачу», «Самолет». 3.Назовите предметы. 4.Послушай тишину. 5.Узнай по звуку. |
2 | 4-я неделя сентября | I. 2. Соотношение частей тела с правой и левой рукой. | 1. б) Упражнения в различении близких цветов: красный – оранжевый, красный – розовый, синий – голубой, синий – фиолетовый и т.д. Развитие концентрации и устойчивости внимания. Развитие зрительного ощущения | 1. Ориентировка на листе бумаги. Отработка понятий «верхний правый угол, нижний левый угол». Игра «Котята». 2. Письмо палочек по образцу. 3.Запрещенное движение. 4.Перепутанные линии. 5.Раскрась вторую половинку. |
3 | 1-я неделя октября | II. Ориентировка в окружающем пространстве: 1. определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе.усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева-справа», «между», «Сверху-снизу». | 1. в) Закрепление умения различать близкие цвета. г) Знание цветов радуги в их последовательности. | 1. Обводка клеточки по образцу. 2. Раскраска и штриховка клеточки. 3.Найди предмет. 4.Раскрась правильно. 5. Фотограф. 6. Назови и проверь. 7. Постукивания. |
4 | 2-я неделя октября | II. 2. Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и их формами изображения умение определять местоположения объекта в строке.столбце. Развитиепонятийногомышления. | I. 2. Различение геометрических форм. а) Уточнение понятий о «круге, квадрате, овале, треугольнике, прямоугольнике». | 1. Ориентирование по клеточкам (графический диктант). 2. Письмо наклонных линий. 3.Найди ошибку. 4.Определи фигуру. 5.Назови одним словом. 8.Конкретизация понятий. |
5 | 3-я неделя октября | II. 3. Определение объектов и предметов в пространстве. Игра «Репка» Развитие умений выполнять словестные поручения. | 2. б) Разложи фигуры:
| 1. Ломаные линии в направлении письма. 2. Обводка по трафарету. Учись слушать и выполнять. 3.Послушай звуки. 4.Постукивание. |
6 | 4-я неделя октября | III. Знакомство со схемой тела стоящего напротив. Формирование элементов самоконтроля. Развитие слуховых ощущений. | I. 2. в) Определение геометрической формы в обиходных предметах. | 1. Вертикальные и горизонтальные линии. 2. Составление орнаментов и рисунков в клеточках и между ними. 3.Разведчики. 4.Сенсорные дощечки |
7 | 1-я неделя ноября | III. Знакомство со схемой тела стоящего напротив. Развитие пространственных представлений (направление движений). Развитие понятийного мышления. | II. Зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез. | 1. Прописывание дуги. 2. Кружок в клеточке 3.Куда указывают стрелки? 4. Подбери картинку. 5. Шарики в трубочке. 6. Подбери заплатку. 7. Найди образец. |
8 | 2-я неделя ноября | IV. Работа над пространственными предлогами. Практическое овладение предлогами «в», «на».
| II. 2. Назвать недорисованные предметы. | 1. Прописывание элементов букв (крючков с закруглением сверху, снизу). 2. Зарисовка и раскраска кружочков и овальчиков. 3. Прописывание элементов буквы «А». 4.Найди отличия. 5.Перепутанные линии. |
9 | 3-я неделя ноября | IV. 2. Практическое овладение предлогами «на», «с (со)» Развитие зрительного ощущения и образного мышления. Развитие зрительно-двигательной координации. Развитие зрительной памяти. | II. 3. Назвать перечеркнутые изображения. | 1. Обводка по трафарету. Штриховка. 2. Графический диктант. 3. Прописывание буквы «О». 4.Составь рассказ. 5.Штриховка. 6.Запомни точно. |
10 | 4-я неделя ноября | IV. Практическое овладение предлогами «в», «из». Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений («внутри», «вне» , «на»). Развитие понятийного мышления | II. 4. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга. | 1. Письмо крючков с закруглением вниз, вправо и влево. Группировка элементов. 2. Безотрывочное письмо заборчиков. 3.Нарисуй по памяти. 4.Выполни правильно. 5.Кто за кем. |
