Формы работы с родителями детей девиантного поведения
статья
Формы работы с родителями детей девиантного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami_detey_deviantnogo_povedeniya.docx | 31.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями детей девиантного поведения.
Проблема отклоняющегося поведения наиболее актуальна в детском и подростковом возрасте, которому свойственны несформированность "Я"- концепции, социальная незрелость. На каждом этапе взаимодействие личности с внешней средой различно. Среда и методы воспитания оказывают мощное воздействие на установки и ценностные ориентации формирующейся личности. В большинстве случаев ребенок воспитывается в духе соблюдения норм и правил поведения. Однако, когда имеет место отклоняющееся поведение, ребенок, как показывает практика, находится в неблагоприятной жизненной ситуации, и формирование его личности складывается противоречиво. Статистика свидетельствует, что каждый третий ребенок-правонарушитель рос без отца, а в тех случаях, когда были оба родителя, у каждого четвертого отец страдал алкоголизмом.
Часто дети не удовлетворены взаимоотношениями с родителями. В современном обществе налицо нерешенность проблемы "отцов и детей", которая проявляется в нестабильности положения ребенка в семье, отсутствии благоприятного микроклимата, препятствующем возникновению отклоняющегося поведения, в самых разнообразных формах.
Из опыта работы по проблемам семейного воспитания видно, что почти всегда родителей волнует поведение ребенка, но очень редко они задумываются над тем, какую роль при этом играет их собственное поведение. В то же время уже давно доказано, что поведение родителей влияет на поведение ребенка, прослеживаются устойчивые закономерности: родители являются для ребенка значимыми людьми, тип их поведения является моделью для подражания (даже если ребенок в душе осуждает родителя, его манеру поведения, он поневоле подражает ему, т.к. репертуар уже знаком).
Сплоченная семья способствует развитию у ребенка высокой самооценки. Родители в глазах ребенка всегда успешны, являются для него эталоном поведения. Такой ребенок меньше подвержен стрессу, осознает свои сильные и слабые стороны, учитывает их в процессе достижения цели. Уверенность в себе обеспечивает ему независимое положение, социальные действия ребенка позитивны, он меньше занят внутренними проблемами, открыто и прямо выражает свои мысли. Его поведение отличается от поведения ребенка, находящегося в депрессивном состоянии, которое характеризуется пассивностью, неуверенностью в себе, неумением противостоять влиянию со стороны других людей, боязнью выразить свое мнение.
Поведение детей авторитарных родителей сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью, элементами фрустрации, социальной пассивностью.
Если же поведение родителей сочетает заботу и контроль, заинтересованность и требовательность, то у ребенка формируется социальная активность, открытость, позитивная направленность на окружающих, более высокие стандарты поведения.
Трудные дети: что стоит за этим всем известным термином? Для милиционера – это хулиган; для учителя – «неформальный лидер», оказывающий неблагоприятное влияние на одноклассников; для воспитателей детского сада – шумный, подвижный, неуправляемый ребёнок. А для родителей? В каждой семье свои трудные дети и свои проблемы. Те отклонения в поведении, которые в одной семье считаются проблемой, в другой – естественной нормой жизни. Так кто же всё-таки трудные дети?
Трудные дети – это те, чьё поведение отклоняется от принятых в обществе стандартов и норм. Учёные и практики к группе трудных относят детей разных категорий. Это и дети с ярко выраженными способностями, которых обычно называют одарёнными, и дети, имеющие различного рода проблемы: гиперактивного ребёнка тоже можно считать трудным.
Существует множество причин девиантного поведения. Среди причин социального характера одной из самых распространённых является влияние социального окружения, в котором живёт и развивается ребёнок. Развиваясь в социально неблагополучной среде, ребенок усваивает её нормы и ценности. Даже если они противоречат принятым в обществе, для ребёнка они – наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.
