Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова
статья (литература) по теме

Катаева Елена Леонидовна

Работа представляет собой материалы к  урокам внеклассного чтения (5 - 9 классы) по произведениям Альберта Анатольевича Лиханова, писателя, общественного деятеля, Председателя Российского детского Фонда

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова.

В новом  федеральном государственном образовательном стандарте общего образования целью и смыслом образования называется духовно-нравственное развитие личности обучающегося. Базовыми национальными ценностями российского общества объявляются патриотизм, семья, социальная солидарность, гражданственность. Особенно важными, на наш взгляд, являются такие ценности, как социальная солидарность: доверие к людям, государству, справедливость, милосердие, честь и достоинство; а также семья: любовь и верность, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении семьи. У учителя-словесника в этом отношении огромное преимущество: великая русская литература всегда была направлена на поиск нравственного идеала. Сказки, былины, древнерусская литература, литература семнадцатого-восемнадцатого веков и, конечно, произведения «золотого века» русской литературы – девятнадцатого – знакомят нас с героями своего времени – добрыми, смелыми, нравственными, самоотверженными.

        Но не только классическая русская литература воспитывает в человеке отзывчивость, нравственность, духовность, хотя часто приходится слышать мнение, что в современной литературе нет примера для подрастающего поколения, да и самой детской, юношеской литературы мало. Да, часто наши дети читают так называемую «легкую» литературу, наводнившую прилавки книжных магазинов: мистику, фэнтези, детективы и т.п. А литература не бывает «легкой», настоящая литература заставляет думать, будоражит душу, не оставляет равнодушным. И такие произведения есть в нашей современной литературе, есть писатели, которые в своем творчестве обращаются именно к ребенку. Один из таких писателей – Альберт Анатольевич Лиханов, наш земляк, Председатель Российского детского Фонда, учредитель Научно-исследовательского института детства, «Школьной роман-газеты», человек, уже многое сделавший и продолжающий делать для обездоленных, больных детей. Чем не пример писателя-гуманиста?

         Так сложилось, что все годы моей работы в школе учителем русского языка и литературы произведения Альберта Лиханова остаются неизменными спутниками, помощниками и воспитателями. В каждом классе, начиная с пятого и заканчивая девятым, обязательно читаем к урокам внеклассного чтения произведения Альберта Лиханова.

        В пятом классе уже традиционно берём «роман для младшего школьного возраста» - так определил жанр автор – «Мой генерал». Конечно, объем большой, поэтому рекомендую прочитать произведение летом. Но, как показывает практика, дети с удовольствием читают роман, проблемы, которые поднимает в нем автор, волнуют и современных школьников, а главный герой – Антошка Рыбаков – очень похож на сегодняшних мальчишек. Как ни странно, ребятам интересно узнавать, кто такие пионеры, чем занималась пионерская организация. И здесь на помощь приходят родители, бабушки и дедушки: они ведь еще были пионерами и могут рассказать столько интересного. Я тоже поделюсь воспоминаниями, что-то прокомментирую, например, кто такой председатель совета отряда и почему Антон так хотел им стать, почему поступок Антона обсуждали на пионерском сборе и т.п. Излишнюю идеологию отбрасываем, остается понимание того, что дети-пионеры жили общей жизнью, чувствовали поддержку и ответственность друг перед другом – а этого так не хватает в современной школе.

        Обсуждению романа «Мой генерал» посвящаем 2-3 урока: он стоит того. Помимо обязательных вопросов по содержанию романа, викторины, обращаем внимание на ключевые эпизоды:

