Диагностика межличностных отношений мужду подростками (6 "а" класс).
тест по психологии (6 класс)
Межличностное общение в школе является непременным условием, которое либо способствует либо препятствует развитию личности, общего интеллекта и криативности у наших подопечных. Межличностные отношения включают в себя коммуникацию. Роль общения в межличностных отношениях очень важна:
-Через общение человек получает знания об окружающем мире.
- С помощью общения происходит передача опыта, усвоение культурных и нравственных ценностей.
- Благодаря общению, люди учатся оценивать поступки и отношения, усваивают правила поведения, применяют их на практике.
-В общении не только проявляются , но и формируются важнейшие качества человека (отзывчивость, честность, доброта и т.д.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
анкетирование | 15.88 КБ |
анкета | 17.58 КБ |
Анализ результатов, рекомендации. | 15.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Анкета «Мой класс»
1. В нашем классе:
а) большинство ребят хорошие;
б) есть всякие — и хорошие, и малоприятные;
в) большинство ребят неприятны мне.
2. Ты хотел бы, чтобы все ребята из твоего класса и ты, жили бы недалеко друг от друга?
а) да;
б) мне все равно;
в) нет.
3. Ты можешь рассказать, чем увлекаются, что коллекционируют ребята из твоего класса?
а) да;
б) не уверен;
в) нет.
4. Если бы тебя попросили, мог бы ты рассказать о ребятах из твоего класса?
а) да;
б) не знаю;
в) нет.
5. Оцени, насколько нравится тебе твой класс:
1 балл — совсем не нравится;
2 балла — не нравится;
3 балла — и нравится и не нравится;
4 балла — нравится;
5 баллов — очень нравится.
6. Если бы тебе представилась возможность всем классом поехать на месяц летом отдыхать вместе, как бы ты к этому отнесся?
а) хорошо;
б) равнодушно;
в) плохо.
7. Можешь ли ты уверенно сказать, кто кому в твоем классе помогает?
а) да;
б) не замечал;
в) нет.
8. Оцени, насколько дружный у вас класс:
1 балл — cовсем не дружный;
2 балла — недружный;
3 балла — когда как;
4 балла — дружный;
5 баллов — очень дружный.
9. Летом или после окончания школы захотелось бы тебе увидеть снова ребят из твоей группы и встречаться с ними время от времени?
а) да;
б) нечто среднее;
в) нет.
Оценка
Засчитай себе три балла за каждый ответ «а», 1 балл — за каждый ответ «б» на вопросы 1,2,3,4,6,8.
Подсчитай сумму баллов.
Прибавь к сумме оценки, которые ты поставил своему классу в ответах на вопросы 5 и 7.
Подсчитай общую сумму.
Сопоставь полученную тобой сумму баллов с оценкой результатов
0—9 баллов — Тебе не очень нравятся ребята в классе. Подумай, почему так получается. Может быть, это связано с тем, что ты не очень интересуешься ими? Может быть, если ты внимательно посмотришь вокруг, то увидишь, какие интересные люди тебя окружают. Мы проводим в школе 11 лет. Жалко, если за это время мы не научимся ценить людей, которые нас окружают.
10—18 баллов — Кто-то в классе тебе нравится, кто-то нет. Так часто бывает. Но попробуй внимательно присмотреться к тем, кто не нравится тебе. Может быть, среди них окажутся очень интересные люди.
19—25 баллов — Судя по ответам, тебе повезло. Ты учишься в очень дружном классе. Ты ценишь одноклассников, а они ценят тебя. Тебе можно позавидовать. Такая школьная дружба часто остается на всю жизнь.
Анкета «Сплоченность класса»
Прежде всего обсудим, что такое «сплоченность», и зачем она нужна в процессе школьной жизни. К числу важных характеристик сплоченности можно отнести наличие у большинства ребят таких ценностей как: сотрудничество, взаимопомощь, поддержка, желание делать все творчески, уметь найти компромисс, решать поставленные задачи и др. В сплоченном классе человек чувствует себя более защищенным. Наиболее значимым для него является чувство «Мы». При этом важно, чтобы он не прятался за спины других, проявлял свою индивидуальность, уважая индивидуальность других. И чувствовал ответственность за общее дело.
Ниже приводятся характеристики класса как малой группы. Каждая дана в трех вариантах. Твоя задача — выбрать один из трех предлагаемых вариантов (а, б или в), который, по твоему мнению, больше всего подходит к твоему классу.
1
а) Думаю, что всем ребятам тепло, уютно и комфортно в классе, мы в кругу друзей;
б) далеко не всем уютно в нашем классе;
в) в классе есть ребята, с которыми никто не дружит.
2
а) В основном ребята дорожат нашим классом;
б) большинство ребят не задумываются о том, что значит класс в их школьной жизни;
в) думаю, что есть ребята, которые хотели бы перейти в другой класс.
3
а) В нашем классе внимательно относятся к каждому ученику;
б) наш класс заботиться не только о себе и нашей школе, мы внимательны ко всем людям, которые нас окружают;
в) ребят из нашего класса больше волнуют дискотеки, школьные вечера, чем проблемы каждого из учеников.
