Педагогический совет "Психология крика"
методическая разработка по психологии на тему
Предлагаемый материал раскрывает особенности общения, рекомендации и упражнения для гармонизации отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический совет: теория, презентация, рекомендации | 707.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПСИХОЛОГИЯ КРИКА»
(Педагогический совет совместно с учащимися.)
Какими качествами должен обладать хороший педагог? Классическая педагогика, анализируя качества личности хорошего педагога, указывает нам на такие его бесспорные свойства личности, как любовь к детям, знание детской психологии, владение методикой преподавания. Но оказывается, что со стороны ребенка эти важные качества личности учителя высвечиваются порой совсем по-другому.
Каким должен быть идеальный учитель?
добрый | 60% |
умный | 55% |
Не строгий, не кричать, не ругаться | 50% |
строгий | 20% |
хороший | 15% |
красивый | 10% |
Не задавать уроки | 10% |
Прилежный | 5% |
Не ставить «2» | 5% |
Говорить отчетливо | 5% |
Не равнодушный | 5% |
спокойный | 5% |
Хорошо объяснять | 5% |
Справедливый | 5% |
Веселый | 5% |
Любимый | 5% |
Интересный | 5% |
Внимательное рассмотрение этой проблемы приводит к грустному выводу о том, что сегодня действительно очень много крика - как со стороны учителей, так и со стороны самих детей. И последним это очень не нравится.
В самом деле, когда взрослый кричит, ребенок тупеет, глупеет, цепенеет, начинает его бояться и хуже учиться.
Короче говоря, в ответ на педагогическое воздействие методом крика ребенок во многих случаях становится более бестолковым и беспомощным.
Крик - очень сильное психологическое воздействие взрослого на ребенка и вполне сравним с физическим наказанием. Устрашающий крик вызывает у ребенка сильное торможение в коре головного мозга, после чего мозг оказывается неспособным к формированию точных дифференцировок. А это является одной из важнейших сторон учения с точки зрения физиологии.
В животном мире крик является показателем превосходства одного животного над другим. Африканские львы устрашают друг друга мощными душераздирающими криками. То же самое делают гориллы и шимпанзе. В человеческом обществе такое тоже не редкость.
Тогда почему же кричат люди? Разве они не знают последствий своего крика? Многие действительно не знают, а кто-то просто не хочет об этом думать.
Причин крика может быть несколько. Часть из них педагогическая и психологическая, часть - физиологическая, часть - социально-психологическая.
Рассмотрим все по порядку.
причины
Многие любят показывать свое превосходство над другими и стремятся делать это всеми возможными средствами. Здесь идут в ход не только демонстрация своей одежды, походка и осанка, но и громкий голос. Начальственный тон высказываний, внушающий и угрожающий - кто не видел и не слышал его?
В скрытом виде силой своего голоса люди демонстрируют окружающим уровень своей самооценки и своего социального статуса. Уверенные в себе индивиды и начальники, как правило, говорят более громкими голосами и используют при этом другие интонации по сравнению с теми, которыми пользуются их подчиненные. И этим самым начальники показывают, кто здесь в данной ситуации самый главный.
Известно, что в перегретом паровом котле пар с силой стремится вырваться наружу, чтобы давление в нем уменьшилось. Для многих людей возможность покричать - проверенный и надежный способ нормализации своего психического состояния. Еще Фрейд выявил, что агрессия может перемещаться на безобидные объекты, которые не могут особенно повредить ее носителю. Когда у художника не получается его картина, он может в ярости разорвать ее, когда писателю не нравится его книга, он может ее сжечь. Когда один человек не может выполнить требование другого, тот в ярости может накричать на него или даже ударить.
Упражнение: «ДА/НЕТ» (учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – учитель)
КРИК И КОНФЛИКТ
Не надо особенно мудрствовать, чтобы понять, что ситуация, в которой учитель срывается на крик, в той или иной мере конфликтна. Наши видные отечественные специалисты в области конфликтологии Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк установили, что работа протекает тем более успешно и менее конфликтно, чем более сбалансирована структура рабочего места, которую исследователи представляют следующим образом:
Функции | Средства |
Обязанности | Права |
Ответственность | Власть |
Упражнение: Попытайтесь проанализировать построение данной схематичной записи и выделить закономерности
Сбалансированность рабочего места означает, что ему не должна приписываться функция, не обеспеченная средствами, и не должно быть средств, не связанных с какой-либо функцией.
Каждая обязанность должна быть обеспечена определенным правом, и никакое право не может реализоваться без определенной обязанности.
