Листовкая для педагогических работников "Группа риска"
методическая разработка по психологии по теме
Обучающиеся "группы риска", как ни кто другой, требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, т. к. несвоевременное распознавание характера и природы отклоняющегося поведения у обучающихся, отсутствие специальных программ приводит не только к нарушению процесса социализации, хроническому отставанию в усвоении знаний, но и к более трагичным последствиям (совершение преступления, самоубийство).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
listovka_gruppa_riska_sm.doc | 484 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучающиеся "группы риска", как ни кто другой, требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, т. к. несвоевременное распознавание характера и природы отклоняющегося поведения у обучающихся, отсутствие специальных программ приводит не только к нарушению процесса социализации, хроническому отставанию в усвоении знаний, но и к более трагичным последствиям (совершение преступления, самоубийство).
Дети «группы риска» – это категория детей, которая в силу определенных обстоятельств жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации подростков.
Проблема «группы риска» особенно актуальна именно с подростками. В этом возрасте организм подростка более уязвим, и повышается риск соматических заболеваний, в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания. В этом возрасте происходит расширение социальных отношений, которые дают новый социальный опыт.
Один из факторов, которой переводит из «обычного» обучающегося в обучающегося «группы риска» – это дисгармоничная семья. Жить постоянно в психологическом напряжении очень сложно. Ребенок становится замкнутым, падает успеваемость и качество обучения. В этот момент классные руководители, мастера должны мобилизовать свои силы и помочь подростку, для этого можно и нужно привлекать дополнительных специалистов. Вторым фактором можно назвать продолжительные заболевания и тяжелые травмы. Для помощи такому подростку можно подключить одногруппников, которые помогли бы усвоить пропущенный материал, пролечить в профилактории. Третий фактор риска - неблагополучная ситуация в сфере отношений подростка со сверстниками.
Что мы понимаем под потенциальной «группой риска»?
Это те обучающиеся, которые находятся в социальных условиях, неблагоприятных или не достаточно благоприятных для их развития. У этих подростков могут возникнуть социально-эмоциональные проблемы, если на первых этапах возникновения проблемы не будет обеспечена необходимая поддержка.
Что мы понимаем под «группой риска»?
Обучающиеся с достаточно серьезными социально-эмоциональными и поведенческими проблемами, требующие особого внимания со стороны педагогов, родителей.
Стратегия и тактика преподавателя в ситуации конфронтации:
1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика.
Мы должны быть твёрдыми в отношении конкретного поступка, чтобы прекратить его: «то, что ты делаешь, должно быть сейчас же прекращено, но я всё ещё с симпатией отношусь к тебе».
Эта установка как бы декларирует вашу веру в то, что ваши ученики могут вести себя как следует.
- Займитесь своими негативными эмоциями
Контролируйте свои отрицательные эмоции.
Когда нас душит гнев и возмущение, мы уже не можем мыслить здраво, ни действовать логично. Хуже того, мы демонстрируем эти отрицательные эмоции нашим обучающимся, тоном, мимикой, всем своим видом. И этим как бы подтверждаем решение ученика вести себя плохо, даём ему очевидное оправдание.
- Не усиливайте напряжение ситуации
Мы ошибаемся, когда в ответ на выходку в напряженной ситуации:
- повышаем голос;
- произносим фразу типа: «учитель здесь пока я»;
- оставляем последнее слово за собой;
- начинаем кричать;
- используем уничижительные, оскорбительные, унижающие выражения;
- используем сарказм;
- обращаемся к оценке характера обучающегося;
- действуем как начальник (с превосходством);
- настаиваем на своей правоте;
- читаем нотации;
- оправдываемся или защищаемся, или «подлизываемся к ученику»;
- командуем, требуем, давим;
- изображаем недовольство.
- Обсудите поступок позже
Поговорить о некрасивом поведении ученика или его неверном решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки.
