Педагогический совет "Психология крика"
методическая разработка по психологии на тему

Лихачёва Анастасия Николаевна

Предлагаемый материал раскрывает особенности общения, рекомендации и упражнения для гармонизации отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПСИХОЛОГИЯ КРИКА»

(Педагогический совет совместно с учащимися.)

 

Какими качествами должен обладать хороший педагог? Классическая педагогика, анализируя качества личности хорошего педагога, указывает нам на такие его бесспорные свойства личности, как любовь к детям, знание детской психологии, владение методикой преподавания. Но оказывается, что со стороны ребенка эти важные качества личности учителя высвечиваются порой совсем по-другому.

Каким должен быть идеальный учитель?

добрый

60%

умный

55%

Не строгий, не кричать, не ругаться

50%

строгий

20%

хороший

15%

красивый

10%

Не задавать уроки

10%

Прилежный

5%

Не ставить «2»

5%

Говорить отчетливо

5%

Не равнодушный

5%

спокойный

5%

Хорошо объяснять

5%

Справедливый

5%

Веселый

5%

Любимый

5%

Интересный

5%

Внимательное рассмотрение этой проблемы приводит к грустному выводу о том, что сегодня действительно очень много крика - как со стороны учителей, так и со стороны самих детей. И последним это очень не нравится.

В самом деле, когда взрослый кричит, ребенок тупеет, глупеет, цепенеет, начинает его бояться и хуже учиться.

Короче говоря, в ответ на педагогическое воздействие методом крика ребенок во многих случаях становится более бестолковым и беспомощным.

Крик - очень сильное психологическое воздействие взрослого на ребенка и вполне сравним с физическим наказанием. Устрашающий крик вызывает у ребенка сильное торможение в коре головного мозга, после чего мозг оказывается неспособным к формированию точных дифференцировок. А это является одной из важнейших сторон учения с точки зрения физиологии.

В животном мире крик является показателем превосходства одного животного над другим. Африканские львы устрашают друг друга мощными душераздирающими криками. То же самое делают гориллы и шимпанзе. В человеческом обществе такое тоже не редкость.

Тогда почему же  кричат люди? Разве они не знают последствий своего крика? Многие действительно не знают, а кто-то просто не хочет об этом думать.

Причин крика может быть несколько. Часть из них педагогическая и психологическая, часть - физиологическая, часть - социально-психологическая.

Рассмотрим все по порядку.

причины

Многие любят показывать свое превосходство над другими и стремятся делать это всеми возможными средствами. Здесь идут в ход не только демонстрация своей одежды, походка и осанка, но и громкий голос. Начальственный тон высказываний, внушающий и угрожающий - кто не видел и не слышал его?

В скрытом виде силой своего голоса люди демонстрируют окружающим уровень своей самооценки и своего социального статуса. Уверенные в себе индивиды и начальники, как правило, говорят более громкими голосами и используют при этом другие интонации по сравнению с теми, которыми пользуются их подчиненные. И этим самым начальники показывают, кто здесь в данной ситуации самый главный.

Известно, что в перегретом паровом котле пар с силой стремится вырваться наружу, чтобы давление в нем уменьшилось. Для многих людей возможность покричать - проверенный и надежный способ нормализации своего психического состояния. Еще Фрейд выявил, что агрессия может перемещаться на безобидные объекты, которые не могут особенно повредить ее носителю. Когда у художника не получается его картина, он может в ярости разорвать ее, когда писателю не нравится его книга, он может ее сжечь. Когда один человек не может выполнить требование другого, тот в ярости может накричать на него или даже ударить.

Упражнение: «ДА/НЕТ» (учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – учитель)

КРИК И КОНФЛИКТ

Не надо особенно мудрствовать, чтобы понять, что ситуация, в которой учитель срывается на крик, в той или иной мере конфликтна. Наши видные отечественные специалисты в области конфликтологии Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк установили, что работа протекает тем более успешно и менее конфликтно, чем более сбалансирована структура рабочего места, которую исследователи представляют следующим образом:

Функции

Средства

Обязанности

Права

Ответственность

Власть

Упражнение: Попытайтесь проанализировать построение данной схематичной записи и выделить закономерности

Сбалансированность рабочего места означает, что ему не должна приписываться функция, не обеспеченная средствами, и не должно быть средств, не связанных с какой-либо функцией.

        Каждая обязанность должна быть обеспечена определенным правом, и никакое право не может реализоваться без определенной обязанности.

