Мониторинг уровня сформированности УУД у младших школьников.
методическая разработка по психологии по теме

Кузнецова Ирина Валерьевна

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_sformirovannosti_uud_.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг сформированности УУД

УУД

Основные критерии оценивания

Методики

(типовые диагностические

задачи)

Класс

Сроки

Ответственный

Форма обобщения

  1. Личностные УУД

  1. Самоопределение
  1.  Внутренняя позиция школьника

  1. Самооценка:

а) Регулятивный компонент

б) Когнитивный компонент

  1. Смыслообразование:
  1.  Мотивация учебной деятельности

  1.  Нравственно-этическая ориентация
  • Положительное отношение к школе;
  • Чувство необходимости учения;
  • Предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;
  • Адекватное содержательное представление о школе;
  • Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома;
  • Предпочтение социального опыта оценки своих знаний – отметки способам поощрения (сладости, подарки)

Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.

  • Представленность в «Я – концепции» социальной роли ученика;
  • Рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;
  • Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик».

  • Сформированность познавательных мотивов;
  • Интерес к новому;
  • Интерес к способу решения и общему способу действия;
  • Сформированность социальных мотивов;
  • Стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;
  • Сформированность учебных мотивов;
  • Стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений

  • Отношение к нравственно-этическим нормам

№1. «Беседа о школе» (модифицированный вариант – Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л Венгер)

№2 «Что мне нравится…» (по Н.Г. Лускановой)

№3. Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха

№4. Методика «Лесенка»

№5. Методика «Хороший ученик» (рефлексивная самооценка учебной деятельности)

№6. Модификация методики определения самооценки (Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейн)

№1. «Беседа о школе» (модифицированный вариант – Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л Венгер)

№2. «Что мне нравится…» (по Н.Г. Лускановой)

№7. Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (наблюдение)

№ 8. Анализ ситуации 1-2 класс (По Л.С. Колмогоровой)

№9. Методика незаконченных предложений «Радости и огорчения»

1

1-4

1-2 (1 в.)

3-4 (2 в.)

1

2-4

4

1

2-4

1-4

1-2

3-4

1 четв.

4 четв.

1 четв.

1 четв.

4 четв.

4 четв.

1 четв.

1 четв.

4 четв.

1 четв.

3 четв.

3 четв.

Психолог

Психолог

Психолог

Психолог

Психолог

Психолог

Психолог

Психолог

Психолог

Психолог

Учитель

Учитель

Учитель

Справки

Справки

Справки

Технологические карты

Технологические карты

  1. Регулятивные УУД

2.1.Умение учиться и способность к организации своей деятельности

  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще не известно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия  в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
  • оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий

№10. Графический диктант (Д.Б.Эльконин)

№11. Диагностика оценки уровня сформированности учебной деятельности (Г.В. Репкина, Е.В. Заика)

Входная комплексная работа «Школьный старт»

Итоговая комплексная работа (под ред. О.Б. Логиновой)

1-2

3-4

1

1-4

1 четв.

1 четв.

1 четв.

4 четв.

Психолог

Психолог

Учитель

Учитель

  1. Познавательные УУД

  1. Общеучебные универсальные действия
  2. Универсальные логические действия

  1.  Постановка и решение проблемы

  • Сравнение;
  • анализ и синтез;
  • сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;
  • классификация; обобщение;
  • установка аналогий

  • Формулирование проблемы
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

№ 12. Соответствующие методики из диагностического альбома Семаго

Наблюдение

Входная комплексная работа «Школьный старт»

Итоговая комплексная работа (под ред. О.Б. Логиновой)

1

4

1

1-4

1 четв.

1 полуг.

1 четв.

4 четв.

Учитель

Учитель

Учитель

Учитель

  1. Коммуникативные УУД

  1. Коммуникация как общение

  1. Коммуникация как кооперация

  1.  Коммуникация как условие интериоризации

Умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками

  • согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности;
  • учет позиции собеседника либо партнера по деятельности

Коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

№ 13. Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе (экспертная оценка учителя) Э.М. Александровской (5 шкала)

№ 14. Стандартизированное наблюдение (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова)

№ 15. «Рукавички» Г.А. Цукерман

№16. «Совместная сортировка» (Г.В. Бурменская)

№17. «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор – строитель»)

Входная комплексная работа «Школьный старт»

Итоговая комплексная работа (под ред. О.Б. Логиновой)

1

1-4

1

2-4

3-4

1

1-4

1 четв.

3 четв.

2 четв.

2 четв.

2 четв.

1 четв.

4 четв.

Учитель

Учитель

Учитель

Учитель

Психолог

Учитель

Учитель

Предметные результаты

Оценка достижений обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам (результаты представлены в блоке «Выпускник научится»)

Предметная педагогическая диагностика: текущие работы, итоговые работы.

1-4

В течение года

Учитель

Зам. директора по УВР

Технологические карты

Портфолио

Справки

Уровень сформированности УУД

Сводная технологическая карта с присвоением балла (высокий, средний, низкий).  

1-4

4 четв.

Учитель

Технологическая карта

Портфолио

1-4

4 четв.

Зам. директора  по УВР

Справка, приказ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего огбразования.

В работе представлены методики для определения уровня сформированности УУД  на ступени основного общего образования....

Мониторинг уровня сформированности социокультурной компетенции учащихся, проводимый учителем английского языка.

Данный материал позволяет определить уровень социокультурной компетенции обучающихся на уроках английского языка, а также помогает определить мотивацию школьников к изучению иностранных языков....

Система мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся.

Программа составлена на основе методического пособия  под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психо...

Мониторинг уровня сформированности УУД в 5-ом,6-ом классе за 2012-13 уч.год и 2013-14 уч.год.

Мониторинг уровня сформированности УУД у учащихся 5-го и 6-го класса за 2012-13 уч.год и 2013-14 уч.год....

Мониторинг уровня сформированности УУД в 5 классе за 2013-2014 уч.год

Мониторинг уровня сформированности УУД в 5 классе за 2013-2014 уч.год...

Программа мониторинга уровня сформированности УУД у школьников среднего звена

Получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у   школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных...

Мониторинг уровня сформированности УУД школьников в условиях реализации ФГОС.

Мониторинг сформированности УУД проводится в соответствии с требованиями ФГОС. Разработанная методика проведения мониторинга основывается на подходах к оценке уровня сформированности учебной деятельно...