Рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса
материал по психологии по теме

Казарина Ирина Геннадьевна

Материалы для психолога и исоциального педагога школы на тему "РЭТ А.Эллиса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ret_dok.docx22.85 КБ
Файл prakticheskoe_zanyatie.docx35.35 КБ
Файл ret.pptx309.61 КБ

Предварительный просмотр:

Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) Альберта Эллиса

Основатель РЭТ А. Эллис (р. в 1913 г.) начинал как ортодоксальный психоаналитик, затем обучался под руководством К. Хорни. В пятидесятые годы двадцатого века А. Эллис сформулировал ряд положений, которые легли в основу нового направления в практической психологии. Одним из таких положений, часто цитируемым А. Эллисом, является высказывание стоика Эпиктета: “Людям мешают не вещи, а то, какими они их видят”. Уже в этом положении легко прослеживается одна из основных идей всего когнитивизма, начиная с Дж. Келли и до новейших исследований по психосемантике, а именно: человек отражает и переживает действительность в зависимости от структуры его индивидуального сознания. Отсюда — основной предмет направленности его усилий в рационально-эмотивной терапии: способы рассуждения и действий. А. Эллис — по-видимому, под влиянием А. Адлера — значительное внимание в своей концепции уделяет переструктурированию Я-высказываний и анализу безусловно принятых норм и долженствований личности. Основываясь на подчеркнуто научных подходах к структуре индивидуального сознания, РЭТ стремится освободить клиента от уз и шор стереотипов и клише, обеспечить более свободный и непредубежденный взгляд на мир.

Представление о человеке. В концепции А. Эллиса человек трактуется как самооценивающий, самоподдерживающий и самоговорящий. К тому же человек рождается с определенным потенциалом, имеющим две стороны: рациональную и иррациональную; конструктивную и деструктивную, стремящуюся к любви и росту и стремящуюся к разрушению и самообвинению и т.д. 

Согласно А. Эллису, психологические проблемы проявляются тогда, когда человек пытается следовать простым предпочтениям (желаниям любви, одобрения и т.п.) и ошибочно полагает, что эти простые предпочтения суть абсолютное мерило его жизненного успеха. Человек — существо, чрезвычайно подверженное различным влияниям, начиная с биологического уровня и до социального. Поэтому сводить всю изменчивую многосложность человеческой природы к чему-то одному — идет ли речь о психоаналитической редукции или благоприятном психологическом климате терапии, центрированной на клиенте, — А. Эллис не склонен.

Основные теоретические положения концепции. Концепция А. Эллиса предполагает, что источник психологических нарушений при всем своем многообразии — это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усваиваемая, как правило, в детстве от значимых взрослых. Невроз, в частности, трактуется А. Эллисом как “иррациональное мышление и поведение”. Сердцевиной же эмоциональных нарушений оказывается, как правило, самообвинение.

 В РЭТ выделяется три ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение. А. Эллис выделял два типа когниций: дескриптивные и оценочные. Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, о том, что человек воспринял в мире, это "чистая" информация о реальности. Оценочные когниции отражают отношение человека к этой реальности. Дескриптивные когниции обязательно соединены с оценочными связями разной степени жесткости. Необъективные события сами по себе вызывают у нас позитивные или негативные эмоции, а наше внутреннее восприятие этих событий - их оценку. Мы чувствуем то, что думаем по поводу воспринятого.

Важным понятием в РЭТ является понятие “ловушка” — все те когнитивные образования, которые сознают необоснованную (невротическую) тревогу, раздражительность и т.п. В концепции А. Эллиса утверждается, что хотя быть любимым в атмосфере принятия и приятно, человек должен также чувствовать себя достаточно уязвимым и вне такой атмосферы. Поэтому в направлении разработан своеобразный “кодекс невротика” — ошибочные суждения, стремление выполнить которые ведет к психологическим проблемам. Среди них: я должен всем доказать, что я — преуспевающий, умелый и удачливый человек; когда меня отвергают — это ужасно”; “я должен нравиться всем значимым для меня людям”; “лучше всего — ничего не делать, пусть жизнь решает сама”. 