  • Объясните, как вы понимаете посвящение («Посвящаю всем генералам. Всем полковникам. Всем подполковникам. Всем майорам. Всем капитанам. Всем лейтенантам. Всем старшинам. Всем сержантам. Всем рядовым. Посвящаю всем солдатам минувшей войны, которым  их дети, их внуки, их правнуки и будущие праправнуки обязаны вечно – зеленой травой, голубой речкой, синим небом, серебряным воздухом – всем, что называется ЖИЗНЬ.») Так в урок входит тема войны - дедушка Антона – генерал, прошедший всю Великую Отечественную, отец Антона – усыновленный мальчик, потерявший во время бомбежки мать, - это та «страшная тайна», которую хранит дедушка. А еще благодаря дедушке Антон знакомится с генералом Ивановым, потерявшим на войне обе руки и оставшимся в строю; еще один фронтовик – дедушка Кешки. Как важно, что рядом со взрослеющими мальчишками такие дедушки. Связь поколений, уважение к ветеранам, просто к старшим – важный воспитательный момент романа.
  • Акцентируем внимание на семье Антона: взаимоотношения, традиции, атмосфера добра, взаимопонимания, заботы друг о друге – как не хватает современным семьям всего этого! К сожалению, дедушки и бабушки сейчас чаще живут отдельно, а ведь в большой семье приобретается бесценный опыт терпимого отношения друг к другу, взаимопонимания, умения сопереживать. У Антона хорошая семья, и дедушка не стал в ней лишним, наоборот, именно благодаря ему Антошка понял в жизни очень важные вещи.
  • Какие жизненные уроки преподал дедушка Антону? Нельзя гордиться и щеголять чужими заслугами, как это делал Антон после приезда дедушки-генерала: он считал, что, раз его дедушка – генерал, именно он, Антон, должен стать председателем совета отряда; Антон постепенно привыкает и к тем «привилегиям», которые появляются у него в школе. Мальчик проходит своеобразное испытание славой, правда, не своей. Ему приходится трудно, он чуть не потерял своих настоящих друзей – Кешку и Альку – только они осуждали Антона за его поведение. Но Антон смог с честью выдержать испытания: признался, что подговорил Кирилла Пухова по кличке Газовый Баллон выдвинуть кандидатуру Антона на выборах Председателя совета отряда. А как тяжело было Антону рассказать все любимому дедушке! Такой «урок» не забыть никогда.
  • Очень важный эпизод – когда Антон вступился за белку, которую группа подростков гоняла по стене дома и жестоко обстреливала снежками. Он не смог пройти мимо такой жестокости, хотя был один против нескольких более сильных мальчишек, – разве за это он не достоин уважения? Конечно, мальчишки невольно спросят себя: «А я так смог бы?»
  • Дедушка Антона умирает, словно выполнив свою «миссию» по отношению к внуку, но для Антона эта смерть – еще одно испытание, ведь первый раз он теряет близкого, родного человека. Но и в горе семья едина: даже плачут ночью они все вместе и утешают друг друга. «Дед со мной. Он рядом. Он так жил, что не может умереть. Никогда!» -   так для себя решил Антон.

В шестом классе мы читаем повесть Альберта Лиханова «Последние холода». Отрадно, что теперь она включена в программу по литературе  под редакцией В.Я.Коровиной. Война глазами ребенка – это так понятно детям. Хотя многое им очень трудно представить: постоянное чувство голода, талоны на дополнительное питание, падающий от голода в обморок мальчик – новый друг главного героя, вынужденный «шакалить» - отнимать еду в столовой у других, похоронки на отцов, постоянный страх за воюющего отца – все это вошло в жизнь детей войны, заставило рано повзрослеть, оставило след навсегда. Прочитав повесть, современные дети по-другому смотрят на привычные им блага жизни, учатся ценить их, радоваться тому, что у них есть семья, дом.

Для седьмого класса выбрали повесть «Солнечное затмение» - повесть о первой любви: Федор влюбился в девочку Лену, а она – инвалид, прикована к инвалидному креслу, учится в интернате, где живут дети-инвалиды. Здесь – другая жизнь, другие ценности. Здесь ценят каждый прожитый день, потому что знают: смерть может в любой момент постучаться в двери. Умирает подруга Лены Зинка. Не все гладко в семье Федора: пьет отец, мать измучена этим, сын стыдится своего отца. Семья Лены несет другой «крест»: как воспитывать дочь-инвалида, чувствуя постоянную вину перед ней, а она ждет от родителей не жалости, а понимания. Жизнь сделала Лену сильной, дала встречу с любовью, хотя Лене трудно уверить себя, что Федор действительно любит ее, а не просто жалеет. Повесть трогает до слез, особенно девочек. В конце повести звучит надежда: Федор и Лена вместе, а еще Федор привозит в интернат своих голубей после переезда на новую квартиру. Голуби эти – символ света и добра. Обсуждая повесть, приходим к важной проблеме: отношение в обществе к инвалидам, просто жизнь рядом с ними, общение. Не могут не задуматься ученики  о таких детях, которые не похожи на них.