        Ответственность за что-либо должна обеспечиваться соответствующей властью, а власть должна обеспечиваться ответственностью. Сбалансированность означает также, что

       обязанности должны быть связаны только с данной совокупностью функций;

       ответственность может возникать лишь при невыполнении именно данной совокупности функций,

      а совокупность прав и власти гарантируется только данными средствами. Психологи сформулировали следующий принцип сбалансирования рабочего места: «Ни одной функции без средств, ни одного средства без функции. Ни одной обязанности без прав, ни одного права без обязанности. Ни одной функции без обязанностей или ответственности, обязанности или ответственность только в связи с выполняемыми функциями».

Сплошь и рядом конфликты, а значит и ненужные крики происходят в тех случаях, когда функции оказываются не обеспечены нужными средствами; когда ответственность не обеспечивается соответствующей властью; когда обязанности налагаются без их сопровождения необходимыми правами.

Если бы люди знали основные положения конфликтологии и стремились бы руководствоваться ими, то конфликтов у них в отношениях было бы гораздо меньше, а значит, было бы и меньше крика.

        Задание: приведите пример

(Если, к примеру, учитель кричит на нарушителя дисциплины, это значит, что тот на своем рабочем месте учащегося не несет ответственности за возложенные на него функции ученика и не соблюдает при этом своих обязанностей. Возможно, что ученик при этом не обладает необходимыми средствами для решения задачи. Необходимо как можно более точное понимание и учащимся, и учителем своих рабочих функций, взаимных прав, обязанностей и средств, соблюдение взаимных мер ответственности и власти, что поспособствует установлению в школе хорошего рабочего климата без надрывного крика со стороны учителя на уроках и ответного визга со стороны учащихся на переменах).

Психологи-консультанты, занимающиеся модификацией поведения, связанного с излишней раздражительностью, тревожностью, страхом и беспокойством, разработали целый ряд приемов и методов, которые помогают решать и снимать все эти негативные проявления человеческого поведения. Тому, кто кричит, прежде всего надо осознать проблему и признаться самому себе: «Да, в сложной ситуации я могу накричать». Дальше надо попытаться найти способы преодоления этой негативной привычки.

Прежде всего, надо понять, что происходит в трудной ситуации, в которой вы срываетесь на крик. В теории транзактного анализа Эрика Берна такая пристройка автоматически вызывает диспозицию «я хороший, ты - плохой», в которой партнер рассматривается как лицо, которое что-то обязательно должно хорошо делать или не делать.

 Как считает основатель рационально-поведенческой психокоррекции Альберт Эллис, непреклонные идеи долженствования лежат в основе сильных негативных чувств, таких, как гнев или презрение. Те, кто считает себя вправе сердиться, преувеличивают отрицательные качества своих оппонентов и тем самым подкрепляют свои установки, выводящие их из себя. Такое поведение, в свою очередь, вызывает аналогичные реакции у других, что превращает имеющиеся установки в своего рода сбывающиеся пророчества. Далее следует непроизвольное мышечное напряжение, находящее свое естественное продолжение и проявление в повышенном тоне голоса и крике. Поэтому контроль за мышечным напряжением способен снимать излишнюю нервно-психическую напряженность. Для этого поведенческие психологи и консультанты учат своих клиентов расслаблять мышцы, контролировать и предотвращать появление напряжения в теле, что дает возможность оставаться спокойным в трудных жизненных ситуациях. Прием получил название «десенсибилизация», что означает понижение чувствительности к тем обстоятельствам, которые вызывают раздражение, тревогу и беспокойство. Мышечное расслабление способно затормозить и снять эти реакции.

С другой стороны, рациональная проработка имеющихся в сознании негативных установок и диспозиций по отношению к себе и к другим помогает преодолевать бессознательную враждебность.

Методика прогрессивной мышечной релаксации, разработанная в 1929 году американским психологом Эдмундом Джекобсоном, является и сегодня одним из наиболее эффективных методов улучшения неэффективного поведения. Процесс обучения состоит из ряда последовательных этапов и включает в себя: а) фокусировку внимания на определенной группе мышц; б) напряжение этой группы мышц; в) фиксацию, сохранение напряженности в течение 5-7 секунд; г) освобождение от напряженности в данной группе мышц; д) релаксацию, фокусировку внимания на снижении   напряженности  и  дальнейшей  релаксации  данной   группы мышц.

Упражнения:

Итак, приступим.

1.        Сделайте глубокий, очень глубокий вдох, задержите дыхание... и расслабьтесь.

Во время паузы (5-10 секунд) постарайтесь почувствовать разницу между напряжением и расслаблением в груди.