Причиной может стать и социально благополучная, но низкая по уровню материального обеспечения среда. Если у ребёнка, воспитанного в такой среде, не сформированы моральные нормы и ценности, навыки самостоятельного планирования жизни, он может приступить принятые в обществе нормы поведения вначале в виде протеста, затем нарушить закон с целью повышения своего уровня жизни (кражи, махинации и т.д.).
Причиной может быть и социально- и материально благополучная среда. При несформированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтах со взрослыми ребёнок, воспитывающийся в благополучной атмосфере, может пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать её законам и нормам. Незанятость детей и подростков, наличие у них массы свободного времени, с одной стороны, и материальные проблемы родителей, с другой, - вот те основные причины, которые провоцируют порой наших детей на девиацию.
По мнению специалистов, в последнее время имеют тенденцию к увеличению такие виды девиации, как курение и наркомания (28%), употребление алкоголя (24%), отказ учиться, сквернословие, уход из дома (20%), агрессивность, раннее начало половой жизни (16%), непослушание, ложь, токсикомания, воровство (12%).
Основной причиной девиантного поведения детей определяется экономической, политической и социальной ситуацией в стране, т.е. нестабильность экономики, неуверенность в завтрашнем дне, незаинтересованность государства в обучении и воспитании детей, в их будущем.
На втором месте по значимости (43%) отмечают влияние ситуации в семье. Сюда включают:
- недостаток внимания, контроля со стороны родителей;
- негативный пример, который дают родители детям;
- низкий уровень жизни, нищета в семьях;
- безработица и пьянство родителей;
- снижение интеллектуального уровня родителей.
Кроме этих причин достаточно негативное влияние средств массовой информации (особенно телевидения, видеофильмов), влияние плохой компании, отсутствие у детей целей в жизни, идеалов и ценностей, а также уменьшение количества бесплатных кружков и секций.
Семья является естественной средой, созданной для воспитания и формирования определённого образа жизни детей. Микросреда семьи является индикатором поведения ребёнка. Проведённое исследование отношения родителей к проблемам трудного ребёнка позволило сделать следующие выводы:
1. Основная масса детей большую половину дня предоставлена сама себе, и родители не владеют информацией, чем занимаются их дети днём.
2. Основной мерой воздействия в семье на поведение ребёнка является наказание в виде лишения ребёнка выбора вида деятельности в свободное время.
3. Многие родители не задумываются над проблемой девиантного поведения детей, при этом основной причиной отклоняющего от нормы поведения родители считают влияние улицы и в меньшей степени – их занятость.
4. По мнению большинства родителей, проблемами трудного ребёнка должен заниматься классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог, однако, если у ребёнка появляются проблемы, родители будут самостоятельно решать эти проблемы.
5. Преобладающее число родителей не задумываются о том, что их ребёнок может быть наркоманом, алкоголиком, преступником, и если есть тревога за судьбу ребёнка, то основной причиной этой тревоги родители считают компанию во дворе.
В работе с родителями хорошим примером является история греческого баснописца Эзопа. «В одном болоте жили-были две лягушки. Настало жаркое лето, болото высохло, и лягушкам пришлось перебираться на новое место, ведь лягушки живут там, где влажно. В поисках нового убежища они наткнулись на глубокий колодец. Одна из лягушек заглянула в него и сказала: «Отличное место! Здесь полно холодной воды! Давай прыгнем в этот колодец и останемся в нём жить».
Но другая лягушка ответила: «Не торопись. Конечно, здесь много воды, но что с нами будет, если этот колодец высохнет, как и болото? Как мы сможем выпрыгнуть из такой глубокой ямы?»
Родители должны помнить, что дети растут, но всегда остаются их детьми. Ошибки детей – это бессонные ночи родителей, горькие слезы, отсутствие радости жизни.
Обращаем внимание родителей: «Помните об этом, когда уходите от общения с детьми, замалчиваете проблемы, скрываете факты, которые могут привести к трагедии. Вы обязаны знать:
1. с кем дружит ваш ребёнок, в каких компаниях бывает.
2. Кто его лучший друг или подруга.
