Оптимизация процесса общения и взаимодействия воспитателя с воспитанниками через ЭОТ и релаксацию – визуализацию.
статья по психологии по теме
Статья описывает подход к взаимоотношениям педагог - воспитанник с целью оптимизации процесса общения и достижения наибольшей продуктивности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Оптимизация процесса общения и взаимодействия воспитателя с воспитанниками через ЭОТ и релаксацию – визуализацию.
Составила Починкова О. А. – педагог психолог ГСКУ АО «Социальный приют для детей «ЛЮБАВА».
Воспитание детей – огромный труд. Профессия воспитателя в реабилитационном центре, социальном приюте также как и профессия учителя относится к категории «стрессогенных, требующих от него самообладания и саморегуляции». Работая в группах с разновозрастными детьми ( от 3- до 18),воспитателюнеобходимо поддерживать высокий уровень профессионализма, владеть разнообразным количеством педагогических технологий. Ответственность за жизнь и здоровье детей, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия , высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов связанных с аффективной несдержанностью воспитанников, с неуспеваемостью, недоверием и негативизмом к взрослым,а также процесс сопровождения воспитанников с различными видами девиаций, педагогической запущенностью, с лёгкими состояниями психического недоразвития, часто создаёт большие трудности в общении и взаимодействии в группе« взрослый - ребёнок». В подобных обстоятельствах у воспитателей нередко возникают различные неблагоприятные психологические состояния. Так, в первую очередь выделяются растерянность,тревожность, страх, усталость, депрессия, эмоциональная ригидность и эмоциональное опустошение.Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния зависит от многих причин: от особенностей, свойств и качеств личности, профессиональной компетентности и т.д., которые тесно взаимосвязаны между собой, а также с эмоциональным состоянием педагога.Как и рабочий, который после трудового дня в горячемцеху принимает душ, так и воспитатель должен вовремя «сбрасывать» напряжение, снимать внутренние « зажимы», расслабляться, прибегая к методу « психологического душа», очищающего его психику и способствующего быстрому и эффективному отдыху.
Неотреагированные отрицательные эмоции порождают негативные последствия, которые могут, проявляются в нежелании воспитателя взаимодействовать с окружающими людьми, в уменьшении контактов с коллегами, появлении чувства раздражительности нетерпимости в общении с воспитанниками. Чему научатся воспитанники, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от нашего настроения, от нашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные проблемы. Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.
На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей. Использование гештальт - терапии, символодрамы, НЛП, арт- терапии и др. , очень эффективно в обучении педагогов методам и приёмам положительных взаимоотношений с детьми, способам регуляции психоэмоционального состояния.
Мне хотелось бы сказать, что очень эффективными в работе по снятию отрицательных эмоций в общении с воспитанниками также являются упражнения ЭОТ (эмоционально- образная терапия, автор Линде Н.Д. ), упражнения на релаксацию- визуализацию.
Начнём с себя.
Упражнение на релаксацию-визуализацию “Я в роли воспитанника” (направленное на помощь в решении проблем с ребёнком)
Психолог предлагает участникам группы удобнее расположиться в своих креслах, закрыть глаза и расслабиться.
– Вы чувствуете себя спокойно и легко. Вы расслаблены... А теперь представьте себе реабилитационный центр, комнату в которой находится воспитанник. Обегите мысленным взором комнату ребёнка. Посмотрите на воспитанника, на того ребенка, о котором вы только что думали и описывали ваши трудности взаимодействия с ним и его замечательные черты. Представьте его лицо во всех подробностях, рассмотрите его одежду, понаблюдайте за тем, как он движется, как разговаривает... Оставайтесь совершенно спокойным, расслабленным... Там, раньше, когда-то его поведение и манеры, возможно, раздражали вас. Но сейчас вы спокойны и сдержанны... Вообразите картинку, на которой этот ребёнок будет как можно ярче, добавьте в нее цвета, сделайте более четкими детали. Попробуйте насытить эту картинку звуками и движением. Представьте, что ребенок посмотрел на вас. Попробуйте взглянуть на себя его глазами. Какой кажетесь ему вы? Станьте на короткое время этим воспитанником, почувствуйте себя сидящим на его месте за его столом, услышьте слова, которые вы ему говорите в конфликтной ситуации. … Трудно? Если вам трудно, попробуйте осознать, почему... Что вы чувствуете, будучи этим ребенком? О чем вы думаете?.. А теперь вернитесь в свое собственное тело. Посмотрите на этого ребенка со стороны... Взгляните в его глаза… Вы снова здесь, в нашей комнате. Вы сидите в кресле. Не открывая глаз, пошевелите руками и ступнями ног... Теперь поворочайте головой... Не делайте резких движений... Откройте глаза.
Рефлексия: Поделитесь своими впечатлениями от визуализированных образов и о том, насколько успешно удалось с ними поработать.
– Что Вы чувствовали в ситуации “превращения” в ребёнка?