А. Эллис предложил поликомпонентную структуру поведенческих актов личности, названную им первыми буквами латинского алфавита (А-В-С-D — теория). Данная теория, скорее даже концептуальная схема, нашла широкое применение в практической психологии, поскольку позволяет самому клиенту в форме дневниковых записей вести эффективное самонаблюдение и самоанализ. В этой концептуальной схеме А — активирующее событие, В (belief) — мнение о событии, С (consequence) — последствие (эмоциональное или поведенческое) события; D (dispating) — последующая реакция на событие (в результате мыслительной переработки); Е (effect) — завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное).

"ABC-схема" используется для того, чтобы помочь клиенту в проблемной ситуации перейти с иррациональных установок на рациональные. Работа строится в несколько этапов. Первый этап - кларификация, прояснение параметров события (A), в том числе параметров, наиболее эмоционально затронувших клиента, вызвавших у него неадекватные реакции.

На этом этапе происходит личностная оценка события. Классификация позволяет клиенту дифференцировать события, которые могут быть и которые не могут быть изменены. При этом цель коррекции - не поощрение клиента к уходу от столкновения с событием, не изменение его (например, переход на новую работу при наличии неразрешимого конфликта с начальником), а осознание системы оценочных когниций, затрудняющих разрешение этого конфликта, перестройка этой системы и только после этого - принятие решения об изменении ситуации. В противном случае клиент сохраняет потенциальную уязвимость в сходных ситуациях.

Второй этап - идентификация эмоциональных и поведенческих последствий воспринятого события (С). Цель этого этапа - выявление всего диапазона эмоциональных реакций на событие (так как не все эмоции легко дифференцируются человеком, а некоторые подавляются и не осознаются из-за включения рационализации и других механизмов защиты).

Осознание и вербализация испытываемых эмоций могут быть затруднены у некоторых клиентов: у одних - из-за словарного дефицита, у других - из-за поведенческого дефицита (отсутствие в арсенале поведенческих стереотипов, обычно связанных с умеренным проявлением эмоций). Такие клиенты реагируют полярными эмоциями, или сильной любовью, или полным отвержением.

Выявлению иррациональных установок помогает анализ используемых клиентом слов. Обычно с иррациональными установками связаны слова, отражающие крайнюю степень эмоциональной вовлеченности клиента (кошмарно, ужасно, потрясающе, невыносимо и др.), имеющие характер обязательного предписания (необходимо, надо, должен, обязан и др.), а также глобальных оценок лица, объекта или события.

А. Эллис выделил четыре наиболее распространенные группы иррациональных установок, создающих проблемы:

1. Катастрофические установки.

2. Установки обязательного долженствования.

3. Установки обязательной реализации своих потребностей.

4. Глобальные оценочные установки.

Цель этапа достигнута, когда в проблемной области выявлены иррациональные установки (их может быть несколько), показан характер связей между ними (параллельные, артикуляционные, иерархической зависимости), делающей понятной многокомпонентную реакцию индивида в проблемной ситуации.

Необходимо также выявление рациональных установок клиента, поскольку они составляют позитивную часть отношения, которая может быть расширена в последующем.

Третий этап - реконструкция иррациональных установок. К реконструкции следует приступать, когда клиент легко идентифицирует иррациональные установки в проблемной ситуации. Она может протекать: на когнитивном уровне, уровне воображения, уровне поведения - прямого действия.

Реконструкция на когнитивном уровне включает доказательство клиентом истинности установки, необходимости ее сохранения в данной ситуации. В процессе такого рода доказательств клиент еще более отчетливо видит негативные последствия сохранения данной установки. Применение вспомогательного моделирования (как бы другие решали эту проблему, какие установки они имели бы при этом) позволяет сформировать на когнитивном уровне новые рациональные установки.