В тот момент, когда вы оба - и преподаватель, и обучающийся – возбуждены, вам вряд ли удастся взаимодействовать конструктивно.
- Позвольте подростку сохранить лицо
Обучающиеся нередко играют в игру «По-своему».
Мудрый педагог умеет играть в игру «По-своему», потому что он знает - таким образом, он позволяет ученику «сохранить лицо» и вместе с тем получает то, что ему нужно.
6. Демонстрируйте модели не агрессивного поведения
Отложите «на потом» дисциплинарные меры.
В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не застрахованы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
Наибольшая польза от этих правил в том, что подростки довольно быстро перенимают эту не агрессивную модель поведения. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы позволяем эмоциям брать вверх над разумом, то и ученики позволяют себе это.
Рекомендации по работе с подростками «группы риска»:
- Старайтесь понять мир подростка. Принимайте их такими, какие они есть.
- В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой.
- Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя сразу, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказывайте свое мнение, внося поправки в услышанное.
- Научитесь доверять подросткам и их способности выжить в мире. Зачастую они оказываются намного более приспособленными к жизни, чем это представляется нам.
- Не ставьте на подростке крест.
- Объясняйте, что именно вы ждёте от подростка, ваши объяснения должны быть понятны ему, так же как и ваши побудительные мотивы.
- Не пытайтесь загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегайте к физическому наказанию
- Требуя что-то от подростка, не торгуйтесь с ним.
- Старайтесь соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
- Умейте смеяться. Раскрывая подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты вашей личности.
- В личных беседах усиливайте жизненную ориентацию подростков и развивайте их идеал Я.
- Будьте честными в отношении своих чувств, потребностей и ограничений. Не бойтесь делиться с подростками своей неуверенностью в чём-либо. Они прекрасно чувствуют, когда другие избегают каких-то ситуаций или не говорят правды. Им также необходимо видеть, что взрослые тоже имеют слабости и недостатки, которые они признают.
Информационная листовка
ГОУ НПО профессионального лицея № 49
Информационная листовка, предназначенная для педагогического коллектива
ГОУ НПО ПЛ № 49
- «Группа риска»
Подростки характеризуются недостаточной управляемостью, ослаблением контроля над влечениями и побуждениями. Для них характерна повышенная импульсивность, грубость, занудство, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых они сами являются активной и провоцирующей стороной. Они раздражительны, вспыльчивы. Труд для них не привлекателен, учеба нежелательна. Равнодушны к будущему, целиком живут настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Они могут быть властными, выбирая для общения наиболее слабых. Такие подростки гиперактивны, общительны, болтливы, чрезмерно самостоятельны, склонны к риску, имеют недостаток дистанции в отношениях с другими. Шумят, любят компании сверстников, стремятся в них командовать. Преобладающее настроение — веселое, склонность к радостям жизни. Они энергичные, деятельные, инициативные. У них большое стремление к самостоятельности. Склонны к аморальным поступкам. Трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность и вынужденное одиночество.
Стр. 2 из 4 Потенциальная «группа риска» и «группа риска»
Подростки «группы риска» имеют следующие особенности:
1. Отсутствие ценностей, принятых в обществе (творчество, познание, активная деятельность); убеждение в своей ненужности в обществе, невозможности добиться в жизни чего-либо своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, достичь материального благополучия.
2. Ощущение эмоционального отвержения со стороны родителей и одновременно психологическая автономия.
3. Среди ценностей на первом месте - счастливая семейная жизнь, на втором - материальное благополучие, на третьем - здоровье.
4. Склонность к аддиктивному (саморазрушающему) поведению — злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами без признаков зависимости, а также курение, употребление алкоголя и т.д.
5. Подкрепление потери ценности образования в реальной жизни – подростки берут в пример тех, кто плохо учился или не учился совсем, а в жизни преуспел (имеет личное дело, жилье, машину и т.д.) - без знания подлинных путей достижения таких «ценностей».
