Программа по профориентационной ориентации школьников
рабочая программа по психологии по теме

Беликова Ирина Александровна

Подростковый возраст - время для определения своего места в жизни, своей стартовой площадки, с которой начинается разбег по дорожке профессиональной карьеры. Часто в подростковом возрасте школьники не знают, чего хотят, а если и знают, то не уверены в том, что их выбор правилен.  Цель программы: Создать систему действенной профориентации в образовательном учреждении, которая бы способствовала формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения  в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации в селе, районе, городе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_proforientacii.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Вязовка»

                                                                                      

                                                                                                                                                 

                                                                             «Утверждаю»

И.о.директора МОУ « Средняя

                                                                                          общеобразовательная

                                                                                    школа с.Вязовка»

______________ / Т.В.Лёвина/

                                                                                           «___»___________2011г.

Программа

по профессиональной ориентации школьников

МОУ «СОШ с.Вязовка»

Программа разработана в 2011году,

срок реализации 5 лет,

возраст обучающихся 7-17 лет

                                                                                                Авторы программы:

                                                              Ефимова И.В.заместитель директора

                                                                            по воспитательной работе;

                                                                                      Беликова И.А. педагог-психолог

                                                                                             Королева Т.А.социальный педагог,

                                                     

                                                           

                                                           с.Вязовка – 2011

Паспорт  программы

по профессиональной ориентации школьников

Наименование Программы

Программа правового воспитания

Основание для разработки

  1. Закон об образовании РФ
  2. Областные и районные образовательные и профилактические  программы
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

Разработчики программы

Зам. директора по ВР   Ефимова И.В.,  

социальный педагог  Королева Т.А.

педагог-психолог Беликова И.А.

Цель Программы

Создать систему действенной профориентации в образовательном учреждении, которая бы способствовала формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения  в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации в селе, районе, городе.

Задачи Программы

  1. предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации;
  2. ознакомление учащихся с природными задатками человека и условиями для развития их в способности;
  3. способствовать личностному развитию учащихся;
  4. выявление природных задатков и трансформации их в способности;
  5. ознакомление с актуальностью в потребности профессий на рынке труда;
  6. совместно с учащимися выявить последствия ошибки в выборе профессии;
  7. способствовать выработке навыков самопрезентации как залога начала успешной трудовой деятельности

Целевые группы

Учащиеся начального, среднего и старшего звена родители учащихся.

Основные направления реализации программы

  1. Профпросвещение
  2. Диагностика и консультирование
  3. Взаимодействие с предприятиями
  4. Профадаптация

Механизм реализации Программы

Администрация школы осуществляет координацию деятельности всех структур школы по реализации Программы, обеспечивает: координацию деятельности всех участников образовательного процесса, способствует реализации намеченных задач.

Исполнители Программы

Все участники образовательного процесса

Сроки реализации Программы

 5 лет

 

Ожидаемые результаты       реализации  

повысить мотивацию молодежи к труду;

оказать адресную психологическую помощь учащимся ОУ в осознанном выборе будущей профессии;

обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Программа

по профессиональной ориентации школьников

Актуальность проблемы

Подростковый возраст - время для определения своего места в жизни, своей стартовой площадки, с которой начинается разбег по дорожке профессиональной карьеры.
«Все профессии хороши, выбирай на вкус...». Но зачастую в подростковом возрасте люди не знают, чего хотят. А если и знают, то не уверены в том, что их выбор правилен. Важность принятия решения и собственная ответственность за принятое решение заставляют человека постоянно откладывать решение вопроса. С другой стороны, время требует определяться как можно скорей.
Профессиональное самоопределение - событие, которое часто в корне меняет все течение жизни, затрагивая все ее сферы. Любимая работа - важнейшая составляющая жизни. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором. То есть, сам подросток.
Предлагаемая программа профориентации (как индивидуальная, так и групповая форма) помогает сделать оптимальный выбор через ситуации профессионального самоопределения.

