Методическая разработка внеклассного мероприятия ТЕМА: «КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ И СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ»
методическая разработка по психологии по теме

Майорова Анна Владимировна

Внеклассное мероприятие «Как подготовиться  к экзаменам и сохранить здоровье» предназначено для обучающихся, которым предстоят экзамены, в т.ч. итоговая аттестация в форме ГИА или ЕГЭ. Данное занятие имеет практическую направленность,  поскольку помогает  увидеть проблему сохранения здоровья в условиях стрессовой ситуации, связанной со сдачей экзаменов. Это так же важ­но, как и знание конкретных способов ее преодоления. Поэтому психолог не дол­жен увлекаться «полезными советами» или жестко критиковать несостоятельные с медицинской точки зрения рекомендации. Советы забудутся, а желание думать о здоровье останется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_trening_1_chas.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АРЧЕДИНСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

ТЕМА: «КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ  К ЭКЗАМЕНАМ  И СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ»

                  Преподаватель

   Майорова А.В.

2013 г.

аннотация

Внеклассное мероприятие «Как подготовиться  к экзаменам и сохранить здоровье» предназначено для обучающихся, которым предстоят экзамены, в т.ч. итоговая аттестация в форме ГИА или ЕГЭ. Данное занятие имеет практическую направленность,  поскольку помогает  увидеть проблему сохранения здоровья в условиях стрессовой ситуации, связанной со сдачей экзаменов. Это так же важно, как и знание конкретных способов ее преодоления. Поэтому психолог не должен увлекаться «полезными советами» или жестко критиковать несостоятельные с медицинской точки зрения рекомендации. Советы забудутся, а желание думать о здоровье останется.

Тема: «Как подготовиться к занятиям и сохранить здоровье»

Цель: обучение навыкам саморегуляции и повышение стрессоустойчивости.

Задачи: 

  1. Показать актуальность проблемы сохранения здоровья во время подготовки к экзаменам.
  2. Дать понятие об опасности экстремальных психических и физиологических нагрузок.
  3. Сделать проблемы риска для здоровья во время подготовки к экзаменам наглядными («погружение в проблему»).
  4. Стимулировать самостоятельный поиск путей профилактики, предупреждения и преодоления негативного влияния интенсивной учебной деятельности на организм.

Методические средства: беседа, тренинговые упражнения, «мозговой штурм», метод проекта.

Условия проведения: Тренинг рассчитан на проведение в аудитории с демонстрационной доской. Потребуются картонные или бумажные фигурки человека — стилизованные изображения, как на дорожных знаках, — из расчета по 1 фигурке на 4—6 человек или по количеству предполагаемых групп; красные фломастеры или карандаши в таком же количестве; круглые бумажные карточки около 10—12 сантиметров в диаметре; скотч для закрепления фигурок на доске.

Время проведения занятия: 45минут .

План занятия

  1. Введение в групповую работу, мотивационная беседа

Участники располагаются в произвольном порядке на стульях, расставленных в круг или «подковой».

После объявления темы тренинга ведущий, задав несколько вопросов, должен убедиться, что проблема подготовки к экзаменам является актуальной для группы. Желательно подобрать вопросы так, чтобы получать утвердительные ответы.

Например: «Правильно ли мне сказали, что вам скоро предстоит сдавать  экзамены? А часто ли людям вообще приходится сдавать экзамены или проходить тестирование? Ваши родители когда-нибудь проходили на своем рабочем месте аттестацию, повышение квалификации, квалификационные экзамены?»

Наличие утвердительных ответов позволит ведущему сделать вывод, что подготовка к экзаменам или другим испытаниям — не единовременная проблема, поэтому целесообразно уделить время ее обсуждению.

Усилению мотивации работы способствует следующая инструкция: «Проблема эта не нова, и, конечно, существует много рекомендаций и советов, которые я могла бы вам передать. Но сегодня я не буду этого делать. Я заметила, что то, что легко достается, легко и забывается. Сегодня я предлагаю вам заработать советы и рекомендации, выполняя определенные задания в группах».

