Рабочая программа по курсу "Психология" для 5 класса
календарно-тематическое планирование по психологии (5 класс) по теме
Тематическое - поурочное планирование уроков психологии для 5-го, класса. По учебнику Дубровиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по психологии для 5-го класса
На 2013-2014 учебный год
Количество часов в неделю-1
Количество часов в год -34
Пояснительная записка
к рабочей программе по психологии в 5 классе.
Данная программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе программы «Уроки психологии в 5 классе» под редакцией Дубровиной .
Общая характеристика курса
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Психология» А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых.
Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества. Цель преподавания психологии школе это овладение каждым школьником элементарной психологической культурой , которая является частью общей культуры и обеспечивает ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром.
Данный учебный курс направлен на решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих становление личности ребенка:
-формирование общих представлений о психологии как науке;
-пробуждение интереса к другим людям и самому себе;
- развитие интеллектуальной сферы;
- развитие самосознания, эмоциональной сферы.
Освоение учебного материала даст обучающимся возможность приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с миром внешним, другими людьми, нациями, человечеством в целом. Обучающиеся смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать себя полноправными гражданами общества, активными субъектами деятельности и социальной действительности.
Обучение пятиклассников в средней школе — вторая и очень значительная ступень в их школьной жизни. От степени освоения ими новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.
Программа предмета «Психология» учитывает, что у школьников 5 класса сложный возрастной период, связанный с переходом в среднюю школу, но который одновременно является благоприятным временем для пробуждения у детей интереса к самому себе, для постепенного понимания своих возможностей, способностей, особенностей характера, темперамента, для развития и укрепления доверия к себе, чувства собственного достоинства.
В ходе изучения курса психологии в 5 классе учащиеся должны знать/понимать:
- Что такое способности и как их развивать;
- Что такое характер, черты характера, и как он влияет на успехи в школе и жизни.
- Что такое темперамент и его влияние на способности.
Уровень понимания, а следовательно и усвоения этих тем будет зависеть прежде всего от тех знаний, которые были получены в начальной школе, и от того личностного смысла, который предшествующие и новые знания будут иметь для самих учащихся.
Ожидаемые, планируемые результаты.
Предметные результаты.
- Знание общественно-исторической обусловленности человеческих способностей.
- Понимание психологических механизмов развития способностей.
- Понимание роли общих способностей для достижения успешности в обучении и в жизни.
- Формирование представления о специальных способностях и их связи с различными видами человеческой деятельности.
- Формирование представления о том что роднит понятия «способности», «талант», «гениальность» и что дает основания их различать.
Личностные результаты
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
- Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности.
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Основное содержание курса
№ | тема | Кол-во часов | Кол-во проверочных работ |
1. | Введение | 1ч | |
2. | Способности | 16ч | 2 |
3. | Темперамент | 8ч | 1 |
4. | Характер | 8ч | 1 |
5. | Заключение | 1ч | 1 |
Итого: | 34ч | 5 |
Поурочный план
- Введение (1 урок).
Повторение пройденного в младших классах. Психические свойства личности.
- Способности (16 уроков).
Что такое способности. Возникновение способностей в истории человечества. Откуда берутся способности. Как развиваются способности. Одаренность, талант, гениальность. Общие способности. Специальные способности. Познавательная активность. Интересы и склонности. Как развить свои способности.
- Темперамент (8 уроков).
Что такое темперамент. Психологические характеристики темперамента. Темперамент и общение. Темперамент и характер. Темперамент и способности.
- Характер (8 уроков).
Что такое характер. Черты характера. Нравственные, волевые черты характера. Воля и трудолюбие. Характер и успехи в школе. Человек хозяин своего характера.
- Заключение (1 урок).
Календарно - тематическое планирование «Психология» 5 класс.
