Урок психолгии "Я свободен?!."
план-конспект урока по психологии (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
СЕРПУХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МОУ
«Данковская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока психологии.
10 класс.
Тема: «Я свободен!?.»
(ценность свободы
в жизни человека)
Педагог - психолог:
Зубкова Наталья Федоровна.
27 апреля 2011 года
Цели:
- Рассмотрение и уточнение понятий “свобода”, “ответственность”, “выбор”.
- Формирование культуры выбора в различных социальных ситуациях с опорой на ценностную шкалу, включающую в себя такие основополагающие общечеловеческие ценности, как добро, ответственность, свобода, выбор, гражданственность; личная ответственность за свое решение
- Формирование умения взаимодействия в группе, вести дискуссию;
- Воспитание стремления к самосовершенствованию, творчеству.
Оборудование:
Таблички со словами «Да», «Нет», «Может быть», листы бумаги формат А3, акварельные краски, кисточки, стихотворение В. Леви отпечатанное на листочках,запись песни: Кипелов «Я свободен», музыкальные композиции В. Зубков главная тема к к/ф Цыган, Дидюля «Айседора», «Цветные сны», компьютер, презентация результатов диагностики иерархии ценностей обучающихся.
Ход урока.
- Настрой на работу.
- Урок психологии мы начнем с прослушивания песни. Вы сможете немного отдохнуть, переключиться, возможно, вы услышите песню, которая вам нравится.
- Я бы попросила вас записать строчки, которые вызывают эмоциональный отклик в вашей душе, близки вам или вы их не принимаете.
Звучит песня Кипелова «Я свободен, словно птица в небесах».
- О чем эта песня? О свободе.
- Нравится ли вам она? Почему?
- Тема сегодняшнего урока «Я свободен!?.»
- А как вы думаете, почему в названии темы я поставила такие знаки препинания? (выслушать ответы, вернуться в конце урока.
- Вводная беседа. Понятие свободы.
- Свобода всегда считалась неоспоримой ценностью. Издревле человека, который стремился обрести свободу, казнили, подвергали изощренным пыткам. Но никакие кары и преследования не могли погасить свободолюбие.
- Представьте, что вы встретили человека, который не знает, что такое свобода. Как бы вы объяснили ему это?
- Какие ассоциации возникают у вас на слово «свобода» (записать на доске: воля, гордость, завоевать, необходима и.т.д.)
В Словаре Ожегова слово свобода имеет несколько значений.
Свобода — возможность проявления своей воли, способность действовать в соответствии со своими целями и интересами;.
Свобода – отсутствие стеснений, ограничений в чем – нибудь.
Свобода – состояние того, кто не находится в заключениив неволе.
- Как вы думаете, какое из этих определений подходит к теме нашего урока?
- А что значит «Я свободен? Свободный?»(я пользуюсь свободой).
3. Мини исследование. Диагностика иерархии ценностей проводится по методике М. Рокича.
Проводится презентация результатов диагностики терминальных ценностей – ценностей целей).
На первом месте у 42 % обучающихся ценность «здоровья», «активность, свобода» у 18 %. На втором месте «здоровье» у 25%, «любовь, семья, деньги, друзья» у 18 %. На третьем месте преобладает ценность «любви» у 42%. Таким образом, самым важным для вас является здоровье, любовь, активность, свобода, друзья, материальное благополучие). Отдельно мы проследили важность ценности «свобода». 18 % обучающихся поставили «свободу» на 1, 9, 11 места. По 8 % приходится на 3,5,6,7,8,10 место из 18 возможных. Это можно считать результатом, показывающим что ценность свободы очень важна для вас.
- 2 человека в нашей группе поставили ценность «свободы» на 1 место, как вы думаете, почему? Могут ответить сами ребята, не называя себя, кто – то может высказать свое предположение.
4. История психологии свободы. (записать в тетрадь)
Психология свободы оказалась в поле зрения психологии лишь с начала 40-х гг. прошлого столетия начиная с классической книги Э. Фромма "Бегство от свободы".
Проблема свободы получила наиболее полное содержательное раскрытие в 60-80-е гг в работах Э. Фромма, В. Франкла , Р. Мэй и др., а в 80-90-е гг. под разными именами она получила "прописку" и в академической психологии. Российские психологи, занимавшиеся проблемой: Е.И. Кузьмина, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский и др.
- Когда мы задаем вопрос, свободен ли человек — важно уяснить, о чем идет речь, - о политическом положении или о внутреннем самоощущении.
- Может ли быть свободен Человек, закованный в кандалы (может, он свободен непреклонным духом). Известный отечественный писатель В. Шаламов, который долгие годы провел в тюрьме, рассказывал, что он никогда не чувствовал себя таким внутренне независимым и свободным, как в камере. Таким образом, свобода — это состояние духа.
5. Аспекты свободы.
- Сегодня мы рассмотрим два оттенка понятия “свобода”
- Свобода от обязанностей
- Свобода от родителей.
