Динамика личностной сферы старшеклассников с нарушением опорно-двигательного аппарата
презентация к уроку по психологии по теме
В тексте выступления приведен анализ и интерпретация полученных результатов исследования, направленных на изучение динамики становления личностной сферы у воспитанников специальной (коррекционной) школы - интернат VI вида г. Москвы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст выступления | 281.5 КБ |
Презентация к тексту | 762.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Динамика личностной сферы старшеклассников с нарушением опорно-двигательного
Добрый день, уважаемые гости!
Контингент испытуемых.
В исследовании приняло участие 12 человек с нарушениями ОДА в возрасте от 21 до 23 лет (средний возраст – 21,7). Все испытуемые являются учащимися школы-интерната.
В качестве диагностического инструментария использовались 3 методики:
- Тест восьми влечений Сонди (модификация Собчик);
- Личностный опросник акцентуаций характера Г. Шмишека;
- Психогеометрического теста С. Деллингер (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громова).
Отмечу, что данные диагностические методики были дважды проведены с учащимися школы-интерната (в начале нашей работы и как итоговый срез), но сегодня будут представлены результаты только входящей диагностики.
Результаты теста восьми влечений Л.Сонди (модификация Собчик)
Для диагностики наиболее значимых потребностей индивида и генетически обусловленных и динамически актуальных склонностей использовались 48 стандартных карточек, сгруппированных по 8 портретов в 6 серий каждая, с портретами людей с психическими расстройствами (гомосексуализм, садизм, эпилепсия, истерия, кататоническая форма шизофрении, параноидная шизофрения, депрессия, мания). В каждой серии представлено по одному портрету от каждой категории расстройств.
Испытуемому предлагается выбрать в начале два симпатичных (или наиболее приемлемых) портрета, а затем - два наименее симпатичных (неприемлемых) портрета из восьми в каждой серии разложенных согласно их порядковому номеру. Процедура повторяется на шести сериях портретов.
Интерпретируя результаты, данные факторные значения делятся на 4 группы:
Вектор | S | P | Sch | C | ||||
Фактор | h | s | e | hy | k | p | d | m |
Пример одного из испытуемых:
Вектор | S | P | Sch | C | ||||
Фактор | h | s | e | hy | k | p | d | m |
+ | 3 | 2 | 1 | 1 | 0 | 3 | 2 | 0 |
- | 1 | 1 | 2 | 0 | 3 | 1 | 2 | 2 |
Реакция | h+ | s+ | e- | hy0 | k- | p+ | d+- | m- |
Примечания:
Негативные выборы говорят о том, что человек не удовлетворен соответствующей тенденцией, возражает ее проявлению у себя, а реализации данной потребности мешают внутриличностные преграды. На практике часто встречаются три формы полных реакций:
- Позитивная реакция с высоким напряжением — обследуемый выбирает четыре, пять или шесть портретов одного фактора, причем все как симпатичные (+4, +5, +6);
- Негативные реакции с высоким напряжением — обследуемый выбирает четыре, пять или шесть портретов одного фактора, причем все как несимпатичные (-4, -5, -6);
- Полная амбивалентная реакция — обследуемый выбирает шесть портретов одного фактора в вариантах:
- два или три — как симпатичные, остальные два или три — как несимпатичные (+2/-2; +2/-3; +3/-2; +3/-3);
- четыре — как симпатичные (несимпатичные), два — в противоположном направлении (+4/-2, +2/-4).
Показатели по группе:
Вектор | S | P | Sch | C | ||||
Фактор | h | s | e | hy | k | p | d | m |
+ | 14 | 15 | 12 | 13 | 13 | 12 | 15 | 18 |
- | 10 | 12 | 16 | 8 | 21 | 9 | 17 | 13 |
Итого | 24 | 27 | 28 | 21 | 24 | 21 | 32 | 31 |
Разница между значениями «+» и «-» | 4 | 3 | -4 | 5 | -8 | 3 | -2 | 5 |
Из полученных общегрупповых результатов видно, что чаще выбирались портреты из серий C – социальная вовлеченность и Sch – “Я”-влечение.
