Конфликты в школе и их профилактика. Презентация
презентация к уроку по психологии по теме
презентация к семинару для педагогов по профилактике конфликтов в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikty_v_shkole.ppt | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конфликтная ситуация — это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.
По объёму конфликты бывают: Внутриличностные – сторонами конфликта выступают две или более составляющих одной и той же личности (отдельные черты, особенности характера и поведения человека). Межличностные – сторонами конфликта выступают двое и более личностей, вступающих в конфронтацию по поводу мотивов, целей, ценностей.
По объёму конфликты бывают: Конфликт между личностью и группой – противоречие между ожиданиями и требованиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и труда. Межгрупповые – конфликты внутри формальных групп коллектива, неформальных групп и т.д.
По длительности протекания: Кратковременные – являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются. Затяжные – связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами или с объективными трудностями.
Конфликты могут возникать в связи с противоречиями: А) при введении новшеств, когда сталкиваются новаторство и консерватизм; Б) групповых интересов, когда люди отстаивают интересы только своей группы при игнорировании общих; В) связанными с личными, эгоистичными побуждениями, когда корысть побуждает все другие мотивы.
В зависимости от способа разрешения выделяют: Деструктивный конфликт – противостояние мнений или позиций, в результате которого происходит усугубление нарушения взаимодействия и разрушение взаимоотношений. Конструктивный конфликт – противоборство сторон, в результате которого происходит изменение, развитие личности или коллектива
Конфликт взаимодействий Конфликт учащихся между собой, учителей между собой, учителей и учащихся, учителей и администрации, учителей и родителей. Они происходят , в основном, из-за личностных особенностей конфликтующих: а) среди учащихся наиболее распространены конфликты лидерства; б) конфликты «учитель-ученик» помимо мотивационных могут носить и нравственно-эстетический характер; в) конфликты «учитель-учитель» могут возникать по различным причинам: личного характера, между учителями начальных классов и учителями предметниками и т. д.; г) конфликты « учитель- администрация» связаны с проблемами власти и подчинения, инновациями .
Особенностями педагогических конфликтов являются: Профессиональная ответственность педагога за правильное решение выхода из конфликтной ситуации, т. к. учебное заведение, в котором учится ребенок, - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми. Присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю. Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель, ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте. Разница возраста и жизненного опыта участников порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении.
Динамика конфликта Если конфликт все же «разгорелся», то подавлять его уже не так просто. Но когда конфликтующие исчерпают свои силы энергии, выплеснут эмоции и наступит стадия затухания, вот здесь возможна и эффективна воспитательная коррекция. У конфликтующих возникают чувства виновности, сожаления и даже раскаяния. На этой стадии можно проводить воспитательные беседы, выявлять и устранять причины конфликтов. складывается из трех основных стадий: нарастания, реализации, затухания. Блокировать развитие конфликта можно на стадии его возникновения. Один из эффективных способов блокировки конфликта – переведение его из плоскости коммуникативных взаимоотношений в плоскость предметно-деятельностную. Например, в тот момент, когда вы заметили нарастание напряженности между двумя учениками, дайте им обоим какое-либо поручение, особенно если оно связано с выполнением физического труда.
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ : Погасить конфликт – ЭТО ЗНАЧИТ ПЕРЕВЕСТИ ОТНОШЕНИЯ ЕГО УЧАСТНИКОВ НА УРОВЕНЬ ВЗАИМОПРИЕМЛЕМЫХ ДЛЯ ОБЕИХ СТОРОН, ПЕРЕКЛЮЧИТЬ ВНИМАНИЕ С АФФЕКТИВНО – НАПРЯЖЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРУ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ И ГЛУБИНА АНАЛИЗА СИТУАЦИИ, ИНТЕРЕС К ВОПРОСАМ ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, ИНТЕРЕС К РЕБЕНКУ, ЖЕЛАНИЕ УВИДЕТЬ СИТУАЦИЮ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКА И ПОМОЧЬ ЕМУ ВЫЙТИ ИЗ НЕЕ, УМЕНИЕ ПОСТРОИТЬ СОБСТВЕННОЕ РАЦИОНАЛЬНОЕ РАССУЖДЕНИЕ ПО ПОВОДУ ВОЗНИКШЕЙ СИТУАЦИИ - ТАКОВЫ ОСНОВНЫЕ СЛАГАЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ГРАМОТНОГО АНАЛИЗА.