При реконструкции на уровне воображения используется как негативное, так и позитивное воображение. Клиента просят мысленно погрузиться в психотравмирующую ситуацию. При негативном воображении он должен максимально полно испытать прежнюю эмоцию, а затем попытаться уменьшить ее уровень и осознать, за счет каких новых установок ему удалось достичь этого. Такое погружение в психотравмирующую ситуацию неоднократно повторяется. Тренировка может считаться эффективно завершенной, если клиент уменьшил интенсивность испытываемых эмоций с помощью нескольких вариантов установок. При позитивном воображении клиент сразу представляет проблемную ситуацию с позитивно окрашенной эмоцией.

Реконструкция с помощью прямого действия является подтверждением успешности модификаций установок, проведенных на когнитивном уровне и в воображении. Прямые действия реализуются по типу методик наводнения, парадоксальной интенции, техники моделирования.

Четвертый этап - закрепление адаптивного поведения с помощью домашних заданий, выполняемых клиентом самостоятельно. Они также могут проводиться на когнитивном уровне, в воображении или на уровне прямых действий. РЭТ прежде всего показана клиентам, способным к интроспекции, рефлексии, анализу своих мыслей.

Анализ поведения клиента или самоанализ по схеме: “событие-восприятие-реакция- обдумывание-вывод” обладает весьма высокой продуктивностью и обучающим эффектом. В целом же психологические предпосылки РЭТ следующие: 1) признание личной ответственности за свои проблемы; 2) принятие идеи, что имеется возможность решительно повлиять на эти проблемы; 3) признание, что эмоциональные проблемы проистекают из иррациональных представлений; 4) обнаружение (осознавание) этих представлений; 5) признание полезности серьезного обсуждения этих представлений; 6) согласие прилагать усилия к конфронтации со своими алогичными суждениями; 7) согласие на использование РЭТ.

Описание консультативного

и психотерапевтического процесса

Цели психологической помощи. Главная цель — помощь в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель — освобождение от идеи самообвинения. А. Эллис, кроме того, сформулировал ряд желаемых качеств, достижение которых может выступить конкретной целью консультативной или психотерапевтической работы: социальный интерес, интерес к себе, самоуправление, терпимость, гибкость, принятие неопределенности, научное мышление, вовлеченность, самопринятие, способность к риску, реализм (не впадение в утопию).

Позиция психолога. Позиция психолога-консультанта или психотерапевта, работающих в русле данной концепции, безусловно, директивна. Он разъясняет, убеждает, он — авторитет, который опровергает ошибочные суждения, указывая на их неточность, произвольность и т.п. Апеллирует к науке, к способности мыслить и, по выражению А. Эллиса, не занимается “отпущением грехов”, после которого клиенту, может быть, чувствуется и легче, но неизвестно, легче ли живется.

Позиция клиента. Клиенту отводится роль ученика и, соответственно, его успех трактуется в зависимости от мотивации и идентификации
с ролью учащегося. Предполагается, что
клиент проходит три уровня инсайта: поверхностный (осознание проблемы), углубленный (распознавание собственных интерпретаций) и глубинный (на уровне мотивации к изменению).

Психотехника в рационально-эмотивной терапии. РЭТ характеризуется широким набором психотехник, в том числе заимствованных из других направлений и объединяемых ярко выраженным прагматизмом*.

1. Обсуждение и опровержение иррациональных взглядов: психолог-консультант активно дискутирует с клиентом, опровергает его иррациональные взгляды, требует доказательств, уточняет логические основания и т.д.

Большое внимание уделяется смягчению категоричности: вместо “ты должен” — “мне бы хотелось”; вместо “будет ужасно, если... “ — “наверное, не совсем удобно будет, если... “

2. Когнитивное домашнее задание: связано с самоанализом по АВС-модели и с переструктурированием привычных вербальных реакций и интерпретаций.

Используются также:

3. Рационально-эмотивное воображение: клиента просят ярко вообразить трудную для него ситуацию и чувства в ней, затем предлагается изменить самоощущение в ситуации и посмотреть, какие изменения в поведении это вызовет.

4. Ролевая игра — обычно проигрываются беспокоящие ситуации, прорабатываются неадекватные интерпретации, в особенности несущие в себе самообвинение и самоуничижение.

5. Атака на страх — техника состоит в домашнем задании, смысл которого состоит в том, чтобы выполнить действие, обычно вызывающее страх или психологические затруднение у клиента.



