Память младших школьников
учебно-методический материал по психологии на тему

Сухорукова Елена Владимировна

Под влиянием новых видов деятельности, которыми овладевает школьник, новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи – сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести, построить замысел игры, рисунка и т.п. Чтобы иметь возможность разрешить эти задачи, ребенок пользуется теми или иными способами, которые он усваивает от взрослых. Тогда и начинают формироваться специальные действия внимания, памяти, воображения, благодаря которым они приобретают произвольный, преднамеренный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа146.12 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа по теме:

Особенности развития памяти

в младшем школьном возрасте

Работу выполнила:

педагог – психолог МОУ СОШ №103

Сухорукова Е. В.

Волгоград 2014г.

                                           Содержание:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

I ГЛАВА Психологические особенности развития памяти в младшем школьном возрасте

Понятие памяти, ее процессы……………………………………………..6

Виды памяти………………………………………………………………..8

Возрастные особенности памяти младших школьников…………….....10

II ГЛАВА  Экспериментальное изучение особенностей развития памяти в младшем школьном возрасте

2.1 Организация и методики исследования………………………….….12

2.2  Анализ результатов экспериментального исследования..…………13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….……………..19

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………….20

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию, человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. «Без памяти, - писал Рубинштейн – мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом».

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть ни что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Без постоянного обновления такого опыта, его воспроизводства в подходящих условиях живые организмы не смогли бы адаптироваться к текущим быстро меняющимся событиям жизни. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать, и оно бы безвозвратно утрачивалось.

Память входит в структуру интеллекта. Память включена также в общую способность к учению и обучаемости, является необходимым условием накопления фонда знаний и «интеллектуальных умений».
Память, как и все психические процессы, имеет особенности возрастные и индивидуальные.

Развитие основных познавательных процессов ребенка в дошкольном и младшем школьном детстве может идти стихийно и управляемо, организованно и неорганизованно, и уровень интеллекта ребенка существенно зависит от того, насколько продуманным было обучение ребенка в семье и в образовательных учреждениях.

В младшем школьном возрасте запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т.е. без специального обучения мнемическим функциям, являются преимущественно непроизвольными. Хотя к моменту поступления в школу происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала.

Возможности для улучшения и развития памяти ребенка в младшем школьном возрасте очень широкие. Ее совершенствование у детей может идти сразу по нескольким направлениям.

Под влиянием новых видов деятельности, которыми овладевает школьник, новых требований, предъявляемых ему взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи – сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести, построить замысел игры, рисунка и т.п. Чтобы иметь возможность разрешить эти задачи, ребенок пользуется теми или иными способами, которые он усваивает от взрослых. Тогда и начинают формироваться специальные действия внимания, памяти, воображения, благодаря которым они приобретают произвольный, преднамеренный характер.

Объектом исследования моей работы являются обучающиеся 2 класса, 12 человек. 

Предмет исследования: непроизвольная память.

Цель работы: изучить индивидуальные особенности памяти младшего школьника и ее проявления в процессе обучения.

Для достижения заданной цели необходимо решить следующие задачи:

I ГЛАВА Психологические особенности развития

памяти в младшем школьном возрасте

  1. Понятие памяти, ее процессы. 

Изучение законов человеческой памяти составляет одну из центральных, наиболее существенных глав психологической науки. Заслуга первого систематического изучения высших форм памяти у ребенка принадлежит выдающемуся психологу Л. С. Выготскому, который впервые сделал предметом специального исследования вопрос о развитии высших форм памяти. Вместе со своими учениками А. Н. Леонтьевым и Л. В. Занковым он показал, что высшие формы памяти являются сложной формой психической деятельности, социальной по своему происхождению и опосредствованной по своему строению, и проследил основные этапы развития наиболее сложного опосредствованного запоминания.
Вслед за А. Р. Лурия под памятью мы понимаем запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
       Память – процесс организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Память лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, ориентировка в мире и его познание станут невозможными. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания – существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек превращается в живой автомат, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент.

Выделяют следующие процессы памяти:

1. Запечатление начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти (где происходит анализ и идентификация информации).

2. Хранение – накопление материала в памяти. Хранение по-разному осуществляется в эпизодической (автобиографической) и семантической памяти. В эпизодической памяти хранится информация о различных событиях нашей жизни. Семантическая память содержит правила, лежащие в основе языка и различных мыслительных действий. Здесь хранятся структуры, свойственные данной культуре. Семантическая память служит своего рода каркасом для событий текущей жизни, которые хранятся в эпизодической памяти.

3. Воспроизведение (извлечение). Информация всегда воспроизводится на основе той структуры, в составе которой она запоминалась. Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием.