3. Чем увлекается, какие у него интересы.
Вы должны тревожиться, если ваш ребёнок:
1. Вам грубит, дерзит, уходит их дома, не ставя вас об этом в известность.
2. Вам лжёт.
3. Требует у вас деньги.
4. Становится зависимым от алкоголя.
5. Перестаёт с вами общаться и не реагирует на ваши требования.
Знайте: Из любой самой трудной ситуации есть выход. Надо только пытаться его найти».
В своей коррекционной работе мы ставили цель помочь родителю стать активным субъектом воспитательного воздействия через обмен информацией с ребенком. Для этого старались обеспечить прекращение всяких форм насилия, усугубляющих родительско-детский конфликт и девиантное поведение ребенка. Родителям предлагается не делать ничего такого, что будет раздражать ребенка. Если это условие выполняется, то эмоциональные отношения в семье скоро выравниваются.
Кроме того, в работе с родителями предполагается использование родительских ресурсов. Специфика существования ребенка в семье такова, что он в значительной степени зависит от родительских ресурсов, то есть ему нужны деньги, одежда, согласие родителей на то, чтобы он мог покинуть дом на некоторое время. Каждый раз, когда ребенок обращается к родителям за ресурсами, им предлагается делать ему встречное предложение. Мать или отец произносят приблизительно следующую фразу "Хорошо, я выполню твою просьбу, но прежде я прошу тебя уделить мне 15-20 минут". Далее родитель использует это время для беседы, чтения книг и их обсуждения и т.д. Систематическая работа родителя в этом направлении на протяжении нескольких лет приводит к отходу ребенка от девиантного поведения.
Существуют различные формы поведения детей, отклоняющиеся от норм. Одна из них - реакция отказа от общения, игр, приема пищи, выполнения домашних обязанностей или школьных уроков бывает у детей, когда это является привычным в компании сверстников, оказывающих на них нежелательное воздействие. Реакция отказа еды или общения бывает при помещении подростка в детский дом или интернат, например, когда родителей лишают родительских прав или сами родители помещают ребенка в такое учреждение. Эта реакция может быть и у детей, лишившихся родителей и взятых на воспитание в другую семью. Особенно выражена реакция отказа, если ребенок попадает в условия, где все сильно отличается от его домашних условий и где с ним слишком строги, наказывают его и он лишен любви и заботы. При этом ребенок испытывает чувство отчаяния, ему кажется, что в его жизни произошло непоправимое событие. Он не хочет ни с кем разговаривать, ничем не хочет заниматься, даже своими любимымиувлечениями, не проявляет интереса к окружающему. Из-за отказа от занятий у подростка возникает серьезное отставание в учебе от одноклассников. Если ребенок попадает в нормальные условия, где к нему относятся тепло и ласково, то его поведение нормализуется, и никаких психических нарушений не выявляется.
Часто распространена реакция протеста (оппозиции). Это непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся избирательностью и направленностью. Чаще всего эта реакция возникает у ребенка, когда в семье конфликтная обстановка, и эта реакция направлена против родителей, которые, по мнению ребенка, виноваты перед ним. Протестные формы поведения возникают у детей в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношениями близких. Причиной реакции протеста могут быть конфликты между родителями или их равнодушное отношение к ребенку, несправедливое или болезненное для его самолюбия наказание, запрещение чего-либо. Из-за обиды, после наказания или вследствие чрезмерных претензий родителей ребенок может убежать из дома.