Ответственность за что-либо должна обеспечиваться соответствующей властью, а власть должна обеспечиваться ответственностью. Сбалансированность означает также, что
обязанности должны быть связаны только с данной совокупностью функций;
ответственность может возникать лишь при невыполнении именно данной совокупности функций,
а совокупность прав и власти гарантируется только данными средствами. Психологи сформулировали следующий принцип сбалансирования рабочего места: «Ни одной функции без средств, ни одного средства без функции. Ни одной обязанности без прав, ни одного права без обязанности. Ни одной функции без обязанностей или ответственности, обязанности или ответственность только в связи с выполняемыми функциями».
Сплошь и рядом конфликты, а значит и ненужные крики происходят в тех случаях, когда функции оказываются не обеспечены нужными средствами; когда ответственность не обеспечивается соответствующей властью; когда обязанности налагаются без их сопровождения необходимыми правами.
Если бы люди знали основные положения конфликтологии и стремились бы руководствоваться ими, то конфликтов у них в отношениях было бы гораздо меньше, а значит, было бы и меньше крика.
Задание: приведите пример
(Если, к примеру, учитель кричит на нарушителя дисциплины, это значит, что тот на своем рабочем месте учащегося не несет ответственности за возложенные на него функции ученика и не соблюдает при этом своих обязанностей. Возможно, что ученик при этом не обладает необходимыми средствами для решения задачи. Необходимо как можно более точное понимание и учащимся, и учителем своих рабочих функций, взаимных прав, обязанностей и средств, соблюдение взаимных мер ответственности и власти, что поспособствует установлению в школе хорошего рабочего климата без надрывного крика со стороны учителя на уроках и ответного визга со стороны учащихся на переменах).
Психологи-консультанты, занимающиеся модификацией поведения, связанного с излишней раздражительностью, тревожностью, страхом и беспокойством, разработали целый ряд приемов и методов, которые помогают решать и снимать все эти негативные проявления человеческого поведения. Тому, кто кричит, прежде всего надо осознать проблему и признаться самому себе: «Да, в сложной ситуации я могу накричать». Дальше надо попытаться найти способы преодоления этой негативной привычки.
Прежде всего, надо понять, что происходит в трудной ситуации, в которой вы срываетесь на крик. В теории транзактного анализа Эрика Берна такая пристройка автоматически вызывает диспозицию «я хороший, ты - плохой», в которой партнер рассматривается как лицо, которое что-то обязательно должно хорошо делать или не делать.
Как считает основатель рационально-поведенческой психокоррекции Альберт Эллис, непреклонные идеи долженствования лежат в основе сильных негативных чувств, таких, как гнев или презрение. Те, кто считает себя вправе сердиться, преувеличивают отрицательные качества своих оппонентов и тем самым подкрепляют свои установки, выводящие их из себя. Такое поведение, в свою очередь, вызывает аналогичные реакции у других, что превращает имеющиеся установки в своего рода сбывающиеся пророчества. Далее следует непроизвольное мышечное напряжение, находящее свое естественное продолжение и проявление в повышенном тоне голоса и крике. Поэтому контроль за мышечным напряжением способен снимать излишнюю нервно-психическую напряженность. Для этого поведенческие психологи и консультанты учат своих клиентов расслаблять мышцы, контролировать и предотвращать появление напряжения в теле, что дает возможность оставаться спокойным в трудных жизненных ситуациях. Прием получил название «десенсибилизация», что означает понижение чувствительности к тем обстоятельствам, которые вызывают раздражение, тревогу и беспокойство. Мышечное расслабление способно затормозить и снять эти реакции.
С другой стороны, рациональная проработка имеющихся в сознании негативных установок и диспозиций по отношению к себе и к другим помогает преодолевать бессознательную враждебность.
Методика прогрессивной мышечной релаксации, разработанная в 1929 году американским психологом Эдмундом Джекобсоном, является и сегодня одним из наиболее эффективных методов улучшения неэффективного поведения. Процесс обучения состоит из ряда последовательных этапов и включает в себя: а) фокусировку внимания на определенной группе мышц; б) напряжение этой группы мышц; в) фиксацию, сохранение напряженности в течение 5-7 секунд; г) освобождение от напряженности в данной группе мышц; д) релаксацию, фокусировку внимания на снижении напряженности и дальнейшей релаксации данной группы мышц.
Упражнения:
Итак, приступим.
1. Сделайте глубокий, очень глубокий вдох, задержите дыхание... и расслабьтесь.
Во время паузы (5-10 секунд) постарайтесь почувствовать разницу между напряжением и расслаблением в груди.
