Игровой тренинг с элементами сказкотерапии для подростков
методическая разработка по психологии (8 класс) по теме

Новикова Александра Павловна

Занятие призвано помочь подросткам почувствовать свою общность с другими, развитие эмоционального опыта, психологической наблюдательности и внимательности, умения выполнять инструкцию,  гармонизацию эмоционального состояния, актуализацию и осознание личностных ресурсов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovoy_trening_b.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Игровой тренинг  с элементами сказкотерапии                                        

                                                                                                           А.П.Загорулько

                                                                                                           Педагог-психолог МБОУ СОШ №                

                                                                                                           9 п.Образцового муниципального образования

                                                                                                           Ленинградский район Краснодарского края

Цель: помочь подросткам почувствовать свою общность с другими, развитие эмоционального опыта, психологической наблюдательности и внимательности, умения выполнять инструкцию,  гармонизация эмоционального состояния, актуализация и осознание личностных ресурсов.

Материалы и оборудование: небольшая игрушка, карточки по количеству участников с обозначением роли (К (колобок) или Л (лиса)), сухое дерево (срезанная ветка с многочисленными веточками размером до 1 м закрепленная в горшке с землей или песком. Дерево должно быть устойчивым.); стикеры (можно разноцветные); фломастеры; музыкальное оформление.

1. Приветствие

Игра «Имя +»

Цель: знакомство, создание атмосферы взаимопринятия, открытости, уважения в группе.

Все участники сидят или стоят в кругу. Передают друг другу игрушку. Тот, у кого она в руках, называет свое имя и на первую букву своего имени слово, которое бы его характеризовало. Это может быть прилагательное, любимый цветок, блюдо, урок, фильм и т.д.

2. Основная часть.

Игра «Лисы и колобки»

Цель: развитие психологической наблюдательности и внимательности, умения выполнять инструкцию,  показать роль ограничений в жизни.

Послушайте, пожалуйста, историю.

Инструкция: В одной замечательной стане жили-были лисы и колобки. Очень они любили общаться, особенно поговорить. Болтали они без умолку день и ночь напролет, где надо и не надо. Волшебнику, жившему неподалеку, надоела пустая болтовня соседей, и решил он их проучить, лишив голоса и облика. Все жители страны превратились в легкие облачка. Облачка помнили, кто они на самом деле, но не могли сказать об этом. Чтобы снять чары, жители должны были узнать друг друга и собраться в два круга (лисы с лисами, колобки с колобками) на разных берегах реки до заката солнца.

Как вы думаете, ребята, получилось ли у них вернуть свой облик и голос?

Сейчас мы с вами станем заколдованными лисами и колобками и попробуем узнать, кто есть  кто, без слов. Главное – быть внимательным, наблюдательным, а возможно и  самому попытаться привлечь в круг тех, кого надо.

Играющие получают карточки с обозначением роли лисы или колобка. Игроки, не говоря ни слова, передвигаются среди участников,  с помощью невербальных средств общения объединяются в две группы.

(Время выполнения 5  мин.)

Анализ игры:

  • Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?
  • Удалось ли вам справиться с заданием?
  • Сколько времени на это понадобилось?
  • Что помогало выполнить задание? На что или на кого вы ориентировались? Какую стратегию выбрали?
  • Что мешало? Что было трудным?
  • Как вы думаете, нужны ли в нашей жизни ограничения, инструкции?  Нужно ли их выполнять? (подвести к ситуации выполнения законов)
  • Чему нас может научить эта история?

75% своего времени мы проводим в общении с другими. Поэтому очень важно уметь не просто общаться, но и быть частью коллектива, сообщества, выполнять определенные функции. Для этого и создаются законы, правила, инструкции. Ограничения помогают нам осознать, что на самом деле является важным в жизни.

Игра «Дерево смыслов»

Цель: актуализация и осознание личностных ресурсов.