- Свобода от уроков
- Свобода от труда
- Свобода для деятельности
- Свобода для творчества
- Свобода для самовыражения
- Свобода для каких-либо действий и поступков
- Отличаются ли оттенки этих понятий “свободы” друг от друга?
- Что будет позитивным или негативным «для» или «от»
- Чем? (отсутствие внешних ограничений, "свобода от" и внутреннего психологическая позиция, "свобода для")
- В чем позитивный и негативный смысл данного понятия?
- Ницше также первым противопоставил негативной характеристике "свободы от" позитивную характеристику "свободы для".
6. Работа с высказываниями.
В разных частях комнаты развешиваются таблички со словами: «Да», «Нет», «Может быть». Ведущий зачитывает утверждения, каждый из участников встает молча рядом с табличкой соответствующей его ответу. Затем слово предоставляется каждому желающему высказаться, по очереди в каждой из образовавшихся групп.
Вопросы для обсуждения
- «Свобода – это в первую очередь не привилегии, а обязанности». (Альбер Камо – рус. революционер)
- «Люди устали от свободы…» Б. Муссолини
- «Свобода возникает только с изменением человека». (Карл Ясперс).
- «Если хочешь освободить меня, будь свободен сам» Эмерсон.
- «Просвещение ведет к свободе; свобода же без просвещения породила бы только анархию и беспорядок». (Е.Дашкова).
- «Свобода – это выбор, иными словами добровольное решение творить добро или зло, совершать похвальные или дурные поступки, т.е. быть добродетельным или преступным». (Ж. Лабрюйер)
- «Свобода означает ответственность, Вот почему многие боятся ее». (Б.Шоу).
7. Работа со стихотворением В. Леви о свободе.
Рабство — это тепло,
из кастрюльку оно в твою жизнь потекло,
из бутылочки, из материнской груди,
из тюрьмы, где не ведал, что все впереди,
из темнейшей, теснейшей, теплейшей тюрьмы,
где рождаемся мы,
а свобода,
а свобода, сынок, холодна,
ни покрышки, ни дна,
а свобода...
Рабство — это еда,
это самое главное: хлеб и вода,
и забота одна, и во веки веков
одинаковы мысли людей и быков,
любит клетку орел, усмиряется лев,
поселяется в хлев,
а свобода,
а свобода, сынок, голодна,
ни еды, ни вина,
а свобода...
Рабство — это твой друг,
твой заботливый врач,
твой спасательный круг,
обвивающий шею, сжимающий грудь-
плыть не можешь, зато веселее тонуть,
как душевно, как славно с дружком заодно
опускаться на дно,
а свобода...
- Прочтите еще раз стихотворение. Понравилось ли оно вам?
- Подчеркните понравившиеся строчки.
- Продолжите предложение: «А свобода…», какая же она для вас свобода?
- Можно ли дать название стихотворению словами Н.А. Бердяева.
“Человек – раб потому, что свобода трудна, рабство же легко”.
8. Рисунок на тему «Свобода».
- Мы много говорили сегодня о свободе личности. А сейчас мы сможем перенести образ свободы на бумагу. У каждого он будет свой, что получится, мы с вами увидим через несколько минут. Перед вами бумага, краски, кисти, а тема рисунка «Свобода». (звучит музыка В. Зубкова главная тема к к/ф Цыган, Дидюля «Айседора», «Цветные сны»)
- Что вы представляете, когда слышите эту музыку? Что это за музыка?
Работы вывешиваются на магнитную доску.
- Какая работа привлекла ваше внимание? Почему?
- Есть ли похожие работы?
- Довольны ли вы своим творчеством? Чего вам не хватило для полной реализации задуманного?
9. Итог урока.
- Прочтите название темы с разными интонациями, в зависимости от знака препинания.
- Начнем с восклицательной формы. Что вы слышите? (утверждение, провозглашение, сила, позитив, бунт)
- А теперь вопросительная форма. Кому задан вопрос? (себе). Что вам нужно для ощущения свободы?
- Прочтите в повествовательной форме. Как вы думаете какая форма характерна для зрелой личности? (повествовательная, не надо ни у кого спрашивать, не надо доказывать, внутреннее ощущение свободы и трансляция этого ощущения окружающим).
10. Эмоциональный заряд. Кричалка «Я свободен!» (фраза призносится шепотом, потом с каждым разом чуть громче и в последний раз выкрикивается со всей силой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по психолгии общения "Невербальная информация"
Урок предназначен для 7 класса....
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Использование психолго - педагогических теорий при разработке методики обучения теме "Соотношения между сторонами и углами треугольника" в 7 классе.
работа выполнена как курсовая по окончании курсов повышения квалификации в ПАПО МО...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Доклад на тему: "Психолго-педагогическое технология паспортизации состояния здоровья детей с проблемами в развитии"
Доклад на тему: "Психолго-педагогическое технология паспортизации состояния здоровья детей с проблемами в развитии"...