Цель программы

Создать систему действенной профориентации в образовательном учреждении, которая бы способствовала формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения  в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации в селе, районе, городе.

Задачами программы:

  1. предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации;
  2. ознакомление учащихся с природными задатками человека и условиями для развития их в способности;
  3. способствовать личностному развитию учащихся;
  4. выявление природных задатков и трансформации их в способности;
  5. ознакомление с актуальностью в потребности профессий на рынке труда;
  6. совместно с учащимися выявить последствия ошибки в выборе профессии;
  7. способствовать выработке навыков самопрезентации как залога начала успешной трудовой деятельности.

Направления профориентации

1. Профпросвещение.

Цель: организация профпросвещения педагогов, родителей, учащихся (через учебную и внеучебную деятельность), расширение их представлений о рынке труда.

2. Диагностика и консультирование

Цель: формирование у подростков осознанного выбора профессии.

            3. Взаимодействие с предприятиями

Цель: объединение усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.

           4. Профадаптация.

Цель: обеспечение функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи

Проблемы профессиональной ориентации  молодежи

Большое значение в настоящее время имеет качество рабочей силы, создающей товары и услуги. Чтобы добиться существенного развития человеческих ресурсов, в первую очередь необходимо создавать условия для повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда.

Особое внимание необходимо уделять работе с молодежью, представляющей собой одну из наиболее уязвимых категорий населения страны. Сравнительно низкую конкурентоспособность молодежи обуславливает действие ряда факторов:

  1. недостаток профессиональных знаний, квалификации и навыков;
  2. необходимость предоставления молодым людям ряда дополнительных льгот, предусмотренных КЗОТом (учебный отпуск, более жесткие требования по охране труда и т. д.), что создает для предприятий дополнительные трудности;
  3. трудовая нестабильность молодежи, связанная с увольнениями в связи с призывом в Вооруженные силы, уходом на учебу и т. д.;
  4. совмещение значительной частью молодежи работы с учебой;
  5. инфантилизм части молодежи, привыкшей бесплатно получать основные жизненные блага (от государства, родителей и т. д.).

Как показывают многочисленные исследования, молодежь не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодежь не готова конкурировать и быть субъектом на рынке труда.

При первичном выходе на рынок труда у молодежи преобладают идеалистические представления о будущей профессии, трудовой и профессиональной карьере. С первых шагов на рынке, в условиях невозможности трудоустройства, эти представления разрушаются и приводят к возникновению сложных социально-психических состояний (тревога, состояние депрессии, влияющее на коммуникативную сферу и сопровождаемое ощущением безысходности, комплексом вины).

Столкновение с трудовой реальностью приводит к переориентации либо деградации трудовых ценностей. Существуют точки зрения о том, что безработицу следует рассматривать как своеобразный вариант социализации молодежи, но многочисленные примеры подтверждают, что безработица негативно влияет на социально-психологическое развитие молодых людей и часто приводит к исчезновению взгляда на труд как средство личной самореализации, а сам процесс нормальной социализации оказывается нарушенным.

Значительную роль в решении проблем адаптации молодежи к сложившейся социально-экономической ситуации и адекватной ориентации на рынке труда играют профориентационные мероприятия.

Профессиональная ориентация – это комплекс социально-политических, психолого-педагогических и медицинских мер в выборе профессии, которые рассматриваются как система равноправного взаимодействия личности и общества на определенных этапах развития человека, оптимально соответствующая личностным особенностям и запросам рынка труда в конкурентоспособных кадрах.

Одна из главных целей системы профориентационной работы – оптимизация процесса выбора профессии в соответствии с личными интересами граждан и потребностями рынка труда. При этом знания молодых людей о возможностях выбора профессии и самих профессиях расширяются и углубляются. Решение о выборе профессии становится более осознанным.

Можно выделить четыре основные подсистемы профориентации: профессиональное просвещение и информирование, профессиональная консультация, профессиональный отбор и профессиональная адаптация.