Выводы (продолжение) Какими бы путями ни решались конфликтные ситуации, какими бы благородными целями ни руководствовались их участники, они никогда не должны противоречить нормам педагогической этики и требованиям общественной морали. Конфликт - тот же порох. Он вспыхнет или от слова, или от единственного поступка. Поэтому лучший способ предупредить или разрешить любой конфликт -обеспечить высокую культуру общения.
Существует специальная технология общения, приемы которой убедительно демонстрирует американский учёный – психолог Д. Карнеги. 1. УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает! 2. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени. 3. Искренне признавайте в других хорошее. 4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни. 5. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.
Конфликты во взаимодействии родителей и детей Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения подростков и родителей
Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей Тип внутрисемейных отношений. - Гармоничный - Дисгармоничный Деструктивность семейного воспитания. - Разногласия по вопросам воспитания; - Противоречивость, непоследовательность, неадекватность; - опека и запреты. Возрастные кризисы детей. - 1 год, 3 года, 6-7 лет, 12-14лет, 15-17лет. Личностный фактор. - Личностные особенности родителей - Личностные особенности детей
Типы отношений родителей и детей: оптимальный тип отношений родителей и детей; потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями; скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство); скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей; поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители; поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети; родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение).
Конфликты подростков с родителями Конфликт неустойчивости родительского отношения; Конфликт сверхзаботы; Конфликт неуважения прав на самостоятельность; Конфликт отцовского авторитета.
Реакции ребёнка на притязания и конфликтные действия родителей Реакция оппозиции; Реакция отказа; Реакция изоляции.
Направления профилактики конфликтов родителей с детьми Повышение педагогической культуры родителей; Организация семьи на коллективных началах; Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса; Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.
Поведение родителей в конфликте будет конструктивным, если: Всегда помнить об индивидуальности ребёнка; Учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения; Стараться понять требования ребёнка; Помнить, что для перемен нужно время; Противоречия воспринимать, как факторы нормального развити\я; Проявлять постоянство по отношению к ребёнку; Чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив; Одобрять варианты конструктивного поведения; Совместно искать выход путём перемены в ситуации; Уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»; Ограниченно применять наказание, соблюдая при этом справедливость и необходимость; Дать возможность почувствовать неизбежность негативных поступков; Больше поощрять морально, а не материально; Использовать положительный пример других детей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примирительная комиссия (профилактика конфликтов в школе)
Большое количество конфликтов в школе, особенно у пятиклассников в адаптационный период, подвинуло искать эффективные способы решения этой проблемы. Как одна из форм работы в этом направле...
Презентация родительского собрания -тренинга "Пути разрешения конфликтов в школе"
Цель родительского собрания: познакомить родителей с алгоритмом решения проблем (конфликтных ситуаций) "Идеал" Дж.БрэмсфордаПлан проведения родительского собрания:1. Создание проблемной ситуации2.Пост...
Памятка для учителей по профилактике конфликтов в школе.
Учитель работает со всеми участниками учебно-воспитательного процесса и ему надо быть грамотным в решении конфликтных ситуаций....
Презентация "Конфликты в школе и восстановительная медиация"
Будет интересна школам, где только начинает свою деятельность служба примирения ШСП, в качестве ознакомительного материала. Презентацию можно показать на родительских собраниях, педсоветах. В помощь к...
Конфликты в школе, диагностика выявления конфликтного поведения. Медиация, как альтернативный способ выхода из конфликта.
Выступление на практико-ориентированном семинаре для педагогических работников в рамках МПО....
Семинар на тему: Конфликты, типы конфликтов в школе
в рамках треннингов для учителей школы...
Сертификат участника вебинара «Конфликт в школе. Медиация и другие стратегии разрешения и профилактики конфликтов».
Сертификат участника вебинара «Конфликт в школе. Медиация и другие стратегии разрешения и профилактики конфликтов»....