Психологический ликбез "Работа с мотивированными обучающимися"
методическая разработка по психологии по теме

Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Презентация1.14 МБ
Microsoft Office document icon Комментарии33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема выступления на педагогическом совете:

Работа педагогов с мотивированными обучающимися.

(12.01.2011г.)

Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением определенной потребности.

Термин "мотивация" представляет более широкое понятие, чем термин "мотив". Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Классификация основных мотивов:

- познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т.д.

- социальные мотивы. Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности.

Данная классификация характеризует отношение мотивов и непосредственно учебной деятельности. Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае — процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними. Мотив учения может быть внутренним — при самостоятельной познавательной работе или внешним — при оказании помощи взрослым.

Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к недопущению неудачи. Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели.

Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи.

Данные об уровнях мотивации обучающихся (в диаграмме)

1 уровень – 2,1%

2 уровень – 15,1%

3 уровень – 38,2%

4 уровень – 35,3%

5 уровень – 9,2%

Рекомендации по формированию мотивации учения.

  1. Педагогам необходимо внимательно относится к правильному осмыслению обучающимися системы школьных отметок, так как она имеет разный смысл. Если отметка выступает в качестве элемента обратной связи (выражает сильные или слабые стороны ученика), то она усиливает внутреннюю мотивацию. Если отметка выступает в виде контролирующего фактора, как поощрение или наказание, то это ведет к снижению мотивации.
  2. Для подкрепления внутренней мотивации обучающимся необходимо ощущать собственную компетентность, которая в учебных ситуациях будет подкрепляться позитивной обратной связью в виде похвалы, одобрения, переживания успеха и т.д. Если преобладают негативные обратные связи (критические ситуации и оценки), то внутренняя мотивация снижается.
  3. Обучающимся необходимо предъявлять требования соответствующее их способностям. Если требования и способности соответствуют друг другу, то создаются условия для внутренней мотивации. При повышенном уровне требований возникает тревожность, а при высоких способностях и заниженных требованиях проявляется скука. Поэтому необходим индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
  4. Формированию положительной мотивации способствует отношение сотрудничества учителя и обучающихся, привлечения обучающихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.
  5. Негативный эффект на внутреннюю мотивацию оказывают такие факторы как необходимость выполнения работы к жестко фиксированному сроку  и постоянный контроль.
  6. Познавательный интерес обучающихся   необходимо развивать по двум направлениям: средствами отбора информации и средствами включения школьников в познавательную деятельность.

Рекомендации по повышению уровня мотивационной сферы обучающихся:

1. Использование системы поощрения.

2. Предъявление учебных требований соответствующих способностям обучающихся.

3. Не использовать жестко фиксируемые сроки для выполнения самостоятельных или других работ.

4. Формирование адекватной оценки у обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности по английскому языку с мотивированными обучающимися

О внеурочной деятельности  с мотивированными обучающимися...

Организация работы с одаренными и мотивированными обучающимися

Система работы с учащимися, проявляющими способности в изучении информатики...

План работы научно – технической кафедры с одаренными и мотивированными обучающимися на 2017 – 2018 учебный год.

План работы научно - технической кафедры с одаренными и мотивированными обучающимися на 2017 - 2018 учебный год...

Мотивирование обучающихся к изучению английского языка при помощи проектно-исследовательской деятельности

Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка и во внеурочной деятельности....

Подготовка к ЕГЭ по биологии для 11 класса для мотивированных обучающихся

Важнейшим показателем качества образования является объективная оценка учебных достижений учащихся. Экзамен по биологии - одна из форм итогового контроля знаний. Выпускные экзамены проводятся за основ...

Задания для мотивированных обучающихся

Задания для подготовки к олимпиадам,конкурсам...

Игровые технологии на уроке иностранного языка как способ мотивирования обучающихся ранней ступени обучения

  Одной из основных задач учителя, на мой взгляд, особенно на ранней ступени обучения иностранным языкам является, мотивирование обучающихся на изучение иноязычной культуры несмотря на все...