Психолого – педагогическое сопровождение учащихся
методическая разработка по психологии (5 класс) по теме

Грецингер Нелли Георгиевна

Шесть приоритетных направлений работы, связанных с определенными периодами жизни  ребенка. Их выбор обусловлен проблемами, сопровождающими развитие детей в нашей школе, которые требуют особого внимания взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого – педагогическое сопровождение учащихся

 

           

     Целью психолого-педагогического сопровождения обучающихся является максимальное содействие психологическому и личностному развитию каждого школьника.

     Выделены приоритетные направления работы, связанные с определенными периодами жизни  ребенка. Их выбор обусловлен проблемами, сопровождающими развитие детей в нашей школе, которые требуют особого внимания взрослых.

     Основное внимание уделяется 6-ти этапам развития детей:

1.Переход от дошкольного детства к обучению в школе.

2.Адаптация у первоклассников.

3.Адаптация пятиклассников.

4.Адаптация у 9-ти и 10-классников.

5. Социализация подростков.

6. Профессиональное самоопределение старшеклассников.  

1 направление – этап перехода от дошкольного детства  к обучению в школе.

     Задача: помочь родителям получить необходимую информацию, а детям подготовиться к поступлению в 1 класс (в основном для тех, кто не посещает детский сад).

     Работа педагога-психолога на этом этапе состоит в следующем:

  1. Педагог-психолог принимает деятельное участие в работе : ведет с детьми занятия помогающие развить у них коммуникативные способности, умение сотрудничать со сверстниками.
  2. Педагог-психолог принимает участие в презентации  начальной школы, рассказывая родителям о готовности к школе будущих первоклассников.
  3. Педагог-психолог проводит запись детей в 1 класс, снимая тревожность первой встречи родителей и детей со школой.

2 направление – адаптация первоклассников.

     Цель: профилактика и коррекция дезадаптации у первоклассников.

     В программу работы школьного психолога входят:

-  консультации для педагогов, обучающих первоклассников «Характеристика детей младшего школьного возраста», «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения», «Развитие познавательных структур у первоклассников»;

-  индивидуальная психологическая диагностика «Состояние познавательных структур у первоклассников »(на начало и конец учебного года);

-  выступления на родительских собраниях по теме: «Ребенок  идет в первый класс»(психологическая готовность к этому родителей, а также индивидуальное сообщение о результатах тестирования познавательных процессов);

-  участие в психолого-педагогическом консилиуме по адаптации первоклассников.

3 направление – адаптация у пятиклассников.

     Основная задача: выявление состояния школьной тревожности и ее  коррекция.

     Работа  педагога-психолога включает следующие мероприятия:

  1. Групповая психодиагностика пятиклассников (используется тест школьной тревожности  Филлипса).
  2. Обработка результатов и написание аналитической справки.
  3. Выступление на педконсилиуме о состоянии школьной тревожности у пятиклассников.
  4. Сообщение о результатах диагностики уровня школьной тревожности на родительских собраниях (в индивидуальной и общей формах), лекция «В зеркале наши дети».
  5. Проведение тренинга по коррекции тревожности у пятиклассников (по 5 занятий на каждую группу).
  6. Выступление на педсовете об адаптации пятиклассников.

4 направление – адаптация у девятиклассников и десятиклассников.

     Основная задача и схема работы аналогична  третьему направлению (кроме 1 пункта).

5 направление – социализация подростков.

     Основные задачи: профилактика аддитивного поведения и сплоченность детского коллектива (для учащихся 6 – 8 классов).

     Работа в данном направлении школьного психолога заключается в следующем:

1.  Организация бесед о проблемах зависимостей (приглашается врач – нарколог).

2.  Участие в работе совета профилактики.

3.  Проведение тренинга сплоченности детского коллектива в 6 – 8 классах.

6 направление – профессиональное самоопределение старшеклассников.

     Профориентационная работа в школе является стержнем всего образовательного процесса. Мероприятия проводимые педагогом-психологом  состоят в следующем:

  1. Ведение курса «Я выбираю професиию» (для учащихся 9х классов).
  2. Организация и проведение педсовета по модификации комплексно-целевой программы «Профессиональное самоопределение обучающихся».
  3. Ознакомление педсовета с программой профессионального самоопределения.
  4. Контроль и участие в реализации программы.

     Особенность программы – работа начинается в данном направлении с первого класса и работают  по ней все участники образовательного процесса.

     Показателями результативности работы психолога является формирование в школе положительного эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающих уважение к личности ребенка (на уровне «учитель – ученик», «ученик – ученик», «учитель – учитель»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проек. Тема "Разработка модели психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в адаптационный период

Педагогический проект/ Тема:  Разработка  модели психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в адаптационный период.   СОДЕРЖАНИЕ Введение...

Работа с семьёй в рамках психолого педагогического сопровождения учащихся школы

Работа с семьёй предполагает систему работы школы и семьи сложившуюся в конкретных условиях.  Процесс обучения и воспитания школьников может быть лишь тогда, когда происходит взаимодействие школы...

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в условиях обучения в лицее

Система психолого-педагогическго сопровождения как комплексная  и динамичная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации....

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, склонных к аутоагрессивному поведению"

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, склонных к аутоагрессивному поведению", разработанная Хохловой Светланой Васильевной, педагогом психологом ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 42 VII ви...

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся при подготовке к ЕГЭ.

Представлено описание опыта работы по псиологическому сопровождению  подготовки к ЕГЭ педагога-психолога МБОУ СОШ № 3 саницы Крыловской МО Крыловский район Краснодарского края....