Пятидневный тренинг по профилактике эмоционального выгорания
методическая разработка по психологии на тему

Карпенко Елена Владимировна

В данном материале представлен план пятидневного тренинга педагога-психолога с педагогами дополнительного образования, учителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_po_profilaktike_emotsionalnogo_vygoraniya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пятидневный тренинг по профилактике эмоционального выгорания

Цель этих занятий состоит в улучшении эмоционального состояния педагогов, придание уверенности в себе, познания своих личностных особенностей, увеличение значимости профессиональной деятельности, а так же получение навыков эффективного общения и повышение способности конструктивно решать проблемы.

Длительность занятия составляет примерно около 2,5 - 3 часов в неделю. По составу оптимальный вариант – группа, состоящая из малознакомых участников, где количество мужчин и женщин приблизительно равно. Общее число участников – 8 - 12 человек

Занятие 1.

Ход занятия

  1. Приветствие и знакомство с ведущим. Сообщение участниками своих представлений о ходе тренингового процесса и ожиданий от тренинга.
  2. Процедура знакомства с участниками «Что в имени моем».
  3. Создание рисунка «Моя визитная карточка».
  4. Принятие групповых правил.
  5. Упражнение «Королевство», ведущее к достижению осознания участниками необходимости придерживаться правил.
  6. Упражнение «Я тебя не понимаю», предназначенное для демонстрации влияния посторонних шумов на проникновение в смысл сказанного.
  7. Упражнение «Не подходи ко мне!», направленное на определение индивидуального пространства каждого участника.
  8. Групповая дискуссия «Наши ожидания – наши опасения», целью которой является вербализация ожиданий и опасений педагогов относительно занятий.
  9. Рефлексия.

Занятие 2.

Ход занятия

  1. Приветствие.
  2. Игра «Молекулы» для снятия напряжения, создания дружественной обстановки.
  3. Мини-лекция: «Как появляется и развивается эмоциональное выгорание?»
  4. Дискуссия на тему: «Кто подвержен выгоранию?».
  5. Мозговой штурм «Что такое эмоции и для чего они нужны», предназначенный для актуализации имеющихся у участников представлений о такой категории, как «эмоции».
  6. Упражнение. «Выражение эмоций». Для развития умения выражать и распознавать различные эмоциональные состояния.
  7. Упражнение: «Скульптура эмоций», состоящее в повышении осмысления и обсуждения своих чувств, развитии способности управлять ими.
  8. Упражнение «Наши чувства – наши поступки», которое раскрывает зависимость поступков от эмоционального состояния.
  9. Упражнение «Как это сказать по-русски?», предназначенное для развития навыков открытого выражения чувств, обсуждения некоторых «барьеров общения» и способов их преодоления.
  10. Рефлексия.

Занятие 3.

Ход занятия

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Аплодисменты», направленное на снятие межличностных барьеров.
  3. Дискуссия «Эффективность педагогического общения» с целью выработки представления о сущности педагогического общения.
  4. Упражнение «Передать инициативу и слушать» направлено на тренировку навыков активного слушания.
  5. Упражнение «Вызвать симпатию», которое направлено на определение приёмов, способствующих вызыванию симпатии.
  6. Игра «Позиционное общение», целью которой является расширение диапазона коммуникативных средств педагога, поиск эффективного индивидуального стиля педагогического общения собучающимися.
  7. Упражнение «Мой самый трудный подросток», в ходе которого участники обмениваются опытом общения с трудным подростком, ищут эффективные способы взаимодействия с учеником, нарушающим дисциплину в классе.
  8. Упражнение «Аквариум», направленное на тренировку наиболее успешных в коммуникативном отношении форм поведения участников группы, средств эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности.
  9. Упражнение «Вдвоём» ориентировано на формирование внутренних средств гибкости и пластичности в процессе смены коммуникативных позиций.
  10. Упражнение «Я – дома, я – на работе». Необходимо разделить лист пополам и составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома ...», «Я – на работе ...». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда не ...», «На работе я никогда не ...». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления. Участники анализируют полученные списки. Эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
  11. Рефлексия.

Занятие 4.

Ход занятия

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Какие профессиональные проблемы нас окружают» помогает учителям выявить наиболее часто встречающиеся проблемы.
  3. Дискуссия на тему: «Какие копинг-стратегии более эффективны и приемлемы для применения».
  4. Мини-лекция «Что такое механизмы психологической защиты, и какую роль они играют в нашей жизни».
  5. Мозговой штурм на тему: «Проблема решаема».
  6. Упражнение «Могло быть хуже». Упражнение помогает держать себя форме в трудных жизненных ситуациях, эффективно сбрасывать внутреннее напряжение и успокаиваться.
  7. Упражнение «Плохо-хорошо» направлено на обучение участников группы умению видеть в плохом - хорошее, «не застревать» на грустных мыслях и тяжелых переживаниях.
  8. Упражнение «Проблема» направлено на снижение субъективной значимости проблемы, которая беспокоит. Оно помогает осознанию того, что самые сложные жизненные ситуации можно пережить сдержанно и с достоинством и, наоборот, сравнительно незначительные события можно усилить, «накрутить».
  9. Упражнение «Баланс реальный и желательный»

Педагогам предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения). В другом круге – их идеальное соотношение. Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось? Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего? От кого или от чего это зависит?

  1. Рефлексия.

Занятие 5.

Ход занятия

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Без маски», цель которого является осознание личностных качеств, развитие рефлексии.
  3. Притча «Трое слепых и слон», демонстрирующая ошибочность одностороннего видения и неприятия точки зрения других людей.
  4. Упражнение «Мои сильные и слабые стороны», направленное на осознание положительных и отрицательных черт своего характера.
  5. Упражнение «Положи себя под микроскоп» помогает педагогам разобрать мелкие слабости, привычки, от которых мы хотели бы избавиться как можно скорее
  6. Упражнение «Как мне это удаётся» направлено на осознание того, что более всего и успешнее удаётся.
  7. Упражнение «Я - реальный, я - идеальный и я - в будущем» позволяет участникам группы понять какие они сейчас, какими хотят быть в будущем и что для этого надо предпринимать.
  8. Упражнение «Я – это...» и «Какой я?», направленное на выявление отношения к себе.
  9. Визуализация «Кто я есть на самом деле», предназначенная для формирования адекватной самооценки.
  10. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-тренинг для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания"

Содействие сохранению соматического и психичесго здоровья работников сферы образования....

Мини-тренинг для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания"

Содействие сохранению соматического и психичесго здоровья работников сферы образования....

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога,...

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Брать-давать»

Через элементы психогимнастики, гештальт-терапии, активной виуализации создаются  условия, способствующие снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению педагогического коллектива, развитию навыко...

тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Структура тренинга  Вводная часть (на стульях)1. Приветствие2. Принятие правил, цели и задачи тренинга3. Разогрев4. Информация о СЭВ (пример)5.Упражнение  - «Как я проявляю свои чувства...

ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ

Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитив­ной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления...

Тренинг-общения «Профилактика эмоционального выгорания личности педагога»

Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания личности педагога»Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога....