Коррекционно-развивающая программа по снижению агрессивности у младшего школьника
план-конспект занятия по психологии на тему
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.
Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, — это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_snizheniyu_agressivnosti.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая программа
по снижению агрессивности у младшего школьника
педагог – психолог МОУ СОШ №103
Сухорукова Е. В.
Волгоград 2014
Коррекционно-развивающая программа
по снижению агрессивности у младшего школьника.
Пояснительная записка
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.
Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, — это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.
Из бесед с родителями также можно заключить, что дети теперь стали агрессивнее, чем раньше. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки. В стремлении достичь своей цели они манипулируют родителями.
Коррекционно-развивающая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. При построении коррекционных мероприятий следует учитывать не только симптоматику (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к своему поведению. Наиболее эффективным средством коррекции в младшем школьном возрасте выступает игровая деятельность, специально организуемая педагогом. Именно это может служить не только целям коррекции, но и дать ценный диагностический материал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка.
Для предотвращения детской агрессии используются главным образом занятия, позволяющие развивать чувство эмпатии у ребенка, а также создавать чувство защищенности, заботы, положительного, дружелюбного взаимодействия. Не лишним будет и проведение специальных игр на развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми.
Цель программы: снижение уровня агрессивности младшего школьника путем снятия эмоционального напряжения, устранения патологических стереотипов реагирования, повышение самооценки, принятие себя и других.
Задачи программы:
- устранить у ребенка неконтролируемые чувства гнева и злости;
-научить его контролировать свой агрессию, выражать недовольство в приемлемой форме;
-повысить самооценку ребенка, нормализовать эмоциональное состояние и развить чувство эмпатии;
-закрепить положительные коммуникативные модели поведения: устранить ругательства и драчливость ребенка.
Методы проведения:
1) арт-терапевтические методики;
2) психогимнастические упражнения;
3) беседы;
4) коррекционные упражнения;
6) релаксационные упражнения.
Коррекционная программа состоит из 11 занятий. Продолжительность занятий составляет 30-40 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю с ребенком младшего школьного возраста (7 лет).
Программа состоит:
Блок 1-
Блок 2-
Структура занятия:
1.Ритуал приветствия.
Цель: создание определенного положительного эмоционального фона.
2. Основное содержание:
Выполнение развивающих упражнений, словесные и подвижные игры, беседы, проигрывание проблемных ситуаций, рисование, релаксация, элементы игротерапии, сказкотерапии.
3.Рефлексия занятия.
Цель: подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы
4.Ритуал прощания.
Цель: создание ощущения завершённости.
Этапы реализации программы:
I этап – вводный (первичная диагностика, 1и 2 занятие)
II этап – основной (основные занятия - 1 занятий)
III этап – итоговый (итоговое занятие и повторная диагностиканостика, оформление сводной таблицы результативности и динамики развития, коррекции эмоционально - личностной сферы)
IV этап-консультативный (рекомендации педагогу и родителям)
Ожидаемыми результатами данной коррекционно-развивающей программы могут быть:
качественные показатели:
Показатели развития мотивационно – личностной сферы:
- повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы,
- формирование адекватной самооценки (повышение уверенности в себе),
- развитие эмпатии, социализации и позитивного отношения к другим людям,
- устранение вербальной и невербальной агрессии младшего школьника.
количественные показатели:
Количество проведённых занятий
Формы контроля:
Рефлексия по каждому занятию.
По итогам реализации программы повторная диагностика и сводные показатели.
Необходимые материалы и технические средства для занятий: бумага, цветные карандаши, цветной пластилин, куклы, игрушки, конструктор детский, емкость с водой, тряпичный мешочек или бумажный пакет.