6. Повышенный уровень тревожности и агрессивности.
7. Преобладание ценности красивой, легкой жизни, стремления получать от жизни одни удовольствия.
8. Изменение направленности интересов - свободное времяпрепровождение (в подъезде, на улице, подальше от дома и т.п.), ощущение полной свободы (уход из дома, побеги, путешествия, ситуации переживания риска и т.д.).
9. В отношениях со взрослыми характерны отклонения в общении, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате собственной ценности и ценности другого человека.
Обучающиеся потенциальной «группы риска»
Дети из неполных семей
Опекаемые дети и дети-сироты
Дети из неблагополучных семей
Дети, имеющие медицинские заболевания, дети-инвалиды
Дети переселенцев
Обучающиеся «группы риска»
Подростки с девиантным поведением
Обучающиеся, пропускающие уроки и учебные дни без уважительных причин
Подростки с делинквентным поведением (в том числе и состоящие на учете в ПДН)
Подростки, имеющие социально-эмоциональные проблемы
Стр. 3 из 4 Стратегия и тактика в ситуации конфронтации
Важным условием предупреждения попадания ребенка (подростка) в «группу риска» является своевременное обращение к участникам сопровождения (родители, заместитель по УВР, социально-психологическая служба и др.) в случаях:
- Появления серьезных поведенческих проблем (полное непринятие норм и правил, агрессия и др.)
- Наличия серьезных социально-эмоциональных проблем (замкнутость, «уход в себя», эмоциональные «всплески» и др.)
- Пропуска уроков и учебных дней без уважительных причин;
- Употребления или возможного употребления подростками спиртных напитков, ПАВ и других наркотических веществ
- Кризисных ситуаций в семье
- Резкого ухудшения состояния здоровья
- В других случаях, когда мастер или классный руководитель считает необходимым обратиться.
Рекомендации:
1. Необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности
подростков, их стремление к взрослости и самостоятельности.
2. Самое главное выйти на уровень сотрудничества.
3. Откажитесь от убеждения, что вам все понятно в обучающихся. Мы видим только поступки и действия, а подлинные мотивы и убеждения нам не известны. Поэтому необходимо чаще спрашивать: почему, зачем они делают то или иное?
4. Помните, что подросток «группы риска» – это подросток, которому трудно. Не относитесь к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам. Жизнь подростков не менее тяжела, чем ваша, а может быть и больше, потому что у них еще нет привычки и жизненного опыта.
5. Чтобы не задевать самолюбие подростков, не делайте им замечания при других людях (например, преподавателях, сверстниках), чаще беседуйте индивидуально.
6. Будьте терпимее к недостаткам подростков и подчеркивайте их достоинства.
7. Используйте в общении с ними позиции «рядом» и «вместе».
8. Сравнивайте достижения с его личными достижениями.
9. Формируйте чувство успеха, используя похвалу и поддержку.
Стр. 4 из 4 Рекомендации по работе с «группой риска»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».
Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В. На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...
Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы
Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов....
Социально- педагогические технологии работы социального педагога с детьми «группы риска»
Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе всегда выд...
Программа социально педагогического сопровождения детей «группы риска»
Программа рассчитана на 2 года, в течение 2012-2014 года. Программу разработала социальныйПедагог МОУ КолычёвскойСпециальной (коррекционной)Школы-интерната для детейсирот ...
Социально-педагогические технологии в работе с детьми «группы риска»
Социально-педагогическая работа с детьми "группы риска". Социально-педагогические технологии для профилактики асоциального поведения подростков с отклоняющимся поведением....
Программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних, работа с детьми «группа риска», противодействию употребления ПАВ)
Программа «SOS» (социально-педагогическая деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работа с детьми «группа риска», противодействию употребления ПАВ)...
Работа с детьми группы риска, основания выделения в группу. Социально-педагогическое воздействие.
1. Введение, 2. Специфика социально-педагогического исследования детей «группы риска», 3. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» , 4. Те...