ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА
консультация по психологии на тему
рекомендации учителям ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА | 99.78 КБ |
Психофизиологические основы здоровьесберегающей организации учебного процесса | 137.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие здоровьесберегающих условий учебно-воспитательного процесса означает создание в школе педагогических условий, максимально эффектно обеспечивающих не только умственные, индивидуальные, нравственные качества личности ребенка, но и его физическое и психическое здоровье
Формирование у учащихся активной жизненной позиции, Формирование представлений о своем теле, организме, навыков определения своих состояний и ощущений, Осознание необходимости и роли двигательной активности, обучение правилам безопастности выполнения различных видов деятельности, Формирование представлений о полезных и вредных для организма факторах, формирование навыков укрепления и сохранения своего здоровья, обучение приемам оказания элементарной помощи при травмах Задачи учителя
НАПРАВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ УЧИТЕЛЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЛОК КРИТЕРИЕВ Постановка цели урока как урока оздоровительной направленности и в организационной части, и в отношении содержания Обеспечение на уроке правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, учет физического состояния и настроя учащихся. Использование на уроке активных методов обучения и минимизация рутинных видов деятельности (слушание, диктовка, ответы на вопросы) Использование различных приемов мотивации деятельности ученика – внешний (оценка, соревнование одноклассников) и внутренний (мотив получения знаний) Обеспечение интереса к предмету и уроку, положительной настройки учеников на урок Использование в образовательном процессе психолого-педагогических приемов и методов, обоснованных с точки зрения сохранения здоровья учащихся Реализация индивидуально-личностного подхода к образовательной деятельности, обеспечение дифференцированного подхода к учащимся. Принципы здоровьесберегающих технологий
Психологический блок критериев Формирование эмоционально-позитивного стиля взаимоотношений с обучающимися на основе уважения и сотрудничества. Грамотная психологическая организация образовательного процесса, умение стимулировать мотивацию учащахся , поддерживать и развивать систему обратных связей между педагогом и обучающимися.Обеспечение здоровьесберегающего психологического воздействия на учеников Психофизиологический блок критериев Контроль за психофизиологическим состоянием обучающихся в ходе уроков для оценки влияния урока на их здоровье. Обеспечение оптимального соотношения физической нагрузки и информационного компонента урока без информационной перегрузки учащихся Контроль за временным совпадением основной информационной нагрузки урока и фазы устойчивой работоспособности обучающихся Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся в ходе учебного процесса
Санитарно-гигиенический и медицинский блок критериев Соответствие санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов . Контроль за осанкой учащихся и рассадка учеников с учетом состояния их зрения, коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения Физкультурно-оздоровительный блок критериев Проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия.
Санитарно-гигиенические требования Подбор адекватных возрасту форм и методов ведения урока Здоровьесберегающее построение урока (приветствие учителя стоя – создание позитивного настроя на урок, повышение концентрации внимания, постановка цели и задач урока, описание плана занятия, видов учебной деятельности) Темп и ритм урока (ритмичность означает плавное чередование на уроке микрофаз напяжения и отдыха) Длительность основных видов учебной деятельности обучающихся Смена видов деятельности на уроке (у младших школьников каждые 8 минут) Профилактика утомления учащихся (регулярные разнообразные физкультурные паузы) Привлечение в ходе урока всех возможных модальностей восприятия обучающихся: зрения, слуха, осязания, обоняния. Здоровьеохранные требования к организации урока
Соотношение образного и логического восприятия и обработки учебного материала Дифференциация и индивидуализация процесса обучения в зависимости от личностных особенностей и состояния здоровья учащихся Мотивация учебной деятельности (вовлечение обучающегося в процесс самостоятельного поиска знаний, решение задач проблемного характера, осознание учащимися важности , целесообразности изучения школьного предмета, связь нового материала с усвоенными ранее знаниями, слишком легкий и слишком трудный материал не вызывает интереса) Инициация творческой деятельности обучающихся на уроке Психологическая атмосфера урока, стиль общения учителя Создание на уроке ситуаций успеха для учащихся Включение в процесс познания эмоционально-чувственной сферы (эмоциональное отношение учителя к предмету)
1. Правильная организация урока ( включенность обучающихся в обсуждаемую проблему, проявление познавательной активности, демонстрация коммуникативных навыков) 2.Использование в ходе урока основных каналов восприятия обучающихся ( аудиального , визуального, кинестетического) 3. Учет биоритмологического оптимума работоспособности у обучающихся в течение учебного дня и в разные дни учебной недели Правила построения урока с позиций здоровьесбережения
4. Рациональное распределение интенсивности умственной деятельности Время урока Эффективность усвоения знаний обучающимися 5 – 25 минута 80 % 25 – 35 минута 60 – 40 % 35 – 40 минута 10 % Часть урока Время Награзка Деятельность 1 этап Врабатывание 5 мин Отнорсительно невелика Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение 2 этап Максимальная работоспособность 20 – 25 мин Максимальное снижение на 15 мин Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом 3 этап Конечный порыв 10 – 15 мин Небольшое повышение работоспособности Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного
5. Контроль за состоянием утомления учащихся в ходе учебной деятельности (диагностируется по продуктивности работы, увеличению количества ошибок, двигательному беспокойству, частым отвлечениям, рассеянности внимания, шуму в классе) 6. Организация физкультурных пауз в зависимости от типа учебной деятельности.