Примечания:
- Фактор «к» — катотонные тенденции (материальный фактор Я). Позитивные выборы определяют присутствие таких личностных качеств как эгоцентризм, педантизм, обидчивость, склонность к логически разумным процессам. Негативные — самоотрешенность, стремление приспособиться к коллективу.
- Фактор «р» — паранойяльные тенденции (духовный фактор Я). Позитивные выборы свидетельствуют о стремлении к лидерству, соперничестве, завышенной самооценке. Негативные — о заниженной самооценке, осторожности, подозрительности, ранимости.
Эти два фактора создают вектор «Я-побуждения» — «Sch».
- Фактор «d» — депрессивно-меланхолические черты.
- Фактор «m» — маниакальные проявления. Позитивные выборы подтверждают присутствие стремления к наслаждению, веселья, присутствия в группе; негативные выборы свидетельствуют о тенденции к одиночеству и самостоятельности.
Эти два фактора создают вектор социальной вовлеченности «С».
Если рассмотреть разницу между строкой со значениями “+” и строкой где “-”, наиболее высокие показатели наблюдаются по факторам k, hy и m. При этом стоит отметить, что в столбце k разница со знаком +, а в столбцах hy и m полученная разница со знаком минус:
k-, hy+, m+. Интерпретируя эти показатели можно отметить:
- k-
Повышенная тревожность, склонность к самоанализу, сдержанность в проявлении чувств, стремление к избеганию конфликтов, избыточная самокритичность, повышенное чувство вины, пассивно-страдательная позиция, пессимистичность, избегание неуспеха преобладает над мотивацией достижения, в стрессе - блокировка и нерешительность, защитный механизм - бегство в мир мечтаний;
- hy+
Эмоциональная лабильность, склонность драматизировать имеющиеся трудности, склонность к соматизации конфликта, стиль межличностного поведения многоликий с тенденцией к перевоплощению в разные социальные роли;
- m+
Коммуникабельность, стремление к эмоциональной вовлеченности, впечатлительность, стремление к сотрудничеству, неустойчивая мотивация, эмоциональная лабильность, экстравертированность, гибкость и общительность в контактах с окружающими, реакция на стресс эмоционально яркая со склонностью к страхам, механизм защиты психосоматический или вытеснение.
Результаты личностного опросника акцентуаций характера Г. Шмишека
(приложение 1)
При анализе результатов можно выделить признаки акцентуации (итоговая сумма баллов находится в диапазоне 12-14,9), тенденции к акцентуации (15-18,9) и акцентуированных личностей (19-24). Учитывая эту градацию, получаем, что в группе лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата у девяти из 12 испытуемых присутствуют акцентуированные черты, а у ряда детей по 2-3 такие черты.
Перейдем к анализу средних значений по группе.
Максимальное значение из 10 шкал методики обнаружено по аффективно-экзальтированной шкале акцентуации (у 9 старшеклассников). Яркая черта людей с аффективно-экзальтированным типом акцентуации — способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.
На втором месте по среднему значению расположилась шкала эмотивности (у 5 людей). Этот тип акцентуации родствен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Наиболее сильно выраженная их черта — гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, они радуются чужим успехам. Впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая их наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность.
Третье место по выраженности акцентуации делят между собой гипертимическая шкала и шкала демонстративности (по для каждой из этих двух шкал по 4 человека). У людей первого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
Шкала демонстративности характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.
Результаты психогеометрического теста С. Деллингер (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громова)
Для определения личностных качеств и особенностей поведения старшеклассникам необходимо было проранжировать в порядке убывания предпочтения пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг).
Составим таблицу среднегрупповых геометрических предпочтений старшеклассников с нарушениями опорно-двигательного аппарата: наиболее предпочитаемые (1 и 2 место) и наименее предпочитаемые (4 и 5 место).