Поскольку очень важную роль в извлечении информации из памяти играет контекст, человеку всегда легче узнать какую-то информацию, чем вспомнить. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала.

4. Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек поднимается над бесчисленным количеством конкретных деталей и облегчает себе возможность обобщения. Забыванием трудно управлять.

1.2 Виды памяти.

В зависимости от способа хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. «Мозг среднего человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз».

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.

Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение. Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).

В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, эмоциональную и другие виды памяти.

У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная память. Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность слуховой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.

Эмоциональная память – это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.

По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную. 
В первом случае перед человеком ставится специальная мнемоническая задача (на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение), осуществляемая благодаря волевым усилиям. Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

1.3 Возрастные особенности памяти младших школьников. 

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Как уже указывалось, суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.
Преобразование мнемической функции обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении различных мнемических задач, возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе.

Различные процессы памяти развиваются с возрастом у детей неодинаково, причем одни из них могут опережать другие. Например, произвольное воспроизведение возникает раньше, чем произвольное запоминание, и в своем развитии как бы обгоняет его. От интереса ребенка к выполняемой им деятельности и мотивации этой деятельности зависит развитие у него процессов памяти.

В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

                                         

  Вывод по главе 1

Память лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, ориентировка в мире и его познание станут невозможными. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта.

 В зависимости от способа хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, эмоциональную и другие виды памяти.

По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Как уже указывалось, суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.

Различные процессы памяти развиваются с возрастом у детей неодинаково, причем одни из них могут опережать другие.

II ГЛАВА   Экспериментальное изучение особенностей развития памяти в младшем школьном возрасте

2.1 Организация и методики исследования

Экспериментальное исследование  особенностей развития памяти у детей младшего школьного возраста проводилось на базе МОУ СОШ № 103 города Волгограда. В нем принимали участие  дети, обучающиеся во втором классе.

Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе исследования  для оценки кратковременной слуховой памяти использовалась методика А.Р Лурия «10 слов». Она позволяет оценить состояние  кратковременной и долговременной памяти, утомляемости, активности внимания. Детям предлагаются десять коротких односложных слов, не имеющих связи между собой. Экспериментатор  просит повторить слова в  любом порядке. Слова зачитываются 5-6 раз, на каждом этапе исследования заполняется протокол. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе, как показатель долговременной памяти.

На втором этапе исследования использовалась методика  «Образная память», позволяющая определить уровень кратковременной зрительной памяти. В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы. Затем в течение одной минуты воспроизвести запомнившееся (записать или зарисовать). Для определения уровня развития памяти учащихся необходимо использовать комплекс методик.

2.2 Анализ результатов экспериментального исследования

Изучение особенностей памяти младшего школьного возраста началось с определения уровня развития кратковременной слуховой памяти с учащимися 2 класса с помощью методики А.Р.Лурия «10 слов».  (Приложение 1).  

                                                                                                                           Таблица 1

Результаты по методике А.Р.Лурия «10 слов».

№ п/п

Ф.И.

1

2

3

4

5

Всего

баллов

Сред.

балл

Через час

«лишние»

слова

1

Ш. М.

2

3

5

4

4

17

3,6

3

2

Л.Т.

6

7

10

10

10

43

7,66

8

3

Н.Н.

4

6

6

7

7

30

6,0

6

4

М.А.

3

4

5

7

8

27

5,4

4

дерево

5

К.О.

6

7

10

-

43

7,66

9

6

М.В.

3

2

4

5

4

18

3,6

2

пчела, вор,тигр

7

Т.И.

6

10

10

10

10

46

8,0

8

8

И.Г.

6

6

7

10

10

37

7,25

6

9.

У.Б.

6

8

10

10

10

44

8,0

9

10

Б.Л.

2

3

2

4

3

14

2,6

1

Ванна, оса

11

Л.А.

4

6

9

10

10

39

7,25

6

12

О.Д.

5

8

10

10

10

43

7,66

7

Высокий уровень развития слуховой памяти наблюдается у 2,5,7,9,12 учащегося. Они воспроизвели 10 слов после второго и третьего повторения. У обучающихся 3,4, 8, 11  выявлен средний уровень.  У учащихся 1,6,10 наблюдается низкий уровень, при этом проявляется неустойчивое внимание, выраженная утомляемость. Учащиеся 4,6,10 называют лишние слова, что свидетельствует об ослабленном внимании, забывчивости и рассеянности. Испытуемый 10 демонстрировал эмоциональную вялость, отсутствие заинтересованности. Из таблицы также видно, что средний уровень запоминания по классу 5,7, наибольший средний балл запоминания по классу наблюдается после третьего прочтения слов, он соответствует 7.