Если группа никогда не участвовала в тренингах, следует, кратко объяснить, что это за форма работы, или привести пример  тренингов  разной  направленности (уверенности, сензитивности и др.).

Затем можно перейти к выполнению вводных упражнений. Желательно провести хотя бы по одному упражнению на сплочение (см. «Передача уверенности в успехе»), на концентрацию внимания и согласованность работы в группе (см. упр.  «Муха»).

УПРАЖНЕНИЕ «ПЕРЕДАЧА УВЕРЕННОСТИ В УСПЕХЕ»

Сегодня вам предстоит решать проблемы не индивидуально, а в группе. Успех этой работы во многом зависит от вашего настроя и веры друг в друга. Давайте приободрим друг друга следующим образом. По очереди посмотрите на своего соседа справа, назовите его по имени вслух и мысленно скажите: «Я верю в тебя». Передайте эту веру через дружеское похлопывание по плечу.

А теперь давайте повторим упражнение в обратную сторону, можно похлопывать соседа левой рукой.

Примечание: лучше начать выполнение задания справа налево и предложить участникам слегка развернуться, чтобы видеть лицо соседа.

УПРАЖНЕНИЕ   «МУХА»

Упражнение направлено на концентрацию внимания и создание настроя на согласованную работу в группе

Инструкция: Представьте себе игровое поле 3x3 клетки. В центральной ячейке сидит муха, которая может выполнять наши команды ВВЕРХ, ВНИЗ, ВПРАВО И ВЛЕВО. Поочередно давайте мухе команды так, чтобы при движении она не вышла за пределы поля. Нельзя давать противоположную команду – например, после ВВЕРХ говорить ВНИЗ. Если кто-то из членов группы заметит, что муха вышла за пределы поля или нарушена инструкция, он должен сказать: «Стоп» и игра начнется сначала. Желательно безошибочное выполнение команд всеми участниками хотя бы за один круг игры.

2.   Погружение в проблему       

Мозговой штурм «ЗОНА РИСКА»

Первая инструкция. Посмотрите на тему нашего занятия и подумайте, действительно ли экзамены и подготовка к ним так вредны для здоровья? Какой вред они могут принести организму? Подумайте, какие органы и системы работают с перегрузкой во время подготовки и сдачи экзамена? К чему это может привести?

Для обсуждения этих вопросов разделитесь  на   группы  по  4—6  человек, сдвиньте стулья. Каждая группа получит фигурку человека и красный фломастер. На фигурке отметьте с помощью линий, штриховки или надписей зоны риска для здоровья.

На выполнение этого задания вам дается 5—7 минут.

Вторая инструкция (дается через несколько минут после начала работы над проектом). У каждой группы уже появились первые идеи и рисунки. А теперь подумайте о чем-то таком, что другие группы могут не знать или забыть. Не останавливайтесь на первом пришедшем в голову решении, призовите все свое воображение, почувствуйте свой организм — свое тело, нервную систему, психику. Представьте состояние своего организма во время подготовки и сдачи экзаменов.

Следует попросить одного из представителей каждой группы представить итоги работы: фигурка закрепляется скотчем на доске, участник объясняет смысл надписей и штриховок.

Целесообразно начать демонстрацию результатов с наименее проработанных проектов, чтобы каждый последующий выступающий вносил дополнения.

 См. таблицу часто встречающихся ответов. Могут проявиться и неожиданные ответы, связанные с низким уровнем знаний по биологии и физиологии человека (например, нарушения дыхания как вегетативные проявления невроза — одышка, судорожные вздохи, нехватка воздуха — рассматриваются как нарушение деятельности легких). Такие предположения следует прокомментировать — выяснить, какие именно нарушения имелись в виду, пояснить их физиологические механизмы.

