Родительское собрание "ПОЙМИ МЕНЯ ПРАВИЛЬНО"
материал (психология) по теме
Цели:
- способствовать формированию у родителей навыков продуктивного общения с детьми;
- способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми;
- обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.
Задачи:
- помочь родителям в выборе методов и средств воспитания собственных детей;
- способствовать формированию культуры общения родителей и детей;
- повышение педагогической культуры родителей;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poymi_menya.doc | 70.5 КБ |
buklet.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Расулова О.В.,
педагог-психолог МБОУ СОШ № 15
Общешкольное родительское собрание
«ПОЙМИ МЕНЯ ПРАВИЛЬНО»
Цели:
- способствовать формированию у родителей навыков продуктивного общения с детьми;
- способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми;
- обозначить проблемы и способы содействия развитию личности детей.
Задачи:
- помочь родителям в выборе методов и средств воспитания собственных детей;
- способствовать формированию культуры общения родителей и детей;
- повышение педагогической культуры родителей;
…Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно… …От величия и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека…
В.А.Сухомлинский
Ход собрания
слайд 1
1. Вступительное слово
Уважаемые папы и мамы, бабушки, дедушки!
Как важно для каждого из нас, чтобы люди, которые рядом с нами, понимали нас. Понимали наше слово, жест, мимику, наши взгляды. К большому сожалению, не всегда так получается в реальной жизни.
Нам, взрослым людям, некомфортно, если нас не слышат и не понимают. А каково детям? Многие трудности семейного воспитания напрямую связаны с неумением родителей войти в мир вещей и взаимоотношений ребенка, в мир детства.
Нам очень хочется, чтобы спустя годы наш ребенок сказал нам спасибо за то, что мы, родители, есть на этой земле. Но как дождаться этих слов, как сделать так, чтобы ребенок хотел видеть нас рядом в любом возрасте, в любой ситуации?
Как сделать так, чтобы его не тяготила родная семья, чтобы не была она для него «домокловым мечом», уничтожающим радость пребывания дома?
Сегодня мы будем рассуждать о том, насколько мы с вами состоялись как родители, что нам нужно сделать, чтобы профессия быть родителем была в радость и нам, и детям.
Итак, тема нашего собрания «Пойми меня правильно».
слайд 2
2. Показ видео "Успеть".
слайд 3
Психолог: Мы живём в очень сложное время. В быстром темпе современной жизни не находится времени и настроения, чтобы поговорить по душам, без формальной критики оценить поступки, ситуации и человеческие ценности. Главный вопрос, стоящий перед родителями: как прожить, во что одеть и обуть детей, как их выучить и вылечить.
А детям хочется тепла, ласки, понимания, мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена непонимания недоверия, возникают конфликты.
По данным социального опроса установлено, что за сутки родители ребёнку уделяют всего 18 минут. Это ли не парадокс!
Все это увеличивает напряжение в семье, которое напрямую сказывается на детях: их воспитании, развитии, организации досуга, развлечений и т.д.
Несмотря на это, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Быть родителями - это радостный, но также и напряженный труд. И выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания.
слайд 4
3. Упражнение «Моё солнышко».
Перед вами лежат «солнышки». Они особенные - это портрет вашего любимого ребенка. На лучиках напишите, пожалуйста, хорошие, положительные качества вашего ребенка. К этим записям мы вернёмся в конце нашего собрания.
Психолог: Каждый родитель, конечно же, хочет, чтобы их ребенок был самым умным и талантливым, вырос успешным и интересным человеком. Однако не стоит забывать, что это зависит прежде всего от воспитания. Чтобы воспитать ребенка высоконравственным человеком, нужно не только уделять ему достаточно времени, знать, что его интересует, волнует и беспокоит, но и быть своему ребенку примером для подражания.
слайд 5
4. Показ видеофрагмента 1.
слайд 6
Психолог: Кто из нас не знает выражения: «Какие родители, такие и дети». И правда ли, что дети - это маленькие копии родителей?
Многие родители упорно убеждают себя в том, что воспитание детей это - не панацея, и что, как бы каждый из нас не воспитывал своих детей, их поведение изначально заложено в их личности, темпераменте и характере. И, конечно же, отчасти, это - правда. У детей, конечно же, есть свой темперамент, и на его основе формируется характер ребёнка. Однако он формируется относительно той среды, в которой ребёнок воспитывается. Там же закладываются основы личности ребёнка и интеллект.
Таким образом, то, что мы создадим вокруг нашего ребёнка, что мы ему будем давать, то ребёнок и будет воспринимать. Но, самое главное, что усваивает ребёнок, не то, что мы ему говорим, а то, что мы ему показываем на собственном примере, потому как основным средством детского развития является имитация поведения взрослых. Первое, что ребёнок учится делать - это подражать взрослому. На этой основе закладываются коммуникативные и поведенческие навыки.
Ребёнок учится жить, глядя на Вас, на своих родителей.
Если вы пытаетесь привить ребёнку чтение книг, заставить слушать хорошую музыку, быть аккуратным, внимательным, добрым и так далее, тогда Вы сами должны быть таковыми.
В этой же связи ребёнок не может стать лучше вас, как часто этого хотят родители, чтобы он стал лучше, вам придётся самим измениться, чтобы показать, как это.
Если Вы учите ребёнка быть честным, а при этом сами обманываете, то ребёнок будет обманывать. Если Вы учите ребёнка быть аккуратными, а сами неряшливо относитесь к вещам, тогда и его поведение будет соответствующим.
Изначально ребёнок не даёт оценку вашему поведению, он не способен оценить глубину того или иного поведения, поэтому ваше поведение, ваши действия, ваше отношение изначально передаются и закладываются в ребёнка, а, значит, какие родители, такие и дети.
Жизнь ребёнка, несомненно, в дальнейшем может меняться, в зависимости от развития и примера окружающих его людей. Однако то, что родители ему дадут изначально, не просто повлияет на всю его дальнейшую жизнь, но и определит, насколько легко он сможет строить свою.
5. Игра «Те, у кого».
Поднимите правую руку те, у кого в семье один ребенок.
Поднимите левую руку те, у кого в семье двое детей.
Поднимите обе руки вверх те, у кого в семье более двух детей.
Похлопайте в ладоши те, у кого хорошие отношения с детьми.
Скажите «Вау!» те, кто проводит выходные дни с детьми.
Помашите руками над головой те, кто любит своих детей.
Потопайте ногами те, кто часто общается с ребенком.
Скажите О"кей!» (жест большого пальца) те, кто хочет видеть своих детей счастливыми.
6. Теоретическая информация по теме собрания.
Психолог: Продолжая разговор на тему: «Какие родители – такие и дети», хочу познакомить вас с типологией родителей. Как говорил Себастьян Брант: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому».
слайд 7
Авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети.
Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем, такие родители не потакают детским капризам.
Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязывать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче удаётся освоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отношения со сверстниками.
слайд 8
Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети.
Авторитарные родители считают, что ребёнку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всём беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся вырабатывать у ребёнка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребёнок прав. Жёсткий контроль за поведением – основа их воспитания, которое не идёт дальше суровых запретов, выговоров и нередко – физических наказаний.
У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.
слайд 9
Снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети.
Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители разрешают делать всё, что они хотят, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышку гнева и агрессивности поведения.
Всё это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать неправильную форму поведения при столкновении с этим новым.
слайд 10
7. Практическая работа.
Психолог: «Какой же Вы родитель?». Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому вам предлагается небольшой тест-игра. Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.
1. Сколько раз тебе повторять? – 2 балла
2. Посоветуй мне, пожалуйста. – 0
3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а) – 1
4. И в кого ты только уродился? – 2
5. Какие у тебя замечательные друзья! – 1
6. Ну на кого ты похож(а)!? – 2
7. Я в твое время… – 2
8. Ты моя опора и помощник(ца). – 1
9. Ну что за друзья у тебя?! – 2
10. О чем ты только думаешь?! – 2
11. Какая ты у меня умница! – 1
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? – 1
13. У всех дети как дети, а ты? – 0
14. Какой ты у меня сообразительный (ая)! – 1
слайд 11
Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно, понимаете, что это всего лишь игра, но в ней намек на действительное положение дел.
7–8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9–10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных друзей.
11–12 баллов. Вам необходимо быть внимательнее к ребенку. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие Вашего ребенка в большей степени зависит от случая, чем от вас.
13–14 баллов. Вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между Вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания.
