Система мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся.
методическая разработка (психология) по теме
Программа составлена на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе.
Краткая аннотация: программа составлена на основе методического пособия под ред. А. Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в начальной школе.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга:
- Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
- Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
- Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
- Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
- Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
- Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
Объекты мониторинга:
- Универсальные учебные действия младших школьников;
- Психолого- педагогические условия обучения;
- Педагогические технологии, используемые в начальной школе.
Условия реализации программы мониторинга банк диагностических методик, технологические карты, кадровый ресурс.
Срок реализации программы 4 года (начальная ступень образования). Программа мониторинга представляет собой лонгитюдное исследование направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования.
Области применения данных мониторинга: данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.
Система критериев и показателей уровня сформированности УУД
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
- сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.
Методы сбора информации:
- административные контрольные работы;
- участие в мониторинге МЦКО;
- участие в независимой экспертизе 4-х классов (МЦКО);
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- беседа.
Методики для проведения мониторинга
- «Лесенка» (1- 4 класс).
- Оценка школьной мотивации (1-2 класс).
- Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева)
( 3 - 4 класс.)
- «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).
- «Незаконченные предложения» (3-4 класс).
- «Рисование по точкам (1 класс)
- Корректурная проба (2- 4 класс)
- «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс).
- Выделение существенных признаков (2 класс).
- Логические закономерности (3 класс).
- Исследование словесно- логического мышления (4 класс).
- Узор под диктовку.
- «Рукавички».
- «Левая и правая стороны»
- «Совместная сортировка»
- «Дорога к дому»
- «Кто прав?».
Циклограмма мероприятий
№ | УУД | Характерис-тика УУД | Инструментарий | Методы | Периодич-ность проведения | Сроки проведения |
1 | Самопознание и самоопределение | Самооценка | Тест на определение самооценки «Лесенка» | тестирование | 1 раз в год | Март- апрель |
3 | Смысло-образование | Мотивация |
Приложение
| тестирование | 1 раз в год | Март- апрель |
4 | Нравственно-этическая ориентация |
| анкетирование | 1 раз в год | Март- апрель | |
5 | Регулятивные УУД | контроль |
| тестирование | 1 раз в год | февраль- апрель |
6 | Познавательные УУД | Логические УУД |
| тестирование | 1 раз в год | февраль- апрель |
7 | Коммуниникативные УУД |
| Тестирование Беседа Тестирование Тестирование тестирование беседа | 1 раз в год | февраль- апрель |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/07/14/picture-196005-1626273348.jpg)
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего огбразования.
В работе представлены методики для определения уровня сформированности УУД на ступени основного общего образования....
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в основной школе
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в основной школе. Диагностический инструментарий....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/26/picture-884090-1485438040.jpg)
План реализации программы мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся основной школы
Подробный план реализации программы мониторинга уровня сформированности УУД учащихся основной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/21/picture-763365-1576913168.jpg)
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего образования
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего образования...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/21/picture-763365-1576913168.jpg)
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего образования
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего образования...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/19/picture-575599-1579452846.jpg)
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий основного общего образования
Программа составлена на основе методического пособия Серякина А.В. «Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО». ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/02/picture-497621-1627907433.jpg)
Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в основной школе
Краткая аннотация: программа составлена на основе методического пособия Серякина А.В. «Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе н...