Предварительный просмотр:

В начале нашего практического занятия мы с вами проведем небольшой тест, который поможет ответить нам на вопрос, есть ли у вас иррациональные установки.

Тест Альберта Эллиса. Методика Диагностика наличия и выраженности иррациональных установок. Рационально - эмотивная терапия (РЭТ):

Инструкция.

Оцените каждое из утверждений, поставив выбранную букву напротив вопроса, соответствующих вашему отношению к утверждению: 

А – полностью согласен;

В - не уверен

С – полностью не согласен.

Вопросы теста:

  1. Иметь дело с некоторыми людьми может быть неприятно, но это никогда не бывает ужасно. 
  2.  Когда я в чем-то ошибаюсь, то часто говорю себе: "Мне не следовало этого делать".
  3. Люди, несомненно, должны жить по законам.
  4. Не существует ничего такого, чего я "не выношу".
  5. Если меня игнорируют или я чувствую себя неуклюжим на вечеринке, то у меня понижается чувство собственной ценности.
  6. Некоторые ситуации в жизни действительно совершенно ужасны.
  7.  В некоторых вопросах я определенно должен быть более компетентным.
  8. Моим родителям следовало бы быть более сдержанными в требованиях, предъявляемых ко мне.
  9. Существуют вещи, которые я не могу вынести.
  10. Мое чувство "собственной ценности" не повышается, даже если у меня есть действительно большие успехи в учебе или работе.
  11. Некоторые дети ведут себя действительно ужасно.
  12. Я не должен был совершать несколько очевидных ошибок в моей жизни.
  13. Если мои друзья пообещали сделать для меня что-то очень важное, они не обязаны выполнять своих обещаний.
  14. Я не могу иметь дело с моими друзьями или моими детьми, если они ведут себя глупо, дико или неправильно в той или иной ситуации.
  15. Если оценивать людей по тому, что они делают, то их можно разделить на "хороших" и "плохих".
  16. Бывают такие периоды в жизни, когда случаются действительно совершенно ужасные вещи.
  17. В жизни нет ничего такого, что я действительно обязан делать.
  18. Дети должны, в конце концов, научиться выполнять свои обязанности.
  19. Иногда я просто не в состоянии вынести мои низкие достижения в учебе и на работе.
  20. Даже когда я делаю серьезные ошибки и причиняю боль окружающим, мое самоуважение не меняется.
  21. Это было бы ужасно, если бы я не смог добиться расположения людей, которых я люблю.
  22. Мне бы хотелось лучше учиться или работать, однако нет никаких оснований считать, что я должен добиваться этого, во что бы то ни стало.
  23. Я убежден, что люди определенно не должны плохо себя вести в общественных местах.
  24. Я просто не выношу сильного давления на меня или стресса.
  25. Одобрение или неодобрение моих друзей или членов моей семьи не влияет на то, как я оцениваю самого себя.
  26. Было бы жалко, но не ужасно, если бы кто-то из членов моей семьи имел бы серьезные проблемы со здоровьем.
  27. Если я принял решение сделать что-то, я обязательно должен сделать это очень хорошо.
  28. В общем, я нормально отношусь к тому, что подростки ведут себя иначе, чем взрослые, например, поздно просыпаются по утрам или разбрасывают книжки или одежду на полу в своей комнате.
  29. Я не выношу некоторых вещей, которые делают мои друзья или члены моей семьи.
  30. Тот, кто постоянно грешит или приносит зло окружающим, - плохой человек.
  31. Было бы ужасно, если бы кто-то из тех, кого я люблю, заболел психическим заболеванием и оказался бы в психиатрической больнице.
  32. Я должен быть абсолютно уверен, что все идет хорошо в наиболее важных сферах моей жизни.
  33. Если для меня это важно, мои друзья должны стремиться сделать все, о чем я их попрошу.
  34. Я легко переношу неприятные ситуации, в которые попадаю, так же как неприятное общение со знакомыми.
  35. От того, как меня оценивают окружающие (друзья, начальники, учителя, преподаватели), зависит, как я оцениваю самого себя.
  36. Это ужасно, когда мои друзья ведут себя плохо и неправильно в общественных местах.
  37. Я точно не должен делать некоторые ошибки, которые я продолжаю делать.
  38. Я не считаю, что члены моей семьи должны действовать именно так, как мне хочется.
  39. Это совершенно невыносимо, когда все идет не так, как мне хочется.
  40. Я часто оцениваю себя по своим успехам на работе и в учебе или же по своим социальным достижениям.
  41. Это будет ужасно, если я потерплю полный крах в работе или учебе.
  42. Я как человек не должен быть лучше, чем я есть на самом деле.
  43. Определенно существуют некоторые вещи, которые окружающие люди не должны делать.
  44. Иногда (на работе или в учебе) люди совершают поступки, которых я совершенно не выношу.
  45. Если у меня возникают серьезные эмоциональные проблемы или я нарушаю законы, мое чувство собственной ценности понижается.
  46. Даже очень плохие, отвратительные ситуации, в которых человек терпит неудачу, лишается денег или работы, не являются ужасными.
  47. Есть несколько существенных причин, почему я не должен делать ошибок в школе или на работе.
  48. Несомненно, что члены моей семьи должны лучше обо мне заботиться, чем они это иногда делают.
  49. Даже если мои друзья ведут себя иначе, чем я от них ожидаю, я продолжаю относиться к ним с пониманием и принятием.
  50. Важно учить детей тому, чтобы они были "хорошими мальчиками" и "хорошими девочками": прилежно учились в школе и зарабатывали одобрение своих родителей.

