Буклет "Психологический тренинг"
план-конспект по психологии на тему
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ
Психологического тренинга «Эмоциональное благополучие педагога»
Цель: Повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов.
Ход:
- Вступление:
- В процессе любой профессиональной деятельности человек сталкивается с множеством проблем, трудностей и волнений. А педагогическая деятельность, как никакая другая, связана с множеством стрессов и переживаний. С чем вы как педагоги ежедневно имеете дело: не всегда культурные и образованные родители; разные дети, среди которых - дети с проблемами в поведении, эмоциональной сфере; низкая заработная плата; публичные выступления (открытые моменты, аттестация, занятия на город, ответственность, необходимость являться объектом наблюдения и оценивания других людей, постоянно подтверждать свою педагогическую компетентность) и множество других моментов, являющихся стрессовыми факторами. Эти и многие другие факторы оказывают негативное влияние на ваше эмоциональное благополучие.
Статистические данные:
- в России 80-95% педагогов - женщины.
- 27% - не замужем. Как правило, жизненный уровень невысок.
- 29% семей педагогов перебиваются от зарплаты к зарплате.
- еще 16 - 20% используют помощь родителей.
- хроническими заболеваниями страдают 1/3 педагогов, почти половина часто болеет.
- 85% педагогов испытывают нервные срывы.
- 90% опрошенных недовольны своей работой, каждая 4-ая призналась, что могла бы работать лучше.
Вот такая картина вырисовывается.
2. Понятие «Эмоциональное благополучие».
- Говоря об эмоциональном благополучии, прежде всего необходимо разобраться с тем, что же это такое? Опишите эмоционально благополучного человека. Какой он? По каким критериям -можно определить эмоциональное благополучие?»
Упражнение «Незаконченное предложение»: «Эмоционально-благополучный человек - это...»
- В результате мы с вами назвали основные критерии эмоционального благополучия, это -
- уверенность в себе;
- получение удовольствия от жизни;
- удовлетворенность жизнью и работой;
- хорошее настроение;
- здоровье;
- работоспособность.
- Факторы, влияющие на эмоциональное благополучие:
- Как вы думаете, от чего зависит эмоциональное благополучие в сфере вашей профессиональной деятельности (от каких факторов, условий)?
Приём «мозгового штурма»: педагоги высказывают свои идеи, мысли
- В результате мы с вами определились, что на наше эмоциональное благополучие влияет целый ряд факторов, к ним можно отнести:
- Взаимоотношения с людьми в процессе педагогической деятельности (детьми, коллегами, родителями, администрацией).
- Отношения с близкими (супругами, родителями, детьми, родственниками).
- Результативность (успешность) педагогической деятельности.
- Учебная нагрузка.
- Способность противостоять стрессу.
- Умение решать конфликтные ситуации.
- «Синдром сгорания» - что это такое?:
- Одно из наиболее ярких проявлений эмоционального неблагополучия, которое характерно для педагогов - эмоциональное сгорание или «синдром сгорания». Он проявляется в следующих признаках:
- Истощенность, усталость;
- Психосоматические заболевания;
- Бессонница; Отрицательное отношение к ученикам и работе;
- Пренебрежение исполнением своих обязанностей;
- Высокий уровень'пассивности;
- Низкая самооценка;
- Высокий уровень агрессивности;
- Постоянное чувство вины; Неудовлетворенность работой.
Представьте - мы с таким «наборчиком» приходим к детям. Стоит задуматься, а ни в этом ли кроются наши проблемы и неудачи в педагогической деятельности?
Проективная методика «8 квадратов»: Педагогам предлагается диагностическая методика, результаты которой отражают актуальное состояние личности, эмоционально-поведенческие особенности.
- Влияние эмоций на педагогическую деятельность.
- Понятие «эмоциональное благополучие» характеризует, прежде всего, сферу наших чувств и эмоций. Поэтому, говоря об эмоциональном благополучии, мы не можем не затронуть тему.
Эмоциональный педагог - эффективный педагог - это, прежде всего, человек, который:
- умеет выражать свои чувства,
- обладает навыками саморегуляции,
- понимает себя и свое эмоциональное состояние,
- понимает чувства и эмоции детей.
Равнодушный к чувствам и переживаниям воспитатель сталкивается с большими трудностями во взаимодействии с детьми и родителями. Напротив, чем опытнее и мудрее педагог, тем больше внимания он уделит эмоциональной обстановке в группе в целом и каждого ребенка в отдельности.
Спектр эмоций:
- Если говорить об эмоциях и чувствах, то мне хотелось бы спросить вас, какие эмоции вы знаете? (педагоги высказываются).
Существует 6 основных, базовых эмоций: радость, грусть, злость, страх, обида, удивление.
Все ли эмоции нужны? Когда, в каких ситуациях, эмоции бывают полезны, а когда вредны? (высказывания педагогов)
Запрет на выражение эмоций.
