«Психологическая подготовка к ЕГЭ. От кого зависит успех на экзамене?».
материал для подготовки к егэ (гиа) по психологии на тему

Логосова Наталья Игоревна

Занятие с элементами тренинга для учителей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_s_elementami_treninga_dlya_uchiteley_po_ege.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ

«УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»

Занятие с элементами тренинга для учителей

 «Психологическая подготовка к ЕГЭ. От кого зависит успех на экзамене?».

Категория участников: учителя, готовящие обучающих к сдаче ЕГЭ и ГИА.

Составила: педагог-психолог

Логосова Н.И.

г. Наро-Фоминск

2013 год

Цель: подготовка учителей, готовящих обучающихся к сдаче ЕГЭ и ГИА.

Задачи:

- знакомство участников, обсуждение ожиданий;

- создание доброжелательной и активной атмосферы в группе;

- развитие межличностного восприятия и коммуникации;

- повышение самооценки;

- осознание участниками собственной индивидуальности;

- осознание уникальности и многообразия окружающих людей.

Ход встречи:

Участники группы входят в зал для проведения встречи и рассаживаются по местам.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие участники! Я искренне рада видеть вас в нашей группе.

Перед тем, как мы приступим к нашему занятию нам нужно выработать правила существования нашей группы. Сейчас мы обсудим основные из них. Поэтому я попрошу вас внимательно выслушать предлагаемые правила.

Правило "здесь и теперь". Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участники сосредотачивают внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время.


Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности - это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Но каждый участник группы должен чувствовать себя защищенным и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента. 

Правило "Я". В группе запрещается использовать рассуждения типа: "У всех такое мнение…", "Мы считаем…" и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее "мы". Все высказывания должны строиться с использованием "я". Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть. 

Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие в отработке навыков и форм поведения, то стоит уделить внимание обсуждению их мотивации целей присутствия на тренинге. 

Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.

Ведущий: после того, как мы приняли правила работы нашей группы, я предлагаю вам продолжить наше занятие знакомством с каждым участником

Знакомство.

Упражнение «Знакомство».

Ведущий: Для начала нашей работы давайте поприветствуем друг друга. Сейчас каждый из нас назовет то имя, которым он хочет называться. Это может быть имя из детства, уменьшительно-ласкательное имя или то, которое ему больше нравится. А также я попрошу вас рассказать о ваших ожиданиях от данного занятия, с чем вы пришли. Также я вам предлагаю сделать бейджики с вашим именем. Начнем, пожалуй, с меня: добрый день, меня зовут Наташа, от сегодняшнего занятия я ожидаю что, выходя из этого кабинета, каждый из нас вынесет что-либо для себя и будет использовать какие-то моменты занятия в своей работе.

Ведущий: После того как мы познакомились, я предлагаю вам пройти тест. Этот тест выполняется на время. На его выполнение дается 3 минуты. Сейчас я вам раздам тест оборотной стороной, вы его перевернете когда пойдет отсчет времени. Все готовы? Начали!

Проведение теста.

Вывод: в состоянии аффекта человек не может отреагировать ни какую инструкцию.

Ведущий: Ну, а сейчас, я вам предлагаю решить одну занимательную задачу.

В автобусе ехали 10 человек.

На первой остановке вышло 3 пассажира, а вошло 5.

На второй остановке вышло 7 пассажиров, а вошло 2.

На следующей остановке вышло 4, а вошло 7.

На следующей остановке вышло – 5, а вошло – 1.

На следующей остановке вышло – 6, а вошло 9.

На следующей остановке вышло – 8, а вошло – 4.

На следующей остановке вышло – 2, а вошло – 3.

На следующей остановке вышло – 1, а вошло – 6.

Вопрос: сколько было остановок?

Вывод: структуризация материала.

Ведущий: Я вам предлагаю сыграть в деловую игру.

Салфетка.

Задачи:

  • на собственном опыте сравнить самочувствие и эмоциональное состояние обучающегося в различных моделях взаимодействия учителя с детьми;
  • выработать принципы, критерии анализа результата деятельности детей на учебных занятиях;
  • определиться в отношении к ошибкам, неуспехам в учебных занятиях;
  • на собственном опыте убедиться в сложности перекодирования вербального указания в двигательный акт, в моторное действие;
  • почувствовать дискомфорт от деятельности в извне заданном ритме и темпе, без учета индивидуальных возможностей и способностей обучающихся.