Ученикам восьмого класса предлагаю прочитать повесть Альберта Лиханова «Обман». Ее герой  Сережа Воробьев – тоже подросток, как и мои восьмиклассники. Живет Сережа с мамой, отец его погиб: он был летчиком (так думает Сережа). Для нашего времени типичная семья, как правило, в каждом классе многие воспитываются в неполных семьях и чаще всего мамами. А потом появляется в жизни Сережи и мамы Никодим – будущий отчим, которого очень трудно принять – тоже проблема, близкая многим современным детям. Но Сережа смог преодолеть свой юношеский эгоизм ради счастья мамы. Да и не таким уж плохим оказывается Никодим: здесь мы с ребятами вспоминаем страницы повести о поездке всей семьей – а ведь теперь у них именно семья -  на велосипедах в деревню. Сережа видит счастливую маму, и сам благодарен Никодиму за такое приключение. В семье должен появиться ребенок, мама вся в хлопотах, обустраивает новую квартиру…И все рушится так неожиданно, что отказываешься верить: мама умирает при родах, через несколько дней умирает и ее сын – братик Сережи. А Никодим через некоторое время разменивает новую квартиру (мамину!), причем себе берет отдельную, а Сережа с бабушкой едет в комнату в коммуналке. Сережа понимает, что он не нужен Никодиму. Второй удар: Сережа узнает, что его отец жив, что он вовсе не летчик, и все эти годы мама - самый близкий ему человек – обманывала его. Как трудно во всем этом разобраться подростку. Здесь начинаем разговор о смысле названия: какой «обман» имеется в виду? Обман со стороны матери? Обман Никодима: он казался добрым, заботливым, а оказался жадным, мелочным и просто слабым человеком? Или в заглавие вынесен тот «обман», который совершает сам Сережа? Сережа украл деньги в буфете на работе (после смерти мамы он устраивается работать на телевидение осветителем). Важно, что деньги он украл, чтобы отдать Никодиму: при размене квартиры тот доплатил бабушке Сережи триста рублей, и теперь Сережа не хочет быть ему должен. Правда, оказалось, что в буфете было всего двадцать девять рублей шестьдесят копеек… Но главное не это, главное – что Сережа понимает, что  не сможет жить с этим обманом, хотя и сбежал сначала в другой город, хотел там учиться в училище. Не смог, вернулся и признался в краже. «Потому что, обманув раз, можно обмануть и два. Можно сделать всю жизнь сплошным обманом». Размышляем вместе о финале повести: оптимистичен он или трагичен? Ведь Сережа шаг за шагом выбирается из грязи, в которую угодил, - и выбирается сам, это очень важно: уметь отвечать за свои поступки, не прячась за спины взрослых. Повесть написана в 1973 году, а как актуальны её проблемы сегодня: сколько подростков ощущают себя обманутыми, никому не нужными, кто окажется рядом с ними? Смогут ли они выстоять, не свернуть с достойной дороги?

В девятом классе берем для уроков внеклассного чтения повесть «Никто» - самую, пожалуй, тяжелую из всех предыдущих, ведь написана она в 1999году – в очень сложное для нашей страны время. А герои повести – дети-сироты, живущие в интернате. Строим беседу по важным для понимания повести вопросам, вот некоторые из них:

  • Как называли главного героя в интернате? ( Никто – Николай Топоров – Топорик, Топор, Топорище, Кольча).
  • Что мучает Кольку Топорова? (Он ничего не знает о своих родителях, к нему никто никогда не приходил: к большинству интернатовских изредка приходят «мамашки» - матерями их трудно назвать. А таких, как Колька, к которым никто не приходит, в интернате всего «душ десять»).
  • Почему матери интернатовских названы «мамашками»? ( Они чувствуют свою вину за то, что бросили своих детей, приходят иногда пьяные, не узнают собственного ребенка, а потом снова ичезают – на полгода, год, а то и навсегда. «На фиг нужны такие мамашки?» - думает Колька. И только раза два Колька видел, как «мамашки» превращались в «мам»: забирали своих детей, восстанавливали материнские права.)
  • «Чувств у Кольки было немного» - почему Лиханов так говорит? (Эти дети никогда не знали любви, нежности – как же они научатся любить? «Есть волны, обращённые от мужчины к женщине, но начинается в мире все не с этого, а с волн, которые обращены от больших к маленьким, от матери к дитю, от отца к своему малышу.» Так вот, у интернатовских детей не было никогда этих «волн» родительской любви.)
  • Какие забавы были у интернатовских детей? («курящие» лягушки, налеты чужие сады, воровство продуктов, наскоки на старшеклассников из «нормальных» школ и т.п. – «Так вот и определяется возраст жестокости», - делает неутешительный вывод автор.)
  • У каждого ребенка в интернате тяжелая судьба, вспомните истории Друзей Кольки: Гошмана, Гнедого, Макарки.
  • Интернат и окружающий мир в повести противопоставлены, почему? («Угрозой для интернатовцев был весь окружающий мир»: интернат для них – «конура» - не дом, а только подобие дома, а сами они – щенки с инстинктом вернуться в свою конуру).
  •  Почему Колька после восьмого класса ушел из интерната, ведь он мог там учиться и дальше? («Вот чего ему страстно хотелось: поскорее расстаться с детством, уйти из интерната, забыть свою безродность. Поскорее чему-то научиться что-то делать, достичь. Поскорей состояться.»)
  • Какую роль в жизни Кольки сыграл Валентин? (Валентин – местный авторитет, промышляющий рэкетом, в прошлом детдомовец, он единственный человек со стороны, искренне заинтересовавшийся Колькой. Но именно знакомство с ним привело Кольку к гибели)
  • Кем Валентин стал для Кольки: другом, братом, хозяином?(«Пусть он будет его хозяин. Ведь разве плохо, когда у собаки – безродной, бездомной – появляется хозяин?» - так думает Колька.)
  • Почему именно Кольку Валентин сделал своим наследником? Почему из всей их команды выделяет именно его? (Может быть, именно потому, что Колька – НИКТО – Николай Топоров, «волчонок для волка Валентина»?)
  • Запутавшись, встав на преступный путь и понимая, что он в безвыходной ситуации, Колька заходит однажды в церковь, первый раз в жизни, он даже не умеет креститься, ставить свечку, но, видимо, подсознательно понимает, что это единственное место, где его примут таким, какой он есть. И ему действительно становится легче.
  • Куда идет Колька после церкви? (В свой интернат: попрощаться, молча, потому что ночь, все спят; оставить пакет с конфетами для малышей – помогать интернатовцам стало традицией Кольки.)
  • Ночью в интернате Колька впервые в своей жизни заплакал. Почему? (От чувства безысходности, бессилия перед детьми-сиротами: «За что, Господи? Отчего дети рассчитываются за грехи взрослых?» Неужели и он, и все остальные в интернате – НИКТО? От этих горьких мыслей заплакал «пацан со стеклянными глазами».)
  • Чем заканчивается повесть? Оставляет ли Лиханов надежду? ( Кольча Топоров погибает. «Никто. Ничто. Никогда. Никто не заплачет о мальчике, брошенном матерью… Ничто в мире не переменит его смерть. Никогда не повторится его жизнь. Как жизнь всякого из нас. Испугайтесь, люди, своей беспощадности! Не покидайте, матери, своих детей…») Слова эти – предостережение нам, взрослым.

Таким образом, произведения Альберта Лиханова помогают учителю обратиться к современным детям, воспитывают нравственно, формируют  базовые человеческие ценности. И произведения эти заставляют задуматься о самом важном в жизни, они интересны нашим ученикам: когда начинается новый учебный год, многие спрашивают: «А что мы нынче будем читать у Лиханова?» Это ли не награда учителю?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Чистые камушки"

Урок повышает интерес учащихся к творчеству А.Лиханова, заставляет задуматься над нравственными проблемами человека, расширяет читательский опыт, способствует развитию творческого потенциала учеников....

Интегрированный урок по литературе и географии «Берегите природу» (урок внеклассного чтения по произведениям М. Пришвина и В. Бианки)

Цели урока: 1. Познакомить учащихся с творчеством Михаила Пришвина и Валентина Бианки. 2. Рассмотреть особенности природы средней полосы России по временам года.Задачи урока: 1. Учить детей получат...

Презентация к статье "Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова"(5-7кл.)

Презентация к статье "Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова" (5-7 классы)...

Презентация к статье "Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова" (8-9кл.)

Сопровождение к статье "Духовно-нравственное воспитание на уроках внеклассного чтения по произведениям Альберта Лиханова" (8-9 кл.)...

Урок внеклассного чтения по произведениям Е. Мурашовой "Одно чудо на всю жизнь" и "Класс коррекции" для учащихся 8 класса.В произведениях

В произведениях Е. Мурашовой поднимаются важные социально-нравственные проблемы милосердия, толерантности, дружбы, взаимопонимания. Дети познакомятся с биографией писательницы, поразмышляют о современ...

"Дети войны, горьким опытом Вас наделила судьба" (урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Последние холода"). 6 класс.

Конспект урока по литературе (урок внеклассного чтения по повести А. Лиханова "Последние холода"). 6 класс...