2.        Обопритесь ногами об пол (кушетку) и приподнимите пятки как можно выше.
Подержите их так и расслабьте. Сравните ощущения
 в икроножных мышцах во время напряжения и расслабления.

3.        В том же исходном положении поднимите оба носка максимально вверх,
опираясь пятками об пол, подержите их в этом положении, прислушиваясь
к ощущениям в мышцах передней поверхности
 и голеней, затем расслабьте их.

4.        Согните ноги в тазобедренных суставах, не сгибая в коленях, и подержите их так до чувства усталости, а потом расслабьте их.

  1. Попытайтесь как можно сильнее вдавить в пол пятки выпрямленных в коленях ног.
  2. Сожмите обе руки очень крепко в кулаки, подержите их так и расслабьте.
  3. Раздвиньте пальцы очень широко, еще шире, шире... и расслабьте.
  1. Поднимите плечи по направлению к ушам. Выше, еще выше... расслабьте.
  2. Опустите плечи вниз, как  бы стараясь достать руками пятки. Сильнее, еще сильнее... расслабьте их.
  1. Улыбайтесь. Улыбка до ушей, шире, еще шире... расслабьтесь.
  2. Соберите губы вместе. Крепче, еще крепче... расслабьте.
  3. Зажмурьте крепко глаза, будто мыло в них попало. Подержите их так, а затем
    расслабьте.
  4. Поднимите брови как можно выше. Выше, еще выше... подержите так и расслабьте.
  5. Вы теперь расслабили большинство основных мышц вашего тела и ощущаете, как расслабление теплой волной спускается вниз к глазам, щекам, плечам, груди, рукам, животу, в кисти рук, к ногам. Это приятное ощущение. Оставайтесь в нем и засыпайте, если предстоит длительный отдых.
  6. Если вам нужно продолжить важные дела, то через 2 минуты после достижения ощущения расслабления всего тела начинайте считать до десяти. И с каждым счетом бодрость, свежесть и активность будут вливаться в вас.

Методика систематической десенсибилизации, разработанная американским психологом Вольпе, включает в себя три важнейших элемента: а) обучение глубокой мышечной релаксации; б) выстраивание иерархий стимулов, вызывающих негативные реакции; в) представление в воображении объектов из иерархий, вызывающих неприятные эмоции.

Например, при снятии волнения выстраивается шкала от 0 баллов - состояния полного спокойствия до 100 баллов, которыми определяются аффект или паника.

Встаньте, пожалуйста, к той отметке на шкале, к которой вы можете отнести ваше состояние на данный момент.

Важным является нахождение ключевых слов типа «покой», «отдых», специальных команд «успокойся», «сбрось напряжение», которые ассоциируются с состоянием расслабления и могут использоваться при появлении нежелательных реакций. Особенно важны эти рекомендации для людей с холерическим темпераментом, у которых существует природная предрасположенность к проявлениям гнева, а, следовательно, и к крику.

  1. Тому человеку, который захочет избавиться от дурной привычки проявлять ненужный гнев, повышать голос и кричать, для достижения позитивных изменений в своем поведении,  можно рекомендовать создание программ и стимулов самоподкрепления и самонаказания.. В случае преодоления ситуации, в которой он ранее срывался на крик,  человек  может поощрить себя похвалой типа «Молодец, не сорвался!» или «Как хорошо, что оставался спокойным с помощью контроля за мышцами!»; подарить себе, любимому, книгу, о которой давно мечтал; просто разрешить себе лишний раз поболтать по телефону с приятелем или послушать любимую музыку.
  2. Можно понаблюдать за поведением близкого человека, который отличается спокойствием и невозмутимостью, и затем попробовать на некоторое время поиграть его роль. Представляя трудную ситуацию, вообразить себе, а как бы в ней повел себя этот невозмутимый человек? Войдя поначалу в роль на короткое время, впоследствии можно постепенно увеличивать время пребывания в ней до 2-3 часов.
  3. Можно также в своем воображении представить ужасную картину последствий своего неадекватного и непродуманного поведения. Например, что вследствие крика на ребенка у него может случиться нервный шок, его увезут в больницу, ребенок станет инвалидом, а бедолагу-учителя начнут таскать по судам. Такие страшные картины могут заставить учителя быть более осторожным в использовании «кричащих» воздействий.