4
а) В нашем классе интересная жизнь, мы любим все делать вместе;
б) жизнь в нашем классе могла бы быть интереснее;
в) в нашем классе скучно, чтобы жизнь класса была интересней, все надо полностью изменить.
5
а) Мы часто ходим куда-нибудь все вместе, и нам это нравится;
б) хотелось бы чаще ходить куда-то всем классом;
в) не надо никуда ходить вместе всем классом.
6
а) Думаю, что наш класс дружный;
б) в нашем классе есть несколько дружеских компаний, несколько групп, а общей дружбы нет;
в) дружба в классе невозможна.
7
а) Думаю, что каждый из нас может проявить в классе свои способности и интересы;
б) далеко не все могут проявить свои способности и интересы в классе;
в) мало кто из ребят может проявить в классе свои способности и интересы.
Обработка результатов
Полученные ответы переводятся в баллы с помощью следующей таблицы Номер вопроса
Ответы в баллах
а б в
1 10 2 -10
2 10 2 -10
3 10 20 -10
4 10 5 -10
5 20 10 -10
6 10 6 -5
7 30 20 -10
Подсчитайте сумму полученных баллов
Интерпретация результатов
76—100 баллов — ваш класс — сплоченный коллектив, в нем ценится и уважается каждый ученик.
46—75 баллов — В вашем классе средний уровень сплоченности, в нем существуют отдельные группировки по симпатиям, взаимным интересам.
30—45 баллов — В вашем классе низкий уровень групповой сплоченности, есть лидеры и аутсайдеры, многим ребятам в классе плохо, неуютно.
Ниже 30 баллов — В вашем классе очень низкий уровень групповой сплоченности, каждый сам по себе, ребята друг другу не интересны.
После получения индивидуальных результатов важно представить общую картину. Можно использовать доску, разделив ее на 4 части. Один из учеников записывает в каждую колонку количество голосов (голоса подсчитываются поднятием руки). В результате можно увидеть наглядную картину представления ребят о сплоченности своего класса.
Далее следует провести обсуждение полученных данных. Сделать это нужно корректно, не требуя от каждого обоснования своей позиции. Можно разбить класс на две группы (выбор происходит добровольно). Одна группа – представляет позицию «за», другая – «против». Каждая группа выдвигает свои аргументы. Члены экспертной группы (2–3 человека) выносят решение о том, кто более четко обосновал свою позицию. В конце каждой группе предлагается внести свои предложения по улучшению жизнедеятельности класса.
Использованы материалы Учебного пособия «Психология для школьника».
Предварительный просмотр:
Анкета мой класс
Укажите Ваш пол
М
Ж
Наш класс...
дружный и сплоченный
дружный, но иногда бывают конфликты
конфликтный, мы постоянно ссоримся
недружный, каждый существует сам по себе
другое _____________________________________________________________________________________
Мои одноклассники...
лучше всех, я других не хочу
мне интересны
безразличны мне
раздражают меня
очень грубы со мной
другое _____________________________________________________________________________________
На мой взгляд ...
в классе меня уважают
мои одноклассники относятся ко мне положительно
меня игнорируют (относятся так, как будто меня нет)
некоторые специально хотят меня обидеть
одноклассники относятся ко мне отрицательно
другое _____________________________________________________________________________________
В нашем классе ....
есть учащиеся, которые часто подвергается насмешкам
некоторых из учащихся просто игнорируют, не общаются с ними
есть дети, которые чувствуют себя одинокими
некоторых учащихся часто унижают, оскорбляют
нет проблем в общении друг с другом
другое _____________________________________________________________________________________
Хотелось бы Вам перейти в другой класс?
Да
Нет
Почему Вы бы хотели перейти в другой класс?
Из-за конфликта с учителем/администрацией школы
Из-за конфликта с одноклассниками
Из-за неуспеваемости
По другой причине__________________________________________________________________________
Как бы Вы отнеслись к новому однокласснику? Какую позицию бы заняли (позитивную, негативную, нейтральную, позицию игнорирования) и почему? _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Какими качествами должен обладать новый одноклассник, чтобы получить расположение к себе Вашего классного коллектива?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как Вы справляетесь с трудностями в общении с одноклассниками?____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Необходима ли Вам помощь психолога?
Да
Нет
Благодарим за Ваши ответы!
Предварительный просмотр:
Анализ результатов исследования межличностных отношений между подростками в 6 «А» классе.
В процессе исследования межличностных отношений между подростками мною были проведены методы: наблюдения и анкетирования.
Цель: изучение межличностных отношений в классе, измерение степени сплоченности.
В результате наблюдения и бесед я выявила, что в 6 «А» классе большинство детей учатся вместе с 1-го класса. Всего детей 30 человек, из них 14 девочек и 16 мальчиков. Смена классного руководителя была при переходе из начальной школы в среднюю. Почти все дети живут в полных семьях в благополучной обстановке.
