Программа по профориентационной ориентации школьников
рабочая программа по психологии по теме
Подростковый возраст - время для определения своего места в жизни, своей стартовой площадки, с которой начинается разбег по дорожке профессиональной карьеры. Часто в подростковом возрасте школьники не знают, чего хотят, а если и знают, то не уверены в том, что их выбор правилен. Цель программы: Создать систему действенной профориентации в образовательном учреждении, которая бы способствовала формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации в селе, районе, городе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_proforientacii.doc | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Вязовка»
«Утверждаю»
И.о.директора МОУ « Средняя
общеобразовательная
школа с.Вязовка»
______________ / Т.В.Лёвина/
«___»___________2011г.
Программа
по профессиональной ориентации школьников
МОУ «СОШ с.Вязовка»
Программа разработана в 2011году,
срок реализации 5 лет,
возраст обучающихся 7-17 лет
Авторы программы:
Ефимова И.В.заместитель директора
по воспитательной работе;
Беликова И.А. педагог-психолог
Королева Т.А.социальный педагог,
с.Вязовка – 2011
Паспорт программы
по профессиональной ориентации школьников
Наименование Программы | Программа правового воспитания |
Основание для разработки |
|
Разработчики программы | Зам. директора по ВР Ефимова И.В., социальный педагог Королева Т.А. педагог-психолог Беликова И.А. |
Цель Программы | Создать систему действенной профориентации в образовательном учреждении, которая бы способствовала формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации в селе, районе, городе. |
Задачи Программы |
|
Целевые группы | Учащиеся начального, среднего и старшего звена родители учащихся. |
Основные направления реализации программы |
|
Механизм реализации Программы | Администрация школы осуществляет координацию деятельности всех структур школы по реализации Программы, обеспечивает: координацию деятельности всех участников образовательного процесса, способствует реализации намеченных задач. |
Исполнители Программы | Все участники образовательного процесса |
Сроки реализации Программы | 5 лет
|
Ожидаемые результаты реализации | повысить мотивацию молодежи к труду; оказать адресную психологическую помощь учащимся ОУ в осознанном выборе будущей профессии; обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях. |
Программа
по профессиональной ориентации школьников
Актуальность проблемы
Подростковый возраст - время для определения своего места в жизни, своей стартовой площадки, с которой начинается разбег по дорожке профессиональной карьеры.
«Все профессии хороши, выбирай на вкус...». Но зачастую в подростковом возрасте люди не знают, чего хотят. А если и знают, то не уверены в том, что их выбор правилен. Важность принятия решения и собственная ответственность за принятое решение заставляют человека постоянно откладывать решение вопроса. С другой стороны, время требует определяться как можно скорей.
Профессиональное самоопределение - событие, которое часто в корне меняет все течение жизни, затрагивая все ее сферы. Любимая работа - важнейшая составляющая жизни. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором. То есть, сам подросток.
Предлагаемая программа профориентации (как индивидуальная, так и групповая форма) помогает сделать оптимальный выбор через ситуации профессионального самоопределения.
Цель программы
Создать систему действенной профориентации в образовательном учреждении, которая бы способствовала формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации в селе, районе, городе.
Задачами программы:
- предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации;
- ознакомление учащихся с природными задатками человека и условиями для развития их в способности;
- способствовать личностному развитию учащихся;
- выявление природных задатков и трансформации их в способности;
- ознакомление с актуальностью в потребности профессий на рынке труда;
- совместно с учащимися выявить последствия ошибки в выборе профессии;
- способствовать выработке навыков самопрезентации как залога начала успешной трудовой деятельности.
Направления профориентации
1. Профпросвещение.
Цель: организация профпросвещения педагогов, родителей, учащихся (через учебную и внеучебную деятельность), расширение их представлений о рынке труда.
2. Диагностика и консультирование
Цель: формирование у подростков осознанного выбора профессии.
3. Взаимодействие с предприятиями
Цель: объединение усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
4. Профадаптация.
Цель: обеспечение функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи
Проблемы профессиональной ориентации молодежи
Большое значение в настоящее время имеет качество рабочей силы, создающей товары и услуги. Чтобы добиться существенного развития человеческих ресурсов, в первую очередь необходимо создавать условия для повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда.