Ключ к тесту А.Эллиса.

Проставляем за каждый ответ баллы

А - 1 балл, кроме вопросов  1,4,13,17,20,22,25, 26,28,34,38,42, 46,49  - для них 3 балла

В - 2 балла

С - 3 балла   кроме вопросов   1,4,13,17,20,22,25, 26,28,34,38,42, 46,49  - для них 1 балл 

Обработка результатов методики Эллиса.

Далее, суммируем ответы по каждой шкале:

 Катастрофизация 1,6,11,16,21,26,31,36,41,46

Должествование в отношении себя 2,7,12,717,22,27,32,37,42,47

Должествование в отношении других 3,8,13,18,23,28,33,38,43,48

Самооценка и рациональность мышления 5,10,15,20,25,30,35,40,45,50

Фрустрационная толерантность 4,9,14,49,24,49,34,39,44,49

Интерпретация, расшифровка к тесту Эллиса.

Шкала "катастрофизации" отражает восприятие людьми различных неблагоприятных событий. Низкий балл по этой шкале свидетельствует о том, что человеку свойственно оценивать каждое неблагоприятное событие как ужасное и невыносимое, в то время как высокий балл говорит об обратном.

Показатели шкал "долженствования в отношении себя" и "долженствования в отношении других" указывают на наличие либо отсутствие чрезмерно высоких требований к себе и другим.

"Оценочная установка" показывает то, как человек оценивает себя и других. Наличие такой установки может свидетельствовать о том, что человеку свойственно оценивать не отдельные черты или поступки людей, а личность в целом.

Другие две шкалы - оценка фрустрационной толерантности личности, которая отражает степень переносимости различных фрустраций (т.е. показывает уровень стрессоустойчивости) и общая оценка степени рациональности мышления.

 

Расшифровка полученных результатов:

Менее 15 баллов - Ярко выраженное и отчетливое наличие иррациональных установок, ведущих к стрессам.

От 15 до 22 - Наличие иррациональной установки. Средняя вероятность возникновения и развития стресса.

Более - 22  Иррациональные установки отсутствуют.

Итак, результаты подсчитаны, и я прошу поднять руки тех, у кого в большей степени представлена иррациональная установка «катастрофизация». Объединитесь, пожалуйста, в отдельную группу.  А теперь поднимите руки те у кого преобладает «должествование в отношении себя». Так же объединитесь в группу. (и так далее) Должествование в отношении других; Самооценка и рациональность мышления;  Фрустрационная толерантность.