Упражнения ЭОТ для работы с эмоциональными проблемами.
Эмоционально-образная терапия (ЭОТ) – новый и оригинальный, авторский метод Н. Д. Линде, в общем виде выражающийся формулой: чувство- образ- трансформация- чувство. Это направление в работе психологов позволяет достичь весьма быстрых и ценных результатов при коррекции различных эмоциональных нарушений. Основная идея этого направления состоит в том, что эмоциональное состояние может быть выражено через зрительный, звуковой или кинестетический образ, а дальнейшая внутренняя работа с этим образом позволяет трансформировать исходное эмоциональное состояние.
ЭОТ в работе с гневом
Гнев–это эмоциональная защитная реакция, побуждающая человека активно противодействовать нападению или преодолевать препятствия. Но гнев может быть избыточен, часто в нем нет необходимости или он совсем неуместен. В некоторых ситуациях гнев проявлять нельзя, но он все равно возникает, мы его сдерживаем, подавляем, но он накапливается, а потом может прорваться совершенно неожиданным и катастрофическим образом. В других случаях он может разъедать человека изнутри, приводя к невротическим или психосоматическим заболеваниям. В таких случаях он представляет серьезную психологическую проблему
Упражнение. «Знакомство с гневом
Упражнение предназначено для осознания и проработки гнева.
Перед упражнением специально оговаривается условие, что те, кто нуждается в продолжение упражнения, имеют право выполнять его некоторое время и после того, как психолог предложил его закончить.
Инструкция. Вспомните какой-нибудь случай, когда вы сильно гневались, злились. Где в вашем теле вы ощущали эти эмоции? Как вы их там ощущали? Теперь представьте, что эти эмоции находятся прямо перед вами,какой образ сам собой возникает в вашем сознании? Что он вам говорит? Нападает ли он на вас или на кого-то другого? Зачем он нужен? Если он вам действительно нужен, то оставьте все как есть. Если вы бы хотели его уменьшить или вовсе от него избавиться, то продолжайте работу. Представьте некоторую часть вашей личности, которую защищает ваш гнев. Независимо от того, гнев направлен на вас или на других, все равно гнев защищает нечто внутри вас. На что это похоже? Согласны ли вы, отдать энергию, затрачиваемую на производство гнева, этой слабой части личности на ее рост и развитие? Если да, то сделайте это. Помните, что энергия возвращается в первичной, позитивной форме. Если возникают препятствия в этой работе, то осознайте их, можете представить их в виде других образов.
Поработайте 5 минут самостоятельно.
Во всех случаях после упражнения рекомендуется сделать глубокий вдох, потянуться руками над головой и с выдохом открывать глаза. Это помогает участникам упражнений плавно перейти к обычному восприятию реальности.
Рефлексия: обмен впечатлениями между членами группы.
Литература
1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. ПИТЕР, С.-Петербург,2002 г., с.221.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. – М., Информационно-издательский дом ‘’Филин’’, 1996.
3. Линде Н. Д. , Таболина И. В. Коррекция психологических проблем детей через эмоционально - образную терапию родителей. - Вестник психосоциальной реабилитационной работы 2006.
4. Линде Н. Д. Эмоционально - образная терапия. Москва- 2004г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Коммуникативные качества личности, которые проявляются в процессе общения и взаимодействия с людьми»
Цель: определить понятие общения, функции, виды общения, условия эффективного общения, узнать о своих индивидуальных особенностях, выполняя специальные упражнения, тесты....
план взаимодействия воспитателя Г.П.Д.с семьями воспитанников.
План взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников помогает организовать работу с родителями. Лучше узнать отношения родителей с детьми.Видеть проблемы воспитания и вместе находить их решение....
ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМА В УЧЕБНОМ ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Особенности адаптационного процесса у студентов СПО...
Взаимодействие воспитателя и воспитанника во внеурочное время как основа эффективного обучения
Личность воспитателя играет важнейшую роль в воспитании. Эффективность воспитания достигается тогда, когда воспитатель внимательно относится к воспитательному процессу, постоянно анализируя его и дела...
Семинар-практикум для молодых воспитателей "Формы взаимодействия с семьями воспитанников"
Материал выступления старшего воспитателя на семинаре-практикуме предназначен для молодых воспитателей, которые в начале своей педагогической деятельности испытывают определенные трудности в организац...
Доклад «Воспитатель и воспитанник: система взаимоотношений. Модели общения педагога с воспитанниками »
Почему одного педагога дети любят и принимают, а другого просто не воспринимают? Я думаю, что эта проблема близка каждому ребенку и каждому воспитателю. Вообще, можно п...
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя при взаимодействии с семьями воспитанников в процессе подготовки и проведении праздничных мероприятий без участия родителей »
Консультация для воспитателей «Роль воспитателя при взаимодействии с семьями воспитанников в процессе подготовки и проведении праздничных мероприятий без участия родителей »...