Мастер-класс для педагогов-психологов образовательных учреждений
учебно-методический материал по психологии на тему

Степанова Елена Дмитриевна

Данный мастер-класс знакомит с реализуемой в МОАУ лицее №8 имени Н.Н. Рукавишникова города Томска здоровьесберегающей технологии по развитию активного словаря и навыков публичного выступления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие активного словаря и навыков публичного выступления обучающихся как здоровьесберегающая технология»

По определению ВОЗ, «здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Поэтому любое направление в деятельности психологической службы школы должно быть по минимуму здоровьесберегающим, а по максимуму – здоровьеповышающим.

Данный мастер-класс посвящен знакомству с реализуемой в лицее № 8 технологией по развитию активного словаря и навыков публичного выступления учащихся 6-8 классов. Эта технология является здоровьеповышающей, но поскольку практическая реализация ее началась в феврале 2011 года, зафиксированы позитивные изменения духовного и социального благополучия, которые пока могут быть оценены как непродолжительные. Актуальность данной технологии вызвана тем, что школьное образование предъявляет постоянно растущие требования к устной и письменной речи учащихся, большой процент и значимость имеют публичные выступления (ответы у доски, защита рефератов и проектов, выступления на внеклассных мероприятиях и т.п.). При этом есть ученики, которые испытывают затруднения при подборе нужного слова из-за бедности активного словаря, дискомфорт от публичности своих ответов  и даже дистрессовые последствия с соответствующим отражением на здоровье. Педагогических приемов и средств решения этой проблемы явно недостаточно, нужны специальные рекомендации и занятия с психологом.

Выявление учащихся, нуждающихся в работе по развитию активного словаря и навыков публичного выступления, происходит несколькими способами:

  1. анализ успеваемости по русскому языку (активный словарь);
  2. наблюдения за учащимися на уроках, результаты психодиагностики.
  3. обращения учащихся, педагогов, родителей.

Занятия могут проводиться индивидуально, в микрогруппе и со всем классом.  Школьнику сообщается цель занятий, их продолжительность, возможные результаты и условия их достижения. Собирается необходимая информация об особенностях данного школьника (интересы, друзья, семья и т.п.), чтобы оптимально индивудализировать занятия. Занятия включают физкультминутки, релаксационные упражнения, просмотр видеосюжетов и т.п.

Технология реализуется по нескольким направлениям

  1. Задача первого направления – увеличение объема активного словаря и скорости вербальной реакции. Результат – развитие активного словаря. Это достигается следующими технологическими приемами:
  1. Составление слов (варианты – из букв длинного слова, например «Снегурочка»,  «бронетранспортер» и т.п.; из специально сделанных наборов букв). Здесь можно максимально учитывать интересы и предпочтения школьника, а можно использовать незнакомые понятия, чтобы стимулировать интерес к какой-либо сфере познания, деятельности. Наборы иллюстрируются картинками, бывают тематические – по предпочтениям учащегося. Минимум – 10 слов.
  2. Решение анаграмм: учащемуся дается набор анаграмм разной сложности (3 буквы, 4, 5, 6, 7).
  3. Тренировки с помощью метода словесных ассоциаций по специальной схеме, при которой выбор словесных ассоциаций постепенно ограничивается:

А) психолог называет слово, учащийся отвечает первой пришедшей в голову ассоциацией (существительные, глаголы, прилагательные и т.д.) Например: пруд – рыба; пруд – кататься на лодке; пруд – глубокий. Предъявляется 50 слов.

Б) в ответ на слово, произнесенное психологом, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только нарицательные существительные. Например, стол – тарелка; пруд – вода. Предъявляется 50 слов.

В) в ответ на слово, произнесенное психологом, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. Например, стол – круглый; пруд – большой. Предъявляется 50 слов.

Г) в ответ на слово, произнесенное психологом, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только глаголы. Например, стол – стоит; пруд – блестит. Предъявляется 50 слов.

Инструкции к наборам слов меняются, выполняется 12 упражнений такого рода, через 2 месяца их следует повторить. Психолог может менять круг понятий, вводить более соответствующие школьной или какой-либо иной тематике.

  1. Задача второго направления – увеличение скорости чтения про себя. Чтение – это не только важнейший общеучебный навык, но и главнейший источник пополнения активного и пассивного словаря.

Выполняются упражнения для устранения проговаривания и повышению скорости синтетического восприятия слов.

  1. Задача третьего направления – развитие словесно-логического мышления.  

Приемы: упражнения: «Дефиниции», «Составь предложения», «Скажи другими словами», «Аналогии», «Умозаключения», «Классификации», «Обобщения».

  1. Задача четвертого направления – развитие навыков публичного выступления. Приемы:

- игра с мячом в диаде и микрогруппе по типу «Города». Она снимает зажимы в конечностях и увеличивается скорость вербального ответа.

- упражнение «Репортаж» - учащиеся комментируют видеосюжеты с выключенным звуком;

- упражнение «Публичное выступление» сначала в кабинете психолога в диаде, затем в микрогруппе, затем перед классом в ходе групповой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная деятельность педагога-психолога в образовательном учреждении

Рекомендации педагогу - психологу образовательного учереждения...

Мастер класс по теме: "Применение электронных образовательных ресурсов в учебном процессе"

В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёрт...

Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Преемственность педагогов, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Мастер-класс по теме: «Проблемы оценки образовательной деятельности учащихся»

Рассмотрены различные подходы к оцениванию деятельности учащихся....

СХЕМА оценки функциональности кабинета педагога-психолога в образовательном учреждении

Схема оценивания оборудования специализированного кабинета педагога-психолога в образовательном учреждении составлена на основании приказа Мин. общего и проф. образования РО № 49 «Об утверж...