Групповой показатель постановки той или иной фигуры на первое место:
Геометрическая фигура | Кол-во человек |
Зигзаг | 1 |
Прямоугольник | 1 |
Квадрат | 1 |
Круг | 6 |
Треугольник | 3 |
Групповой показатель постановки той или иной фигуры на первое-второе место:
Геометрическая фигура | Кол-во человек |
Зигзаг | 1 |
Прямоугольник | 3 |
Квадрат | 7 |
Круг | 7 |
Треугольник | 6 |
Составим аналогичные таблицы для последнего (пятого) и 4-5 места.
Групповой показатель постановки той или иной фигуры на пятое место:
Геометрическая фигура | Кол-во человек |
Зигзаг | 6 |
Прямоугольник | 2 |
Квадрат | 1 |
Круг | 2 |
Треугольник | 1 |
Групповой показатель постановки той или иной фигуры на четверное-пятое место:
Геометрическая фигура | Кол-во человек |
Зигзаг | 9 |
Прямоугольник | 8 |
Квадрат | 3 |
Круг | 2 |
Треугольник | 2 |
Поскольку оказалось, что большинство испытуемых отдают предпочтение кругу и квадрату, опишем положительные и отрицательные качества, свойственные данным фигурам.
Фигура | Положительные психологические свойства | Отрицательные психологические свойства |
Круг | Дружелюбный | Нетребовательный Играет на чувствах других |
Квадрат | Организованный | Педант, дотошный, мелочный |
Данные результаты подтвердились и нашим наблюдением. Среде вышеперечисленных черт у учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата особо ярко проявлялась доброжелательность, бесконфликтность, преданность, сочувствие к окружающим, нетребовательность, нерешительности, склонности к самообвиненияю (круг); внимательность, терпеливость, рациональность, консервативность, бедная фантазия (квадрат).
Наименьшее предпочтение при процедуре ранжирования отдавалось зигзагу и прямоугольнику. Ниже приведена характеристика черт личности, свойственные этим фигурам:
Фигура | Положительные психологические свойства | Отрицательные психологические свойства |
Зигзаг | Творческий подход к жизни | Неорганизованность |
Прямоугольник | Возбужденный, активный | Напряженный в состоянии замешательства |
В процессе наблюдения за испытуемыми особенно яркими чертами проявлялись: неорганизованность, непрактичность, наивность (зигзаг); повышенная внушаемость, низкая самооценка у многих испытуемых (прямоугольник).
Вывод:
Делая прогноз на дальнейшие перспективы, стоит рассчитывать на:
- повышение показателя самооценки испытуемых,
- улучшению из правильной оценки окружающего,
- понижения уровня их возбудимости,
- уменьшение уровня амплитуды биполярности их эмоций,
- рационализировать их действия, дав понять, что мир не должен быть виден в “розовых очках”.
Приложение 1: Первичные результаты старшеклассников с нарушениями опорно-двигательного аппарата по опроснику Шмишека
№ | Фамилия, Имя испытуемого | Ш к а л ы | |||||||||
Демонстративный | Застревающий | Педантичный (MAX 22) | Возбудимый | Гипертимический | Дистимический | Тревожно-боязливый | Аффективно-экзальтированный | Эмотивный | Циклотимический | ||
1 | П.М. | 12 | 10 | 10 | 3 | 15 | 6 | 9 | 24 | 15 | 21 |
2 | Л.Е. | 16 | 14 | 10 | 15 | 18 | 15 | 15 | 24 | 21 | 18 |
3 | Б.П. | 24 | 20 | 14 | 3 | 21 | 15 | 3 | 14 | 18 | 15 |
4 | А.П. | 20 | 12 | 14 | 15 | 24 | 12 | 12 | 19 | 18 | 12 |
5 | К.О. | 10 | 12 | 10 | 3 | 6 | 6 | 3 | 20 | 15 | 9 |
6 | Н.П. | 18 | 14 | 14 | 18 | 24 | 15 | 9 | 24 | 18 | 18 |
7 | С.А. | 16 | 14 | 12 | 9 | 12 | 3 | 12 | 18 | 19 | 18 |
8 | А.Д. | 20 | 16 | 12 | 12 | 15 | 9 | 18 | 21 | 21 | 12 |
9 | П.М. | 12 | 10 | 10 | 3 | 15 | 6 | 9 | 22 | 15 | 21 |
10 | Л.Е. | 16 | 14 | 10 | 15 | 18 | 15 | 15 | 22 | 21 | 18 |
11 | А.Д. | 16 | 16 | 18 | 12 | 15 | 9 | 18 | 23 | 21 | 12 |
12 | Б.П. | 23 | 20 | 14 | 3 | 21 | 15 | 3 | 12 | 18 | 15 |
Среднее значение | 16,9 | 14,3 | 12,3 | 9,25 | 17 | 10,5 | 10,5 | 20,25 | 18,3 | 15,75 |
ХХХ – признак акцентуации (12-14,9)
ХХХ – тенденция к акцентуации (15-18,9)
ХХХ – акцентуированная личность (19-24).
Приложение 2: Сводка результатов группы лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата по психогеометрическому тесту С. Деллингер
№ | Фамилия, Имя испытуемого | Порядок выбранных фигур | Психологические свойства | |
Положительные | Отрицательные | |||
1 | Б.П. | ЗТКрПКв | Творческий подход к жизни Теоретическая установка Мечтательность, направленность в будущее Интуитивность Остроумие Экспрессивность Прямота Стремление к новизне Восторженность, воодушевленность Лидер, ведущий за собой Принимающий ответственность на себя Решительный Сконцентрированный на цели Ориентированный на суть дела Конкурентный, нацеленный на победу Уверенный в себе Честолюбивый Энергичный | Неорганизованность Непрактичность Нереалистичность Нелогичность, непоследовательность Эксцентричность Несдержанность, непосредственность Непостоянство настроения, поведения и отношений Наивность Эгоистичный, эгоцентричный Категоричный, не терпящий возражений Нетерпеливый, прерывает других Коварный, хитрый Самонадеянный Ориентированный на статус, карьеру Неудержимый |
2 | А.П. | ТКвЗПКр | Лидер, ведущий за собой Принимающий ответственность на себя Решительный Сконцентрированный на цели Ориентированный на суть дела Конкурентный, нацеленный на победу Уверенный в себе Честолюбивый Энергичный Организованный Внимательный к деталям Трудолюбивый Рациональный, благоразумный Эрудированный Упорный, настойчивый Твердый в решениях Терпеливый Бережливый | Эгоистичный, эгоцентричный Категоричный, не терпящий возражений Нетерпеливый, прерывает других Коварный, хитрый Самонадеянный Ориентированный на статус, карьеру Неудержимый Педант, дотошный, мелочный Из-за деревьев не видит леса Трудоголик Холодный, отчужденный Излишне осторожный Не очень богатая фантазия Упрямый Консервативный, сопротивляющийся Выжидающий, затягивающий решения Скупой |
3 | К.О. | ПКвЗТКр | Возбужденный, активный Ищущий Любознательный Легко усваивающий новое Чувствительный, без лишних амбиций Смелый Организованный Внимательный к деталям Трудолюбивый Рациональный, благоразумный Эрудированный Упорный, настойчивый Твердый в решениях Терпеливый Бережливый | Напряженный в состоянии замешательства Непоследовательный, непостоянный Легковерный, внушаемый Наивный Эмоционально неустойчивый С низкой самооценкой Безрассудный Педант, дотошный, мелочный Из-за деревьев не видит леса Трудоголик Холодный, отчужденный Излишне осторожный Не очень богатая фантазия Упрямый Консервативный, сопротивляющийся Выжидающий, затягивающий решения Скупой |
4 | Я.М. | КвТКрПЗ | Организованный Внимательный к деталям Трудолюбивый Рациональный, благоразумный Эрудированный Упорный, настойчивый Твердый в решениях Терпеливый Бережливый Лидер, ведущий за собой Принимающий ответственность на себя Решительный Сконцентрированный на цели Ориентированный на суть дела Конкурентный, нацеленный на победу Уверенный в себе Честолюбивый Энергичный | Педант, дотошный, мелочный Из-за деревьев не видит леса Трудоголик Холодный, отчужденный Излишне осторожный Не очень богатая фантазия Упрямый Консервативный, сопротивляющийся Выжидающий, затягивающий решения Скупой Эгоистичный, эгоцентричный Категоричный, не терпящий возражений Нетерпеливый, прерывает других Коварный, хитрый Самонадеянный Ориентированный на статус, карьеру Неудержимый |
5 | Н.П. | КрТКвПЗ | Дружелюбный, доброжелательный Добродушный Заботливый Поддерживающий Преданный Сочувствующий Великодушный Щедрый Способен убеждать других Доверчивый Спокойный Рефлексивный (склонный к самосознанию) Бесконфликтный Лидер, ведущий за собой Принимающий ответственность на себя Решительный Сконцентрированный на цели Ориентированный на суть дела Конкурентный, нацеленный на победу Уверенный в себе Честолюбивый Энергичный | Нетребовательный Уступающий Беспечный Навязчивый Болтливый Навязчивый Болтливый, любит сплетничать Склонность к самообвинениям Расточительность Играет на чувствах других Легковерный Ленивый Не очень стремится к достижениям Нерешительный Слабый "политик" Эгоистичный, эгоцентричный Категоричный, не терпящий возражений Нетерпеливый, прерывает других Коварный, хитрый Самонадеянный Ориентированный на статус, карьеру Неудержимый |
6 | С.А. | КрКвТЗП | Дружелюбный, доброжелательный Добродушный Заботливый Поддерживающий Преданный Сочувствующий Великодушный Щедрый Способен убеждать других Доверчивый Спокойный Рефлексивный (склонный к самосознанию) Бесконфликтный Организованный Внимательный к деталям Трудолюбивый Рациональный, благоразумный Эрудированный Упорный, настойчивый Твердый в решениях Терпеливый Бережливый | Нетребовательный Уступающий Беспечный Навязчивый Болтливый Навязчивый Болтливый, любит сплетничать Склонность к самообвинениям Расточительность Играет на чувствах других Легковерный Ленивый Не очень стремится к достижениям Нерешительный Слабый "политик" Педант, дотошный, мелочный Из-за деревьев не видит леса Трудоголик Холодный, отчужденный Излишне осторожный Не очень богатая фантазия Упрямый Консервативный, сопротивляющийся Выжидающий, затягивающий решения Скупой |
7 | А.Д. | КрКвПЗТ | Дружелюбный, доброжелательный Добродушный Заботливый Поддерживающий Преданный Сочувствующий Великодушный Щедрый Способен убеждать других Доверчивый Спокойный Рефлексивный (склонный к самосознанию) Бесконфликтный Возбужденный, активный Ищущий Любознательный Легко усваивающий новое Чувствительный, без лишних амбиций Смелый | Нетребовательный Уступающий Беспечный Навязчивый Болтливый Навязчивый Болтливый, любит сплетничать Склонность к самообвинениям Расточительность Играет на чувствах других Легковерный Ленивый Не очень стремится к достижениям Нерешительный Слабый "политик" Напряженный в состоянии замешательства Непоследовательный, непостоянный Легковерный, внушаемый Наивный Эмоционально неустойчивый С низкой самооценкой Безрассудный |
8 | К.А. | КрПТКвЗ | Дружелюбный, доброжелательный Добродушный Заботливый Поддерживающий Преданный Сочувствующий Великодушный Щедрый Способен убеждать других Доверчивый Спокойный Рефлексивный (склонный к самосознанию) Бесконфликтный Возбужденный, активный Ищущий Любознательный Легко усваивающий новое Чувствительный, без лишних амбиций Смелый | Нетребовательный Уступающий Беспечный Навязчивый Болтливый Навязчивый Болтливый, любит сплетничать Склонность к самообвинениям Расточительность Играет на чувствах других Легковерный Ленивый Не очень стремится к достижениям Нерешительный Слабый "политик" Напряженный в состоянии замешательства Непоследовательный, непостоянный Легковерный, внушаемый Наивный Эмоционально неустойчивый С низкой самооценкой Безрассудный |