Вид фигурок, испещренных красными пометками, вызывает обычно живую эмоциональную реакцию. Следует обсудить, неужели все обстоит так ужасно и любого ли человека ждут подобные нарушения здоровья. Проявляются ли они у одного человека все сразу или есть индивидуальный диапазон. Ввести понятие экстремальных нагрузок (которые могут привести r срыву) и понятие функциональных (приходящих) нарушений. Обсудить вопрос, зависит ли тревога, утомление, общий риск для организма от успеваемости.

Следует направить рассуждения учащихся к выводу, что умение работать с материалом и научная организация умственного труда сокращают время подготовки к экзаменам и тем самым снижают вредные нагрузки на организм.

Подведение итогов групповой работы «Спасательный круг»: в результате интенсификации нагрузок перед экзаменами увеличивается негативное воздействие на организм, поэтому следует предложить следующие рекомендации:  

  1. ОБЩЕЕ УТОМЛЕНИЕ

Рекомендации. Соблюдение режима сна и бодрствования, прогулки на свежем воздухе не менее 30 минут в день (!), витамины, сосредоточенность при подготовке (это экономит время)

  1.  НЕРВОЗНОСТЬ, ПЕРЕЖИВАНИЯ

Рекомендации. Аутотренинг, самовнушение, распределение времени, планирование деятельности, прогулки, витамины, «несильные» лекарства

  1. УТОМЛЕНИЕ ГЛАЗ

Рекомендации. Перерывы в чтении, не читать лежа, умывание холодной водой, гимнастика для глаз (различные варианты), не спать лицом в подушку, не приучать глаза к стимулирующим витаминным каплям, полноценный сон, питание, богатое витамином А (морковь), после утомления глаз не поднимать тяжести

  1. ВЕГЕТАТИВНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ (в том числе боли в сердце, желудке)

Рекомендации. Привычный режим дня, травяные чаи, правильное питание, прогулки, аутотренинг, медитация, спокойная музыка, любимая музыка

  1. НАГРУЗКА НА СЕРДЦЕ, СОСУДЫ

Рекомендации. Самоуспокоение на случай неудачи: «И Энштейн был двоечником!», самовнушение: «Все сдают - и я сдам», гимнастика во время утомительных занятий, прогулки на свежем воздухе, полноценный отдых и сон, правильная поза за столом (не сдавливать грудную клетку, крупные сосуды, выпрямлять ноги)

  1. МЫШЕЧНОЕ УТОМЛЕНИЕ

Рекомендации. Чередование труда и отдыха, наклоны, элементарные физические упражнения, питание с высоким содержанием белка и низким - жира, массаж, самомассаж

  1. НАГРУЗКА НА ПОЗВОНОЧНИК

Рекомендации. Вращение головой, наклоны, подбор правильной позы, осанки, смена позы, пища, богатая кальцием, спать на плоской подушке, в перерывах между занятиями полежать на полу

  1. Поиск альтернатив

ПРОЕКТ «Спасательный круг»

После обсуждения результатов «Зоны риска» участникам сообщается, что они успешно справились с заданием и заработали звезду (фишку, 1 балл и т.п.) право на 1 совет. Но ведущий предлагает сэкономить эту звезду и оставить ее для обмена на более важные советы при работе над темой «Технология подготовки и сдачи устного экзамена». Это можно сделать, если учащиеся попытаются самостоятельно разработать рекомендации по преодолению и профилактике наиболее распространенных проблем, возникающих во время сдачи экзаменов.

Каждой группе предлагается одна из проблем, выявленная при выполнении работы «Зона риска», и круглая карточка из плотной белой бумаги.

На одной стороне карточки следует изобразить спасательный круг с надписью «Средство от...» (указать проблему), а на оборотной стороне дать рекомендации.

Через несколько минут после начала работы над проектом «Спасательный круг» ведущий дает дополнительную инструкцию:

Не останавливайтесь на банальных рекомендациях. Попробуйте представить, что любит ваш организм. Пусть ваши рекомендации также будут разнообразны, не бойтесь ошибиться.

По завершении проекта представители групп рассказывают, к каким выводам они пришли, и дают советы всем присутствующим.