Особое внимание необходимо уделять работе с молодежью, представляющей собой одну из наиболее уязвимых категорий населения страны. Сравнительно низкую конкурентоспособность молодежи обуславливает действие ряда факторов:
- недостаток профессиональных знаний, квалификации и навыков;
- необходимость предоставления молодым людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных КЗОТом (учебный отпуск, более жесткие требования по охране труда и т. д.), что создает для предприятий дополнительные трудности;
- трудовая нестабильность молодежи, связанная с увольнениями в связи с призывом в Вооруженные силы, уходом на учебу и т. д.;
- совмещение значительной частью молодежи работы с учебой;
- инфантилизм части молодежи, привыкшей бесплатно получать основные жизненные блага (от государства, родителей и т. д.).
Как показывают многочисленные исследования, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда.
При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере. С первых шагов на рынке, в условиях невозможности трудоустройства, эти представления разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психических состояний (тревога, состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины).
Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Существуют точки зрения о том, что безработицу следует рассматривать как своеобразный вариант социализации молодежи, но многочисленные примеры подтверждают, что безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.
Значительную роль в решении проблем адаптации молодежи к сложившейся социально-экономической ситуации и адекватной ориентации на рынке труда играют профориентационные мероприятия.
Профессиональная ориентация – это комплекс социально-политических, психолого-педагогических и медицинских мер в выборе профессии, которые рассматриваются как система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.
Одна из главных целей системы профориентационной работы – оптимизация процесса выбора профессии в соответствии с личными интересами граждан и потребностями рынка труда. При этом знания молодых людей о возможностях выбора профессии и самих профессиях расширяются и углубляются. Решение о выборе профессии становится более осознанным.
Можно выделить четыре основные подсистемы профориентации: профессиональное просвещение и информирование, профессиональная консультация, профессиональный отбор и профессиональная адаптация.
- профессиональная информация включает в себя подробные сведения о знании и путях приобретения различных профессий;
- профессиональное просвещение предоставляет возможность ознакомления с миром профессий, их содержанием;
- в рамках профконсультации оказывается помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии;
- с помощью профдиагностики устанавливаются и изучаются признаки, характеризующие отклонение различных «параметров» конкретного человека от требований избранной профессии;
- профессиональный отбор помогает устанавливать психологические особенности человека, его подготовленность к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов;
- профессиональная адаптация является активным процессом приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.
При этом в данной системе работы особое внимание уделяется субъектным отношениям со школьниками. Учащийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути. Так как именно в условиях психологического самоизучения формируется образ «Я» в единстве трех основных его составляющих: когнитивной, эмоциональной и регуляторной.
Полноценная консультация должна раскрывать и развивать потенциал школьника, заставлять его думать самостоятельно, т.е. формировать у него внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
Ожидаемые результаты
Реализация данной Программы позволит:
- повысить мотивацию молодежи к труду;
- оказать адресную психологическую помощь учащимся ОУ в осознанном выборе будущей профессии;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
План мероприятий по реализации программы
Работа педагога-психолога по профориентации школьников
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Выявление склонностей и способностей учащихся: - 1-е классы (диагностика интеллектуально развития), - 4 -5-е классы (групповой интеллектуальный тест), - 9-й класс (тест умственных способностей) | Апрель (ежегодно) Апрель (ежегодно) Март (ежегодно) | Педагог-психолог |
Анкетирование учащихся с целью определения запроса на факультативные занятия и предметны кружки. Оказание помощи учащимся в выборе внеурочной деятельности в зависимости от их склонностей и способностей | Май – сентябрь (ежегодно) | Педагог-психолог |
Знакомство с результатами диагностики ДОУ при приеме в школу | 1-й год обучения | Педагог-психолог, классный руководитель |
Обследование будущих первоклассников | Февраль-март | Педагог-психолог, классный руководитель |
Создание информационной системы для своевременного ознакомления всех участников образовательного процесса и родителей с результатами исследования склонностей и возможностей учащихся. | Обновление ежегодно | Педагог-психолог |
«Профессия педагог-психолог» - выступление на классных часах | По графику | Педагог-психолог |
Вовлечение учащихся в исследовательскую работу по изучению его склонностей и возможностей с целью профориентации | Ежегодно | Педагог-психолог |
Осуществление профориентации через систему обучения.
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Изучение учителями-предметниками индивидуальной программы предпрофильной подготовки учащихся, корректив, внесенных в связи с переходом учащихся в следующий класс и на основании проведенных в классе дополнительных исследований. | ежегодно | Зам.директора по УВР |
Определение своей роли в индивидуальной программе предпрофильной подготовки учащихся и планирование деятельности. | Ежегодно | Учителя-предметники |
Создание картотеки «Профессия, с которой знакомит предмет» | Обновление ежегодно | М/О |
Осуществление профориентации через внеурочную деятельность по предмету.