9 | М.И. | ТКрПКвЗ | Лидер, ведущий за собой Принимающий ответственность на себя Решительный Сконцентрированный на цели Ориентированный на суть дела Конкурентный, нацеленный на победу Уверенный в себе Честолюбивый Энергичный Дружелюбный, доброжелательный Добродушный Заботливый Поддерживающий Преданный Сочувствующий Великодушный Щедрый Способен убеждать других Доверчивый Спокойный Рефлексивный (склонный к самосознанию) Бесконфликтный | Эгоистичный, эгоцентричный Категоричный, не терпящий возражений Нетерпеливый, прерывает других Коварный, хитрый Самонадеянный Ориентированный на статус, карьеру Неудержимый Нетребовательный Уступающий Беспечный Навязчивый Болтливый Навязчивый Болтливый, любит сплетничать Склонность к самообвинениям Расточительность Играет на чувствах других Легковерный Ленивый Не очень стремится к достижениям Нерешительный Слабый "политик" |
10 | А.А. | КрКвТЗП | Дружелюбный, доброжелательный Добродушный Заботливый Поддерживающий Преданный Сочувствующий Великодушный Щедрый Способен убеждать других Доверчивый Спокойный Рефлексивный (склонный к самосознанию) Бесконфликтный Организованный Внимательный к деталям Трудолюбивый Рациональный, благоразумный Эрудированный Упорный, настойчивый Твердый в решениях Терпеливый Бережливый | Нетребовательный Уступающий Беспечный Навязчивый Болтливый Навязчивый Болтливый, любит сплетничать Склонность к самообвинениям Расточительность Играет на чувствах других Легковерный Ленивый Не очень стремится к достижениям Нерешительный Слабый "политик" Педант, дотошный, мелочный Из-за деревьев не видит леса Трудоголик Холодный, отчужденный Излишне осторожный Не очень богатая фантазия Упрямый Консервативный, сопротивляющийся Выжидающий, затягивающий решения Скупой |
11 | А.В. | КрКвТЗП | Дружелюбный, доброжелательный Добродушный Заботливый Поддерживающий Преданный Сочувствующий Великодушный Щедрый Способен убеждать других Доверчивый Спокойный Рефлексивный (склонный к самосознанию) Бесконфликтный Организованный Внимательный к деталям Трудолюбивый Рациональный, благоразумный Эрудированный Упорный, настойчивый Твердый в решениях Терпеливый Бережливый | Нетребовательный Уступающий Беспечный Навязчивый Болтливый Навязчивый Болтливый, любит сплетничать Склонность к самообвинениям Расточительность Играет на чувствах других Легковерный Ленивый Не очень стремится к достижениям Нерешительный Слабый "политик" Педант, дотошный, мелочный Из-за деревьев не видит леса Трудоголик Холодный, отчужденный Излишне осторожный Не очень богатая фантазия Упрямый Консервативный, сопротивляющийся Выжидающий, затягивающий решения Скупой |
12 | В.Р. | КрКвТЗП | Дружелюбный, доброжелательный Добродушный Заботливый Поддерживающий Преданный Сочувствующий Великодушный Щедрый Способен убеждать других Доверчивый Спокойный Рефлексивный (склонный к самосознанию) Бесконфликтный Организованный Внимательный к деталям Трудолюбивый Рациональный, благоразумный Эрудированный Упорный, настойчивый Твердый в решениях Терпеливый Бережливый | Нетребовательный Уступающий Беспечный Навязчивый Болтливый Навязчивый Болтливый, любит сплетничать Склонность к самообвинениям Расточительность Играет на чувствах других Легковерный Ленивый Не очень стремится к достижениям Нерешительный Слабый "политик" Педант, дотошный, мелочный Из-за деревьев не видит леса Трудоголик Холодный, отчужденный Излишне осторожный Не очень богатая фантазия Упрямый Консервативный, сопротивляющийся Выжидающий, затягивающий решения Скупой |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здание школы В кабинете биологии Кабинет математики
Кабинет художественного труда Кабинет физиотерапии Зал лечебной физкультуры
Актовый зал Стадион Кабинет ручные ремесла
