Игровой тренинг с элементами сказкотерапии для подростков
методическая разработка по психологии (8 класс) по теме
Занятие призвано помочь подросткам почувствовать свою общность с другими, развитие эмоционального опыта, психологической наблюдательности и внимательности, умения выполнять инструкцию, гармонизацию эмоционального состояния, актуализацию и осознание личностных ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoy_trening_b.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровой тренинг с элементами сказкотерапии
А.П.Загорулько
Педагог-психолог МБОУ СОШ №
9 п.Образцового муниципального образования
Ленинградский район Краснодарского края
Цель: помочь подросткам почувствовать свою общность с другими, развитие эмоционального опыта, психологической наблюдательности и внимательности, умения выполнять инструкцию, гармонизация эмоционального состояния, актуализация и осознание личностных ресурсов.
Материалы и оборудование: небольшая игрушка, карточки по количеству участников с обозначением роли (К (колобок) или Л (лиса)), сухое дерево (срезанная ветка с многочисленными веточками размером до 1 м закрепленная в горшке с землей или песком. Дерево должно быть устойчивым.); стикеры (можно разноцветные); фломастеры; музыкальное оформление.
1. Приветствие
Игра «Имя +»
Цель: знакомство, создание атмосферы взаимопринятия, открытости, уважения в группе.
Все участники сидят или стоят в кругу. Передают друг другу игрушку. Тот, у кого она в руках, называет свое имя и на первую букву своего имени слово, которое бы его характеризовало. Это может быть прилагательное, любимый цветок, блюдо, урок, фильм и т.д.
2. Основная часть.
Игра «Лисы и колобки»
Цель: развитие психологической наблюдательности и внимательности, умения выполнять инструкцию, показать роль ограничений в жизни.
Послушайте, пожалуйста, историю.
Инструкция: В одной замечательной стане жили-были лисы и колобки. Очень они любили общаться, особенно поговорить. Болтали они без умолку день и ночь напролет, где надо и не надо. Волшебнику, жившему неподалеку, надоела пустая болтовня соседей, и решил он их проучить, лишив голоса и облика. Все жители страны превратились в легкие облачка. Облачка помнили, кто они на самом деле, но не могли сказать об этом. Чтобы снять чары, жители должны были узнать друг друга и собраться в два круга (лисы с лисами, колобки с колобками) на разных берегах реки до заката солнца.
Как вы думаете, ребята, получилось ли у них вернуть свой облик и голос?
Сейчас мы с вами станем заколдованными лисами и колобками и попробуем узнать, кто есть кто, без слов. Главное – быть внимательным, наблюдательным, а возможно и самому попытаться привлечь в круг тех, кого надо.
Играющие получают карточки с обозначением роли лисы или колобка. Игроки, не говоря ни слова, передвигаются среди участников, с помощью невербальных средств общения объединяются в две группы.
(Время выполнения 5 мин.)
Анализ игры:
- Что вы чувствуете после выполнения этого упражнения?
- Удалось ли вам справиться с заданием?
- Сколько времени на это понадобилось?
- Что помогало выполнить задание? На что или на кого вы ориентировались? Какую стратегию выбрали?
- Что мешало? Что было трудным?
- Как вы думаете, нужны ли в нашей жизни ограничения, инструкции? Нужно ли их выполнять? (подвести к ситуации выполнения законов)
- Чему нас может научить эта история?
75% своего времени мы проводим в общении с другими. Поэтому очень важно уметь не просто общаться, но и быть частью коллектива, сообщества, выполнять определенные функции. Для этого и создаются законы, правила, инструкции. Ограничения помогают нам осознать, что на самом деле является важным в жизни.
Игра «Дерево смыслов»
Цель: актуализация и осознание личностных ресурсов.
Материалы: сухое дерево (срезанная ветка с многочисленными веточками размером до 1 м закрепленная в горшке с землей или песком. Дерево должно быть устойчивым.); стикеры (можно разноцветные); фломастеры; музыкальное оформление.
Замечали ли вы, дорогие друзья, что человека часто сравнивают с деревом. Есть даже гороскоп друидов (ему более 2000 лет), в котором проводится связь между человеческими характерами и деревьями. Деревья могут быть высокими или низкими, могучими, с раскидистой кроной, или хрупкими, с плодами или без, с листочками или колючками, но главное, у всех есть корни, которые крепко держат ствол, помогают выдержать снег и ветер, жару и стужу. Чтобы дерево не засохло, было сильным, очень важно, чтобы корни были крепкими, получали достаточно влаги и питания. Если провести параллель в человеческую жизнь, можно сказать, что у человека тоже есть корни, помогающие ему выдержать невзгоды – это что, ребята? (жизненные принципы, цели, устои)
А питанием являются смыслы жизни, то, ради чего он живет. У каждого смыслы свои. Но важно их знать и беречь, потому что с утратой смысла жизни человек становится уязвимым, несчастным, похожим на засыхающее дерево.
Ведущий предлагает подросткам, используя стикеры и фломастеры, написать свои жизненные смыслы, по одному на каждом стикере, а затем прикрепить их (склеивая липкую часть стикера вокруг веточки) на дерево. Когда все «смыслы» развешены на дереве, психолог предлагает подойти к нему и провести обсуждение:
- Какие листочки вы разместили на Дереве смыслов?
- Для чего человеку знать, в чем смысл его жизни?
- Что может произойти с человеком, если его Дерево смыслов засохнет, и все смыслы облетят или потеряются?
- Что необходимо делать, чтобы возродить Дерево смыслов?
3. Рефлексия.
В нашем кругу за время встречи накопилось много опыта, новых мыслей и знаний. Надеюсь, что с их помощью вы сможете ответить на главный вопрос жизни: Куда я иду? В чем смысл моей жизни? Как реализовать свои цели? Где источник моей силы?
Давайте зачерпнем из нашего круга все то, что нам пригодится в жизни, больше опыта и мудрости.
4. Прощание. Участники соединяют руки в центре круга, говорят слова прощания.
Литература:
1.В занятии использована сказка к игре «Лисы и колобки» (авторы: Загорулько А., Коваленко О., Милогулова М.), созданная в мастерской сказкотерапии Н.Н.Амбросьевой.
Наши сказки. – Краснодар, 2009.
2.Фопель К. Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста: Пер. с нем. – М.: Генезис,2005.
3.Сакович Н.А. Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками. – СПб.: Речь,2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение элементов игровых и проективных технологий на уроках обобщения и систематизации знаний в преподавании биологии и экологии
Разработанная мной форма проведения урока может быть применена на любом занятии, предполагающем обобщение и систематизацию знаний по объемной теме (блоку тем). Разработана и апробирована данная форма ...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Элементы игровой технологии на уроках русского языка.
В работе представлены некоторые элементы игровых технологий на уроках русского языка. Использовать можно в любом классе....
Фотографии с учебных занятий (2, 3 классы,ФГОС; "Проектная технология, здоровьесбережение, коммуникативная, разноуровневые игровые методики, элементы КСО, сотрудничества")
"Проектная технология, здоровьесбережение, коммуникативная, разноуровневые игровые методики, элементы КСО, сотрудничества."...
Занятие с элементами тренинга "Подростки и конфликты"
Занятие с элементами тренинга "Подростки и конфликты"...
Рабочая программа по физической культуре с игровыми методами (элементами регби)
Рабочая программа по физической культуре с игровыми методами (элементами регби)4 класс...
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ВОЛЕЙБОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация:В данной научной статье анализируется понятийный аппарат по теме исследования. Разработана экспериментальная программа, которая направлена на развитие коммуникативных умений подростков 8-ых ...