По словам классного руководителя, учащиеся делится по малым группам, которых объединяют общие интересы, взгляды и круг общения. Неформальным лидером является Костя, который хорошо учится, увлекается футболом, но в жизни класса не участвует. Мальчик очень общительный и подвижный. Во время проведения уроков в классе шумно, дети постоянно отвлекаются на посторонние дела, общаются с друг с другом. Мальчики и девочки не дружат между собой (что свойственно подростковому возрасту). Классный руководитель часто организовывает совместные вне учебные поездки, культурно-массовые мероприятия.
По успеваемости класс средний. На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал, но часто отвлекаются, разговаривают. На переменах подвижны. Учебная мотивация носит разнообразный характер (по интересам).
Также мною было проведено анкетирование « Межличностные отношение между подростками в классе. В анкетировании приняли участие 26 человек. По результатам анкетирования (по ответам детей), можно сделать вывод, что далеко не всем детям уютно в классе (20 чел.); большинство учащихся не задумываются, что значит класс в их школьной жизни (15 чел); ребят из класса больше волнуют школьные вечера, прогулки, чем проблемы каждого из них (14чел.); они считают, что жизнь в классе неинтересна, скучна и чтобы жизнь стала интересной все надо полностью изменить (22 чел.); ребята считают, что у каждого есть свои таланты и способности, но не все могут их проявить (20 чел).
По мнению детей в классе:
большинство ребят хорошие – 8 чел
есть всякие – и хорошие и малоприятные – 15 чел
большинство ребят неприятны мне- 3 чел.
На вопрос «Хотели бы, чтобы они жили недалеко друг от друга» - они ответили «да» - (20 чел).
«Оцени насколько тебе нравиться класс»:
« и нравится и не нравится» - 16 человек
«очень нравится» -4 человек
«не нравится» - 6 человек
«Если бы вы тебе представилась возможность всем классом поехать на месяц летом отдыхать вместе, как вы на это смотрите»:
Хорошо - 18 чел
Равнодушно – 4 чел
Плохо – 4 чел.
«Оцени насколько класс у вас дружный»:
Недружный – 4 чел
Когда как – 16 чел
Дружный - 6 чел.
«Летом или после окончания школы захотелось бы тебе увидеть снова ребят из твоего класса» -
«да» -20 чел.
Нечто среднее – 4 чел.
Нет -2 чел.
По мнению ребят, для того чтобы класс был дружнее необходимо:
- наладить дисциплину
- каждый должен уважать мнение другого (и даже учителя)
- быть терпимее друг к другу
- всем вместе ходить гулять
- не обижать друг друга, , не дрались, не обзывались, дружить со всеми
- убрать некоторых учеников
- учителя стали добрее
- учитель- организатор, который бы все организовывал.
На основании анализа результатов наблюдений и анкетирования, можно сделать вывод: учащиеся не умеют терпеливо и внимательно выслушивать друг друга и учителя. Обстановка в классе не совсем дружелюбная. У ребят не сформированы определенные правила и нормы поведения на уроке. Класс в целом достаточно способный и активный. Дети жизнерадостные и энергичные. Культура поведения и навыки общения сформированы, но свободной форме (нет понятия «ученик-учитель», дети общаются на равных).
В связи с этим рекомендую:
- Проводить занятия по духовно-нравственному воспитанию учащихся с целью формирование у них системы ценностей, с позиции которых они будут оценивать свои действия и поступки.
- Индивидуальный подход к каждому ученику, принятие его как личности с целью наладить доброжелательные и доверительные отношения.
- Включать детей в учебную и вне учебную деятельность для того, чтобы направлять энергию в нужное русло и чтобы жизнь класса стала более интересной и разнообразной.
- Проводить тренинги по сплочению классного коллектива с целью развития толерантности друг к другу.
Педагог-психолог Хосонова О.В.
Дата __________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Т. ЛИРИ
Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помо...
Проективная методика Кухаревой У.А. «Диагностика межличностных отношений»
Методическая разработка проективная методика "Диагностика межличностных отношений"....
Статья "К ВОПРОСУ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА"
В данной статье рассматриваются причины влияющие на на формирование межличностных отношений старших подростков с интеллектуальными нарушениями, воспитывающихся в условиях школы-интерната....
Программа групповых занятий на тему: «Развитие мотивов межличностных отношений у подростков 12-15 лет»
Настоящая программа предназначена для развития мотивов, лежащих в основе межличностных отношений подростков, осознания опасений и страхов, желания «быть, как все» и следовать принятым соци...
Диагностика межличностных отношений детей в семье. Технология социометрического материала.
В данной статье представлены:1. диагностика "Кинетический рисунок", при помощи которой можно изучить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, отношения в семье и роль ребенка в ней...
Диагностика межличностных отношений. Социометрия (Дж. Морено)
Цель методики: диагностика межличностных отношений....
Доклад "Профилактика конфликтов и конструктивное решение межличностных отношений среди подростков"
Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Профилактика конфликтов - важная составляющая деятельности не только школьного медиатора, но и л...