Материалы: сухое дерево (срезанная ветка с многочисленными веточками размером до 1 м закрепленная в горшке с землей или песком. Дерево должно быть устойчивым.); стикеры (можно разноцветные); фломастеры; музыкальное оформление.

Замечали ли вы, дорогие друзья, что человека часто сравнивают с  деревом. Есть даже гороскоп друидов (ему более 2000 лет), в котором проводится связь между человеческими характерами и деревьями. Деревья могут быть высокими или низкими,  могучими, с раскидистой кроной, или хрупкими, с плодами или без, с листочками или колючками,  но главное, у всех есть корни, которые крепко держат ствол, помогают выдержать снег и ветер, жару и стужу. Чтобы дерево не засохло, было сильным,  очень важно, чтобы корни были крепкими, получали достаточно влаги и питания. Если провести параллель в человеческую жизнь, можно сказать, что у человека тоже есть корни, помогающие ему выдержать невзгоды – это что, ребята? (жизненные принципы, цели, устои)

А  питанием являются смыслы жизни, то, ради чего он живет. У каждого смыслы свои. Но важно их знать и беречь, потому что с утратой смысла жизни человек становится уязвимым, несчастным, похожим на засыхающее дерево.

Ведущий предлагает подросткам, используя стикеры и фломастеры, написать свои жизненные смыслы, по одному на каждом стикере, а затем прикрепить их (склеивая липкую часть стикера вокруг веточки) на дерево. Когда все «смыслы» развешены на дереве, психолог предлагает подойти к нему и провести обсуждение:

  • Какие листочки вы разместили на Дереве смыслов?
  • Для чего человеку знать, в чем смысл его жизни?
  • Что может произойти с человеком, если его Дерево смыслов засохнет, и все смыслы облетят или потеряются?
  • Что необходимо делать, чтобы возродить Дерево смыслов?

3. Рефлексия.

В нашем кругу за время  встречи накопилось много опыта, новых мыслей и знаний. Надеюсь, что с их помощью вы сможете ответить на главный вопрос жизни: Куда я иду? В чем смысл моей жизни? Как реализовать свои цели? Где источник моей силы?

Давайте зачерпнем из нашего круга все то, что нам пригодится в жизни, больше опыта и мудрости.

4. Прощание. Участники соединяют руки в центре круга, говорят слова прощания.

Литература:

1.В занятии использована сказка к игре «Лисы и колобки»  (авторы: Загорулько А., Коваленко О., Милогулова М.), созданная в мастерской сказкотерапии Н.Н.Амбросьевой.

Наши сказки. – Краснодар, 2009.

2.Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. – М.: Генезис,2005.

3.Сакович Н.А. Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками. – СПб.: Речь,2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение элементов игровых и проективных технологий на уроках обобщения и систематизации знаний в преподавании биологии и экологии

Разработанная мной форма проведения урока может быть применена на любом занятии, предполагающем обобщение и систематизацию знаний по объемной теме (блоку тем). Разработана и апробирована данная форма ...

Элементы игровой технологии на уроках русского языка.

В работе представлены некоторые элементы игровых технологий на уроках русского языка. Использовать можно в любом классе....

Фотографии с учебных занятий (2, 3 классы,ФГОС; "Проектная технология, здоровьесбережение, коммуникативная, разноуровневые игровые методики, элементы КСО, сотрудничества")

"Проектная технология, здоровьесбережение, коммуникативная, разноуровневые игровые методики, элементы КСО, сотрудничества."...

Занятие с элементами тренинга "Подростки и конфликты"

Занятие с элементами тренинга "Подростки и конфликты"...

Рабочая программа по физической культуре с игровыми методами (элементами регби)

Рабочая программа по физической культуре с игровыми методами (элементами регби)4 класс...

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ВОЛЕЙБОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация:В данной научной статье анализируется понятийный аппарат по теме исследования. Разработана экспериментальная программа, которая направлена на развитие коммуникативных умений подростков 8-ых ...