2. Обопритесь ногами об пол (кушетку) и приподнимите пятки как можно выше.
Подержите их так и расслабьте. Сравните ощущения в икроножных мышцах во время напряжения и расслабления.
3. В том же исходном положении поднимите оба носка максимально вверх,
опираясь пятками об пол, подержите их в этом положении, прислушиваясь
к ощущениям в мышцах передней поверхности и голеней, затем расслабьте их.
4. Согните ноги в тазобедренных суставах, не сгибая в коленях, и подержите их так до чувства усталости, а потом расслабьте их.
- Попытайтесь как можно сильнее вдавить в пол пятки выпрямленных в коленях ног.
- Сожмите обе руки очень крепко в кулаки, подержите их так и расслабьте.
- Раздвиньте пальцы очень широко, еще шире, шире... и расслабьте.
- Поднимите плечи по направлению к ушам. Выше, еще выше... расслабьте.
- Опустите плечи вниз, как бы стараясь достать руками пятки. Сильнее, еще сильнее... расслабьте их.
- Улыбайтесь. Улыбка до ушей, шире, еще шире... расслабьтесь.
- Соберите губы вместе. Крепче, еще крепче... расслабьте.
- Зажмурьте крепко глаза, будто мыло в них попало. Подержите их так, а затем
расслабьте. - Поднимите брови как можно выше. Выше, еще выше... подержите так и расслабьте.
- Вы теперь расслабили большинство основных мышц вашего тела и ощущаете, как расслабление теплой волной спускается вниз к глазам, щекам, плечам, груди, рукам, животу, в кисти рук, к ногам. Это приятное ощущение. Оставайтесь в нем и засыпайте, если предстоит длительный отдых.
- Если вам нужно продолжить важные дела, то через 2 минуты после достижения ощущения расслабления всего тела начинайте считать до десяти. И с каждым счетом бодрость, свежесть и активность будут вливаться в вас.
Методика систематической десенсибилизации, разработанная американским психологом Вольпе, включает в себя три важнейших элемента: а) обучение глубокой мышечной релаксации; б) выстраивание иерархий стимулов, вызывающих негативные реакции; в) представление в воображении объектов из иерархий, вызывающих неприятные эмоции.
Например, при снятии волнения выстраивается шкала от 0 баллов - состояния полного спокойствия до 100 баллов, которыми определяются аффект или паника.
Встаньте, пожалуйста, к той отметке на шкале, к которой вы можете отнести ваше состояние на данный момент.
Важным является нахождение ключевых слов типа «покой», «отдых», специальных команд «успокойся», «сбрось напряжение», которые ассоциируются с состоянием расслабления и могут использоваться при появлении нежелательных реакций. Особенно важны эти рекомендации для людей с холерическим темпераментом, у которых существует природная предрасположенность к проявлениям гнева, а, следовательно, и к крику.
- Тому человеку, который захочет избавиться от дурной привычки проявлять ненужный гнев, повышать голос и кричать, для достижения позитивных изменений в своем поведении, можно рекомендовать создание программ и стимулов самоподкрепления и самонаказания.. В случае преодоления ситуации, в которой он ранее срывался на крик, человек может поощрить себя похвалой типа «Молодец, не сорвался!» или «Как хорошо, что оставался спокойным с помощью контроля за мышцами!»; подарить себе, любимому, книгу, о которой давно мечтал; просто разрешить себе лишний раз поболтать по телефону с приятелем или послушать любимую музыку.
- Можно понаблюдать за поведением близкого человека, который отличается спокойствием и невозмутимостью, и затем попробовать на некоторое время поиграть его роль. Представляя трудную ситуацию, вообразить себе, а как бы в ней повел себя этот невозмутимый человек? Войдя поначалу в роль на короткое время, впоследствии можно постепенно увеличивать время пребывания в ней до 2-3 часов.
- Можно также в своем воображении представить ужасную картину последствий своего неадекватного и непродуманного поведения. Например, что вследствие крика на ребенка у него может случиться нервный шок, его увезут в больницу, ребенок станет инвалидом, а бедолагу-учителя начнут таскать по судам. Такие страшные картины могут заставить учителя быть более осторожным в использовании «кричащих» воздействий.
4 Большое внимание во всей этой работе по самовоспитанию надо уделять повышению самооценки и формированию внутреннего контроля. Эти понятия психологи связывают с понятием самоэффективности, основная идея которого заключается в способности достигать нужного результата. От веры в свою эффективность зависит, какие усилия сможет учитель приложить для воспитания у себя нужных педагогических качеств. Высокая самооценка и сильная вера в себя помогают быстро восстанавливаться при неудачах и прилагать большие усилия для достижения поставленных целей. Специальные психологические тренинги помогают сформировать такую самооценку.