Тест восьми влечений Л.Сонди (модификация Собчик) Пример одной из шести серий, выложено 8 портретов
Тест восьми влечений Л.Сонди (модификация Собчик) Пример отдельных карточек портретов (римская III – номер серии, арабская цифра – порядок выкладки, английская буква – принадлежность к фактору)
Обозначение векторов и факторов в тесте Сонди Вектора: вектор сексуального побуждения «S» вектор демонстративности «Р» вектор «Я-побуждения» — «Sch» вектор социальной вовлеченности «С» Факторы: h - сексуальная недифференцированность s - садизм-мазохизм е - эпилептоидные тенденции hу - истерические склонности k - кататонические проявления р - паранойяльность d - депрессивное состояние m - маниакальные проявления Вектор S P Sch C Фактор h s e hy k p d m
Сводная таблица полученных результатов по одному испытуемому Вектор S P Sch C Фактор h s e hy k p d m + 3 2 1 1 0 3 2 0 - 1 1 2 0 3 1 2 2 Реакция h+ s+ e- hy0 k- p+ d+- m- Знак, который стоит в графе реакция определяет форму реакции, и он определяется разницей показателей по строкам “ + ” и “-” (положительных и негативных выборов).
Общегрупповые векторно-факторные показатели Вектор S P Sch C Фактор h s e hy k p d m + 14 15 12 13 13 12 15 18 - 10 12 16 8 21 9 17 13 Итого 24 27 28 21 24 21 32 31 Разница между значениями «+» и «-» 4 3 -4 5 -8 3 -2 5 Из полученных результатов видно, что чаще выбирались портреты из серий C – социальная вовлеченность и Sch – “Я”-влечение. Если рассмотреть разницу между строкой со значениями “+” и строкой где “-”, наиболее высокие показатели наблюдаются по факторам k , hy и m . При этом стоит отметить, что в столбце k разница со знаком +, а в столбцах hy и m полученная разница со знаком минус: k - , hy + , m + .
Личностныйо опросник акцентуаций характера Г. Шмишека № Фамилия, Имя испытуемого Ш к а л ы Демонстративный Застревающий Педантичный ( MAX 22) Возбудимый Гипертимический Дистимический Тревожно-боязливый Аффективно-экзальтированный Эмотивный Циклотимический 1 П.М. 12 10 10 3 15 6 9 24 15 21 2 Л.Е. 16 14 10 15 18 15 15 24 21 18 3 Б.П. 24 20 14 3 21 15 3 14 18 15 4 А.П. 20 12 14 15 24 12 12 19 18 12 5 К.О. 10 12 10 3 6 6 3 20 15 9 6 Н.П. 18 14 14 18 24 15 9 24 18 18 7 С.А. 1 6 14 12 9 12 3 12 18 1 9 18 8 А.Д. 20 16 12 12 15 9 18 2 1 21 12 9 П.М. 12 10 10 3 15 6 9 22 15 21 10 Л.Е. 16 14 10 15 18 15 15 22 21 18 11 А.Д. 16 16 18 12 15 9 18 23 21 12 12 Б.П. 23 20 14 3 21 15 3 12 18 15 Среднее значение 16,9 14,3 12,3 9,25 17 10,5 10,5 20,25 18,3 15,75 ХХХ – признак акцентуации (12-14,9) ХХХ – тенденция к акцентуации (15-18,9) ХХХ – акцентуированная личность (19-24)
Среднегрупповые показатели акцентуаций характера
Психогеометрического теста С. Деллингер (адаптация А.А. Алексеева, Л.А. Громова) Стимульный материал
Групповые показатели постановки фигур на первые места ранжирования Групповой показатель постановки той или иной фигуры на первое место: Геометрическая фигура Кол-во человек Зигзаг 1 Прямоугольник 1 Квадрат 1 Круг 6 Треугольник 3 Групповой показатель постановки той или иной фигуры на первое-второе место: Геометрическая фигура Кол-во человек Зигзаг 1 Прямоугольник 3 Квадрат 7 Круг 7 Треугольник 6
Групповые показатели постановки фигур на последние места ранжирования Групповой показатель постановки той или иной фигуры на пятое место: Геометрическая фигура Кол-во человек Зигзаг 6 Прямоугольник 2 Квадрат 1 Круг 2 Треугольник 1 Групповой показатель постановки той или иной фигуры на четверное-пятое место: Геометрическая фигура Кол-во человек Зигзаг 9 Прямоугольник 8 Квадрат 3 Круг 2 Треугольник 2