Упражнение «Перекрывание чувств»: «Все ли свои чувства человек показывает другим людям? Почему мы иногда скрываем свои чувства? В нашей культуре существует запрет на выражение некоторых эмоций: «настоящие мужчины не плачут», «хорошие девочки не дерутся», «сор из избы не выносят» и т.д. А ведь каждое чувство нам нужно, мы это уже выяснили. Что бывает, когда человек сдерживает свои чувства?» Приглашается доброволец, которому символически (с помощью косынок) блокируют все каналы выхода эмоций наружу: рот - чтобы не кричал и не ругался; глаза - чтобы не выражали злости, не плакали; уши - чтобы не слышали лишнего; руки - чтобы не дрались; ноги - чтобы не убегали. «Что может такой человек?» Обсуждение позволяет понять, что зажатые внутри эмоции снижают наши возможности. В качестве иллюстрации можно провести аналогию с кипящим чайником: если его плотно закрыть, да еще и носик закупорить, он в конце концов взорвется, причинив вред тем, кого ошпарит, и самому себе. Таким образом и человек, копит, копит в себе эмоции, а потом «взрывается» и вредит тем самым и окружающим, и себе.
Влияние эмоций на педагогическую деятельность.
- Как разные эмоции влияют на педагогическую деятельность (проведение занятий, взаимодействие с воспитанниками и родителями, мотивация, работоспособность)? Педагоги, перекидывая игрушку друг другу , отвечают на вопрос.
Вывод: Эмоции влияют на педагогическую деятельность как положительно, так и отрицательно. Зачастую негативные эмоции, полученные на работе, переносятся в личную жизнь. Бывает и наоборот. Накапливается напряжение. Это ведет к неудовлетворению профессией, а иногда и жизнью в целом. Возникает угроза психическому здоровью.
Способы саморегуляции.
- Как вы справляетесь с отрицательными эмоциями?» Записываются способы саморегуляции («мозговой штурм»).
Психотехники:
- У каждого из вас, как мы выяснили, существуют свои способы снятия эмоционального напряжения. Мы хотим вам предложить несколько психологических методов, способов саморегуляции собственного эмоционального состояния, которые помогут вам справиться со своими негативными эмоциями или предупредить их возникновение. Существует множество психотехнических упражнений, которые занимают от 2 до 15 минут и помогают снять усталость, обрести состояние внутренней стабильности, свободу и уверенность в себе.
1). Техники самовнушения: На наши эмоции оказывают большое влияние наши мысли, то, как мы оцениваем, воспринимаем ситуацию, программируем себя, настраиваем на что-то.
Упражнение «Формулы»:
«У вас может не быть возможности, времени и места регулярно проводить психотехнические игры. В этом случае рекомендуется использовать техники самовнушения. Сейчас я предложу вам несколько формул (небольших предложений), которые могут быть произнесены «про себя» или вслух утром и вечером, по дороге на работу, в процессе рабочего дня, перед трудной беседой.
Формула уверенности в себе: «Я человек смелый и уверенный в себе. Я все могу и ничего не боюсь» (последняя фраза может быть повторена несколько раз).
Формула любви к работе: «Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Она является высшим смыслом моей жизни».
Формула восстановления работоспособности: «Я полон сил и энергии, я готов продолжать работу энергично, внимательно и с вдохновением. Я полон сил и энергии».
Такие формулы самовнушения могут быть взяты готовыми или составлены самостоятельно. Давайте сейчас самостоятельно попробуем привести собственные примеры подобных формул.
-Для того, чтобы эти формулы были эффективны, помните о следующих правилах:.
- Формула должна иметь короткий текст.
- Формулу самовнушения необходимо повторять несколько раз (иногда до 7 раз).
- Важно непоколебимо верить в «магические свойства» слов, произносимых вами.
2). Телесно-ориентированные техники: Вы испытываете те или иные эмоции. Как вы узнаете, что за эмоцию вы испытываете? Что происходит с вами, когда вы испытываете то или иное чувство?
- Замирает дыхание (трудно дышать);
- Напрягаются плечи;
- Напряжение в шее (гортани) - голос прерывается;
- Поднимаются брови, хмурятся; опускаются уголки губ, сжимаем губы.
Т.е. любая эмоция проявляется на телесном уровне! Наверняка вам встречались люди,
одного взгляда на которых было достаточно, чтобы понять, что этот человек относится ко всему с пренебрежением, другой - часто злится, третий - испытывает чувство стыда. Те эмоции, которые мы переживаем, накладывают на нас отпечаток. То напряжение, которое возникает при эмоциях, накапливается и приводит к формированию мышечных зажимов, «мышечной брони». Существуют 7 кругов мышечных зажимов: лоб, глаза, рот, шея, плечи и грудь, живот, бедра. Самое страшное в мышечных зажимах то, что они практически не осознаются, т.к. человек привыкает к напряжению постепенно. В результате - человек не свободен, не раскрепощен, зажат
Способы снятия зажимов (отреагирования эмоций):
- Дыхание: глубокое дыхание способствует снятию напряжения, саморегуляции. Упражнение «Вдох-выдох на счет».
- Напряжение-расслабление мышц.
- Массаж в кругу.
- Снятие лицевых зажимов - корчить рожицы, смотреть по сторонам
- Снятие напряжения в шее - «Мы - молодцы!», покричать в лесу, песни.