Таким образом, по результатам проведенной  методики А.Р. Лурия «10 слов», мы видим, что у 41,67% (5 чел.)  обучающихся 2 класса выявлен высокий уровень развития кратковременной памяти, у 33,33% (4 чел.) учащихся - средний уровень и у 25% (3 чел.) обучающихся - низкий уровень.

Методика А.Р.Лурия «10 слов» позволяет также выявить уровень развития долговременной памяти. Высокий уровень выявился у 2,7 и 9 испытуемых,  у 3,4, 8,11 и 12-средний уровень, и у 1, 6, 10 обучающихся наблюдается низкий уровень долговременной памяти.

       Высокий уровень выявился у 25% (3 чел.), у 41,67% (5 чел.)-средний уровень, и у 33,33% учащихся (4 чел.) наблюдается низкий уровень долговременной памяти.      

На втором этапе исследования использовалась для углубленного изучения особенностей развития памяти с обучающимися была проведена методика «Образная память». По итогам проведенной методики можно выделить следующие результаты, у учащихся 2,5 выявлен высокий уровень развития образной памяти, у учащихся 7,8,9,11,12 –средний уровень, у 1,3,4,6,10 соответственно низкий уровень.

                                                                                                                               Таблица 2.

Результаты по методике «Образная память»

№ п/п

Ф.И

Количество воспроизведенных образов

Оценка в баллах

1.

Ш.М.

3

2

2.

Л.Т.

11

7

3.

Н.Н.

4

3

4.

М.А.

5

4

5.

К.О.

12

7

6.

М.В.

3

2

7.

Т.И.

9

6

8.

И.Г.

6

5

9.

У.Б.

8

6

10.

Б.Л.

3

2

11.

Л.А.

6

5

12.

О.Д.

8

6

Средний балл

6,6

4,6

 

Таким образом, у 16,66% (2 чел.) выявлен высокий уровень образной памяти, у 41,7% (5 чел.) средний уровень, у 41,7% (5 чел.) - низкий уровень развития образной памяти.

                                                                                                    Таблица 3.

Сводная таблица по результатам исследования.

№ п/п

Ф.И.

Кратковременная слуховая память

Образная память

Долговременная память

баллы

уровень

баллы

уровень

баллы

уровень

1.

Ш.М.

3,8

низкий

2

низкий

3

низкий

2.

Л.Т.

6,7

высокий

7

высокий

8

высокий

3.

Н.Н.

6,8

средний

3

низкий

6

средний

4.

М.А.

5,8

средний

4

низкий

4

средний

5.

К.О.

7,6

высокий

7

высокий

9

высокий

6.

М.В.

4

низкий

2

низкий

2

низкий

7.

Т.И.

8

высокий

6

средний

8

высокий

8.

И.Г.

7,3

средний

5

средний

6

средний

9.

У.Б.

8

высокий

6

средний

9

высокий

10.

Б.Л.

2,6

низкий

2

низкий

1

низкий

11.

Л.А.

7,2

средний

5

средний

6

средний

12.

О.Д.

8.3

высокий

6

средний

7

средний

По результатам проведенных методик, можно сделать вывод, что кратковременная слуховая и зрительная память проявляются на разном уровне у одних и тех же обучающихся. У обучающихся 3,4, кратковременная слуховая память  проявилась на среднем уровне, а образная - на низком. Обучающиеся 7, 9, 12 показали развитие кратковременной слуховой памяти на высоком уровне, а зрительной - на среднем уровне. Таким образом, кратковременная слуховая память у этих испытуемых более развита. Уровень развития долговременной памяти проявляется у обучающихся соответственно на том же уровне, кроме испытуемого 12, с высоким уровнем кратковременной слуховой памяти, долговременная память проявилась  у него на среднем уровне. Учащиеся 1,6,10 показали низкие результаты по двум методикам, выявлен низкий уровень кратковременной слуховой и зрительной памяти, долговременной памяти.

Вывод по главе 2

С целью изучения  индивидуальных особенностей памяти младшего школьника и ее проявления в процессе обучения было проведено экспериментальное исследование. В исследовании принимали участие 12 детей младшего школьного возраста.

Изучение особенностей памяти началось с оценки кратковременной слуховой памяти с помощью методики А.Р Лурия «10 слов», в результате чего был выделены три уровня развития кратковременной слуховой памяти. Высокий уровень показали 41,67% обучающихся, средний уровень составил 33.33%, а низкий-25% обучающихся.

На втором этапе исследования для углубленного изучения особенностей развития памяти с обучающимися была проведена методика «Образная память» с целью изучения кратковременной образной памяти. С помощью данной методики выяснилось, что у  16,66% выявлен высокий уровень образной памяти, у 41,7%  средний уровень, у 41,7% - низкий уровень развития образной памяти.

