Упражнение из раздела кинесиологии.
консультация по психологии по теме
Образовательной Кинесиологии — вооружить человека знаниями о своем восприятии, своих ощущениях, в том числе и ощущениях положения собственного тела в пространстве. С помощью специально организованных и очень простых упражнений мозг и тело человека приводятся в сбалансированное состояние, устанавливается гармоничная связь между мышлением (интеллект), эмоциями (чувства) и телом, что дает возможность человеку эффективнее усваивать информацию, успешно овладевать даже самыми сложными интеллектуальными действиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uprazhnenie_iz_razdela_kinesiologii.doc | 439.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнение из раздела кинесиологии.
Образовательной Кинесиологии — вооружить человека знаниями о своем восприятии, своих ощущениях, в том числе и ощущениях положения собственного тела в пространстве. С помощью специально организованных и очень простых упражнений мозг и тело человека приводятся в сбалансированное состояние, устанавливается гармоничная связь между мышлением (интеллект), эмоциями (чувства) и телом, что дает возможность человеку эффективнее усваивать информацию, успешно овладевать даже самыми сложными интеллектуальными действиями.
РИТМИРОВАНИЕ
Ритмирование предшествует работе с основными заданиями комплекса «Гимнастика для мозга». Упражнения подготовительного этапа позволяют обрести позитивность, активность, ясность и способность концентрировать внимание. Их можно выполнять стоя, сидя, а при необходимости, и лежа.
Ритмирование обязательно предваряется питьем чистой воды — это позволяет повысить энергетический потенциал тела и активизировать мозговые процессы.
Ритмирование включает в себя следующие процедуры:
1. Упражнение «Кнопки мозга». Активизация нужных точек приводит к получению мозгом большего объема кислорода, что, в свою очередь, улучшает его деятельность, а также способствует достижению баланса между левой и правой половиной тела и включению его в общую работу по восприятию и усвоению информации. Для его выполнения необходимо массировать одновременно большим и средним пальцами левой руки парные точки в подключичных впадинах, положив при этом правую руку на пупок (малыши 3—4 лет могут массировать грудку круговыми движениями плотно прижатой левой ладошкой до легкого покраснения). | |
Стимулирование точек следует провести 10 раз. После этого надо поменять положение рук на противоположное и провести стимулирование точек еще 10 раз. Затем следует повторить все упражнение еще раз. | |
2. Упражнение «Перекрестные движения» или «Кросс-кролы», способствующее развитию интегрированных связей обоих полушарий. Активизирует мозг для пересечения аудиально-визуально- кинестетической и тактильной средней линии тела, что активизирует речевые и языковые центры мозга, «включает в работу» левое и правое полушария, способствуя успешному интегративному обучению. |
Упражнение представляет собой медленную ходьбу на месте под счет педагога (начинать следует с 5 —10 шагов с постепенным увеличением количества шагов до 100), при выполнении которой ребенок попеременно перекрестно касается правым локтем левого колена и левым локтем — правого с обязательной фиксацией положения «локоть — колено».
Модификация упражнения, пальцы обеих рук смыкаются в замок то под правым, то под левым приподнятым коленом под счет педагога.
3. Упражнение «Крюки Деннисона», оказывающее влияние на сбалансированную работу моторных и сенсорных центров каждого полушария мозга. Упражнение способствует концентрации внимания и освобождению тела от избыточного напряжения, улучшает координацию тонкой моторики (это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза) и формальное причинно-следственное мышление. Используется для ослабления эмоционального стресса. Прикосновение языка к твердому небу стимулирует лимбическую систему (совокупность ряда структур головного мозга. Участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, эмоций, памяти, сна, бодрствования и др.) для обеспечения связи эмоциональных процессов с более точными |
причинно-обуславливающими процессами, протекающими в лобных долях мозга.
Состоит из нескольких частей:
Часть 1. Сядьте удобно, отбросив вес тела на спинку стула и положив левую лодыжку поверх правой. Кисти рук разверните ладонями в стороны (тыльной стороной друг к другу; "заведите" их в центре друг за друга, чтобы соприкоснулись ладони, переплетите пальцы в замок и удобно выверните его снизу вверх на уровне груди, чтобы локти были направлены вниз. Находясь в этом положении, прижмите язык к твердому небу за верхними зубами при вдохе и расслабьте его при выдохе; глаза закатываются вверх. Дышите глубоко: вдох на 2 счета, выдох - на 4, пауза - на 2 счета. Можно закрыть глаза.
Посидите в этой позе в течение минуты, расслабившись и устанавливая определенный ритм дыхания.
Это сложное перекрестное движение оказывает на мозг тот же интегрирующий эффект, что и Перекрестный Шаг. Это действие возбуждает средний мозг, который находится прямо над твердым небом, а также помогает избавиться от напряжения в языке, вызванного несбалансированной позой.
