«Портрет подростка» и его значение в формировании личности ребенка
статья по психологии по теме
В подростковом возрасте начинает развиваться критическое отношение к себе, но оно носит избирательный характер (в выполнении дом. заданий по отдельным дисциплинам, в поведении на уроках, перемене, во взаимоотношениях с товарищами, членами семьи). Критическое отношение, как правило, неустойчиво и носит часто словесный, малодейственный характер при отсутствии настойчивых попыток искоренить свои ошибки и недостатки, особенно если нет поддержки со стороны учителей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portret_podrostka.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Портрет подростка» и его значение в формировании личности ребенка
Подростковый возраст - это период развития детей от 11-12 до 14-15 лет, отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности, бурного роста и глубокой перестройкой организма.
Подростковый возраст, особенно старший подростковый возраст (13-15 лет), - это возраст формирования нравственных убеждений, нравственных принципов, которыми он начинает руководствоваться в своем поведении.
Важное значение имеет поведение подростка в коллективе, его общественный опыт, в процессе которого подросток убеждается в справедливости и бесспорности усваиваемых им нравственных норм и в необходимости следовать им в повседневной жизни.
В тесной связи с формированием нравственных убеждений подростков складываются их нравственные идеалы. У подростка более младшего возраста в качестве идеала выступает образ какого-либо конкретного человека, в котором подросток видит воплощение мужества, смелости, находчивости, целеустремленности и других высоко ценимых им качеств. У подростков старшего возраста (14-15 лет) в качестве идеалов начинают выступать обобщенные образы как совокупность идеальных качеств.
В подростковом возрасте начинает также формироваться и развиваться самосознание, потребность в осознании и оценке своих личных качеств и в оценке морально-психологических качеств окружающих.
Формирование самосознания - один из важнейших моментов в развитии личности подростка. Потребность самосознания возникает из потребностей жизни и деятельности. большую роль в развитии самосознания подростка играют суждения других - оценка его личности и поведения родителями, учителями, мнение о нем со стороны ученического коллектива, которое особенно высоко ценится подростком (т.к. ведущей деятельностью в подросковом возрасте является общение со сверстниками).
В подростковом возрасте начинает развиваться критическое отношение к себе, но оно носит избирательный характер (в выполнении дом. заданий по отдельным дисциплинам, в поведении на уроках, перемене, во взаимоотношениях с товарищами, членами семьи). Критическое отношение, как правило, неустойчиво и носит часто словесный, малодейственный характер при отсутствии настойчивых попыток искоренить свои ошибки и недостатки, особенно если нет поддержки со стороны учителей и родителей.
Усложнение требований, которые предъявляются подростку в процессе его деятельности, развитие его самосознания, общий рост сознательного отношения к действительности приводят к появлению и приобретению у подростка (главным образом старшего) довольно заметного значения стремления к самовоспитанию - стремлению сознательно воздействовать на себя, формировать такие качества личности, которые он рассматривает как положительные, и преодолевать у себя отрицательные черты, бороться со своими недостатками.
Отрочество - период, когда подросток заново оценивает свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всего того, что привычно. Отчуждение, внешне выражающееся в негативизме, является началом поиска подростком собственной уникальности. Идентифицируясь со сверстниками, он чаще всего становится конформистом. Подростки, открывают в отрочестве глубины всего несовершенства и уходят в состояние психологического кризиса. Это тяжелые переживания, но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами, которые помогают ему пройти трудный путь становления личности.
Психические новообразования возраста несут с собой и трудности их становления:
1. Развитие самосознания, формирование самооценки - незрелая личность.
2. Интенсивное формирование характера - акцентуации характера.
3. Чувство взрослости - реакции эмансипации.
4. Интимно-личностное общение (ведущая деятельность) - реакции группирования.
5. Потребность в самоутверждении - патологические увлечения и хобби-реакции.
6. Потребность в активации и социально значимой деятельности - реакции компенсации, гиперкомпенсации.
7. Критическое мышление - негативизм и реакции отказа.
8. Любознательность и жажда проверки себя - побеги, бродяжничество, асоциальное поведение.
9. Повышенная эмоциональность - аффективное поведение, острая чувствительность к неудачам, агрессивность.
Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения основных потребностей:
- физиологических потребностей, запускающих физическую активность;
- потребность в безопасности, которая обеспечивается принадлежностью к группе;
- потребности в независимости и эмансипация от семьи;
- потребности в привязанности;
- потребности в успехе, проверке своих возможностей;
- потребности в самореализации и развитии собственного «Я».
Медведева Вера Викторовна – педагог-психолог МБОУ «СОШ № 43»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение отцовства в формировании личности ребенка
К сожалению, воспитание детей стало в наше время по преимуществу женским делом, и это дает себя знать уже сегодня в негативности к отцовству, к родительской должности, а значит, к отцовскому счастью, ...
"Портрет подростка" и его значение в формировании личности ребенка
В материале представлены теоретические аспекты формирования личностных особенностей подростка....
Статья.Значение изобразительного искусства в формировании личности ребенка.
С уверенностью можно сказать, что каждый ребенок рождается с природными творческими задатками, но творческими людьми вырастают только те, условия воспитания которых позволили развить эти способности в...
Информация для родителей: «Значение занятий плаванием для формирования личности ребенка».
В нашей стране плаванием занимаются люди разных воз¬растов. Однако основная масса людей, изучающих способы плавания — это дети. Не менее велико оздоровительное значение плавания. Вода ...
Статья-Значение изобразительного искусства в формировании личности ребенка
Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития личности....
Статья "Значение коллектива в формировании личности ребенка с умственной отсталостью"
Дети подросткового возраста с интеллектуальным недоразвитием испытывают затруднения в социальной адаптации и в отношениях, как с внешним, так и с внутренним миром. Именно на данном этапе жизни п...
Значение трудового обучения в школе, как фактора формирования личности ребенка
Значение трудового обучения в школе, как фактора формирования личности ребенкаТоторкулов Артур Нюрчуковичучитель технологии МБОУ гимназии № 9 г. Ставрополя имени Героя Советского Союза Влади...