Одной из форм поведения является имитация – это стремление подражать во всем кому-либо. Самые большие неприятности ждут родителей, когда ребенок избирает объектом для подражания реального человека – взрослого или сверстника, злоупотребляющего алкоголем, а особенно лиц с криминальным прошлым. Открыв рот, дети с упоением слушают о "подвигах" асоциальных личностей, не имея возможности определить, где правда, а где ложь или вымысел, а те, найдя в их лице благодарных слушателей, еще больше привирают, чтобы заинтересовать и привлечь подростков. Вот это уже чревато не только ранним злоупотреблением алкоголем, но и различными криминальными действиями. Собственной нравственной позиции у детей еще нет. Их этические понятия формируются под влиянием родителей, а если родители этого не делают, - то под влиянием любого человека, которого ребенок просто "уважает". Они могут на словах говорить, что пьянство и воровство – это плохо, но чем плохо они не знают. Таким образом, многие крайние нарушения поведения школьников (за исключением тяжелых психических заболеваний) вызваны неправильным поведением родителей. Бывает, что родители не только некритичны к своим "методам" воспитания детей, но чаще винят в этом самого ребенка или его сверстников, которые "втянули" его в плохую компанию. Виноваты все, кроме самих родителей, - и школа "плохо воспитывает", и ребенок "трудный", и друзья "плохие". Главной целью в работе с родителями мы рассматриваем создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с отклонениями в развитии, формирование положительных установок в сознании родителей. В связи с этим психокоррекционный процесс включает следующие задачи :
- реконструкцию родительско-детских взаимоотношений;
- оптимизацию супружеских и внутрисемейных взаимоотношений;
- гармонизацию межличностных отношений в системе "мать и трудный ребенок"и членами семьи, членами семьи и другими (посторонними) лицам
- коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей детей с отклонениями в поведении;
- развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению;
- формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
В работе с родителями применимы беседы. Беседа с родителями проводится по следующему плану:
1.Структура данной семьи (типология по количеству детей , по составу, по семейному укладу, по атмосфере, по типу потребительских взаимоотношений). Выяснялось, сколько детей в семье, полная или неполная семья; благополучная или нет; доброжелательная или нет атмосфера; как к друг другу относятся в семье.
2.Взаимоотношения различных поколений в семье. Выяснялись взаимоотношения между близкими родственниками. Часто в семьях возникают конфликты между бабушкой и мамой или бабушкой и отцом, в которые втягивается ребенок.
3.Педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей (нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей в семье с учетом их возрастных особенностей). Родители не уделяют должного внимания этим вопросам, часто совершенно не владеют информацией.
4.Наиболее распространенные дефекты воспитания, присущие данной семье. Данным семьям присущи в большей степени авторитарная гиперсоциализация и гипосоциальная гипоопека.
5.Поощрения и наказания, применяемые в процессе воспитания в данной семье. В данных семьях чаще применяется наказание или пущено на самотек.
6.Организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье. Практически во всех семьях данный режим не организован.
7.Выявление взаимосвязи девиантного поведения подростков с асоциальными пристрастиями родителей . Родители часто употребляют алкогольные напитки, работают периодически, бьют членов семьи.
Одной из эффективных форм работы с родителями детей с проблемами в поведении являются собрания, консультации, дискуссии.
1. «Знакомство с родителями учащихся с девиантным поведением ».
Это первое собрание необходимо для того, чтобы познакомиться с родителями , настроить семью на необходимость общения с социальным педагогом, педагогом-психологом, администрацией школы.
2. «Агрессия. Причины и последствия».
Формой данного мероприятия может быть круглый стол. На данном собрании анализируются причины детской агрессивности; рассматривается вопрос родительской власти, ее виды и пути влияния на ребенка; пути преодоления детской агрессивности. Может проводиться в форме тренинга для детей с девиантным поведением .
3. «Наказания и поощрения в семье».
Здесь рассматриваются вопросы значения наказания и поощрения в семье, анализируются педагогические ситуации и результаты анкетирования детей и родителей . Мероприятие может проводиться в форме дискуссии.
4. «Значение общения в развитии личностных качеств».
Целью данного круглого стола является определение значения общения для детей и родителей; рассмотрение проблемы.
5. «Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств».
Задачей педагога на данном собрании является ознакомление родителей с формами трудового участия ребенка в жизни семьи, определение роли семьи в воспитании трудолюбия у ребенка.
6. «Физическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка».