11 | 1-я неделя декабря | IV. 4. Практическое овладение предлогами «по», «к». Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие умения воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность. | II. 5. Определить, что неправильно нарисовано. | 1. Письмо наклонных палочек с правого верхнего и левого верхнего угла. 2. Обводка и штриховка геометрических фигур. 3. Прописывание элементов букв «И, Ы». 4. Где этот домик? 5. Чей узор лучше? 6. Найди предметы одного цвета. |
12 | 2-я неделя декабря | IV. 5. Практическое овладение предлогами «у», «к», «от». Развитие умения воспроизводить образец. Развитие слуховых ощущений. | II. 6. Сложите целое из частей (работа с цветными изображениями). | 1. Черчение и штриховка флажков. 2. Зрительный диктант. 3. Пропись букв «А, И, Ы». 4. Раскрась правильно. 5. Домик. 6. Шумящие коробочки. |
13 | 3-я неделя декабря | IV. 6. Практическое овладение предлогами «в», «за». Развитие умения копировать образец. Развитие зрительного восприятия. Развитие осязания. | II. 7. Сложить целое из частей (работа с контурными изображениями). | 1. Письмо, группировка крючков в разных направлениях. 2. Прописывание элементов «У, Н». 3. Срисуй фигуру точно. 4. Путаница. 5. Найди одинаковые. 6. Треугольники. 7. Тяжелые шарики. |
14 | 2-я неделя января | IV. 7. Практическое овладение предлогами «под», «над». Развитие мышления (абстрагирование). Развитие непосредственно зрительной памяти | II. 8. Сравнение двух одинаковых предметов, имеющих небольшое отличие. | 1. Письмо дуг. 2. Рисунки в дуге – «Ежик», «Рыбка» 3. Найди одинаковые. 4. Запомни и найди. 5. Раскрась птичку. 6. Отгадай слово. 7. Диктант пространственных действий. 8. Волшебный лес. |
15 | 3-я неделя января | IV. 8. Практическое овладение предлогами «над», «на». Развитие зрительного анализа. Развитие произвольного внимания (переключение). Развитие пространственных представлений. | II. 9. Сравнение различных предметов, имеющих внешнее сходство. | 1. Чередование палочек и флажков в разных направлениях. 2. Слуховой диктант. 3. Пропись букв «У, Н, К, Т». 4. Сгруппируй буквы. 5. Синхронный счет. 6. Живые цепочки. |
16 | 4-я неделя января | IV. 9. Практическое овладение предлогами «по», «под». Развитие процессов анализа. Развитие умения воспроизводить образец. | II. 10. Найти заданную фигуру из двух предъявленных в зеркальном отображении. | 1. Зрительный диктант «Лодка под парусом». 2. Письмо волнистой линии, не отрывая руки в направлении письма. 3. Прописывание элементов «Л, Р». |
17 | 1-я неделя февраля | IV. 10. Практическое овладение предлогами «под», «из-под». Развитие зрительно-двигательных координаций Развитие мышления, пространственного воображения. | II. 11. Конструирование по образцу фигур из палочек. | 1. Рисунки в клеточках (яблоко, цыпленок, грибок, флажок). 2. Письмо дуг. 3. Пропись букв «Л, Р». 4. Найди отличия. 5. Дорисуй недостающие детали. 6. Перепиши без ошибок. 7. Проведи не касаясь. |
18 | 2-я неделя февраля | IV. 10. Практическое овладение предлогами «из», «из-за». Развитие гибкости мышления. Развитие произвольного внимания (распределения). Формирование умения сравнивать | II. 12. Конструирование из палочек фигур по памяти. | 1. Письмо дугообразной линии в направлении письма. 2. Зрительный диктант. Продолжи ряд геометрических фигур. 3. Прописывание элементов букв «В, Е». 4. Найди спрятанные слова. 5. Сравни слова. 6. Учимся сравнивать |
19 | 3-я неделя февраля | IV. 12. Закрепление всех отработанных предлогов. Развитие понятийного мышления (синтез). Развитие памяти на последовательность действий. Развитие пространственных представлений Расположение предметов на листе бумаги. | II. 13. Выполнение тестов Равенна (подобрать вырезанную вставку). | 1. Волнистые и дугообразные линии: дорисуй чешуйки рыбки. 2. Письмо крючков с закруглением сверху. 3. Пропись букв «В, Е». 4. Где спрятались игрушки? 5. Поиск аналогов. 6. Все по порядку. 7. Где что лежит. 8. Д/и«Расположи верно» |