Итак, рассмотрев особенности развития памяти у обучающихся второго класса, мы можем сделать вывод о том, соотношение уровня развития кратковременной слуховой памяти и кратковременной образной памяти у   некоторых младших школьников различаются.

Таким образом, проведенное экспериментальное исследование позволяет сделать вывод о необходимости развития памяти у детей младшего школьного возраста. Это необходимо учесть практическому психологу образовательного учреждения в процессе коррекционно-развивающей работы, так как  в исследуемой группе некоторые обучающиеся имеют низкий уровень развития кратковременной слуховой и зрительной памяти, долговременной и образной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Память лежит в основе любого психического явления. Без ее включения в акт познания ощущения и восприятия будут переживаться как впервые появившиеся, ориентировка в мире и его познание станут невозможными. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды, желания и притязания – существуют благодаря памяти. Распад следов памяти равноценен распаду личности: человек превращается в живой автомат, способный лишь реагировать на стимулы, действующие в данный момент.

В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро.

В данной работе ставилась цель- изучить индивидуальные особенности памяти младшего школьника и ее проявления в процессе обучения.

Были подобраны и использованы методики, позволяющие исследовать память младших школьников. На основе полученных результатов проведен количественный и качественный анализ и выявлены индивидуальные особенности памяти младшего школьника.

Результаты проделанной работы доказали достоверность выдвинутой гипотезы: соотношение уровня развития кратковременной слуховой памяти и кратковременной образной памяти у младших школьников различаются.

                                  Список литературы:

1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.

2..Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический проспект, 2001.

3. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов: Учебно-методическое пособие. М., 1985.

4. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. Р-н-Д «Феникс», 2004.

5.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Москва 2001.

6. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2003.

7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога : Учеб. пособие: В 2 кн.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.

8. Психологический словарь./Под ред. Ю.Л. Неймера. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

9. Психология детства. Практикум./Под ред. А.А. Реана. М.: Олма-пресс, 2003.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2001.

11. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Владос, 1995.

.

        

                                                                             Приложение 1.

Методика « 10 СЛОВ»

Методика предложена А. Р. Лурия

Цель: Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания.

Материал: Протокол с десятью короткими односложными и двусложными словами, не имеющими между собой никакой связи (таблица ).

Инструкция состоит из нескольких этапов:

а)        «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь сколько сможешь, в любом порядке».

Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

б)        «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь — и те, которые уже называл, и те которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3—5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5—6 кратного повторения слов, экспериментатор говорит испытуемому: «Через час Вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:

По полученному протоколу составляется график, «кривая запоминания». По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый сразу воспроизвел 8—9 слов, а затем, с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

лес

хлеб

окно

стул

вода

брат

конь

гриб

игла

мед

1.

2.

3.

4.

5.

ч/з час

Оценка результатов

40-50 баллов –высокий уровень

20-39 балла-средний уровень

до 20 баллов-низкий уровень

                                                                                      Приложение 2

Методика «Образная память»

Цель: Изучение кратковременной памяти.

Описание:

В качестве единицы объема памяти принимается образ (изображение предмета, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы. Затем в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся (записать или зарисовать)

Инструкция:

«Сейчас я покажу вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить как можно больше из нарисованного. После того, как я уберу таблицу, запишите или зарисуйте все, что успели запомнить. Время предъявления таблицы-20 секунд»

Оценка:

Подсчитывается количество правильно воспроизведенных образов. В норме- это 6 и более правильных ответов.

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество воспроизведенных образов

15-16

13-14

10-12

7-9

6

5

4

3

2-1

http://gurutestov.ru/Im/img156.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию.

В материале рассматривается вопрос влияния изобразительной деятельности на развитие внимания младших школьников с нарушением интеллекта. Коррекционные возможности обучения школьников рисованию....

Районная научно-практическая конференция школьников Секция БИОЛОГИИ Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение МКОУ Александровская ООШ Маслянинского район

Научно- практическая конференция в рамках декада науки и творчества для 7-8 классов по теме " Несоответствие биологического и календарного возраста младших школьников и его влияние на обучение"...

Методические рекомендации для родителей младших школьников "Режим дня в жизни школьника"

Задачи: 1.Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника. 2.Убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня....

Памятка родителям младших школьников " Слабая самоорганизация у младших школьников"

Памятка в виде буклета создана для родителей младших школьников. Начальная школа - основа самоорганизации младших школьников. В памятке описываются причины слабой самоорганизации школьников, их послед...

Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и является продолжением программ занятий с младшими школьниками.

Рабочая программа для 5-6 классов разработана на основе программы формирования психологического здоровья средних школьников «Тропинка к своему Я» к.п.н. Хухлаевой О.В. (Москва, 2011) и явл...

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни

Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....