Мы и они: что, почему и как происходит сегодня между школой и родителями, учителями и учениками
статья по психологии на тему

Маренюк Наталия Михайловна

План:

1.   а)Преемственность между семьей и школой в использовании форм, методов и средств воспитательного воздействия на ребенка.

      б)Привлечение родителей к сотрудничеству:

«Личностно ориентированный подход в воспитании  и обучении детей»;

«Формирование воспитательного пространства для развития личности школьника».

2.    Дезадаптация учащихся, дезадаптация родителей.

3.    Взаимоотношения в системе «Учитель - ученик».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мы и они18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Материал выступления на пед. совете по воспитательной работе.

Тема: « Мы и они: что, почему и как происходит сегодня между школой и родителями, учителями и учениками».

План:

  • 3.а)Преемственность между семьей и школой в 

использовании форм, методов и средств воспитательного воздействия на ребенка.

б)Привлечение родителей к сотрудничеству

«Личностно ориентированный подход в воспитании  и обучении детей»; «Формирование воспитательного пространства для развития личности школьника».

  1. Дезадаптация учащихся, дезадаптация родителей.
  1. Взаимоотношения в системе «Учитель - ученик».

1.В семье ребенок учится строить взаимоотношения, беря пример с  самых близких людей, родителей.  Психолого- педагогические исследование свидетельствуют о том, что на основе любви к собственным родителям у ребенка формируется уважительное и заботливое отношение к ним, а в дальнейшем развивается гуманное отношение к людям вообще, от этого становится возможным  успешное воспитание.

Организация преемственности в воспитании детей предполагает реализацию на практике такого важного педагогического условия, как тесное сотрудничество родителей и педагогов. Работу с родителями целесообразно строить в форме диалога, предусматривающего взаимную заинтересованность, доверие, успешность этого условия обеспечивает профессиональное мастерство учителя.

Чтобы помочь семье в решении проблем, возникающих в воспитании и обучении детей использовать индивидуальные консультации. Индивидуальные консультации играют особую роль, так как способствуют выработке согласованных действий родителей и педагогов. Для того, чтобы показать роль семьи в воспитании и обучении детей, нужно знакомить родителей с методами воспитания и обучения. Для этого можно использовать такую нетрадиционную форму занятий с родителями, как педагогическая мастерская. В ходе мастерской для родителей могут быть приближены новые ценностные ориентации: гуманизация воспитания, интерес к индивидуальности своего ребенка.. Такие мастерские стимулируют родителей к активному и творческому взаимодействию с педагогами.

Анализируя причины проявления детской жестокости, черствости и других антигуманных проявлений, 25%   родителей назвали причиной этого обстановку в семье, 37 % - жестокость и грубость окружающих, 12% - отсутствие единства требований взрослых.  Также были названы и другие причины такой ситуации: нестабильность экономического положения страны, девальвация духовных ценностей, негативное влияние СМИ.  

Так, из школьной практики известно множество различных случаев, когда мнение педагога и родителей могут не совпадать. Например, из публикации «Я устала от борьбы с сыном...» («Когалымские вести» от 26.03. 04 г.) говорится,  что на очередном заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города «один из любителей пива явился на комиссию вместе с отцом, который.... заявил, что разрешает сыну пить пиво, но только дома. А когда заведующая наркологическим отделением Г. В. Клименко заметила,  что от пивного алкоголизма излечиться очень сложно, практически невозможно, то «добродушный» папаша сказал, что дома выпивка - не грех. Комментарии тут, как говорится излишни.». А если вспомнить, школьные заседания Совета профилактики, то при встречах и беседах с родителями можно услышать, как мама позволяет себе заявить во всеуслышание: «Я не могу с ним справиться», «Я ему говорю: зачем ты мне такой нужен?», «Я больше ничего не могу с ней сделать». Это звучит словно «мне надоело с ним возиться, я умываю руки». («Я попробовала, у меня не получилось, пусть теперь кто -нибудь другой воспитывает моего ребенка»). Значит, исправлять огрехи неумелого воспитания теперь предстоит чужим людям?

На сегодняшний момент проблема из проблем нашего общества - неумение и нежелание воспитывать собственных детей. Хотя имеет место, конечно, и пресловутый «конфликт поколений», но последний был всегда, правда, никогда не оказывался столь принципиально значимым в деле воспитания, как считается теперь Вопрос взаимоотношений в семье, тем не менее, становится настолько острым, что приходится думать, что виноваты тут не столько изменившиеся нравы современных детей, сколько неумение некоторых мам и пап быть, родителями. Хотя воспитывать взрослых людей, которые не осознают собственных ошибок - работа неблагодарная

Затруднения в работе  с родителями создает ,итак отсутствие общих требований семьи и педаагога, доверительных отношений с ребенком, низкий культурный уровень некоторых родителей. Несомненно многие учителя видят решение проблемы воспитания детей в налаживании сотрудничества с родителями, подчеркивают важность такой совместной работы.