Оборудование: 3 листа бумаги, ножницы и ручка для каждого участника.

Время проведения: 30-45 минут.

Количество участников: 15.

Ход игры: предлагается «поиграть» в роль ученика на занятии «Изготовление бумажной салфетки» по определенному алгоритму действия, задаваемому ведущим в трех вариантах взаимодействия участников занятия. Прочтение каждой инструкции.

Все вы знаете формы и их составляющие. Сейчас я вам предлагаю уточнить, что такое: квадрат, треугольник, прямоугольник, катет, гипотенуза, прямой угол – острый угол, направление к правой или левой руке, диаметр круга.

Сегодня мы проведем занятие, а я проверю, умеете ли вы хорошо слушать, быть внимательными и правильно выполнять задания.

Инструкция №1.

Запомните! Слушать вы должны только меня! Не отвлекаться! С соседом разговаривать нельзя! Ни о чем его не спрашивать, вопросов не задавать, делать все самостоятельно. Меня тоже не переспрашивать, вопросов не задавать, а сосредоточенно работать.

  1. из прямоугольного листа сделайте квадрат, отрезав лишнюю часть.
  2. сложите квадрат пополам.
  3. а теперь получившийся четырехугольник сложить еще раз пополам.
  4. в левую руку возьмите угол получившегося малого квадрата, представляющего центр большого квадрата.
  5. отрежьте бумагу так, чтобы получился кружок диаметром 2 см.
  6. соедините правый верхний угол с левым нижним и отрежьте столько же бумаги.
  7. проделайте то же самое с правым углом.
  8. разверните большой квадрат и из него сделайте большой треугольник.
  9. отогните правый и левый углы треугольника так, чтобы получился малый квадрат.
  10. согните его по диагонали.
  11. получившийся малый треугольник держите прямым углом к правой руке и на правой стороне треугольника в середине отрежьте бумагу так, чтобы получился круг в два раза больше чем предыдущие.

Не разговаривайте. Подпишите салфетку №1 и отложите в сторону.

Инструкция №2.

Сейчас вы можете общаться со своим соседом, спрашивать что-то у него, но только не отвлекайте его. Меня спрашивать нельзя. Делайте вместе, но без моей помощи.

  1. из прямоугольника сделайте квадрат, отрезав лишнюю часть.
  2. сложите квадрат по диагоналям и загладьте линии.
  3. сделайте из квадрата большой треугольник.
  4. из большого треугольника сделайте малый, еще раз сложив его пополам.
  5. держите прямой угол этого треугольника к правой руке и отрежьте верхний правый угол и нижний левый немного (1х1см).
  6. раскройте большой треугольник и из него сделайте малый квадрат, отгибая правый и левый углы треугольника.
  7. согните малый квадрат по диагонали так, чтобы получился маленький треугольник.
  8. прямой угол к правой руке. Отрезаем прямой угол так, чтобы получился кружок диаметром 2 см.
  9. держите этот треугольник прямым (отрезанным) углом вниз, и на катете на левой стороне в середине его отрезать бумагу так, чтобы получился круг диаметром 4 см.
  10. на гипотенузе треугольника отрезать бумагу, чтобы получился такой же круг диаметром 4 см, но ближе к верхнему правому углу треугольника.

Не разговаривая, развернуть и подписать салфетку №2.

Инструкция №3.

Сейчас мы сделаем еще одну салфетку. Вы будете очень внимательными, но если вам будет что-то непонятно, или вы не успеваете, вы можете обратиться ко мне, попросить помочь, показать, проверить, правильно ли вы делаете. Можно советоваться с друзьями. Старайтесь сделать все правильно.

ПОВТОРЯЕТСЯ ПЕРВЫЙ АЛГОРИТМ ЗАДАНИЯ.

На основе собственных переживаний неуспеха деятельности участники деловой игры приходят к следующим суждениям:

  1. ребенок имеет право на ошибку. Учатся на своих ошибках, а не на чужих.
  2. необходимо создавать условия для понимания причины ошибки, для поиска путей ее исправления. Ребенок имеет право не выставлять «на показ» свою ошибку. Это его личное право – знать свою ошибку и иметь возможность ее исправить. У педагогов должно быть уважительное отношение к ошибкам детей.
  3. выполнение вербальных указаний, от которых зависит конечный результат деятельности, требует от детей большого напряжения внимания и волевых усилий, так как происходит перекодирование словесного указания в двигательный(моторный) акт.