Часть 2. Разомкните ноги, расплетите руки. Прикоснитесь кончиками пальцев обеих рук друг к другу, "бросив" их вниз между ног. Продолжайте дышать глубоко на протяжении еще одной минуты, но измените ритм дыхания: вдох - на 4 счета, задержка - на 2 счета, выдох - на 2 счета. В это время оптимально думать о планах, ставить цель или совершать выбор.
Варианты упражнения: "Крюки" можно делать стоя или сидя.
После ритмирования тело и мозг подготовлены к проведению основной работы.
Примечание для психолога: ниже приведены упражнения, которые можно использовать на определенную зону – глаза, плечи, мышцы ног и др.
Упражнение «Рокер». Данное упражнение помогает координировать работу целостного тела, снимает напряжение после длительного сидения, например за партой, компьютером или рулем автомобиля; повышает уровень энергии: способствует творческому мышлению, улучшает выполнение различных операций с техникой: компьютером, машинами. Инструкция: упражнение выполняется на мягкой поверхности.
|
- Обхватите колени руками (или держитесь сидя за стул, отрывая ноги), и круглив спину, покачайтесь на позвоночнике взад-вперед и с боку на бок. Амплитуда движений небольшая и регулируется появлением напряжения.
- Вернитесь с исходное положение; сидя на ягодицах с согнутыми коленями. Откиньтесь назад, опираясь на локти и кисти, вам должно быть удобно поддерживать тело в наклонном положении.
- Приподнимите ноги, согнутые в коленях, и плавно начинайте описывать коленями «восьмерки». Если выполнение этих движений затруднительно, то для начала достаточно просто проделать круговые вращения.
Упражнение «Слон». Данное упражнение объединяет все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический, развивает кратковременную и долговременную память, развивает чувство баланса, что помогает при укачивании. Инструкция: 1. Встаньте удобно, ноги на ширине плеч, чуть пружинят в коленях, стопы параллельно. Поднимите правую руку вверх и прислоните к ней голову. Ухо должно быть прижато к руке так плотно, что если положить между ними лист бумаги, то он удержится. |
2. рисуем «ленивую восьмерку» (знак бесконечности) всем телом, где воображаемым кончиком кисточки является кисть руки. Для этого чуть приседаем, пропускаем волнообразное движение через бедра и выше в корпус. Одновременно с этим гудим «у-у-у».
3. глаза следят за движением кисти.
4. повторяем то же другой рукой.
Упражнение «Сова». Данное упражнение снимает напряжение в шее и способствует притоку крови к головному мозгу. За счет обогащения мозга кислородом активизируется сосредоточение, внимание и навыки понимания, совершенствуется внутренняя речь, мышление. Упражнение выполняется стоя или сидя. Инструкция: 1. Правой ладонью захватите мышцу посередине плечевого пояса (надостную). Ладонь должна быть мягкой, как бы приклеенной к мышце. 2. Сжимайте мышцу, на выходе медленно поварничая голову слева направо, пересекая среднюю линию тела. |
Доходя до крайней удобной для вас точки в повороте головы, начинайте движение в обратную сторону. При этом губы, сложенные трубочкой, произносят звук «Ух» на выдохе. Одновременно с «Ух» происходит сжатие мышцы ладонью и поворот головы. Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза с каждым уханьем расширяются, имитируя круглые глаза совы. При выполнении этих движений важна синхронность! Проделайте правой рукой столько раз, сколько считаете нужным, но не меньше трех. 3. Поменяйте руки и повторите упражнение, расслабляя другую надостную мышцу.
Упражнение «Вращение шеей». Данное упражнение способствует расслаблению ЦНС и снятию зажимов в области шеи, плеч и спины. Инструкция: 1. Встаньте прямо, голова – по серединной линии. 2. Приподнимите одно плечо к уху. Положите на него голову. 3. Позвольте голове скатиться к серединной линии и опустите плечо. |
Подбородок опущен достаточно низко, таким образом, что вы чувствуете натяжение задних шейных мышц. Рот чуть приоткрыт. Представьте, что голова – тяжелый шар. 4. Медленно начинайте поворачивать голову направо и налево. Максимальный поворот головы не дальше плеча. 5. Сделайте 4-5 проходов от плеча к плечу. В местах сильного напряжения в шее чуть дольше подержите голову в этой позиции и спокойно и глубоко подышите. 6. Вернитесь в исходную позицию. Чуть откиньте голову назад до легкого натяжения мышц шеи спереди. Не забудьте приоткрыть рот. 7. Начинайте медленно вращать головой из стороны в сторону. Амплитуда движений назад меньше, чем амплитуда движений спереди.