Ведущему полезно показать   комплексный характер проблемы, сравнив рекомендации для разных органов и систем. Например, для глаз читать лежа вредно, а для позвоночника вредно много сидеть над книгой, полезно лежать, распрямив позвоночник. Так можно ли читать лежа? Если да, то при каких условиях?

Обращает на себя внимание тот прискорбный факт, что учащиеся редко указывают  на  необходимость  выполнения физических упражнений, регулярных занятий спортом, активного образа жизни. Чаще рекомендации сводятся к поддержанию определенных поз, чередованию активностей, введению пауз, прогулок.

На данном занятии важно помочь  увидеть проблему. Это более важно, чем знание конкретных способов ее преодоления. Поэтому психолог не должен увлекаться «полезными советами» или жестко критиковать несостоятельные с медицинской точки зрения рекомендации. Советы забудутся, а желание думать о здоровье останется.

Итак, какими бы ни были советы, каждый «Спасательный круг» следует прикрепить к фигурке человека с помощью скотча или прорезать круг посредине и надеть, например, на руку фигурки. Примечательно, что участники хотят «спасти» своего человечка: волнуются за его судьбу. Есть надежда, что после проведения тренинга они будут волноваться и за свое здоровье.

4.   Подведение итогов, рефлексия

В заключительной части следует остановиться на двух основных выводах.

Первый вывод — здоровье можно сохранять с помощью своих же собственных усилий.

Второй относится собственно к учебной деятельности.  Занятие  наглядно  может продемонстрировать эффективность метода погружения в проблему для организации последующего сообщения по данной проблеме, поэтому в листок обратной связи включены вопросы: 5 и 6.  

Рефлексия / обратная связь.

по мероприятию «________________________________________________________», состоявшемуся «_____» _______________ 201____г.

Оцените, пожалуйста,  наше мероприятие по 2-х балльной системе. Укажите свой балл: чем результативнее работа, тем балл выше (0 – отсутствие всякого результата).

0

1

2

Тема актуальна

Цели понятны

Продуктивность работы группы

Личная активность.

Объем фактического материала для подготовки сообщения по теме « Как вредит здоровью неправильное поведение при подготовке к экзаменам или выполнении домашней работы»

Могли они сделать такое сообщение до нашего тренинга?

Отметка организатору

                                                                           Ф.И. участника_______________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия тема: "Живая память"

ВСТРЕЧА, ПОСВЯЩЕННАЯ 15 ФЕВРАЛЯ - ДНЮ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ В АФГАНИСТАНЕ И ДРУГИХ «ГОРЯЧИХ ТОЧКАХ»...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия Тема «День матери»

В рамках празднования Международного Дня матери, 28 ноября в стенах учебного комбината № 2 (директор Марина Анатольевна Золотова), прошло мероприятие для мам, бабушек и детей микрорайонов №№ 6, 8 и 9 ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия Тема «День матери»

В рамках празднования Международного Дня матери, 28 ноября в стенах учебного комбината № 2 (директор Марина Анатольевна Золотова), прошло мероприятие для мам, бабушек и детей микрорайонов №№ 6, 8 и 9 ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Тема: «С праздником 8 марта, дорогие!» ( семейная гостиная по Щурковой )

Данное мероприятие проводиться с учащимися 3 класса. Учащиеся рассказывают стихи, поют песню,показывают шуточные сценки...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия Конкурс чтецов «И мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово»

Сегодня перед образованием стоит трудная задача – воспитать обучающихся с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, к ее культуре, языку, литературе....

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Тема:«Припадаю, Россия, к твоей красоте."

Цель:воспитывать любовь к родному краю через  музыку и слово; познакомить с авторами  песен "С чего начинается родина","Край березовый", "Кони",  " Гляжу в озера синие",  "Как упои...

Методическая разработка внеклассного мероприятия Тема мероприятия: «Общественные движения в России при Александре II»

Образовательные цели:-повторение и обобщение знаний, полученных на уроках истории по теме.-применение знаний, умений и навыков в практической деятельности обучающихся....