Теперь хотелось бы поподробнее ознакомить вас с «моделью АВС». Возьмем некоторую ситуацию. Например,  женщину с выраженными эмоциональными расстройствами отверг возлюбленный (А), она считает, что это ужасно, что она никому не нужна, ее  никто больше никогда не полюбит, и она заслуживает осуждения (В). Поэтому она очень подавлена, расстроена (С).

А – ситуация

В – мысли

С – эмоция

Задание 1. В следующих примерах описаны ситуации АВС, но во всех отсутствует В. Вам нужно угадать, какие мысли (В) нужно вставить, чтобы связать ситуацию (А) и эмоции (С). Определите в каждом случае А и С и впишите В.

1.  Начальник Анатолия отчитал его за опоздание. После этого Анатолий чувствовал себя подавленным.

2.  Елена прошла два сеанса терапии и бросила ее, потому что посчитала, что она не действует.

3.  У Катерины заболел живот. Ей стало страшно.

4.  Олега оштрафовали за превышение скорости, и он сильно разозлился.

5.  Ирина смутилась, когда ее друзья заметили, что она плачет на романтических сценах фильма.

6.  Сергей был разъярен, когда служащий попросил его документы в то время, как он заполнял анкету.

Задание 2. Приведите пять примеров из своей жизни, в которых ваши мысли (В) вызывали болезненные эмоции (С). Опишите их в терминах ABC.

1.

2.

Предлагаем каждой группе разыграть данную ей ситуацию.  И постараться посмотреть на нее с другой стороны. Т.е. сначала проигрываете данную ситуацию, и то какие мысли и чувства она у вас вызвала. Затем вам нужно изменить свои мысли по поводу данной ситуации и проследить, как изменятся ваши эмоции. Конечно же, проигрывая это.

Задание 3. Если изменится В, то изменится и С

Приведите своим клиентам несколько примеров АВ. Возьмите в качестве константы ситуацию (А), а в качестве переменной — внутренний диалог. Попросите их определить эмоцию, которую будут вызывать различные мысли (В). Проанализируйте различные варианты реагирования (С) на одно и то же событие (А).

Лучшие примеры — те, которые создает сам клиент. Их преимущество в том, что они являются лично значимыми и поэтому обладают внутренне присущей им убеждающей силой. Терапевт должен побуждать клиента думать, как в его собственных примерах В вызывают С.

Самооценка и рациональность мышления.

1. Представьте ситуацию, что вы зашли в кафе попить кофе, там встречаете подругу, которая просит вас остаться с ней и ее коллегами по хобби на вечеринку в честь ее победы в конкурсе, о которой она только что узнала. Вы остаетесь, но на вас никто не обращает внимания. Они разговаривают о своём. Роли: Клиент, ее подруга, подруга подруги, может быть, сторонний наблюдатель за происходящим 

2. Во время шопинга со знакомой компанией, вы случайно роняете сумочку, из которой рассыпается половина содержимого, вам приходится собирать это все по полу на виду у компании, покупателей и продавцов. Роли: Клиент, компания или знакомый может быть другие посетители, наблюдатель.

3. Вы за рулём машины, на средней скорости пролетаете по большой луже, веер грязных брызг по обе стороны, а затем ваш пассажир вам сообщает, что на тротуаре проходили двое молодых людей в беленьких толстовочках и вы их изрядно обрызгали. Роли клиент-водитель, пассажир, наблюдатель.

Фрустрационная толерантность.

1) Ситуация вы идёте по улице со знакомым(ой) и он рассказывая вам историю из жизни громко кричит выражая свои эмоции. Роли: клиент, знакомый, наблюдатель.

2) Вы в свой единственный выходной решили остаться дома, к вам подходят родители и говорят, что вы едете все вместе к бабушке на семейный обед и туда приедет ещё родственники, вы не хотите ехать. Роли: клиент, родитель, наблюдатель.

3) Вам задают учебное задание и вдруг вы обнаруживаете, что только вы с ним не справились, потому что ничего не поняли. Роли: Клиент, одногрупник, наблюдатель.

Долженствование к другим.