20 | 4-я неделя февраля | V. Развитие и уточнение временных представлений. 1. Установить последовательность событий, изображенных в сериях сюжетных картинок. Развитие мышления. Развитие умения устанавливать закономерности. Развитие наблюдательности. | III. Развитие слухо-моторных координаций. 1. Отработка редких и частых ударов музыкальным молоточком (с опорой на узкие и широкие полоски). | 1. Письмо горизонтальных крючков. 2. Рисунок по клеточкам: яблоко, слива, зонтик. 3. Прописывание элементов букв «П, М» 4. Сравнения понятий. 5. Найди девятый. 6. Все ли ты увидел? |
21 | 1-я неделя марта | V. 2. Наблюдение последовательности явлений и реальных действий. Развитие умения сравнивать. Развитие мышления. Развитие зрительно-двигательных координаций. | III. 2. Задания по подсчету серий быстрых и медленных ударов. | 1. Зарисовка заборчика (башня – крыша) – безотрывное письмо. 2. Письмо крючков разной высоты. 3. пропись букв «П, М» 4. Найди одинаковые. 5. Назови предмет. 6. Молния. 7. Речка. |
22 | 2-я неделя марта | V. 2. Уточнение представлений о частях суток и название каждой из них. Развитие умения сравнивать. Формирования процессов саморегуляции. Развитие зрительного восприятия. | III. 3. Воспроизведение ритмического рисунка хлопками, отстукиванием на барабане. | 1. Письмо овалов. 2. Правописание элементов букв «З, Б, Д» 3. Исключение лишнего. 4. Образец и правило. 5. Загадочные контуры. |
23 | 3-я неделя марта | V. 4. Уточнение знаний о последовательности частей суток. Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно-образного мышления. | III. 4. Сопровождение детских стихов и песенок хлопками в ладоши. | 1. Письмо косых линий разной высоты. 2. Слуховой диктант. 3. Письмо букв «З, Б» 4. На что это похоже? 5. Лабиринт. 6. Найди путь. |
24 | 4-я неделя марта | V. 5. Уточнение представлений о днях недели. Учить связывать названия дней в неделе с порядковым номером. Неделя. Семь суток. Порядок дней недели Развитие пространственных представлений, наглядно-образного мышления. | III. 5. Простучать залогопедам карандашом ритмический рисунок. | 1. Чередование наклонных линий и крючков в различных направлениях. 2. Прописывание элементов букв «Я, Д». 3. Куда ускакал зайчик? 4. Полянки. |
25 | 1-я неделя апреля | V. 6. Закрепление представлений о неделе и названиях дней недели. Соотнесение с определенными днями недели тех или иных занятий, событий жизни детей. Формирование пространственных представлений, развитие логики, психомоторики. | III. 6. Учить чувствовать ритм, рифму. Игра «Подбери слово, чтобы вышло складно». | 1. Зрительный диктант. 2. Письмо букв «Я, Д». 3. Соседнее через одно. 4. Объедини слова. 5. Классификация. 6. Вырежи фигуры. |
26 | 2-я неделя апреля | V. 7. Уточнение представлений о последовательности времен года. Развития наглядно-образного мышления, внимания (устойчивость), процесс синтеза. | IV. Развитие зрительной памяти. 1. Запомнить 4-5 картинок, отобрать из них 8-10. | 1. Обводка предметов и штриховка косой, горизонтально, вертикально. 2. Прописывание элементов букв «Г, Ч». 3. Продай знак. 4. Назови по порядку. 5. Что здесь изображено. |
27 | 3-я неделя апреля | V. 8. Месяцы. Соотнесение месяцев с определенным временем года. Развитие мышления (установление закономерностей), процесса анализа, психомоторики. | IV. 2. Игра «Чего не стало» | 1. Письмо косых и прямых крючков с закруглениями вверху и внизу. 2. Письмо букв «Г, Ч» 3. Найди фигуру. 4. Раздели на части. 5. Собери картинку |
28 | 4-я неделя апреля | V. 9. Уточнение представлений о возрасте членов семьи. Понятия «старше», «младше» Развитие зрительного восприятия, мышления слухового ощущения. | IV. 2. Игра «Что добавилось?» | 1. Чередование овалов и палочек. 2. Прописывание элементов «ь, ш» 3. Найди буквы. 4. Шумящие коробочки |