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Организация факультативных занятий и работы предметных кружков | Сентябрь (ежегодно) | Зам.директора по УВР |
Проведение школьных олимпиад | Ноябрь (ежегодно) | Зам.директора по УВР, М/О |
Проведение интеллектуального марафона | Март (ежегодно) | Зам.директора по УВР |
Проведение предметных недель | По школьному плану | Зам.директора по УВР, Руководители М/О |
Вовлечение учащихся в деятельность творческих групп | Ежегодно | Руководители М/О |
Научно-исследовательская работа учащихся | В течение года | Зам.директора по УВР, Учителя-предметники |
Организация индивидуальных и групповых занятий с целью развития творческих способностей учащихся | Ежегодно | Учителя-предметники |
Проведение научно-исследовательских конференций учащихся 9 – 11 классов | Ежегодно | Зам.директора по УВР, Учителя-предметники |
Участие в районных и других научно-исследовательских конференциях | Ежегодно | Зам.директора по УВР, Учителя-предметники |
Работа классных руководителей по профориентации учащихся.
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Работа по индивидуальной программе предпрофильной подготовки учащихся (вовлечение в кружки, факультативы) | В течение года | Классные руководители |
Организация тематических классных часов | Ежегодно | Классные руководители |
Поведение классных мероприятий «Профессии наших родителей» | Ежегодно | Классные руководители |
Организация и проведение встреч с людьми различных профессий «Мое место в государстве» | 1-е полугодие | Зам.директора по ВР, Соц.педагог |
Организация и проведение экскурсий на различные предприятия | В течение года | Классные руководители |
Система общешкольных внеклассных мероприятий по профориентации учащихся.
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Проведение конкурных программ: - «Молодые хозяюшки» (5-6 классы) - «Юные модельеры» (8-9 классы) - «Конкурс причесок» (10-11 классы) | Ежегодно | Учителя технологии, классные руководители |
Конкурсы рисунков и сочинений «Профессия моих родителей» | Ежегодно | Учителя русского языка, ИЗО |
Знакомство с образовательными услугами района, области: - встречи с представителями вузов, ссузов - посещение «Дней открытых дверей» организованных вузами, ссузами - оформление стенда «Ваш выбор» - создание картотеки «Образовательные услуги района, области» | Ежегодно Ежегодно Ежегодно | Зам.директора по ВР, Соц.педагог, Педагог-психолог |
Круглый стол «Твой выбор сегодня» | Ежегодно | Зам.директора по ВР, классные руководители 9-11 классов |
Празднование Дня Учителя: Выпуск газет, посвященных Дню Учителя, Конкурс сочинений «Учитель в моей жизни» Проведение Дня самоуправления Праздничный концерт «Учитель! Как много в этом слове…» Конкурсы рисунков: «Моя школа», «Портрет моего учителя» | Ежегодно | 5-11 классы 9-11 классы 11 класс 1-11 классы 1-8 классы 5-11 классы |
Работа социального педагога по профориентации школьников.
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Беседы с родителями учащихся льготных категорий по вопросам оказания помощи в получении среднеспециального и высшего образования | В течение года | Социальный педагог |
Сотрудничество с Центром занятости по трудоустройству учащихся льготных категорий | В течение года | Социальный педагог |
Организация тематических классных часов, праздника «Мир профессий» | Ежегодно | Соц.педагог |
Поведение мероприятия «Профессии наших родителей» | Ежегодно | Соц.педагог |
Выпуск буклетов к профессиональным праздникам | В течение года | Соц.педагог |
Выступления с беседами о профессии социально педагога для учащихся 10-11 классов | Ежегодно | Социальный педагог |
Создание и ведение картотеки по выбору профессии учащимися льготных категорий, учащимися, стоящими на учете в ПДН | Обновление ежегодно | Социальный педагог, классные руководители |
Работа библиотеки по профориентации.