3). Медитации-визуализации:
Это релаксационные упражнения на расслабление. Для восстановления энергии можно просто закрыть глаза и представить себя окружённым неким ореолом любимого цвета или даже окрашенным в этот цвет. Можно также вообразить себе какие-то приятные звуки или обстановку. Скажем, на берегу моря, где шумит прибой, тёплый ветер треплет волосы.
- Способы борьбы со стрессом:
- Учитесь планировать. Дезорганизация может привести к стрессу. Наличие большого количества планов одновременно часто приводит к путанице, забывчивости и чувству, что незаконченные проекты висят над головой, как дамоклов меч. Уделите планам некоторое время, когда это будет возможно, и поработайте над ними до тех пор, пока не закончите.
- Признавайте и принимайте ограничения. Многие из нас ставят себе совершеннейшие и недостижимые цели. Но человек не может быть совершенным, поэтому часто возникает чувство несостоятельности вне зависимости от того, насколько хорошо мы выполнили что-либо. Ставьте достижимые цели.
- Развивайтесь. Иногда необходимо убежать от жизненных проблем и развлечься. Найдите занятие, которое было бы увлекательным и приятным для Вас.
- Учитесь терпеть и прощать. Нетерпимость к другим приводит к фрустрации и гневу. Попытайтесь действительно понять, что чувствуют другие люди, это поможет Вам принять их.
- Избегайте ненужной конкуренции. В жизни очень много ситуаций, когда мы не можем избежать конкуренции. Но слишком большое стремление к выигрыванию в слишком многих областях жизни создаёт напряжение и тревогу, делает человека излишне агрессивным. Регулярно делайте физические упражнения. Проверьтесь у врача, прежде чем начать заниматься по какой-либо системе. Лучше следовать той программе, которая доставляет Вам удовольствие, чем той, которая является для Вас тяжёлой и неприятной.
- Учитесь методам расслабления. Медитация, йога, аутогенная тренировка и релаксация могут быть изучены как с помощью специалистов, так и самостоятельно.
- Рассказывайте о своих неприятностях. Найдите друга, священника, психолога, с которыми Вы можете быть откровенны. Выражение сдерживаемого напряжения полному— сочувствия слушающему очень полезно.
- Будьте оптимистом. Учитесь находить положительные моменты даже в неприятных событиях. Больше думайте о чём-либо хорошем.
- Учитесь радоваться жизни. Не откладывайте счастье «на потом». Концентрируйте своё внимание и чувства на том, что вы делаете, получая удовольствие от самой работы, а не от того, что она Вам даст в будущем. Находите и отмечайте для себя приятные жизненные мелочи (красивый закат, внимание супруга, вежливое слово и т.д.).
- Итоговое упражнение «Внутренний луч» (с использование релаксационной музыки): «Сядьте удобно. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, выдох. Представьте, что внутри вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и по пути своего движения освещает изнутри лицо, шею, плечи, руки, ладони, кончики пальцев теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, брови, «охлаждаются» глаза, ослабляется напряжение в уголках губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч формирует новую внешность спокойного и освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и детьми».
Приложение
Методика «8 квадратов»
Педагогам предлагается дорисовать фигуры, находящиеся в таблице «8 квадратов»:
ИНТЕРПРИТАЦИЯ рисунков:
1. Интроверсия - экстроверсия:
Если точка замкнута - интроверсия;
Цветочек - состояние кризиса;
Солнышко - экстраверсия.
2. Наличие комплекса неполноценности:
Если галочка замкнута - наличие комплекса.
3. Потенциальные возможности интеллектуального роста:
Если есть перемычки - есть задержка;
Ступеньки - рост.
4. Способы решения проблем:
Квадратик в окружении - необходима помощь других;
Шахматы-самостоятельность.
5. Агрессивность:
Если линии соединены - выражена агрессивность;
Шестиконечная звезда — агрессия.
6. Удовлетворенность семейным положением:
Устойчивая фигура - удовлетворенность;
Треугольник - неудовлетворенность;
Транспорт - желание изменить ситуацию.
7. Деликатность - конфликтность:
Ежик - конфликтность;
Если торчат иголки наружу - конфликтность;
Если иголки нарисованы вовнутрь - деликатность.
8. Механизмы, помогающие выходить из критических ситуаций:
Пища - пищевые нарушения;
Муравейник - родственные связи;
Природные явления - одиночество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов с элементами тренинга.
Семинар можно проводить с целью оказания психологической помощи педагогам при прохождении аттестации....
разработка занятия с элементами тренинга для педагогов
Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил.В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации, как отраж...
Психологический тренинг для подростков-1
Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....
Психологический тренинг для подростков-2
Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....
ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ «ДРЕВНЯЯ РУСЬ» ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ "ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ"
Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Древняя Русь" Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Превые Романовы"...
Статья "Психологические тренинги. Тренинг на сплочение"
Цель:сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:Образовательные.· формировать общий командный дух путем спло...
Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективного общения» Номинация: «Методическая разработка компетентностного тренинга, ориентированного на детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №6, г. Тамбов Тема серии компетентностных коммуникативных тренингов: «Секреты эффективног...