Контрольно-обобщающее занятие. "Малая группа"
план-конспект занятия по психологии (7 класс) на тему

Шихалеева Марина Ивановна

Развивать умение внимательно слушать ответ товарища, активно включаться в работу, дополняя ответ; активизировать способности учащихся вытупать перед группой по предложенной теме. Данная форма занятия интересна для учащихсяи можно проводить в начальной и средней школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА КОНТРОЛЬНО-ОБОБЩАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ:

“МАЛАЯ ГРУППА”

Цель:

  • оценить качество освоения учащимися учебного содержания по разделу “малая группа”;
  • развивать умение внимательно слушать ответ товарища, активно включаться в опрос, дополняя ответы;
  • актуализировать способности учащихся выступать перед группой по предложенным вопросам.

Форма проведения: игра “Морской бой”

Оборудование:

  1. Игровое поле «Морской бой» (см. приложение № 1)
  2. Перечень вопросов  (см. приложение № 2).
  3. Критерии оценки для учащихся (см. приложение №3).
  4. Вопросы для проверки знаний, подготовленные учащимися (предварительное домашнее задание учеников).

Правила и условия игры:

  1. Занятие проводится после изучения темы: “Малая группа”.
  2.  Если выпадает окно      -  он может задать вопрос любому ученику и оценить ответ.
  3.  Если выпадает окно       -  ему задает вопрос любой учащийся.
  4. Во время урока каждому учащемуся предоставляется право ответить на основной вопрос (выбранный учеником), дополнить любой другой основной вопрос и задать вопрос другому учащемуся.
  5. Ответ оценивается по пятибалльной системе по критериям (см. приложение № 3).
  6. Если ученик дает ответ только на основной вопрос (при условии данного ответа на “отлично”), то отметка выставляется не выше 4 баллов.
  7. Ученик имеет право, отказавшись от основного ответа, может продолжить участие (например, может взять вопрос на «4»или «3» балла и  дополнять ответы других).
  8. Если ученик только дополняет (при условии существенных дополнений) и только задал вопрос, то отметка выставляется не выше 4 баллов.
  9. Молчание во время опроса оценивается неудовлетворительно.  
  10. Подведение итогов, выставление и объявление отметок.

Приложение № 2

Примерный перечень вопросов к уроку

«Малая группа»

                                        

                                «5» баллов

  1. Что такое малая группа?  Назовите и раскройте на конкретных примерах ее основные признаки.
  2. Что такое формальная группа, и чем она отличается от неформальной?
  3. Докажите, что это – группа (Большая семья). Дайте ее психологическую характеристику.
  4. В какие группы объединяется человек на протяжении всей жизни? (С использованием схемы «Виды групп»)
  5. Что такое коллектив? В чем его отличие от группы?
  6. Назовите этапы формирования коллектива.
  7. В чем сходство и отличие между этими объединениями людей (фото «трое на пляже», «семья 3 человека»).
  8. От чего зависит популярность личности в группе и как ее определить?
  9. Что такое социальная роль? Как происходит усвоение ролей?
  10. Что является причиной ролевого конфликта?

«4» балла

  1.  Вспомни, отношения героев, каких литературных произведений строились по типу                  различных вариантов микрогрупп.
  2. Попробуй  объяснить с психологической точки зрения слова Э. М. Ремарка:    «Характер человека по-настоящему можно узнать, когда он станет твоим начальником».
  3. Объясните взаимосвязи психологического климата и эффективности деятельности.
  4. Оцените роль эмоций в психологическом климате группы?
  5. Как сплоченность отражается на эмоциональной жизни группы?
  6. В чем различие между сплоченными и не сплоченными группами?
  7. Какой тип групп, на ваш взгляд, отличаются наибольшей сплоченностью?
  8. Различается ли психологический климат в малых и больших группах?
  9. Какие факторы определяют статус человека в группе?
  10. Какие функции выполняет лидер в группе?

 

Приложение № 3

Критерии оценки устного ответа

«Отлично»        

  • знания по вопросам психологии человека полные, систематизированные;
  • ученик видит, показывает внутренние связи между психологическими понятиями;
  • связывает теорию с практикой;
  • обосновывает, доказывает, делает выводы, приводит примеры;

ответ выстроен последовательно;

«Хорошо» 

  • знания по вопросам психологии человека не глубокие, незначительные ошибки в ответе;
  • ученик обосновывает, доказывает, делает выводы, приводит примеры;
  • не всегда связывает теорию с практикой.

ответ выстроен последовательно;

 «Удовлетворительно»

  • знания по вопросам психологии человека неполные, поверхностные, недостаточно ориентируется в вопросах, перечисляет основные особенности психических процессов, но не раскрывает их;
  • ученик не видит внутренних связей между психологическими понятиями;
  • недостаточно связывает теорию с практикой;
  • слабые доказательства или обоснования, отсутствие примеров;

ответ выстроен непоследовательно;

 «Неудовлетворительно» 

  • знания по вопросам психологии человека отрывочные, бессвязные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-обобщающий урок (игра) по истории России "Путешествие по Смутному времени" 7 класс

Конспект урока по истории Россиив 7 классе. Можно использовать при закреплении и проверке изученного материала по тем "Смутное время". Часто дети без интереса реагируют на контрольные работы по истори...

Контрольно-обобщающий урок по темам "Сечения" и "Разрезы"

Цель урока: проверить и закрепить на практике теоретические знания, практические умения и навыки по темам "Разрезы" и "Сечения", а также подготовить учащихся к итоговой графической работе....

Контрольно - обобщающий урок по теме " Клетка"

Урок разработан для обучающихся 10 - 11 классов. Тип урока: комбинированный. Цель урока: обобщить, закрепить, проконтролировать знания  обучающихся по данной теме. В этапы урока включены: беседа,...

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип Плоские, Круглые и Кольчатые черви"

1. Общая характеристика червей (таблица) 2. Кроссворд по теме: "Плоские черви" 3. Составить из иллюстраций схему "Цикл развития печеночного сосальщика" 4. Составить из иллюстраций схему "Цикл разви...

Контрольно-обобщающий урок по теме "Рыбы"

Урок проводится в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов, в ходе которых учащиеся должны показать и применить свои знания по теме, смекалку и эрудицию. Задания взяты из разных литературных...

Схема конспекта занятия: «Малые Олимпийские игры». Проведение диагностики обученности.

Схема конспекта занятия для детского театра моды, возраст обучающихся 8 - 10 лет....

Конспект открытого занятия "Малые жанры фольклора"

План-конспект открытого занятия с учащимися второго года обучения творческого объединения "Татарский фольклор"....