1) Вы приходите домой и обнаруживаете, что там приготовили приятный ужин, но из того чего вы не любите. Роли: клиент, член семьи, наблюдатель.

2) Вы ходите на учебу по определенному пути и регулярно в некоторых местах вашего пути на тротуаре водители ставят машины на весь день. Роли: клиент, водитель, наблюдатель.

3) У вас итоговое мероприятие после конкурса, на котором станет ясно, кто победитель, вы или соперник. Это очень важно для вас, но общество и формат мероприятия нов для вас. Вы просите близкого человека пойти с вами, но он отказывает по причине торжества, на котором обещался быть. Роль: клиент, близкий человек, наблюдатель.

Долженствование к себе.

1) В течение нескольких месяцев вам выплачивали стипендию и вы самостоятельно оплачивали ряд необходимых вам вещей, затем вам перестают платить из-за вашей небольшой халатности. вы понимаете что обойтись без привычных вещей не можете но и у родителей попросить не можете.

2) Ваша семья уехала в отпуск, и мама оставила вам на уход свой любимый очень прихотливый цветок, но вы были очень заняты, и за время отпуска родителей  растение завяло.

3) Вы решили сделать ремонт в своей комнате, и, несмотря на отговоры близких вы решились сделать его сами. Процесс был долгий и кропотливый, было затрачено большое количество средств, но результат ремонта был плачевным.

4) В хорошо знакомой вам компании возникает тема, которая входит в область вашей компетенции, а вы понимаешь, что не можете ничего сказать по этому поводу.

Катастрофизация.

1) Вам необходимо устроиться на работу, так как вас уже порекомендовал близкий важный вам человек.

2) Вам необходима работа, вы в критической ситуации. Вы нашли работу, но в последний момент на должность берут другого человека.

3) Вы живете на съемной квартире, хозяйка которой сообщает вам, что через неделю вы должны освободить комнату, так как у нее возникли непредвиденные семейные обстоятельства. Естественно переезд не входил в ваши планы.

Задание 4. Базовый перцептивный сдвиг

1. В первой колонке попросите его перечислить все мысли или убеждения, которые в определенной ситуации вызывают у него негативные эмоции. Очевидно что список не может продолжаться до бесконечности. Тем не менее, даже если некоторые мысли кажутся повторяющимися лучше включить их, чем оставить какой-либо паттерн незафиксированным.

Рабочий бланк по перцептивному сдвигу

Мысль

(убеждение)

Полезно или нет

Ваш лучший аргумент против этой мысли

Доказательство из вашего личного опыта, поддерживающее лучший аргумент

2. Помогите клиенту решить, полезно или нет каждое убеждение. Найдите доказательства как «за», так и «против», и выберите, какие сильнее. Важно, чтобы клиент принимал решение на основе объективных данных, а не под влиянием субъективных чувств. Оценку полезности убеждения клиент ставит во второй колонке.

3. В третьей колонке клиент должен записать лучший аргумент «против» для каждой мысли или убеждения. В идеале этот аргумент должен быть как эмоционально убедительным, так и рационально звучащим.

4. "В последней колонке клиент должен привести доказательство из собственного опыта в поддержку каждого аргумента. Это ключ к технике перцептивного сдвига. С помощью терапевта клиент должен доказать справедливость аргумента, подыскав подтверждение из своего жизненного опыта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рационально – эмотивная терапия А. Эллиса

Слайд 2

Метод относится к когнитивному направлению психотерапии. « Людям мешают не вещи, а то, какими они их видят» Эпиктет

Слайд 3

Человек рождается с определенным потенциалом, имеющим две стороны: рациональную и иррациональную; конструктивную и деструктивную , стремящуюся к любви и росту и стремящуюся к разрушению и самообвинению и т.д.

Слайд 4

Источник психологических нарушений при всем своем многообразии — это система индивидуальных иррациональных представлений о мире, усваиваемая, как правило, в детстве от значимых взрослых.

Слайд 5

Дескриптивные когниции содержат информацию о реальности, о том, что человек воспринял в мире, это "чистая" информация о реальности. Оценочные когниции отражают отношение человека к этой реальности.

