Игровые технологии на уроке иностранного языка как способ мотивирования обучающихся ранней ступени обучения
статья

Медведева Юлия Сергеевна

    Одной из основных задач учителя, на мой взгляд, особенно на ранней ступени обучения иностранным языкам является, мотивирование обучающихся на изучение иноязычной культуры несмотря на все связанные с этим трудности. И так как одним из ведущих видов деятельности детей этого возраста по-прежнему остаётся игра, то внедрение игровых технологий в процесс изучения иностранного языка является вполне оправданным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 14.09.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии на уроке иностранного языка как способ мотивирования обучающихся ранней ступени обучения

Ю.С. Медведева

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Боградская средняя общеобразовательная школа» с. Боград (МБОУ «Боградская сош)

    Одной из основных задач учителя, на мой взгляд, особенно на ранней ступени обучения иностранным языкам является, мотивирование обучающихся на изучение иноязычной культуры несмотря на все связанные с этим трудности. И так как одним из ведущих видов деятельности детей этого возраста по-прежнему остаётся игра, то внедрение игровых технологий в процесс изучения иностранного языка является вполне оправданным.

   Использования игровых технологий на уроках иностранного языка помимо создания положительной мотивации к обучению, выполняет ещё ряд важных функций, а именно:

  1. способствует отходу от традиционных методов и форм обучения;
  2. игровые технологии являются одним из видов автономного обучения, переходом к которому стремиться современная система образования; и соответственно,
  3. позиция учителя резко меняется от лидерской  на позицию консультанта, товарища, советника, что, безусловно, способствует созданию благоприятной атмосферы на уроке;
  4. стимулирует познавательный интерес обучающихся, как любая креативная форма работы;
  5. дает  возможность не только выразить себя, действовать самостоятельно, но и возможность переживать и сопереживать;
  6. обеспечивает положительное эмоциональное воздействие на обучающихся, активизирует резервные возможности личности;
  7. игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом, что в свою очередь не мало важно для дальнейшей жизнедеятельности обучающихся, т.к. все мы живём в обществе, а значит в коллективе, и рано или поздно мы должны научиться приспосабливаться к его условиям, ведь конечной целью любого образования является не что иное, как социализация ребёнка, его успешное вхождение и дальнейшее существование, и развитие в современном обществе;
  8. способствует развитию самостоятельности и инициативности; формирует способность принимать самостоятельные решения, критически оценивать свои действия и действия других;
  9. развивает память и воображение, оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой стороны личности, учит управлять своими эмоциями, организовывать свою деятельность;
  10.  превосходство игры над другими средствами обучения обнаруживается в том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную форму работы на занятии, что позволяет каждому обучаемому, а также учителю максимально эффективно использовать учебное время;
  11.  главной целью обучения иностранному языку является коммуникация, поэтому если говорить об играх вообще, и о коммуникативных играх в частности, то они способствуют коммуникативно-деятельностному характеру обучения и обеспечивают развитие речемыслительной деятельности учащихся, мотивируют, побуждают к коммуникации.

С психологической точки зрения игра также имеет важное значение:

Во первых, применение игровых технологий способствует созданию непринуждённой, благоприятной и дружеской атмосферы на уроке, способствует развитию сотрудничества и «здорового» духа соперничества;

Во вторых, снимает психологические барьеры такие как, боязнь говорения (общения) на иностранном языке, боязнь сделать ошибки, что является одной из главных трудностей в обучении, особенно и при обучении иностранным языкам;

В третьих, эффект игры основан на таком механизме памяти как непроизвольное запоминание. В игре обучающиеся запоминают неосознанно то, что не стремились запомнить. Это является неоспоримым плюсом при работе с «трудными» детьми.

И в четвёртых, безусловно, игры носят релаксационный характер, что является важным условием как для самих обучающихся, так и для нас учителей, организаторов процесса обучения, т.к. мы, непременно должны заботиться о здоровье своих воспитанников.