Здесь рассматривается проблема физиологического взросления детей, намечаются пути воздействия на личностные качества ребенка. Формой проведения можно выбрать родительский тренинг.
7. «Культурные ценности семьи и их значение для ребенка».
Тут используется такая форма проведения как обмен мнениями по теме. Затрагиваются такие вопросы как культурные традиции семьи, влияние культурных ценностей семьи на познавательное развитие ребенка.
8. «Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения».
На данном собрании рассматривается значение семьи в период полового созревания ребенка; физиология подростка; пути решения проблем, связанных с половым созреванием.
9. «Воля и пути ее формирования у учащихся».
Рассматриваются вопросы значения семьи по преодолению негативных черт характера у ребенка, роль волевых качеств личности в преодолении инстинктов. Мероприятие можно провести в форме круглого стола или дискуссии по теме.
10. «Роль семьи в развитии моральных качеств школьника».
В данной лекции может принять участие представитель правоохранительных органов, знакомя родителей с вопросами по теме «Закон и ответственность».
11. «Возрастные и психологические особенности школьника».
На лекции дается анализ взросления детей классными руководителями, а также педагог-психолог знакомит родителей с психологическими и возрастными особенностями ребенка.
12. «Трудный ребенок. Какой он?».
Формой данного мероприятия может быть круглый стол. На обсуждение этой темы приглашаются классные руководители, представитель инспекции по делам несовершеннолетних, специалисты социально-психологической службы школы.
13. «Курение и статистика».
Целью данного собрания является убеждение родителей в необходимости обсуждения и решения в семье проблемы курения ребенка, а также предоставление возможности познакомиться с информацией и статистикой по проблеме курения.
14. «Наркотики и статистика».
Цель данного собрания совпадает с предыдущим, только здесь говорится о наркомании.
15. «Семья – «Глаза в глаза».
Процесс коррекции отклоняющегося поведения осложнен и тем, что требует индивидуального подхода к каждому родителю, работающему с ребенком, необходимо знать природу отклоняющегося поведения, владеть диагностикой, методами коррекции. Также для эффективности деятельности необходимо привлекать дополнительный материал по педагогике, медицине, возрастной педагогике, физиологии социальной педагогике, юриспруденции.
В условиях экономической и бытовой неустроенности, психологических стрессов, растерянности все чаще возникает тревога: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций - воспитательную? Тревожит педагогическая безграмотность родителей, которые, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Библиография
- Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. Диагностика и профилактика суицидального
поведения детей и подростков с депрессивными расстройствами.- М., 1983.
- Амбрумова А.Г., Вроно Е.М. О ситуационных реакциях у подростков в
суицидологической практике// Журнал неврапоталогии и психиатрии им.
С.С.Корсакова .-1985.-№10
- Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился:/Педагогический всеобуч родителей / -М.:Педагогика, 1988.
- Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать:Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991
- Годовникова Л.В. Основы коррекционно-развивающей работы в массовой школе.-Белгород, 2005.-С. 200
- Елизаров А.Н. Коррекция родительско-детских отношений в случае девиантного поведения подростка // Тезисы Международной научно-практической конференции "Современные психосоциальные технологии: проблемы освоения и использования" 21 - 22 мая 2001 года. - М.: Консорциум "Социальное здоровье России", 2001. - С. 88 - 89.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Девиантное поведение - один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (...
Формы работы с родителями детей с задержкой психического и речевого развития в детском саду компенсирующего вида.
Рекомендации для воспитателей....
Нетрадиционные формы работы с родителями детей с ОВЗ
Родительское собрание с элементами игры...
Методы и формы работы с родителя детей с ОВЗ
Методы и формы работы с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровьяУчитель истории и обществознания Загороднева Т.Г. Целью работы с родителями таких детей является: Формирован...
Формы работы с родителями детей, склонных к девиантному поведению.
Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отм...
Направления и формы работы с родителями детей с ОВЗ
В данном материале представлены направления и формы работы с родителями детей с ОВЗ...