Описание положительных и отрицательных качеств для фигур круг и квадрат Фигура Положительные психологические свойства Отрицательные психологические свойства Круг Дружелюбный Добродушный Заботливый Поддерживающий Преданный Сочувствующий Великодушный Щедрый Способен убеждать других Доверчивый Спокойный Рефлексивный (склонный к самосознанию) Бесконфликтный Нетребовательный Уступающий Беспечный Навязчивый Болтливый Навязчивый Болтливый, любит сплетничать Склонность к самообвинениям Расточительность Играет на чувствах других Легковерный Ленивый Не очень стремится к достижениям Нерешительный Слабый "политик" Квадрат Организованный Внимательный к деталям Трудолюбивый Рациональный, благоразумный Эрудированный Упорный, настойчивый Твердый в решениях Терпеливый Бережливый Педант, дотошный, мелочный Из-за деревьев не видит леса Трудоголик Холодный, отчужденный Излишне осторожный Не очень богатая фантазия Упрямый Консервативный, сопротивляющийся Выжидающий, затягивающий решения Скупой
Описание положительных и отрицательных качеств для фигур зигзаг и прямоугольник Фигура Положительные психологические свойства Отрицательные психологические свойства Зигзаг Творческий подход к жизни Теоретическая установка Мечтательность, направленность в будущее Интуитивность Остроумие Экспрессивность Прямота Стремление к новизне Восторженность, воодушевленность Неорганизованность Непрактичность Нереалистичность Нелогичность, непоследовательность Эксцентричность Несдержанность, непосредственность Непостоянство настроения, поведения и отношений Наивность Прямоугольник Возбужденный, активный Ищущий Любознательный Легко усваивающий новое Чувствительный, без лишних амбиций Смелый Напряженный в состоянии замешательства Непоследовательный, непостоянный Легковерный, внушаемый Наивный Эмоционально неустойчивый С низкой самооценкой Безрассудный
Спасибо за внимание! С уважением, Орлова Екатерина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных методов тренажерно-информационной системы " ТИСа" в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и ее влияние на развитие вестибулярного аппарата.
Система ТИСа позволяет : 1.Правильно изучать общеобразовательные упражнения за счет создания удобных поз и ориентиров для выполн...
Эмоционально-личностная сфера лиц юношеского возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата
В статье приведены краткие статистические сведения о проблеме инвалидности в аспекте нарушений опорно-двигательного аппарата на данный момент, а также обзор литературных источников, посвященных пробле...
Методические рекомендации "Причины нарушений и коррекционное воспитание и обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа№439Петродворцового района Санкт-Петербурга Методические рекомендации«Причины нарушений и коррекционное воспи...
Тематика классных часов для 6 класса для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями
Календарное планирование классных часов для детей с ОВЗ...
Динамика развития движений детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Таблица динамики развития детей с нарушением ОПД (диагностика )...
Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика....
Организация двигательной активности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата
Создание условий для двигательной активности обучающихся с ОВЗ. Двигательная диагностика....