Психолого – педагогическое сопровождение учащихся
методическая разработка по психологии (5 класс) по теме
Шесть приоритетных направлений работы, связанных с определенными периодами жизни ребенка. Их выбор обусловлен проблемами, сопровождающими развитие детей в нашей школе, которые требуют особого внимания взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologo_-_pedagogicheskoe_soprovozhdenie_uchashchikhsya.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого – педагогическое сопровождение учащихся
Целью психолого-педагогического сопровождения обучающихся является максимальное содействие психологическому и личностному развитию каждого школьника.
Выделены приоритетные направления работы, связанные с определенными периодами жизни ребенка. Их выбор обусловлен проблемами, сопровождающими развитие детей в нашей школе, которые требуют особого внимания взрослых.
Основное внимание уделяется 6-ти этапам развития детей:
1.Переход от дошкольного детства к обучению в школе.
2.Адаптация у первоклассников.
3.Адаптация пятиклассников.
4.Адаптация у 9-ти и 10-классников.
5. Социализация подростков.
6. Профессиональное самоопределение старшеклассников.
1 направление – этап перехода от дошкольного детства к обучению в школе.
Задача: помочь родителям получить необходимую информацию, а детям подготовиться к поступлению в 1 класс (в основном для тех, кто не посещает детский сад).
Работа педагога-психолога на этом этапе состоит в следующем:
- Педагог-психолог принимает деятельное участие в работе : ведет с детьми занятия помогающие развить у них коммуникативные способности, умение сотрудничать со сверстниками.
- Педагог-психолог принимает участие в презентации начальной школы, рассказывая родителям о готовности к школе будущих первоклассников.
- Педагог-психолог проводит запись детей в 1 класс, снимая тревожность первой встречи родителей и детей со школой.
2 направление – адаптация первоклассников.
Цель: профилактика и коррекция дезадаптации у первоклассников.
В программу работы школьного психолога входят:
- консультации для педагогов, обучающих первоклассников «Характеристика детей младшего школьного возраста», «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения», «Развитие познавательных структур у первоклассников»;
- индивидуальная психологическая диагностика «Состояние познавательных структур у первоклассников »(на начало и конец учебного года);
- выступления на родительских собраниях по теме: «Ребенок идет в первый класс»(психологическая готовность к этому родителей, а также индивидуальное сообщение о результатах тестирования познавательных процессов);
- участие в психолого-педагогическом консилиуме по адаптации первоклассников.
3 направление – адаптация у пятиклассников.
Основная задача: выявление состояния школьной тревожности и ее коррекция.
Работа педагога-психолога включает следующие мероприятия:
- Групповая психодиагностика пятиклассников (используется тест школьной тревожности Филлипса).
- Обработка результатов и написание аналитической справки.
- Выступление на педконсилиуме о состоянии школьной тревожности у пятиклассников.
- Сообщение о результатах диагностики уровня школьной тревожности на родительских собраниях (в индивидуальной и общей формах), лекция «В зеркале наши дети».
- Проведение тренинга по коррекции тревожности у пятиклассников (по 5 занятий на каждую группу).
- Выступление на педсовете об адаптации пятиклассников.
4 направление – адаптация у девятиклассников и десятиклассников.
Основная задача и схема работы аналогична третьему направлению (кроме 1 пункта).
5 направление – социализация подростков.
Основные задачи: профилактика аддитивного поведения и сплоченность детского коллектива (для учащихся 6 – 8 классов).
Работа в данном направлении школьного психолога заключается в следующем:
1. Организация бесед о проблемах зависимостей (приглашается врач – нарколог).
2. Участие в работе совета профилактики.
3. Проведение тренинга сплоченности детского коллектива в 6 – 8 классах.
6 направление – профессиональное самоопределение старшеклассников.
Профориентационная работа в школе является стержнем всего образовательного процесса. Мероприятия проводимые педагогом-психологом состоят в следующем:
- Ведение курса «Я выбираю професиию» (для учащихся 9х классов).
- Организация и проведение педсовета по модификации комплексно-целевой программы «Профессиональное самоопределение обучающихся».
- Ознакомление педсовета с программой профессионального самоопределения.
- Контроль и участие в реализации программы.
Особенность программы – работа начинается в данном направлении с первого класса и работают по ней все участники образовательного процесса.
Показателями результативности работы психолога является формирование в школе положительного эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающих уважение к личности ребенка (на уровне «учитель – ученик», «ученик – ученик», «учитель – учитель»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проек. Тема "Разработка модели психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в адаптационный период
Педагогический проект/ Тема: Разработка модели психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в адаптационный период. СОДЕРЖАНИЕ Введение...
Работа с семьёй в рамках психолого педагогического сопровождения учащихся школы
Работа с семьёй предполагает систему работы школы и семьи сложившуюся в конкретных условиях. Процесс обучения и воспитания школьников может быть лишь тогда, когда происходит взаимодействие школы...
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях обучения в лицее
Система психолого-педагогическго сопровождения как комплексная и динамичная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации....
Программа "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, склонных к аутоагрессивному поведению"
Программа "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, склонных к аутоагрессивному поведению", разработанная Хохловой Светланой Васильевной, педагогом психологом ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 42 VII ви...
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальных классов, обучающихся в среде «1 ученик – 1 компьютер»
Методические рекомендации для педагогов и родителей...
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальных классов в рамках введения ФГОС НОО
Выступление на раонном семинаре-практикуме...
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся при подготовке к ЕГЭ.
Представлено описание опыта работы по псиологическому сопровождению подготовки к ЕГЭ педагога-психолога МБОУ СОШ № 3 саницы Крыловской МО Крыловский район Краснодарского края....