Пятидневный тренинг по профилактике эмоционального выгорания
методическая разработка по психологии на тему
В данном материале представлен план пятидневного тренинга педагога-психолога с педагогами дополнительного образования, учителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_po_profilaktike_emotsionalnogo_vygoraniya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пятидневный тренинг по профилактике эмоционального выгорания
Цель этих занятий состоит в улучшении эмоционального состояния педагогов, придание уверенности в себе, познания своих личностных особенностей, увеличение значимости профессиональной деятельности, а так же получение навыков эффективного общения и повышение способности конструктивно решать проблемы.
Длительность занятия составляет примерно около 2,5 - 3 часов в неделю. По составу оптимальный вариант – группа, состоящая из малознакомых участников, где количество мужчин и женщин приблизительно равно. Общее число участников – 8 - 12 человек
Занятие 1.
Ход занятия
- Приветствие и знакомство с ведущим. Сообщение участниками своих представлений о ходе тренингового процесса и ожиданий от тренинга.
- Процедура знакомства с участниками «Что в имени моем».
- Создание рисунка «Моя визитная карточка».
- Принятие групповых правил.
- Упражнение «Королевство», ведущее к достижению осознания участниками необходимости придерживаться правил.
- Упражнение «Я тебя не понимаю», предназначенное для демонстрации влияния посторонних шумов на проникновение в смысл сказанного.
- Упражнение «Не подходи ко мне!», направленное на определение индивидуального пространства каждого участника.
- Групповая дискуссия «Наши ожидания – наши опасения», целью которой является вербализация ожиданий и опасений педагогов относительно занятий.
- Рефлексия.
Занятие 2.
Ход занятия
- Приветствие.
- Игра «Молекулы» для снятия напряжения, создания дружественной обстановки.
- Мини-лекция: «Как появляется и развивается эмоциональное выгорание?»
- Дискуссия на тему: «Кто подвержен выгоранию?».
- Мозговой штурм «Что такое эмоции и для чего они нужны», предназначенный для актуализации имеющихся у участников представлений о такой категории, как «эмоции».
- Упражнение. «Выражение эмоций». Для развития умения выражать и распознавать различные эмоциональные состояния.
- Упражнение: «Скульптура эмоций», состоящее в повышении осмысления и обсуждения своих чувств, развитии способности управлять ими.
- Упражнение «Наши чувства – наши поступки», которое раскрывает зависимость поступков от эмоционального состояния.
- Упражнение «Как это сказать по-русски?», предназначенное для развития навыков открытого выражения чувств, обсуждения некоторых «барьеров общения» и способов их преодоления.
- Рефлексия.
Занятие 3.
Ход занятия
- Приветствие.
- Упражнение «Аплодисменты», направленное на снятие межличностных барьеров.
- Дискуссия «Эффективность педагогического общения» с целью выработки представления о сущности педагогического общения.
- Упражнение «Передать инициативу и слушать» направлено на тренировку навыков активного слушания.
- Упражнение «Вызвать симпатию», которое направлено на определение приёмов, способствующих вызыванию симпатии.
- Игра «Позиционное общение», целью которой является расширение диапазона коммуникативных средств педагога, поиск эффективного индивидуального стиля педагогического общения собучающимися.
- Упражнение «Мой самый трудный подросток», в ходе которого участники обмениваются опытом общения с трудным подростком, ищут эффективные способы взаимодействия с учеником, нарушающим дисциплину в классе.
- Упражнение «Аквариум», направленное на тренировку наиболее успешных в коммуникативном отношении форм поведения участников группы, средств эффективного индивидуального стиля профессиональной деятельности.
- Упражнение «Вдвоём» ориентировано на формирование внутренних средств гибкости и пластичности в процессе смены коммуникативных позиций.
- Упражнение «Я – дома, я – на работе». Необходимо разделить лист пополам и составить 2 списка определений (как можно больше) «Я – дома ...», «Я – на работе ...». Как вариант можно предложить составить списки определений «Дома я никогда не ...», «На работе я никогда не ...». Это позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления. Участники анализируют полученные списки. Эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
- Рефлексия.
Занятие 4.
Ход занятия
- Приветствие.
- Упражнение «Какие профессиональные проблемы нас окружают» помогает учителям выявить наиболее часто встречающиеся проблемы.
- Дискуссия на тему: «Какие копинг-стратегии более эффективны и приемлемы для применения».
- Мини-лекция «Что такое механизмы психологической защиты, и какую роль они играют в нашей жизни».
- Мозговой штурм на тему: «Проблема решаема».
- Упражнение «Могло быть хуже». Упражнение помогает держать себя форме в трудных жизненных ситуациях, эффективно сбрасывать внутреннее напряжение и успокаиваться.
- Упражнение «Плохо-хорошо» направлено на обучение участников группы умению видеть в плохом - хорошее, «не застревать» на грустных мыслях и тяжелых переживаниях.
- Упражнение «Проблема» направлено на снижение субъективной значимости проблемы, которая беспокоит. Оно помогает осознанию того, что самые сложные жизненные ситуации можно пережить сдержанно и с достоинством и, наоборот, сравнительно незначительные события можно усилить, «накрутить».
- Упражнение «Баланс реальный и желательный»
Педагогам предлагается нарисовать круг, в нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения). В другом круге – их идеальное соотношение. Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось? Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего? От кого или от чего это зависит?
- Рефлексия.
Занятие 5.
Ход занятия
- Приветствие.
- Упражнение «Без маски», цель которого является осознание личностных качеств, развитие рефлексии.
- Притча «Трое слепых и слон», демонстрирующая ошибочность одностороннего видения и неприятия точки зрения других людей.
- Упражнение «Мои сильные и слабые стороны», направленное на осознание положительных и отрицательных черт своего характера.
- Упражнение «Положи себя под микроскоп» помогает педагогам разобрать мелкие слабости, привычки, от которых мы хотели бы избавиться как можно скорее
- Упражнение «Как мне это удаётся» направлено на осознание того, что более всего и успешнее удаётся.
- Упражнение «Я - реальный, я - идеальный и я - в будущем» позволяет участникам группы понять какие они сейчас, какими хотят быть в будущем и что для этого надо предпринимать.
- Упражнение «Я – это...» и «Какой я?», направленное на выявление отношения к себе.
- Визуализация «Кто я есть на самом деле», предназначенная для формирования адекватной самооценки.
- Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-тренинг для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания"
Содействие сохранению соматического и психичесго здоровья работников сферы образования....
Мини-тренинг для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания"
Содействие сохранению соматического и психичесго здоровья работников сферы образования....
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога,...
Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Брать-давать»
Через элементы психогимнастики, гештальт-терапии, активной виуализации создаются условия, способствующие снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению педагогического коллектива, развитию навыко...
тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов
Структура тренинга Вводная часть (на стульях)1. Приветствие2. Принятие правил, цели и задачи тренинга3. Разогрев4. Информация о СЭВ (пример)5.Упражнение - «Как я проявляю свои чувства...
ТРЕНИНГ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления...
Тренинг-общения «Профилактика эмоционального выгорания личности педагога»
Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания личности педагога»Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога....