Конспект занятий тренинга
план-конспект занятия по психологии на тему
В данном материале мною представлен конспект практического занятия с элементами тренинга для кандидатов в замещающие родители на тему "Психологическая саморегуляций - основа повседневной деятельности практического психолога" и может быть широко использован в разных направлениях работы с данной категорией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_zanyatiy_treninga.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ
практического занятия с элементами тренинга «Психологическая саморегуляция - основа повседневной деятельности практического психолога»
Цель:
Изучение и отработка навыков психологической саморегуляции, самопомощи, взаимопомощи для преодоления негативного влияния экстремальных ситуаций.
Учебные вопросы:
1. Изучение способов саморегуляции в повседневной деятельности.
2. Отработка навыков "разрядки" негативных эмоциональных состояний.
Литература:
1. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека.- Казань,1987 г.
2. Психология экстремальных ситуаций. М.:АСТ, Мн.:Харвест, 2002 г.
Ход занятия:
Психологическая саморегуляция является основой эффективной профессиональной деятельности психолога. Она помогает преодолеть негативное влияние стрессовых факторов, повышает работоспособность. Все психологи знают о необходимости психологической саморегуляции, но не все реализуют ее на практике.
Наиболее эффективные способы психологической саморегуляция связаны с расслаблением мышц и переключением внимания. Комбинации способов психологической саморегуляции:
техники активной нервно-мышечной релаксации; различные виды гимнастики, физиопроцедуры, обычный массаж и самомассаж, точечный массаж, дыхательные упражнения - все что связано с напряжением и расслаблением мышц;
приёмы самогипноза, самовнушения, аутогенная тренировка, медитация – приемы связанные с изменением сознания;
музыкальные и светомузыкальные воздействия, аромотерапия, и другие приемы, связанные с чувствами;
фармакотерапевтические средства, связанны с изменением химии тела.
Какие из них доказали вам свою эффективность и вы их используете в повседневной жизни? Обсуждение, создание списка.
В моей аптечке первой психологической помощи уже лежат: дыхательные упражнения, переключение внимания, точечный массаж, медитативная графика, аутотренинг, нервно-мышечная регуляция. Остановлюсь подробнее на некоторых.
1. Успокаивающие и активизирующие дыхательные упражнения, дыхание по пульсу.
2. Я использую регулирующую силу слова: установка на успех, самоубеждение. Например, задание на сегодня: "Именно сегодня я позабочусь о своем организме, я сделаю зарядку, постараюсь не наносить вреда своему здоровью, изучу что-нибудь полезное, сделаю 2 дела, которые мне не хочется делать, постараюсь выглядеть как можно лучше, буду щедрой на похвалы, намечу программу своих дел. Это избавит меня от спешки и нерешительности. Я не буду бояться быть счастливой! Итак, самый лучший день – сегодня!"
Когда я сомневаюсь в своих силах, очень эффективно действует прием «самоподкрепление» – положительное отношение к самому себе, к своим целям, способам действий. Для этого подойдет упражнение «Мои ценные качества».
Цель: повысить уверенность в себе, подкрепить веру в себя.
Инструкция: составить своих список ценных качеств от первого лица, запомнить (повесить на стене), когда почувствуете себя подавленно – вспомнить и сосредоточиться на них: Я забочусь о своей семье. Я хороший друг. Я помогаю людям. Я признаю свои ошибки. Я часто улыбаюсь.
3. Если неприятности не идут у меня из головы, я использую прием переключения внимания: я делаю мысленную инвентаризацию помещения: выделяю объекты, название которых объединяет (начинается на какую-нибудь букву, например, на букву «С»: стекло, стол, столешница, свет, стена и т.д., или имеют круглую форму: розетка, столешница, скотч, противопожарный датчик). Можно попытаться найти общее между двумя непохожими объектами (яблоко-кошка, петух – стакан), или найти, что может быть одновременно: красное, круглое, кислое (помидор, яблоко, тарелка свекольника, обиженное лицо).
Чтобы сосредоточиться я использую прием «Обратный счет» (счет в прямом порядке и запись в обратном), сосчитать буквы «я» на странице, т.д.
4. Чтобы проблема казалась не такой большой, использую юмор: называю свою проблему, например: «У меня много морщин», потом представляю, что ее говорит щука, которая хочет проглотить карася, женщина, которая упала в лужу, хор ветеранов (начало речи президента, надпись в туалете, пароль для шпионов), чтобы не достичь счастья, надо думать… И перестаю думать об этом.
5. Перед сном я стараюсь расслабить все мышцы. Чем расслабленнее мышцы, тем меньше сигналов от них поступает в мозг, тем быстрее мозг погружается в пассивное бодрствование, потом в дремоту и сон.
Пример аутотренинга перед сном:
Мое лицо спокойно. Мышцы лба расслаблены, мышцы глаз, щек расслаблены. Губы и зубы разжаты. Мое лицо как маска. Мои пальцы рук расслаблены. Мои кисти расслаблены. Мот предплечья и плечи расслаблены. Мои руки полностью расслаблены. Мое лицо спокойно и неподвижно. Мои пальцы ног расслаблены. Мои стопы и голени расслаблены. Мои бедра расслаблены. Мои ноги полностью расслаблены. Все мое тело спокойно и неподвижно. Мышцы шеи и затылка расслаблены. Моя спина расслаблена. Грудь и живот расслаблены. Мое лицо и все мое тело полностью расслаблены, сердце бьется ровно, дыхание спокойное, лоб обдувает прохладный ветерок, солнечное сплетение теплое. Я расслаблена и спокойна, я засыпаю.
Я уверена, что могу влиять на свое эмоциональное состояние и поведение, используя три основных пути: изменение тонуса скелетных мышц и дыхания; активное включение представлений и чувственных образов; использование программирующей и регулирующей роли слова.
Подведение итогов занятия: Учитесь оценивать, когда вы на пределе своих возможностей, не допускайте перегрузок своего организма, любите себя.
Педагог-психолог Е.Г. Двинина
ПЛАН-КОНСПЕКТ
практического занятия с элементами тренинга
на определение личностной идентификации психолога:
«Какой я?»
Цель: формирование и коррекция самооценки, поощрение самораскрытия и отработка обратной связи в группе, повышение групповой и личностной активности.
Оборудование: карточки по 10 штук на каждого участника тренинга размером 8х10, 4 набора признаков, каждый из которых может охарактеризовать личность и отвечает на вопрос: «Какой Вы человек?» (приложение ).
Литература: Тренинг профессиональной идентичности: Руководство для преподавателей вузов и практикующих психологов/ Автор-составитель Л.Б. Шнейдер.- М.: Издательство МПСИ, 2008 г., 208 с.
Условия проведения: центр комнаты, свободный от мебели, чтобы участники могли перемещаться, на 4 стенах место для объявлений наборов признаков.
Ход занятия:
Ведущий: сегодня вы будете иметь возможность увидеть себя с новой стороны в процессе принятия решения. Решение предстоит принимать сложное -сравнить себя с другими людьми. Я буду называть признаки сериями по 4, каждый из вас из 4 признаков выбирает тот, который в большей степени отражает как вы себя воспринимаете в настоящий момент и записывает его крупно на одной из карточке, так чтобы его можно прочесть окружающим (перед вами набор из 10 карточек и ручка). После того, как вы выбрали, подойдите к тому месту, где выставлен выбранный вами признак. Как вы чувствуете себя на этом месте? В компании или один? Обсудите это с товарищами. Возможно вы хотите переменить свое решение?
Участники в малых группах обсуждают свои выборы, могут корректировать друг друга.
Ведущий: обратите внимание на другие подгруппы и дайте обратную связь, подходят ли другим участникам те качества, которые они выбрали?
Далее предъявляются следующие 4 признака и процесс повторяется.
Когда серия выборов закончена, и каждый участник заполнил все карточки, ведущий просит выбрать из них 5-6, переписать на отдельную карточку, повесить себе на грудь. Участники разбиваются на группы (триады) и обсуждают созданный образ себя и других.
Вариант: самопрезентация в кругу (участники аплодируют выбору, если согласны).
Приложение
Четыре набора признаков
1 | 2 | 3 | 4 |
активный | пассивный | яркий | оптимистичный |
взрослый | мужчина | женщина | зрелый |
отец или мать | муж или жена | брат или сестра | сын или дочь |
славянин | гражданин | политически нейтральный | верующий |
растущий | счастливый | компетентный | уверенный |
осторожный | импульсивный | предприимчивый | настойчивый |
агрессивный | творческий | сознательный | послушный |
мягкий | сдержанный | замкнутый | романтичный |
выдающийся | тонкий | сильный | стойкий |
твердый | суровый | уступчивый | нерешительный |
эстет | практичный | интеллектуал | опытный |
в группе я признаю власть | в группе я борюсь за власть | в группе я избегаю власти | в группе я пользуюсь властью |
в группе я значимый | в группе я посторонний | в группе я независимый | в группе я рядовой |
Педагог-психолог ДТД Е.Г. Двинина
01.12.2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия - тренинга на тему: "Что я чувствую"
Занятие на формирование эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Цель:- формировать представления детей об эмоциональных проявлениях людей (мимика, жесты);- развива...
конспект занятия с элементами тренинга "Влияние мыслей на человека"
Занятие направлено на обучение учащихся поиску выхода из трудной ситуации, дает понятие об элементах саморегуляции, знакомит с "позитивным формулированием" как способом изменения отношения к ситуации....
Конспект занятия с элементами тренинга «Учимся говорить «нет»
Занятие напрвлено на формирование у учащихся навыков противостояния давлению, "культуры отказа", развитие умения принимать ответственность за свою жизнь....
Конспект занятия "Приемный ребенок в замещающей семье Тренинг Способы бесконфликтного взаимодействия с ребенком"
Школа приемных родителей...
Конспект занятия (тренинг) "Саморазвитие личности подростка"
Конспект занятия (тренинг) "Саморазвитие личности подростка"...
Конспект занятия-тренинга «Мы вместе!»
Цель: содействовать сближению детских коллективов посредством включения в совместную игровую и творческую деятельность....
План конспект занятия тренинга подростков возраста 12-16 лет «Моя коммуникабельность» с практическими заданиями и сценарием ролевой игры
План конспект занятия тренинга подростков возраста 12-16 лет «Моя коммуникабельность» с практическими заданиями и сценарием ролевой игры Автор: Осепян Анна Карленовна План ...