  1. Система «учитель- ученик - родитель». Невозможно представить сегодняшнюю школу без учителя Не секрет, что учитель - это человек со своими потребностями, желаниями, интересами и каждый из нас работает по потребности и в первую очередь хочется напомнить о психологическом здоровье педагогов, от которого зависит благоприятные отношения в системе. Педагогический коллектив в школе  в основном состоит из женщин, где в первую очередь срабатывают эмоции, по сути эмоциогенность заложена в самой природе учительского труда, профессиональная  дезадаптация работающих учителей в ярко выраженной форме это «синдром сгорания» - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.  Некоторые причины: вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствие положительной оценки; неразрешенные личностные конфликты. Существует такая форма работы педагога как самообразование для работы над собой. Не нужно пробовать, а нужно действовать, чтобы хватило сил на жизнь.

  Позиция учителя в сфере общения, в начальной школе учитель выступает как организатор жизнедеятельности детей, в подростковых классах позиция учителя как позиция руководителя, наставника; в старших классах учитель выступает как советчик, консультант.        

В силу возрастных и личностных особенностей развития детей в начальной школе естественно, что учитель самый любимый, «прозрачный»,значим авторитет взрослого, другими словами «зона ближайшего развития». Подростковый возраст, особенно от 13 -15 лет, стереотипизация учения, падает успеваемость. 15-17 лет -помощь взрослых, но на равноправие, возвращение к методу «прозрачности», но помнить об идентификации.

    В настоящее время образование должно быть направлено на формирование  следующих позиций:

  • от начальной школы «Я могу учиться» - это качество должно быть обязательным;
  • 5-7 класс «Я сам»,»Я могу учиться» ( отдать ребенку ответственность за свою судьбу»;
  • 8-9 класс - «Я хочу»
  • 10 -11 класс - это ответственность «Я отвечаю за свой выбор».

    Пусть он меньше знает (академическое образование), но лучше адаптируется. Школа создает условия, чтобы ребенок развивался, на каждом этапе идет особое общение по схеме «ученик - учитель - родитель» Это противопоставлено традиционному обучению . ЕГЭ, чтобы сломать традицию, одна из моделей. Академическое образование - это программирование, тестовые пробы «учу, то, что надо». 28 место заняла Россия по тестовым пробам. Профессиональное образование переход к мобильности, формирование ответственности за свой выбор (быть -действовать- иметь). Культура коммуникаций будет меняться. Дети реально не оценивают своих возможностей «зачем мне это надо?» Личностно - ориентированное обучение невозможно пока существует оценочная система.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ»

Презентация "«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ  МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ» раскрывает основные причины конфликтов между участниками образовательного процесса,рассматривает способы их разрешения.Материал в...

Веселые старты" (соревнования между родителями, учителями и учениками)

Пропаганда здорового образа жизни.Совершенствование связи семьи и школы через привлечение родителей к совместным с детьми общешкольным мероприятиям.Развитие личности ребёнка на основе овладения физиче...

Методическая разработка внеклассного мероприятия (деловая игра между родителями, педагогами и учениками) «Мы – за единство!»

ТЕМА: «Мы – за единство!» ЦЕЛЬ: Формирование позитивных взаимоотношений между педагогами, родителями и учениками на основе принципа единства. ЗАДАЧИ: 1. Организация совместной деятельности педаго...

СЦЕНАРИЙ КВНа МЕЖДУ УЧИТЕЛЯМИ И УЧЕНИКАМИ «СМЕХ, ДА И ТОЛЬКО…»или СМЕХ – ЛЕКАРСТВО ОТ ВСЕХ НЕДУГОВ 2015 год

Итак, мы начинаем КВН! Мы не зря именно так обозначили тему нашей сегодняшней встречи в клубе весёлых и находчивых. Школа в этом году выходит на программу развития, связанную со здоровым образом жизни...

Особенности конфликтов между учителями и учениками.( рекомендации психолога).

Данная статья  поднимает очень актуальный  вопрос в современной школе- Конфликт между учителем и учеником Освещены основные причины конфликтных ситуаций и способы их разрешения и профилактик...

"Веселые старты" (соревнования между родителями, учителями и учениками)

Пропаганда здорового образа жизни. Совершенствование связи семьи и школы через привлечение родителей к совместным с детьми общешкольным мероприятиям. Развитие личности ребёнка на основе овладения физи...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Успешный учитель - успешный ученик" (№11-12, 2022)

В статье рассказывается об истории становления и развития средней школы №35 г.Улан-Удэ в связи с 60-летием со Дня основания. Представлены интересные факты и примеры педагогического мастерства учителей...