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Оформление сменного и передвижного стенда «Твой выбор» | В течение года | Библиотекарь |
Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации | В течение года | Библиотекарь, классные руководители |
Оказание помощи в подборе материала для классных часов, праздников по профориентации | В течение года | Библиотекарь |
«Профессия – библиотекарь» - выступление на классных часах | По графику | Библиотекарь, классные руководители |
Совместная деятельность по профориентации школьников
с организациями муниципального образования
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Оформление в школе карты | В течение года | Соц. педагог |
Организация экскурсий в организации муниципального образования | В течение года | Зам.директора по ВР |
Проведение классных часов о профессиях | В течение года | Зам.директора по ВР, классные руководители, ведущие специалисты организаций |
Совместное празднование государственных и профессиональных праздников: - День работника лесного хозяйства - День работника сельского хозяйства, - День Учителя, - День Победы, - Встречи с ветеранами труда | Ежегодно | Зам.директора по ВР, соц.педагог |
Совместные спортивные соревнования (по отдельному графику) | Ежегодно | Зам.директора по ВР |
Оказание помощи в решении социальных проблем разных категорий учащихся (опекаемые, малообеспеченные, из неблагополучных семей и др.) по плану социального педагога | В течение года | Социальный педагог, |
Создание условий для получения предпрофильной подготовки в школе.
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Включение в учебный план профильных классов III ступени | Ежегодно | Директор |
Анкетирование учащихся 9-х классов с целью определения специализации профильных классов. | Ежегодно | Классные руководители |
Комплектование классов предпрофильной подготовки и профильных классов | Ежегодно | Директор, классные руководители |
Тестирование с целью отслеживания правильности выбранного профиля | Ежегодно, | Классные руководители |
Проведение родительских собраний с целью ознакомления с системой предпрофильной подготовки в школе | Ежегодно | 7-9 классы, директор школы |
Оказание помощи родителям по выявлению склонностей
и способностей ребенка и его профессиональному самоопределению.
Содержание работы | Сроки | Ответственные |
Родительские собрания: «Хочу, могу, надо» Изучение склонностей и способностей ребенка «Индивидуальная программа развития ребенка в школе» «Что значит - выбрать профессию?» «Первые итоги» «Программа предпрофильной подготовки школьника» «Развитие ребенка во внеурочной деятельности» «Когда не поздно выбирать профессию?» «Профильные классы в школе» «Особенности запроса района и области на профессии» «Образовательные услуги, предоставляемые районом, областью» | В течение года | Зам.директора по УВР Зам.директора по ВР Педагог-психолог |
Конкурс семейных сочинений «Профессии моей семьи» | Ежегодно | Учителя русского языка |
Ознакомление родителей с исследованиями по выявлению склонностей и способностей ребенка | Ежегодно | Классные руководители, Педагог-психолог |
Индивидуальная работа с родителями по формированию и развитию профессиональных интересов учащихся | В течение года | Классные руководители, Педагог-психолог |
Проведение родительских конференций «Как я помогаю ребенку в выборе профессии» | Ежегодно | Зам.директора по ВР, Педагог -психолог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательный аспект урока информатики как средство формирования смысложизненных ориентаций школьников
Программа проводимой исследовательской деятельности, целью которой является выявление форм и методов воспитательного воздействия, способствующих формированию смысложизненных ориентаций школьнико...
Становление нравственно-ценностных ориентаций школьников через развитие интереса к народной культуре, интеграцию содержания и социального взаимодействия.
Статья раскрывает актуальность духовно-нравственного воспитания в современном обществе. Результативность работы по данному направлению не всегда отражает позитивные моменты, так как затруднена диагн...
Профориентация школьников. ПРОГРАММА по профессиональной ориентации для учащихся 9 – 11 классов ТРИ ШАГА К УСПЕХУ (основы профессиональной грамотности)
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей. Поэтому нео...
Программа по профессиональной ориентации школьников.
Программа по профессиональной ориентации учащихся 9 классов. Можно использовать как факультативный курс....
Программа профессиональной ориентации школьников на 2018-2024 год
Усиление внимания к вопросам профессиональной ориентации в образовательных учреждениях со стороны государства побуждает оптимизировать профессиональное самоопределение учащихся нашей гимназии специаль...
Программа профессиональной ориентации школьников
Усиление внимания к вопросам профессиональной ориентации в образовательных учреждениях со стороны государства побуждает оптимизировать профессиональное самоопределение учащихся гимназии специальной ор...
Протокол муниципального этапа профориентационного конкурса " Моя профессия будущего" регионального проекта по профессиональной ориентации школьников " Будущий профессионал"
Протокол муниципального этапа профориентационного конкурса " Моя профессия будущего" регионального проекта по профессиональной ориентации школьников " Будущий профессионал"...