Вот вы и узнали, какой вы родитель, оценили достоинства и недостатки стратегии воспитания своего ребёнка.
слайд 12
Общаясь с ребенком не следует употреблять такие выражения, как:
· Я тысячу раз говорил тебе, что…
· Сколько раз надо повторять…
· О чём ты только думаешь…
· Неужели тебе трудно запомнить, что…
· Ты становишься…
· Ты такой же, как…
· Отстань, некогда мне…
· Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет…
При общении с детьми желательно употреблять следующие выражения:
· Ты у меня самый умный (красивый и т. д.).
· Как хорошо, что у меня есть ты.
· Ты у меня молодец.
· Я тебя очень люблю.
· Как ты хорошо это сделал, научи меня.
· Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
· Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
Постарайтесь использовать перечисленные выражения, как можно чаще. Мы не хозяева жизни своих детей. Мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего. Поэтому будем осторожнее во всех решениях, высказываниях, которые могут повлиять на путь ребенка.
слайд 13
8. Упражнение «Острые вопросы»
Уважаемые родители! А сейчас вам предстоит ещё одно задание. Я предлагаю вам вопросы. Постарайтесь ответить на них. Возможно, кто-то из вас захочет вслух высказать свое мнение и обменяться с другими.
Вопросы:
- Какие совместные занятия с ребенком вы проводите вечером?
- Следует ли просить прощения у ребенка, если вы виноваты?
- Можно ли упоминать о проступке ребенка несколько раз или делать это в присутствии родственников или посторонних?
- Как бы вы закончили фразу: мой ребенок успешно учиться, если я…?
- Есть ли в вашей семье традиции, в которых дети являются активными участниками?
- Знаете ли вы друзей своего ребёнка?
слайд 14
9. Упражнение «Идеальный ребенок»
Психолог: В наших детях есть много хорошего. Давайте в этом убедимся. Попробуем определиться, каким должен быть идеальный ребёнок.
На листе ватмана портрет ребенка. Родители называют качества идеального ребенка и записывают на листе ватмана.
- А теперь вернёмся к тем «солнышкам», которые вы заполняли в начале собрания: есть ли какие-нибудь названные качества у ваших детей?
- Видите, оказывается, наши дети тоже обладают некоторыми идеальными качествами и наша задача эти качества в них поддерживать и развивать.
10. Подведение итогов.
Психолог: Увы, мы, родители, чаще нетерпеливы, нетерпимы и эгоистичны, хотя оправдываем это «благими намерениями». Наше раздражение, крики, выяснение отношений, обиды - все это стрессовые ситуации, это всегда детская боль от непонимания. В каждой семье бывают такие мгновения, когда вы разговариваете с детьми и чувствуете удивительное родство, близость с ребенком, взаимопонимание и доверие. Такие разговоры неожиданно начинаются и подчас неожиданно заканчиваются. Но эти прекрасные мгновения остаются в памяти навсегда.
слайд 15
Показ видео «Что это? (притча о воробье)»
слайд 16
Психолог: Уважаемые родители, помните о том, что когда-то и ваши дети станут родителями - какими? Зависит от вас.
Я надеюсь, что вся информация, которую вы сегодня услышали, поможет вам выбрать правильную линию поведения со своими детьми, а самое главное, заставят вас задуматься о том, что нужно сделать для того, чтобы между вами и ребенком было понимание.
Самые главные слова, которые нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем».
На этом наше родительское собрание подошло к концу. До свидания, до новых встреч.
Предварительный просмотр:
Тест-игра «Какой же Вы родитель?».
Отметьте, пожалуйста, те фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.
1. Сколько раз тебе повторять? | 2 |
2. Посоветуй мне, пожалуйста. | 0 |
3. Не знаю, что бы я без тебя делал(а) | 1 |
4. И в кого ты только уродился? | 2 |
5. Какие у тебя замечательные друзья! | 1 |
6. Ну на кого ты похож(а)!? | 2 |
7. Я в твое время… | 2 |
8. Ты моя опора и помощник(ца). | 1 |
9. Ну что за друзья у тебя?! | 2 |
10. О чем ты только думаешь?! | 2 |
11. Какая ты у меня умница! | 1 |
12. А как ты считаешь, сынок (доченька)? | 1 |
13. У всех дети как дети, а ты? | 0 |
14. Какой ты у меня сообразительный (ая)! | 1 |
Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ. Конечно, понимаете, что это всего лишь игра, но в ней намек на действительное положение дел.