  1. профессиональная информация включает в себя подробные сведения о знании и путях приобретения различных профессий;

- профессиональное просвещение предоставляет возможность ознакомления с миром профессий, их содержанием;

  1. в рамках профконсультации оказывается помощь в выборе индивидуального пути получения конкретной профессии;

- с помощью профдиагностики устанавливаются и изучаются признаки, характеризующие отклонение различных «параметров» конкретного человека от требований избранной профессии;

  1. профессиональный отбор помогает устанавливать психологические особенности человека, его подготовленность к выполнению трудовых функций применительно к определенным группам профессий с помощью аппаратурных и социально-психологических методов;
  2. профессиональная адаптация является активным процессом приспособления молодежи к производству, новому социальному окружению, условиям труда и особенностям конкретной специальности.

При этом в данной системе работы особое внимание уделяется субъектным отношениям со школьниками. Учащийся рассматривается не как пассивный получатель информации о том, какую профессию он должен выбрать, а как активный участник в определении своего дальнейшего профессионального пути. Так как именно в условиях психологического самоизучения формируется образ «Я» в единстве трех основных его составляющих: когнитивной, эмоциональной и регуляторной.

Полноценная консультация должна раскрывать и развивать потенциал школьника, заставлять его думать самостоятельно, т.е. формировать у него внутреннюю готовность к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), готовность рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Ожидаемые результаты

Реализация данной Программы позволит:

-  повысить мотивацию молодежи к труду;

- оказать адресную психологическую помощь учащимся ОУ в осознанном выборе будущей профессии;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

План мероприятий по реализации программы

Работа педагога-психолога по профориентации школьников

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Выявление склонностей и способностей учащихся:

- 1-е классы (диагностика интеллектуально развития),

- 4 -5-е классы (групповой интеллектуальный тест),

- 9-й класс (тест умственных способностей)

 

Апрель

(ежегодно)

Апрель

(ежегодно)

Март

(ежегодно)

 

Педагог-психолог

Анкетирование учащихся с целью определения запроса на факультативные занятия и предметны кружки. Оказание помощи учащимся в выборе внеурочной деятельности в зависимости от их склонностей и способностей

Май – сентябрь

(ежегодно)

Педагог-психолог

Знакомство с результатами диагностики ДОУ при приеме в школу

1-й год обучения

Педагог-психолог, классный руководитель

Обследование будущих первоклассников

Февраль-март

Педагог-психолог, классный руководитель

Создание информационной системы для своевременного ознакомления всех участников образовательного процесса и родителей с результатами исследования склонностей и возможностей учащихся.

Обновление ежегодно

Педагог-психолог

«Профессия педагог-психолог» - выступление на классных часах

По графику

Педагог-психолог

Вовлечение учащихся в исследовательскую работу по изучению его склонностей и возможностей с целью профориентации

Ежегодно

Педагог-психолог

Осуществление профориентации через систему обучения.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Изучение учителями-предметниками индивидуальной программы предпрофильной подготовки  учащихся, корректив, внесенных в связи с переходом учащихся в следующий класс и на основании проведенных в классе дополнительных исследований.

ежегодно

Зам.директора по УВР

Определение своей роли в индивидуальной программе предпрофильной подготовки  учащихся и планирование деятельности.

Ежегодно

Учителя-предметники

Создание картотеки «Профессия, с которой знакомит предмет»

Обновление ежегодно

М/О

 

Осуществление профориентации через внеурочную деятельность по предмету.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Организация факультативных занятий и работы предметных кружков

Сентябрь (ежегодно)

Зам.директора по УВР

Проведение школьных олимпиад

Ноябрь (ежегодно)

Зам.директора по УВР, М/О

Проведение интеллектуального марафона

Март (ежегодно)

Зам.директора по УВР

Проведение предметных недель

По школьному плану

Зам.директора по УВР, Руководители М/О

Вовлечение учащихся в деятельность творческих групп

Ежегодно

Руководители М/О

Научно-исследовательская работа учащихся

В течение года

Зам.директора по УВР, Учителя-предметники

Организация индивидуальных и групповых занятий с целью развития творческих способностей учащихся