29 | 1-я неделя мая | V. 10. Составление рассказа о семье, объясняя, кто кому кем приходится. Развитие произвольного мышления (нахождение общих признаков), психомоторика. | IV. Разложить предметы в первоначальной последовательности. | 1. Чередование кругов и овалов. 2. Письмо букв «ь, ш» 3. Графический диктант. 4. Матрица Равена. 5. Попади в свой кружок. |
30 | 2-я неделя мая | Дидактические игры на закрепление пространственно-временных представлений. Развитие пространственных представлений, наглядно-образного мышления, гибкостимышления.Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь).Последовательность событий (смена времени суток) Понятия «сегодня», «завтра», «вчера» | Дидактические задания, направленные на развитие в.п.ф. | 1. Обобщающие занятия. 2. Найди пирамидку.. 3. Полянки. 4. Заселение дома. 5. Упражнения на графической модели «Сутки» 6. Д/и«Когда это бывает?» 7. Д/и«Неделька» 8. Д/и«Молчанка» |
психолого-логопедических занятий 2,3,4 классы КПП
№ | Тема занятия | Содержание коррекционной работы | Часы | Задания по классам | ||
I. Подготовительный этап работы-4 | ||||||
1 | Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия | Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, на развитие памяти и логического мышления. | 1 |
Повтори цифры Найди путь
Логический квадрат Обведи точно
| ||
2 | Развитие пространственных представлений | Пространственные представления, наглядно-образное мышление, вербальнопонятийное мышление, обобщение, опосредованная память, воображение | 1 |
Полянки
Закончи рисунок | ||
3 | Звуки | Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков. Произвольность. Пространственные представления, зрительная память, внутренний план действия, мышление, устойчивость внимания, опосредованная память. | 1 |
Выполняй правильно Запомни и нарисуй
Найди девятый Пишущая машинка
Запомни фигуры | ||
4 | Гласные и согласные звуки | Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами для обозначения звуков на письме, Мышление, вербальная память. Обобщение, ассоциативное мышление. Воображение. Мышление вербально-смысловое. Пространственное представление. Непосредственная память. | 1 |
| ||
II. Основной этап работы - 21 | ||||||
5 | Дифференциация гласных букв А—Я, У— Ю,0—Е, Ы—И, Э—Е | Гласные буквы Я, Ю, Е, Е, И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме. Пространственные представления. Память логическая. Психомоторика. Внутренний план действия. Мышление вербальнопонятийное. | 1 |
| ||
6 | Дифференциация гласных букв А—Я | Гласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А—Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте. Мышлениесмысловое, вербально-понятийное. Сравнение. Установление закономерностей. Устойчивость внимания. Зрительная память. Пространственное представление. | 1 |
Назови по порядку Что здесь изображено?
Раздели на группыслово
Найди девятый | ||
7 | Дифференциация гласных букв У—Ю | Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У—Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Мышление( Установление закономерностей, анализ, словесно-логическое, вербальносмысловое). Психомоторика. Внутренний план действие. Произвольность движений. Пространственные представления. Воображения. | 1 |
Кто точнее?
Найди одинаковые кубики Тропинка | ||
8 | Дифференциация гласных букв 0—Е | Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв 0—Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Зрительное восприятие. Мышление (анализ, аналогии, вербально-понятийное). Внутренний план действий. Произвольность движений. Слуховые ощущения. | 1 |
Пчелка Запретное движение
«Невидящие» и «неслышащие» | ||
9 | Дифференциация гласных букв Ы—И | Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы—И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Распределение внимание. Мышление (сравнение, вербально-смысловое, вербально-понятийное). Осязательное восприятие. Произвольность, воображение | 1 |
Разложи в слепую
Не путай цвета Что это?