Общаясь с ребенком не следует употреблять такие выражения, как:
· Я тысячу раз говорил тебе, что…
· Сколько раз надо повторять…
· О чём ты только думаешь…
· Неужели тебе трудно запомнить, что…
· Ты становишься…
· Ты такой же, как…
· Отстань, некогда мне…
· Почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты – нет…
При общении с детьми желательно употреблять следующие выражения:
· Ты у меня самый умный (красивый и т. д.).
· Как хорошо, что у меня есть ты.
· Ты у меня молодец.
· Я тебя очень люблю.
· Как ты хорошо это сделал, научи меня.
· Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
· Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.
Постарайтесь использовать перечисленные выражения, как можно чаще.
Памятка для родителей
Педагог-психолог
МБОУ СОШ № 15
Расулова Ольга Владимировна
«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому».
Авторитетные родители –
инициативные, общительные, добрые дети.
Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать их, а объяснять им, что хорошо, а что плохо, не опасаясь, лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем, такие родители не потакают детским капризам.
Дети у таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязывать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям. Им легче удаётся освоение социально приемлемых и одобряемых форм поведения. Они более энергичны и уверены в себе, у них лучше развиты чувство собственного достоинства и самоконтроль. Им легче наладить отношения со сверстниками.
Авторитарные родители –
раздражительные, склонные к
конфликтам дети.
Авторитарные родители считают, что ребёнку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всём беспрекословно подчиняться их воле и авторитету. Они стремятся вырабатывать у ребёнка дисциплинированность, не оставляя ему возможности для выбора вариантов поведения, ограничивают его самостоятельность, лишают права возражать старшим, даже если ребёнок прав. Жёсткий контроль за поведением – основа их воспитания, которое не идёт дальше суровых запретов, выговоров и нередко – физических наказаний.
У детей при таком воспитании формируется лишь механизм внешнего контроля, развивается чувство вины и страха перед наказанием и, как правило, слаб самоконтроль, если он вообще появляется.
Снисходительные родители –
импульсивные, агрессивные дети.
Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать, как заблагорассудится, не требуя у них ответственности, самостоятельности. Такие родители разрешают делать всё, что они хотят, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышку гнева и агрессивности поведения.
Всё это приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать социальные нормы поведения, не формируется самоконтроль и чувство ответственности. Они всеми силами избегают чего-то нового, неожиданного, неизвестного из страха избрать неправильную форму поведения при столкновении с этим новым.
Результаты теста – игры
«Какой же вы родитель?
7–8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9–10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных друзей.
11–12 баллов. Вам необходимо быть внимательнее к ребенку. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие Вашего ребенка в большей степени зависит от случая, чем от вас.
13–14 баллов. Вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между Вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Пойми меня правильно. Как достичь взаимопонимания с ребенком?»
ü способствовать формированию у родителей навыков продуктивного общения с детьми;ü способствовать формированию доверительных и доброжелательных от...
Родительское собрание "ПОЙМИ МЕНЯ ПРАВИЛЬНО"
Родительское собрание "Пойми меня правильно".Цели:способствовать формированию у родителей навыков продуктивного общения с детьми;способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений ...
Родительское собрание. Тема: «Пойми меня правильно!» ( собрание-практикум)
Родительское собрание.Тема: «Пойми меня правильно!»( собрание-практикум)Данная методическая разработка предназначена для организации и проведения родительского собрания в нетрадиционной форме, а...
Презентация для родительского собрания по правильному питанию детей
презентация со статистикой (опрос детей о питании)...
Презентация к родительскому собранию "Как правильно выбрать профессию?"
Интерактвное сопровождение родительского собрания...
Родительское собрание Тема: «Пойми меня правильно!»
Родительское собрание «Пойми меня правильно!»Цель: способствовать формированию у родителей навыков продуктивного общения с детьми.Задачи:•Повышение педагогической культуры родите...
КЛАССНЫЙ ЧАС ПОЙМИ МЕНЯ ПРАВИЛЬНО !!!
КЛАССНЫЙ ЧАС ПОЙМИ МЕНЯ ПРАВИЛЬНО !!!...