Для этого нужно время. Латентный (скрытый) период двигательной реакции у каждого ребенка индивидуален, поэтому общие ритмы деятельности не всегда уместны для выполнения подобных занятий.

  1. образец, показ действий требует еще одной перекодировки – пространственной, поэтому «зеркальный» показ может сбить с толку ребенка. Ему нужно дополнительное время чтобы осмыслить пространственное положение образца.
  2. при тотальном невыполнении группой задания недопустима критика и обвинения. Необходим поиск причин, а не «виноватого».
  3. через деловую игру можно прочувствовать состояние ребенка в условиях учебных занятий. Использование подобных игр с учителями необходимо для повышения их психологической компетентности в организации обучения детей.

Ведущий: сейчас я вам предлагаю сыграть в интерактивную игру.

Кружка.

Задачи: показать, что каждый человек, ученик – индивидуальность и его нельзя рассматривать только с одной стороны.

Оборудование: стол, стул, кружка с рисунком с одной стороны.

Количество участников: 4

Ход игры: четверо участников занимают разное положение по отношению к предмету расположенному на столе. Глядя на кружку, они поочередно описывают то, что видят, и сообщают об этом всей группе. Их описания явно не совпадают: один видит, что кружка имеет ручку, но этого не видит другой; один видит рисунок на кружке, но другой сообщает, что кружка одноцветная и т. д.

      В ходе беседы  субъекты приходят к выводу, что их различное описание одного и того же предмета зависит от ракурса восприятия  предмета. Несхожие характеристики  зависят не от  личностных особенностей (кто-то плохо смотрел?), а от того, что объективно предмет с разных точек зрения выглядит иначе и может иметь несхожие оценки.

На этапе рефлексии полезно акцентировать внимание участников на то, как часто люди ссорятся, обижают друг друга, приписывают человеку низкую оценку только потому, что не хотят увидеть тот ракурс, с которого этот человек воспринимает предмет.

        Ведущий: сейчас я вам предлагаю посмотреть презентацию, которая так и называется «Психологическая подготовка к ЕГЭ. От кого зависит успех на экзамене?».

        Показ и просмотр презентации.

        

Ведущий: вот и подошло наше занятие к логическому завершению. Презентацию и анкету я могу скинуть на флешку. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчего зависит успех на ЕГЭ

Отчего зависит успех на ЕГЭСоздание условий для успешной сдачи ЕГЭ — одна из важнейших задач педа­гогического коллектива нашей школы. Для ее реализации требуется: развитое взаимодействие всех участник...

Программа тренинговых занятий для учащихся 9,11 классов "Формула успеха". Психологическая подготовка к экзаменам.

Важным компонентом психологической подготовки выпускников к ГИА, ЕГЭ является фронтальная подготовка детей к экзамену. Оптимальной формой фронтальной психологи...

Программа тренинговых занятий по психологической подготовке старшеклассников к ЕГЭ «Шаги к успеху»

  Программа тренинговых занятий по психологической подготовке старшеклассников к ЕГЭ «Шаги к успеху» предназначена для учащихся 11-х классов (16-18 лет). При разработке использовали програ...

Программа для психологической подготовки выпускников к ЕГЭ «ПУТЬ К УСПЕХУ».

Программапсихолого-педагогических мероприятийдля выпускников в период подготовкик единому государственному экзамену...

Психологическое занятие с элементами мини – тренинга: «Формула успеха при подготовке и сдачи ГИА и ЕГЭ» (для обучающихся и педагогов).

Цель: ознакомление со стратегией и тактикой поведения в период подготовки и сдачи ГИА и ЕГЭ.Задачи:Обучить навыкам саморегуляции и самоконтроля с опорой на внутренние резервыПовысить уверенность в себ...

Программа Психологическая подготовка обучающихся к экзаменам Формула успеха»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программыПрограмма психологическая подготовка обучающихся к экзаменам «Формула успеха»Составитель программыКадуцкая Т.М.Тип программыобщеразвивающаяНапр...

Рабочая программа по самообразованию по теме: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЭТАПОВ И ПЕРИОДОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА»

Актуальность:Достижения высокого уровня спортивного мастерства и успех выступления в соревнованиях зависит от рационального построения всех взаимосвязанных сторон подготовки спортсменов: технической, ...