Палочка-узнавалочка | ||
10 | Дифференциация гласных букв Э—Е | Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э—Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Мышление (Анализ и синтез, установление закономерностей, вербально-смысловой). Память (Непосредственная, опосредованная-вербальная, зрительная). Внимание. Пространственные представления. | 1 |
Найди фигуры
Подбери пословицу Раскрась кубики | ||
11 | Мягкий знак | Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения. Произвольность. Мышление (нахождение общих признаков, вербально-смысловое, вербально-понятийное). Пространственное представление. Психомоторика. Глазомер. Память (непосредственная, зрительная) | 1 |
ПОИСК ОБЩЕГО Попади в свой кружок
Найди значение слов Вырезай точно | ||
12 | Звонкие и глухие согласные | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Пространственное представление. Мышление(наглядно-образное, гибкость, сравнение, вербально-причинное, установление закономерностей). Внутренний план действий. | 1 |
Найди пирамиду Нарисуй кресло Заселение дома
Найди одинаковые
Найди фигуры | ||
13 | Звуки Б—Б ' П—П' | Звуки Б—Б', П—П' Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Мышление (произвольность, вербально-смысловое, установление закономерностей). Устойчивость внимания. Зрительная память. Чувство времени. | 1 |
Заполни рисунок
Назови по порядку Дружный хлопок
| ||
14 | Звуки В - В ' Ф—Ф' | Звуки В—В', Ф—Ф'. Дифференциация звуков В—В', Ф—Ф' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Пространственные представления Память (слуховая, зрительная, опосредованная). Мышление (синтез, вербально-понятийное). | 1 |
Подбери заплатку Повтори и добавь Найди образец
| ||
15 | Звуки Г—Г ' К—К', Х—Х' | Звуки Г—Г', К—К'. Дифференциация звуков Г—Г', К—К', X—X' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами для их обозначения написьме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Мышление(выделение существенного, абстрактно-логическое, вербальносмысловое). Пространственные представления. Воображения. Произвольные движения | 1 |
Где какая полоска Говорим по-марсиаски 4-Пословицы Форма-цвет Раскрась кубик Кто точнее | ||
16 | Звуки Д—Д ', Т—Т' | Звуки Д—Д\ Т—Т. Дифференциация звуков Д—Д', Т—Т' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Мышление (логическое). Внутренний план действия. Пространственное представление. Воображение. Произвольность. Устойчивость внимания. | 1 |
пространственных действий Волшебный лес
Поезд Пишущая машинка | ||
17 | Звуки 3—3 ' С—С' | Звуки 3—3\ С—С\ Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Осязательные, мышечные ощущения. Память (опосредованная)?' Мышление (установление закономерностей, сравнение, вербально-смысловое).Внутренний план действий. | 1 |
Подбери картинку Найди фигуры Рукопожатие
Не путай цвета Что это?
Найди одинаковые | ||
18 | Звуки Ж—Ш | Звуки Ж—Ш. Дифференциация звуков Ж— Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Мышление (наглядно-образное, абстрагирование, вербально-смысловое). Слуховые ощущения. Память опосредованная. Чувство времени. Внутренний план действий. | 1 |
Крестики, точки Раздели квадрат
За одну минуту Письмо инопланетянина
Только одно свойство | ||
19 | Дифференциация соноров. Звуки Р—Р '— Л—Л ' | Звуки Р—Р' Л—Л'. Дифференциация звуков Р—Р', Л—Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Ощущение осязательные, зрительные. Память (опосредованная, вербальная, непосредственная). Мышление вербально-понятийное. Внутренний план действий. Пространственные представления | 1 |
Подбери картинки Цветовая угадайка
Поверни квадрат
Вордбол Найди одинаковые кубики | ||
20 | Звуки Л—Л '— Й | Звуки Й, Л—Л'. Дифференциация звуков Й, Л—Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Мышление (сравнение, установление закономерностей). Внимание (распределение). Память (Опосредованная, непосредственная, слуховая). Пространственные представление. Произвольность движений. Глазомер. Зрительнодвигательные координации. | 1 | 2- Делаем вместе Найди отличающиеся Найди девятый
4-Письмо инопланетянина Вырезай точно | ||
21 | Дифференциация свистящих и шипящих звуков | Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами для их обозначения на письме. Мышление (наглядно-образное, синтез, установление закономерностей). Память (опосредованная). Внутренний план действия. Произвольность движения. | 1 |
Ленточки Назови и проверь постукиванием
Что здесь изображено?