№ п/п | № урока в теме | Наименование раздела, темы | Осваиваемые учебные действия (умения) и модели | Домашнее задание | № к/р | Примерные сроки изучения |
1 | 1 | Введение в предмет психология. | Ввести обучающихся в новую для них область психологических знаний – психологию личности. Психические свойства личности. | & 1. Мини – сочинение «Почему все познавательные особенности у каждого конкретного человека имеют свои особенности». | 2.09-14.09 | |
1.Способности | ||||||
2 | 1 | Возникновение способностей в истории человечества. | Представление о возникновении и развитии способностей, исторический экскурс. | & 2, з.1,2 письменно | ||
3 | 2 | Что такое способности | Различия в способностях, признаки способностей | & 2, з.3; 4 письменно | ||
4 | 3 | Откуда берутся способности | Задатки- природная основа способностей | & 3, з. 4,5 устно | ||
5 | 4 | Как развиваются способности | Раскрытие условий и механизма развития способностей | & 4, з. 1,2,6 письменно | ||
6 | 5 | Общие способности. Мышление как общая способность. | Роль общих способностей как индивидуально-психоческих особенностей. | & 7, з.3 письменно | ||
7 | 6 | Память как общая способность. Восприятие окружающего мира | Память, восприятие, воображение, творчество как проявление способностей. | & 7, з.4, | ||
8 | 7 | Творческое отношение к действительности как общая способность. Воображение как общая способность | & 7, з.10-14 | |||
9 | 8 | Специальные способности | Связь специальных способностей с различными видами деятельности. | & 6, з.1,2 письменно | ||
10 | 9 | Единство общих и специальных способностей | Подготовка к к/р | |||
11 | 10 | Обобщение по теме «общие и Специальные способности» | 1 | |||
12 | 11 | Познавательная активность. Интересы и склонности. | Роль и место познавательной активности в различные периоды детства. | & 8, з. 1 письменно | ||
13 | 12 | Способности, талант, гениальность. | Как проявляются талант, гениальность и одаренность в деятельности людей. | & 9, з.1,4 привести примеры | ||
14 | 13 | Многогранность одаренности. | & 9, з. 5, 6 | |||
15 | 14 | Когда проявляются способности и таланты | &10,з. 2 мини – доклад | |||
16 | 15 | Способности и школа | Связь способностей и школьной успешности, развитие способностей к учению | &11, мини – сочинение «Я и мои способности». Подготовка к к/р. | ||
17 | 16 | Обобщение по теме «Способности» | 2 | |||
2 | Темперамент. | |||||
18 | 1 | Что такое темперамент. | Показать школьникам, как разные психологические особенности человека влияют на его общение, помочь увидеть свои характерные особенности общения. Раскрыть суть понятия темперамент. | & 16 читать | ||
19 | 2 | Психологические характеристики темпераментов. | Познакомить с содержательными характеристиками темперамента | доклад | ||
20 | 3 | Определение темперамента | Определение собственного темперамента на основании методики. | &17 устно | ||
21 | 4 | Положительные и отрицательные стороны темпераментов. | Познакомить с различными проявлениями и сторонами темпераментов. | & 17, з. составить таблицу | ||
22 | 5 | Темперамент и общение. | Влияние особенностей темперамента на характер и отношения с людьми | & 18, читать | ||
23 | 6 | Темперамент и характер. | Раскрыть общее и различное в понятиях темперамент и характер, их взаимосвязь и значение. | & 19, | ||
24 | 7 | Темперамент и способности | Взаимные связи индивидуальных особенностей | Подготовка к к/р | ||
25 | 8 | Обобщение по теме «Темперамент» | 3 | |||
3. Характер | ||||||
26 | 1 | Что такое характер. | Психологическое содержание понятия характер | & 12, з.2,3 | ||
27 | 2 | Черты характера. Нравственные черты характера | Познакомить с широким спектром нравственных и безнравственных черт характера. | & 13, з. 2, письменно | ||
28 | 3 | Волевые черты характера | Воля, сила воли – волевые черты характера. Сформировать представление о волевых действиях, постановки и достижения целей. | & 13, з. 3 | ||
29 | 4 | Как проявляются черты характера. | Сформировать у обучающихся представление о разнообразных проявлениях характера, его формирования посредством совершения соответствующих поступков. | & 14, сочинение – рассуждение «Какие качества присущи талантливым и гениальным людям?» | ||
30 | 5 | Черты характера и способности. | Дать представление о том что характер в значительной степени влияет на развитие способностей. | & 15, з.1 письменно | ||
31 | 6 | Определение черт характера | Определение черт и акцентуаций характера посредством методики. | & 15, з.2 устно | ||
32 | 7 | Характер и успехи в школе. | Раскрыть роль различных черт характера в школьных успехах. | Подготовка к к/р | ||
33 | 8 | Обобщение по теме «Характер» | 4 | |||
34 | 09.04 | Итоговое обобщение. | Подвести основные итоги изучения учебного материала | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...