КУДА И КАК НАПРАВИТЬ ЭНЕРГИЮ КРИКА
Крик - естественный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения, от этого никуда не денешься. Дикие вопли и крики на школьных переменах - это естественная реакция детей на чрезмерное нервно-психическое напряжение на трудных уроках. Но их энергию можно и нужно канализировать, направить в позитивное русло, или, как говорят психоаналитики, сублимировать.
Энергия крика может трансформироваться при надлежащем обучении в энергию певческого звука, наполняющего окружающую школу атмосферу трепетным звуковым эфиром. В школе облагораживающим ее окружающую среду средством может и должно стать пение детей вместе со своими учителями в хоре. Это может дать всем участникам хора одновременно необходимую нервно-психическую разрядку и разовьет у них умение пользоваться своим голосом.
Упражнение:
Спеть известную детскую песенку ().
В заключение приводим медитативное упражнение, способное помочь человеку, у которого есть нерешенные проблемы с криком, в управлении своим психоэмоциональным состоянием.
«МОИ СПОКОЙНЫЙ КРАСИВЫЙ ГОЛОС»
Я нахожусь в спокойном и расслабленном состоянии.
Мне дышится легко, приятно и спокойно.
Все мышцы моего тела приятно расслаблены.
Я совершенно спокоен.
Голосовые связки в моем горле приятно расслаблены.
Сейчас я мысленно представляю ситуацию, в которой мне случается срываться на крик.
Отчетливо представляю эту ситуацию, но остаюсь при этом совершенно спокойным.
Я наблюдаю и слышу мой красивый голос со стороны.
Я слышу и ощущаю его таким благородным и спокойным.
Я вхожу в образ спокойного и уверенного в себе человека, которому не надо кричать.
Я ясно вижу и чувствую, как мне надо спокойно и благоразумно вести себя.
Спокойно, не надрываясь и не портя себе нервы, объясняю присутствующим, что и как надо делать в данной ситуации.
Все мышцы моего тела остаются расслабленными.
Мое дыхание ровное и спокойное.
Никакие неприятные мысли не достигают моего сознания и не выводят меня из себя.
За то, что я смогу победить себя и не сорваться на крик в трудной ситуации, я потом сделаю себе приятный сюрприз - куплю книгу, о которой давно мечтал.
А если я все-таки сорвусь, то мне придется наказать себя нюха-нием нашатырного спирта или лишить себя приятного для меня удовольствия, например, поболтать с приятельницей по телефону.
Я снова слышу свой спокойный и ровный голос, который звучит плавно и выразительно.
Даю себе обещание, что в реальной жизни я всегда буду стремиться контролировать мышцы моего тела и буду стараться их без нужды не напрягать, особенно в трудных ситуациях.
Данная медитация - только пример для создания собственных педагогических настроев, направленных на саморегуляцию психического состояния. Каждый учитель может сочинить для себя свой собственный настрой на преодоление у себя неадекватных навыков поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок МХК "Мотив крика в искусстве"
Конспект урока раскрывает основную художественно-педагогическую идею - социализация и субъективизация личности обучающегося средствами искусства. Интегрированный характер урока демонстрирует возможнос...
КРИК ДУШИ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТИХОВ...
«Кричать об ужасах войны, чтобы заставить людей думать о жизни». (По произведению Л.Н. Андреева "Красный смех") Искусство экспрессионизма как «искусство крика».
Искусство экспрессионизма как «искусство крика».«Моя тема - б...
Мотив движения в книге Ю.Вэллы "Белые крики"
В статье в этнофилологическом аспекте исследуется мотив движения в книге Ю. Вэллы "Белые крики", акцентирующий темы дома, поколений, ситуацию встречи, оппозиции «свой» / «чужой», «тогда» / «тепе...
Сценарий праздника "Крик журавля"
всё интересное о журавлях...
«Крик «Герники»… Предупреждение «Герники»…» Интегрированный урок МХК и всеобщей истории в 11 классе
Тип урока: урок-модель.Идея: использовать анализ картины П. Пикассо «Герника» для эмоционального, душевного отклика учащихся на тему «Ужасы войны» перед изучением тем о Второй мировой войне....
"Крик души" "Мои мысли и размышления"
Урок музыки в общеобразовательной школе. Музыка или пение? Нужен этот предмет или нет? Очень часто можно услышать от коллег:«Ну, у тебя урок то какой! Поёте и поёте! И напрягаться не надо!»....