1. Физиологически рационально проведение физкультпауз на 15 – 20-й минуте урока 2 . Длительность 1 – 3 минуты 3. Каждая физкультминутка должна включать комплекс из 3 – 4-х правильно подобранных упражнений, повторяемых 4 – 6 раз 4. Виды физкультминуток: для общего или локального утомления, корректирующие осанку, для кистей рук, для глаз, для слуха. 5 . Комплексы упражнений должны подбираться в зависимости от вида урока, его содержания. 6 . Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, при позитивном эмачиональном настрое обучающихся Требования к физкультурным паузам
Использование упражнений без учета вида деятельности на данном уроке Выполнение движений с недостаточной амплитудой Сокращение продолжительности упражнений (в интересах экономии времени урока) Типичные ошибки при использовании физкультурных пауз
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Роль ВНД учащихся в построении учебного процесса С позиций нейрофизиологии, обучение в школе можно трактовать как процесс формирования у обучающихся динамических стереотипов, которые возникают под воздействием внешних раздражителей (обстановка в классе, стиль общения педагога, получаемые оценки)
Типы высшей нервной деятельности 1. Сангвиник Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый тип. Обучающиеся спокойные, внимательные, быстро «схватывают и запоминают учебный материал. 2. Флегматик Сильный, уравновешенный . Такие обучающиеся отличаются замедленной речью, они медленнее запоминают учебный материал, но прочно помнят понятое. При выполнении сложных заданий их эффективность выше, что определяется их целеустремленностью
3. Холерик Сильный, неуравновешенный. Такие обучающиеся несдержанны, вспыльчивы, эмоционально возбудимы, с быстрой речью. 4. Меланхолик Обучающиеся отличаются быстрой утомляемостью, не выдерживают длительных занятий, трудно привыкают к новым условиям обучения, к изменениям в режиме дня
Временная динамика работоспособности Кривая работоспособности 2 фаза устойчивое состояние 7-15 мин у младших школьников 25-35 мин в ср. и старш. кл. 1 фаза врабатывание 3 фаза утомление 2-5 мин у младших школьников 1-3 мин в ср. и старш. кл.
Педагогическая диагностика состояния утомления 4 группы критериев утомления обучающихся Утрата самоконтроля : обучающийся выкрикивает с места, задевает соседей, роняет предметы и т.п. Потеря интереса к работе : высокая отвлекаемость, посторонние разговоры, переключение внимания на другие предметы, прекращение работы Полное утомление : склонение туловища на парту, на спинку стула и т.д. Нервно – эмоциональный срыв : крик, истерический смех, резкие движения и т.д.
Влияние биоритмов на здоровье учащихся Биоритмы человека влияют на здоровье, настроение, активность По суточному биоритму люди делятся на «жаворонков», «сов» и «голубей» «Жаворонки» Высокая работоспособность 8 – 12 часов и 16 – 18 часов Низкая работоспособность 12 часов «Совы» Работоспособность непостоянная, может изменяться даже в ходе одного урока. Высокая работоспособность на 4-6 уроке Цикличность биологических процессов Физическая активность 23 дня Эмоциональная активность 28 дней Интеллектуальная активность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЕСЕЛЫЕ МИНУТКИ, КАК ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА
Одна из основных задач образовательного процесса в нашей школе, как и в любой другой коррекционной школе, состоит в том, чтобы найти такие способы организации образовательного процесса, которые ...
Технология организации урока в условиях здоровьесберегающей педагогики
В статье описаны здоровьесберегающие технологии, позволяющие организовать современный урок...
Организация урока английского языка с учётом здоровьесберегающих технологий
В статье рассказывается о технологиях здоровьесбережения, применяемых на уроках английского языка...
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса на уроках технологии
Выступление по теме: "Здоровьесберегающая организация образовательного процесса на уроках технологии"В ФГОС нового поколения впервые определяют здоровье школьников в качестве одного из важнейших...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА...
Здоровьесберегающая организация урока.
В данном разделе представлены схемы, таблицы, анкеты....