Слайд 6

“Кодекс невротика” — ошибочные суждения, стремление выполнить которые ведет к психологическим проблемам. Примеры: “ я должен всем доказать, что я — преуспевающий, умелый и удачливый человек; когда меня отвергают — это ужасно”; “ я должен нравиться всем значимым для меня людям”; “ л учше всего — ничего не делать, пусть жизнь решает сама”.

Слайд 7

А-В-С-D — теория А — активирующее событие, В ( belief ) — мнение о событии, С ( consequence ) — последствие (эмоциональное или поведенческое) события; D ( dispating ) — последующая реакция на событие (в результате мыслительной переработки); Е ( effect ) — завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное)

Слайд 8

Первый этап - кларификация , прояснение параметров события (A), в том числе параметров, наиболее эмоционально затронувших клиента, вызвавших у него неадекватные реакции. Второй этап - идентификация эмоциональных и поведенческих последствий воспринятого события (С).

Слайд 9

А. Эллис выделил четыре наиболее распространенные группы иррациональных установок, создающих проблемы: 1. Катастрофические установки. 2. Установки обязательного долженствования. 3. Установки обязательной реализации своих потребностей. 4. Глобальные оценочные установки.

Слайд 10

Третий этап - реконструкция иррациональных установок. Четвертый этап - закрепление адаптивного поведения с помощью домашних заданий, выполняемых клиентом самостоятельно.

Слайд 11

Анализ поведения клиента или самоанализ по схеме: “событие-восприятие-реакция- обдумывание-вывод” обладает весьма высокой продуктивностью и обучающим эффектом.

Слайд 12

Психологические предпосылки РЭТ: 1) признание личной ответственности за свои проблемы; 2) принятие идеи, что имеется возможность решительно повлиять на эти проблемы; 3) признание, что эмоциональные проблемы проистекают из иррациональных представлений; 4) обнаружение ( осознавание ) этих представлений; 5) признание полезности серьезного обсуждения этих представлений; 6) согласие прилагать усилия к конфронтации со своими алогичными суждениями; 7) согласие на использование РЭТ.

Слайд 13

Описание консультативного и психотерапевтического процесса

Слайд 14

Главная цель — помощь в пересмотре системы убеждений, норм и представлений. Частная цель — освобождение от идеи самообвинения.

Слайд 15

Позиция психолога -консультанта или психотерапевта, работающих в русле данной концепции директивна .

Слайд 16

Позиция клиента - роль ученика. К лиент проходит три уровня инсайта : поверхностный (осознание проблемы), углубленный (распознавание собственных интерпретаций), глубинный (на уровне мотивации к изменению).

Слайд 17

Психотехника в рационально-эмотивной терапии. 1. Обсуждение и опровержение иррациональных взглядов 2. Когнитивное домашнее задание 3. Рационально-эмотивное воображение 4. Ролевая игра 5. Атака на страх


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс Классный час—читательская конференция по повести Альберта Лиханова « Крутые горы»

Задачи занятия:1. воспитание патриотизма и любви к Родине;2. стимулирование  читательских интересов подростков ;3. воспитание  культуры чтения;4. овладение навыками отстаивания своих убежден...

Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова

Работа представляет собой материалы к  урокам внеклассного чтения (5 - 9 классы) по произведениям Альберта Анатольевича Лиханова, писателя, общественного деятеля, Председателя Российского детског...

Презентация к статье "Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова"(5-7кл.)

Презентация к статье "Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова" (5-7 классы)...

Презентация к статье "Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова" (8-9кл.)

Сопровождение к статье "Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова" (8-9 кл.)...

Урок внеклассного чтения «Надо помнить…» по повести Альберта Лиханова «Последние холода» (для учащихся 6-8 классов)

Альберт Лиханов - современный  детский  и юношеский  писатель. Главная его тема — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых...

Урок внеклассного чтения «Надо помнить…» по повести Альберта Лиханова «Последние холода» (для учащихся 6-8 классов)

Альберт Лиханов - современный  детский  и юношеский  писатель. Главная его тема — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых...

Загадка Альберта Эйнштейна

Логическое мышление, умение анализировать...