Тематический план занятий по программе
№ п | Тема занятия | Цель занятия | Содержание занятия |
I этап – вводный | первичная диагностика, 1и 2 занятие | -тест руки Вагнера. -"Несуществующее животное" -Методика -«Структурализированное наблюдение» (А.А. Романов). -анкета для педагога "Критерии агрессивности ребенка" | |
II этап – основной 1 | Мой гнев | 1. Выявление причины гнева 2. Переключение внимания и агрессии | 1. Приветствие 2.Упражнение «Стукни кулаком» 2.Игра «мешочек криков» 3.Рисование «Шарж» 4.Упражнение «Гневный листок» 5. Прощание «Подари улыбку» |
2 | Вежливые хозяева | 1. Формирования у ребенка представления об ощущениях жертвы агрессии | 1. Приветствие 2.Кукольное представление «Кошкин дом» 3.Ролевая игра «Вежливые хозяева» 4. Прощание «Подари улыбку» |
3 | Если я злюсь… | 1. Обучение самоконтролю и закрепление этих навыков | 1. Приветствие 2.Упражнение «Если я злюсь…» 3.Упражнение «Спектакль» 4.Упражнение «Счет до десяти» 5.Игра «Зайчики» 6. Прощание «Подари улыбку» |
4 | Верь в себя | 1. Развитие положительной самооценки 2. Формирование у ребенка уверенности в себе | 1. Приветствие 2.Беседа «Вера в себя» 3.Рисование «Автопортрет» 4.Рассказ «Мой лучший поступок» 5. Прощание «Подари улыбку» |
5 | Ты любим | 1. Формирование эмоциональной комфортности и спокойствия у ребенка | 1. Приветствие 2.Рисование «Моя семья» 3.Упражнение «Я хороший» 4.Лепка «Солнце» 5. Прощание «Подари улыбку» |
6 | Люби других | 1. Развитие положительного отношения к близким и окружающим | 1. Приветствие 2.Конструирование «Подарок другу» 3.Игра «Глаза в глаза» 4.Игра «Море» 5. Прощание «Подари улыбку» |
7 | Бежим от злости | 1. Релаксация 2. Обучение техники снятия физического напряжения | 1. Приветствие 2.Гимнастика 3.Игра «Дрова» 4.Игра «подушки» 5.Игровой массаж 6. Прощание «Подари улыбку» |
8 | Помощь | 1. Развитие чувства эмпатии 2. Социализация ребенка | 1. Приветствие 2.Беседа «Помощь» 3.Лепка «Старичок» 4.Игра «Доктор или медсестра» 5. Прощание «Подари улыбку» |
9 | Знаток чувств | 1. Развитие чувства эмпатии | 1. Приветствие 2.Игра «Знаток чувств» 3.Игра «Угадай чувство» 4.Игра «Актер» 5.Рисование «Мое чувство» 6.Прощание «Подари улыбку» |
10 | Словарик хороших слов | 1. Закрепление коммуникативных навыков и положительных моделей поведения | 1. Приветствие 2.Игра «Словарик хороших слов» 3Игра «Поводырь» 4.Игра «диспетчер» 5. .Прощание «Подари улыбку» |
11 | Итоговое | 1. Закрепление полученных навыков | 1. Приветствие 2.Беседа «Что я понял?» 3.Ролевая игра «Ночлег» 4.Обсуждение игры 5. .Прощание «Подари улыбку» |
III этап – итоговый | Повторная диагностика, оформление сводной таблицы результативности и динамики развития, коррекции эмоционально- личностной сферы. | -тест руки Вагнера. -анкета для педагога "Критерии агрессивности ребенка" -Методика «Градусник» | |
IV этап консультативный | Рекомендации педагогу и родителям. |
Используемая литература:
1. Александров А.А. Психодиагностика и психокоррекция/А.А. Александров. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.
2. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – М.: Спб, Питер, 2001. – 377 с.
3. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста. Диагностика и коррекция. «Генезис» 2009
4. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов/ Н.Л. Кряжева. – Ярославль, Академия развития, 1997. – 160 с.
5. Ломтева Т. Большие игры маленьких детей. От 0 до 14 лет /Т. Ломтева. – М.: Дрофа-Плюс, 2005. – 272 с.
6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми/Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М., 2000. – 304 с.
7. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике/И.П. Подласый. – М.: Владос, 200/. – 352 с.
8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в двух томах. Том 2/Е.И. Рогов. – М.: Владос, 1996. – 529 с.
9. Хухлаева О.В. Тропинска к своему Я. Начальная школа/О.В. Хухлаева. – М.: Генезаис, 2008. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционно-развивающих занятий со старшими дошкольниками и младшими школьниками «Капитошка»
Среди воспитанников детского дома есть дети, не готовые к началу регулярного школьному обучению, которые, не смотря на свой возраст (7 лет), посещают детский сад. Кроме того, ...
Календарно - тематическое планирование. Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по развитию познавательных процессов младших школьников.
Целью данной коррекционно-развивающей программы является развитие психических познавательных процессов у детей младшего школьного возраста. Задачи программы состоят в...
Коррекционно-развивающая программа по профилактике агрессивности младших школьников.
Известно, что в младшем школьном возрасте характерно повышение тревожности, неуверенности, страхов. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны конфликты с окружаю...
Программа коррекционно-развивающих занятий по связной речи для младших школьников с ОВЗ
В разработанной программе коррекции дисфункции связной речи, представлена система логопедических занятий, построенная на принципах дидактики с использованием нетрадиционных приемов и методов...
Влияние мультфильмов на снижение агрессивности у младших школьников.
исследовательская работа...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по снижению тревожности у подростков.
Данная программа адресована подросткам (6-11 класс), учащихся в МБОУ СОШ №5 г. Охи им. А.В. Беляева, имеющих высокий уровень тревожности. Рабочая программа состав...
Рабочая программа логопедической коррекционно-развивающей работы «Преодоление речевых нарушений у младших школьников с ФНР» на уровень начального общего образования 1 класс
Программа логопедической коррекционно-развивающей работы «Преодоление речевых нарушений у младших школьников с ФНР» на уровень начального общего образования является структурным компоненто...