Ежегодно

Учителя-предметники

Проведение научно-исследовательских конференций учащихся 9 – 11 классов

Ежегодно

Зам.директора по УВР, Учителя-предметники

Участие в районных и других научно-исследовательских конференциях

Ежегодно

Зам.директора по УВР, Учителя-предметники

Работа классных руководителей по профориентации учащихся.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Работа по индивидуальной программе предпрофильной подготовки  учащихся (вовлечение в кружки, факультативы)

В течение года

Классные руководители

Организация тематических классных часов

Ежегодно

Классные руководители

Поведение классных мероприятий «Профессии наших родителей»

Ежегодно

Классные руководители

Организация и проведение встреч с людьми различных профессий «Мое место в государстве»

1-е полугодие

Зам.директора по ВР, Соц.педагог

Организация и проведение экскурсий на различные предприятия

В течение года

Классные руководители

Система общешкольных внеклассных мероприятий по профориентации учащихся.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Проведение конкурных программ:

- «Молодые хозяюшки» (5-6 классы)

- «Юные модельеры» (8-9 классы)

- «Конкурс причесок» (10-11 классы)

Ежегодно

Учителя технологии, классные руководители

Конкурсы рисунков и сочинений «Профессия моих родителей»

Ежегодно

Учителя русского языка, ИЗО

Знакомство с образовательными услугами района, области:

- встречи с представителями вузов, ссузов

- посещение «Дней открытых дверей» организованных вузами, ссузами

- оформление стенда «Ваш выбор»

- создание картотеки «Образовательные услуги района, области»

 


Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

Зам.директора по ВР, Соц.педагог,  

Педагог-психолог

Круглый стол «Твой выбор сегодня»

Ежегодно

Зам.директора по ВР, классные руководители

9-11 классов

Празднование Дня Учителя:

Выпуск газет, посвященных Дню Учителя,

Конкурс сочинений «Учитель в моей жизни»

Проведение Дня самоуправления

Праздничный концерт «Учитель! Как много в этом слове…»

Конкурсы рисунков:

«Моя школа»,

«Портрет моего учителя»

Ежегодно

5-11 классы

9-11 классы

11 класс

1-11 классы

 

1-8 классы

5-11 классы

 

Работа социального педагога по профориентации школьников.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Беседы с родителями учащихся льготных категорий по вопросам оказания помощи в получении среднеспециального и высшего образования

В течение года

Социальный педагог

Сотрудничество с Центром занятости по трудоустройству учащихся льготных категорий

В течение года

Социальный педагог

Организация тематических классных часов, праздника «Мир профессий»

Ежегодно

Соц.педагог

Поведение мероприятия «Профессии наших родителей»

Ежегодно

Соц.педагог

Выпуск буклетов к профессиональным праздникам

В течение года

Соц.педагог

Выступления с беседами о профессии социально педагога для учащихся 10-11 классов

Ежегодно

Социальный педагог

Создание и ведение картотеки по выбору профессии учащимися льготных категорий, учащимися, стоящими на учете в ПДН

Обновление ежегодно

Социальный педагог, классные руководители

Работа библиотеки по профориентации.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Оформление сменного и передвижного стенда «Твой выбор»

В течение года

Библиотекарь

Проведение обзоров научно-популярной и художественной литературы по вопросам профориентации

В течение года

Библиотекарь, классные руководители

Оказание помощи в подборе материала для классных часов, праздников по профориентации

В течение года

Библиотекарь

«Профессия – библиотекарь» - выступление на классных часах

По графику

Библиотекарь, классные руководители

Совместная деятельность по профориентации школьников

с организациями муниципального образования

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Оформление в школе карты

В течение года

Соц. педагог

Организация экскурсий в организации муниципального образования

В течение года

Зам.директора по ВР

Проведение классных часов о профессиях

В течение года

Зам.директора по ВР, классные руководители, ведущие специалисты организаций

Совместное празднование государственных и профессиональных праздников:

- День работника лесного хозяйства

- День работника сельского хозяйства,

- День Учителя,

- День Победы,

- Встречи с ветеранами труда

Ежегодно

Зам.директора по ВР, соц.педагог

Совместные спортивные соревнования (по отдельному графику)

Ежегодно

Зам.директора по ВР

Оказание помощи в решении социальных проблем разных категорий учащихся (опекаемые, малообеспеченные, из неблагополучных семей и др.) по плану социального педагога

В течение года

Социальный педагог,

 

Создание условий для получения предпрофильной подготовки  в школе.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Включение в учебный план профильных классов III ступени

Ежегодно

Директор

Анкетирование учащихся 9-х классов с целью определения специализации профильных классов.

Ежегодно

Классные руководители

Комплектование классов предпрофильной подготовки и профильных классов

Ежегодно

Директор, классные руководители

Тестирование с целью отслеживания правильности выбранного профиля

Ежегодно,

Классные руководители

Проведение родительских собраний с целью ознакомления с системой предпрофильной подготовки в школе

Ежегодно

7-9 классы, директор школы

Оказание помощи родителям по выявлению склонностей

и способностей ребенка и его профессиональному самоопределению.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Родительские собрания:

«Хочу, могу, надо» Изучение склонностей и способностей ребенка

«Индивидуальная программа развития ребенка в школе»

«Что значит - выбрать профессию?»

«Первые итоги»

«Программа предпрофильной подготовки школьника»

«Развитие ребенка во внеурочной деятельности»

«Когда не поздно выбирать профессию?»

«Профильные классы в школе»

«Особенности запроса района и области на профессии»

«Образовательные услуги, предоставляемые районом, областью»

В течение года

Зам.директора по УВР

Зам.директора по ВР

Педагог-психолог

Конкурс семейных сочинений «Профессии моей семьи»

Ежегодно

Учителя русского языка

Ознакомление родителей с исследованиями по выявлению склонностей и способностей ребенка

Ежегодно

Классные руководители, Педагог-психолог

Индивидуальная работа с родителями по формированию и развитию профессиональных интересов учащихся

В течение года

Классные руководители, Педагог-психолог

Проведение родительских конференций «Как я помогаю ребенку в выборе профессии»

Ежегодно

Зам.директора по ВР, Педагог -психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный аспект урока информатики как средство формирования смысложизненных ориентаций школьников

Программа проводимой исследовательской деятельности, целью которой является выявление форм и методов воспитательного воздействия, способствующих формированию смысложизненных ориентаций школьнико...

Становление нравственно-ценностных ориентаций школьников через развитие интереса к народной культуре, интеграцию содержания и социального взаимодействия.

Статья раскрывает актуальность духовно-нравственного воспитания в современном обществе. Результативность работы по данному направлению не всегда отражает позитивные моменты, так как затруднена диагн...

Профориентация школьников. ПРОГРАММА по профессиональной ориентации для учащихся 9 – 11 классов ТРИ ШАГА К УСПЕХУ (основы профессиональной грамотности)

           В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей. Поэтому нео...

Программа по профессиональной ориентации школьников.

Программа по профессиональной ориентации учащихся 9 классов. Можно использовать как факультативный курс....

Программа профессиональной ориентации школьников на 2018-2024 год

Усиление внимания к вопросам профессиональной ориентации в образовательных учреждениях со стороны государства побуждает оптимизировать профессиональное самоопределение учащихся нашей гимназии специаль...

Программа профессиональной ориентации школьников

Усиление внимания к вопросам профессиональной ориентации в образовательных учреждениях со стороны государства побуждает оптимизировать профессиональное самоопределение учащихся гимназии специальной ор...

Протокол муниципального этапа профориентационного конкурса " Моя профессия будущего" регионального проекта по профессиональной ориентации школьников " Будущий профессионал"

Протокол муниципального этапа профориентационного конкурса " Моя профессия будущего" регионального проекта по профессиональной ориентации школьников " Будущий профессионал"...