4  Большое внимание во всей этой работе по самовоспитанию надо уделять повышению самооценки и формированию внутреннего контроля. Эти понятия психологи связывают с понятием самоэффективности, основная идея которого заключается в способности достигать нужного результата. От веры в свою эффективность зависит, какие усилия сможет учитель приложить для воспитания у себя нужных педагогических качеств. Высокая самооценка и сильная вера в себя помогают быстро восстанавливаться при неудачах и прилагать большие усилия для достижения поставленных целей. Специальные психологические тренинги помогают сформировать такую самооценку.

КУДА И КАК НАПРАВИТЬ ЭНЕРГИЮ КРИКА

Крик - естественный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения, от этого никуда не денешься. Дикие вопли и крики на школьных переменах - это естественная реакция детей на чрезмерное нервно-психическое напряжение на трудных уроках. Но их энергию можно и нужно канализировать, направить в позитивное русло, или, как говорят психоаналитики, сублимировать.

Энергия крика может трансформироваться при надлежащем обучении в энергию певческого звука, наполняющего окружающую школу атмосферу трепетным звуковым эфиром. В школе облагораживающим ее окружающую среду средством может и должно стать пение детей вместе со своими учителями в хоре. Это может дать всем участникам хора одновременно необходимую нервно-психическую разрядку и разовьет у них умение пользоваться своим голосом.

Упражнение:

Спеть известную детскую песенку ().

В заключение приводим медитативное упражнение, способное помочь человеку, у которого есть нерешенные проблемы с криком, в управлении своим психоэмоциональным состоянием.

«МОИ СПОКОЙНЫЙ КРАСИВЫЙ ГОЛОС»

Я нахожусь в спокойном и расслабленном состоянии.

Мне дышится легко, приятно и спокойно.

Все мышцы моего тела приятно расслаблены.

Я совершенно спокоен.

Голосовые связки в моем горле приятно расслаблены.

Сейчас я мысленно представляю ситуацию, в которой мне случается срываться на крик.

Отчетливо представляю эту ситуацию, но остаюсь при этом совершенно спокойным.

Я наблюдаю и слышу мой красивый голос со стороны.

Я слышу и ощущаю его таким благородным и спокойным.

Я вхожу в образ спокойного и уверенного в себе человека, которому не надо кричать.

Я ясно вижу и чувствую, как мне надо спокойно и благоразумно вести себя.

Спокойно, не надрываясь и не портя себе нервы, объясняю присутствующим, что и как надо делать в данной ситуации.

Все мышцы моего тела остаются расслабленными.

Мое дыхание ровное и спокойное.

Никакие неприятные мысли не достигают моего сознания и не выводят меня из себя.

За то, что я смогу победить себя и не сорваться на крик в трудной ситуации, я потом сделаю себе приятный сюрприз - куплю книгу, о которой давно мечтал.

А если я все-таки сорвусь, то мне придется наказать себя нюха-нием нашатырного спирта или лишить себя приятного для меня удовольствия, например, поболтать с приятельницей по телефону.

Я снова слышу свой спокойный и ровный голос, который звучит плавно и выразительно.

Даю себе обещание, что в реальной жизни я всегда буду стремиться контролировать мышцы моего тела и буду стараться их без нужды не напрягать, особенно в трудных ситуациях.

Данная медитация - только пример для создания собственных педагогических настроев, направленных на саморегуляцию психического состояния. Каждый учитель может сочинить для себя свой собственный настрой на преодоление у себя неадекватных навыков поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок МХК "Мотив крика в искусстве"

Конспект урока раскрывает основную художественно-педагогическую идею - социализация и субъективизация личности обучающегося средствами искусства. Интегрированный характер урока демонстрирует возможнос...

КРИК ДУШИ

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТИХОВ...

Мотив движения в книге Ю.Вэллы "Белые крики"

В статье в этнофилологическом аспекте исследуется мотив движения в книге Ю. Вэллы "Белые крики", акцентирующий темы дома, поколений, ситуацию встречи, оппозиции «свой» / «чужой», «тогда» / «тепе...

Сценарий праздника "Крик журавля"

всё интересное о журавлях...

«Крик «Герники»… Предупреждение «Герники»…» Интегрированный урок МХК и всеобщей истории в 11 классе

Тип урока: урок-модель.Идея: использовать анализ картины П. Пикассо «Герника» для эмоционального, душевного отклика учащихся на тему «Ужасы войны» перед изучением тем о Второй мировой войне....

"Крик души" "Мои мысли и размышления"

Урок музыки в общеобразовательной школе. Музыка или пение? Нужен этот предмет или нет? Очень часто можно услышать от коллег:«Ну, у тебя урок то какой! Поёте и поёте! И напрягаться не надо!»....