Упражнение «Брюшное дыхание». Данное упражнение развивает диафрагмальное дыхание, улучшает дыхательный процесс, расслабляет ЦНС, повышает уровень энергии, обогащая кровь кислородом, способствует гибкости и точности выполняемых движений, помогает снять избыточное возбуждение и успокоиться. Инструкция: 1. Вдохните через нос. Выдох производится маленькими порциями через сжатые губы. Выдыхая, представьте, что вы пытаетесь удержать на весу над губами пушинку. Данный пункт является подготовительным к упражнению. 2. Положите руки на |
живот, вдохните воздух через нос таким образом, чтобы под вашими руками живот округлился.3. Задержите дыхание на 3 секунды. 4. Медленно выдыхайте, при этом живот сдувается и немного втягивается. 5. Задержите дыхание на 3 секунды и сделайте вдох. 6. Повторите упражнение не более 3-х раз. Обратите внимание, что дыхание во время упражнения должно быть ритмичным.
Упражнение «Ленивые 8-ки». Данное упражнение интегрирует работу обоих полушарий мозга, способствует развитию координации движений всего тела в повседневной жизни и в спорте, улучшению ориентации в пространстве. Прорабатывают стрессовые зажимы глазных мышц. Инструкция: 1. Примите удобную позу. Представьте перед собой на уровне глаз 8-ку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы. |
2. Вытяните перед собой руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак с поднятым вверх большим пальцем. Ведите рукой в воздухе от центра влево – вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и вернитесь в центр. Далее продолжать «рисовать» вправо вверх, возвращаясь в исходную точку. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить 3 раза каждой рукой. 3. Соедините руки в замок – пальцы обеих рук перекрещиваются между собой, большие пальцы подняты. Снова рисуем «ленивую 8-ку» и следим глазами за пальцами. Повторить 3 раза. Выполняемые движения должны быть плавными и непрерывными. За движениями руки следим только глазами, голова остается неподвижной.
Упражнение «Энергетическая зевота». Данное упражнение улучшает зрительное внимание и восприятие, снимает напряжение мышц лица, способствует улучшению коммуникации, стимулирует творческие процессы, развивает способность отбирать нужную информацию. Инструкция: 1. Займите удобную позицию, положите ладони на щеки. 2. Откройте и закройте рот, чтобы почувствовать под руками места, где соединяется верхняя нижняя челюсть. Переместите пальцы ладоней на эти места. 3. Представьте, что вы зеваете, широко откройте рот и на этом «зевке» массируйте пальцами выше обозначенные места. |
При этом попробуйте произносить расслабляющий длинный звук «вау». 4. Повторите упражнение 3-6 раз. При правильном выполнении упражнения вы непременно зевнете по-настоящему. Массируйте точки под скулой от носа в обе стороны по направлению к ушам. При этом мелко зевайте вслух.
Как это использовать?
Польза: повышение стрессоустойчивости организма, снятие зажимов, раскрепощение участников тренинга. Можно применять с детьми до начала занятия / во время, вместо психогимнастики.
Польза: включение и разблокирование связей тела и мозга, посредства упражнений позволяет раскрыться скрытым возможностям и талантам детей, силам и умениям до той поры не проявлявшимся, возвращает здоровье, энергию.
Данные упражнения (из раздела кинесиологии) приведены из сборника упражнений образовательной кинесиологии. Смирновой С.С., Цыпленковой О.А. «Снятие учебного и рабочего стресса».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комбинированные упражнения по разделу "Здоровье" с выводом оценки
Данная работа содержит шесть листов, выполненных в Excel. Включает в себя 1лист -титульный, 2 лист-регистрационный ,3 лист - анаграмма, 4 лист-упражнение с выбором ответов из категорий фрукты-ово...
Тренировочные упражнения к разделу "Словообразование"
Тренировочные упражнения к разделу "Словообразование". Материал может быть использован на уроках русского языка с 5 по 11 класс....
Лексические упражнения по разделам по учебнику Starlight 7
Лексические упражнения по разделам для учащихся 7 класса по УМК Starlight...
Упражнения по разделу "Синтаксис. Пунктуация" в 5 классе
Даны упражнения, которые помогут проверить умение находить в речи вводные слова и обращения, видеть разницу между простым и сложным предложением, оформлять предложения с прямой речью....
Комплекс упражнений к разделу "Основы дыхательной гимнастики"
Предложенный комплекс дыхательных упражнений основан на методике А.Н. Стрельниковой и предназначен для самостоятельного использования родителями при невозможности посещения занятий....
Комплекс упражнений к разделу "Основы оздоровительного массажа"
Этот комплекс упражнений предназначен для самостоятельного использования родителями, при невозможности посещения занятий....
Комплекс упражнений к разделу "Фитболл гимнастика"
Упражнения предназначены для использования родителями при невозможности посещения занятий....