Найди фигуру | ||
22 | Звуки С—С ', Ш | Звуки С—С, Ш. Дифференциация звуков С— С, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Память вербальная. Мышление (нагляднообразное, анализ через синтез, абстрагирование). Пространственные представления. Внимание переключение. Произвольность движений. | 1 |
Что изменилось Что не изменилось Превращение фигур
| ||
23 | Звуки з—з: Ж | Звуки 3—3', Ж. Дифференциация звуков 3—3', Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Мышление(вербально-смысловое). Психомоторика. Пространственные представления. Произвольность. Воображения | 1 |
Закончи рисунки
Найди смысл | ||
24 | Звуки С-СЦ | Звуки С—С, Ц. Дифференциация звуков С— С, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Мышление (наглядно-образное, вербально-понятийное, вербально-смысловое, логическое). Ощущение осязательные. Произвольность движений. | 1 |
Раздели квадрат Шершавые дощечки
«Невидящие» и «неслышащие» | ||
25 | Звуки Ч—ТЬ | Звуки Ч—ТЬ. Дифференциация звуков Ч— ТЬ в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Память (опосредованная.непосредственная). Мышление (наглядно-образное, вербально-понятийное, установление закономерностей). Внутренний план действий. Произвольность. | 1 |
Найди девятый Какой цвет
Знай свой темп | ||
Работа на уровне смога, слова, словосочетания, предложения и текста проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных пар звуков | ||||||
III. Заключительный этап работы - 5 | ||||||
26 | Предлоги | Различение предлогов, приставок. Мышление (установление закономерностей, сравнение, вербальнопонятийное, абстрагированное). Память зрительная. Внимание (Устойчивость) | 1 |
Найди одинаковое разное Найди девятый Рукопожатие
Только одно свойство | ||
27 | Развитие временных представлений | Различение понятий по временам года, неделя, сутки. Мышление (обобщение, установление закономерностей, вербально-понятийное, абстрагирование). Ощущения (осязательные). Память опосредованная. Чувство времени. | 1 |
Форма-цвет | ||
28 | Согласование слов в предложениях | Составление предложений различных конструкций. Внутренний план действий. Память (опосредованная, непосредственная, логическая, вербально-смысловая). Мышление(установление закономерностей). Произвольность. | 1 |
Найди смысл
Объедини по смыслу и запомни | ||
29 | Работа с деформирован ным предложением и текстом | Восстановление деформированных предложений и текстов. Внимание (Распределение). Мышление (абстрагирование, понятийное, вербально-смысловое). Произвольность движений. Пространственные представления. | 1 |
Посмотри вокруг Где находится чайник?
Составь изображение Развертка
Зеваки Стенографы | ||
30 | Развитие связной речи | В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение. Мышление (сравнение, вербально-понятийное, установление закономерностей). Восприятие зрительное, осязательное. Произвольность движений. | 1 |
Письмо инопланетянина Палочка-узнавалочка |
Список литературы
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Издательство «Ось - 89», 1997.
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001. – 336с.
- Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе (СD -диск). (составители: Варченко В.И., Назарова Г.А. Ларина А.Б.)
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М., 1999.- 218с.
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IVкл.). – М.: «Ось - 89», 2006.
- Мазанова Е.В.Коррекцияаграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д,2010
- Мазанова Е.В.Коррекцияакустическойдисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010
- Мазанова Е.В.Школьныйлогопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. - ГНОМ и Д, 2009.
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова – М.: Просвещение, 2009.
- Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.- С – Пб.: Дельта,1998.- 208с.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. М.: Владос,1997.- 256с.
- Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996. – 97с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Программа социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Программа содержит пояснительную записку, содержание работы и план работы на год...
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...
Программа "Психолого-педагогического сопровождения детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее детей с ОВЗ) заботит многие образовательные учреждения. Анализ требований Федеральных государственных образовательных стандар...
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и по...
Школьная программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, детей-инвалидов
Программа МБОУ "СШ №19" по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, детей-инвалидов, детей-инвалидов с ОВЗ...
Программа «Добрые перемены» (Сопровождение детей, являющихся свидетелями домашнего насилия и оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения в семье)
Сопровождение детей, являющихся свидетелями домашнего насилия и оказание помощи детям, пострадавшим от жестокого обращения в семье...