Говоря о трудностях  применения игровых технологий, следует выделить такие как:

  • Внедрение любой игры в процесс обучения требует достаточно большой подготовки для учителя;
  • Необходимо учитывать индивидуальные физиологические, возрастные и психологические особенности обучающихся;
  • Обучающиеся должны быть готовы к такому роду деятельности, а именно обладать необходимой грамматической, лексической синтаксической компетенцией для общения в области той или иной затрагиваемой проблемы, а также коммуникативными умений, особенно если речь идёт о коммуникативных играх, т.е. любое игровое действие должно опираться на знания,  умения и навыки приобретенные ранее;
  • Содержание учебной игры должно быть  интересно и значимо для ее участников;
  • Игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащиеся должны испытывать потребность в ней.

Говоря о практическом применении игровых технологий  на уроках иностранного языка, то в своей работе, чаще всего,  я  применяю такие виды игр как коммуникативные, лексические, грамматические.

К коммуникативным играм относятся:

«Wegbeschreibung»/описание пути - при изучении темы  «Город»; «Bestellungen im Restaurant» - ролевая игра  (официант и гости ресторана); « Unsere neue Wohnung» (наша новая квартира), - при изучении названий комнат и мебели и др.

Кроме этого на моих уроках инстранного языка имеют место грамматические игры, например, «Sätze bauen»/составь предложения, и так называемые «Wechselspiele» - когда партнёры обмениваются различного рода информацией.

Достаточно часто я использую «Bewegungsspile»/подвижные игры, например «Sucht einander»/найди друг друга (очень удобно, когда нужно поделить обучающихся на пары или группы), а также не тематические подвижные игры на стадии релаксации.

А также широкое применение в моей работе нашли лексические игры «Buchstabensalat»/салат из букв, «Memory», «Magischer Quadrat/магический квадрат«, «Würfelspiele»/настольные игры.

 Эти игры можно использовать практически при изучении любой темы.  Очень удачной считаю игру «Memory», так как помимо запоминания лексических единиц, она ещё способствует развитию зрительной памяти и внимания.

Хочется отметить универсальность и разноуровневость этой игры.

Данная игра может быть использована практически на любом предмете и на разных ступенях обучения. (2 класс – карточки двух цветов; 3-4 класс-разноцветные; 5-6 класс – карточки одного цвета)

Эффективность  применения игровых технологий как способа мотивирования обучающихся была доказана мною в ходе проведённого опроса.  

Опрос проводился во 2-х классах.

Обучающимся было предложено ответить на 3 вопроса:

  1. Считаешь ли ты урок иностранного языка с применением игровых технологий интереснее, чем без их применения?
  2. Легче ли тебе запоминается материал во время игры?
  3. Готов ли ты задержаться на перемене, чтобы закончить игру?

Класс 2 «А»

Да

Нет

Не знаю

Вопрос №1

12

0

1

Вопрос № 2

11

1

1

Вопрос № 3

7

4

2

Класс 2 «Б»

Да

Нет

Не знаю

Вопрос №1

10

0

0

Вопрос № 2

9

0

1

Вопрос № 3

5

4

1

Из приведённых ниже таблиц видно, что применение игровых технологий на уроках иностранного языка на ранней ступени обучения оправдано и способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "применение новых игровых технологий на уроках иностранного языка в начальной школе"

данная презентация содержит материал о применении игровых технологий на уроках английского языка...

Игровые технологии на уроках иностранного языка

Данная статья об эффективности использования игровых технологий на уроках английского языка. Расчитана на  младшее и среднее звено....

Игровые технологии на уроках иностранного языка.

Игровые технологии на уроках иностранного языка....

Игровые технологии на уроках иностранного языка в начальной школе.

Игры на уроках английского языка в младших классах для развития речевых навыков и умений.Роль игры на уроках английского языка в младших классах для формирования речевых навыков и умений. Индивидуальн...

Игровые технологии на уроках немецкого языка как способ развития коммуникативной компетенции.

Главная цель моей педагогической деятельности – развитие способностей учащихся к общению на немецком языке, создание условий   успешности учителя и учеОбучение на основе общения посред...

Выступление на ШМО учителей английского языка по теме "Применение игровых технологий на уроках иностранного языка"

Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: "Применение игровых технологий на уроках иностранного языка" с приложением (игры, которые можно использов...

«Развитие речевых и коммуникативных навыков у обучающихся с применением игровых технологий на уроках иностранного языка».

Английский язык в средней школе, в особенности рассматриваемый как второй,  так же является серьёзным и сложным предметом. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать...