технология резонансного сотворчества в реализации проекта "Доступная среда"
статья по психологии по теме

Технология резонансного сотворчества открывает новые возможности в работе с детьми с ОВЗ. Инклюзивное образование, активно развивающееся в нашей стране, использует новые подходы и апробирует инновационные технологиии для успешной адаптации детей с ОВЗ в образовательной среде. в статье представлены формы работы. способы организации психологического сопровождения не только детей. но и их родителей. Также описаны приёмы, использованные в практической работе с детьми с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология резонансного сотворчества в реализации проекта
"Доступная среда" (из опыта работы МБОУ СОШ №1 г.Мамадыш)
(педагог-психолог МБОУ СОШ №1 г.Мамадыш Шагивалиева Г.К.)


В последние годы в психолого-педагогической работе с детьми-инвалидами начинают использоваться новые подходы, что продиктовано пониманием ограничений и недостатков традиционных моделей психологической поддержки детей с «особыми нуждами». К таким сравнительно новым подходам можно отнести технологию резонансного сотворчества. Эта технология в последние годы активно внедряется в  практику психологов образовательных учреждений. Технология резонансного сотворчества в большой мере учитывает влияние культуры, социума и иных факторов среды на психическое развитие ребёнка. Она ориентирована на осуществление системных профилактических и коррекционных воздействий с привлечением более широкого набора внешних и внутренних ресурсов, характеризуются более короткими сроками достижения положительного эффекта и фокусировкой на конкретных «мишенях».

       Метод Резонансного сотворчества /MRC. RESONANTECOKREATION/ - это метод, соединяющий психологию и искусство, психотерапию и способность человека к развитию эстетической интуиции, творчеству, самовыражению.  

В методе резонансного сотворчества художественный образ используется как механизм образования психологического ресурса жизнедеятельности. Обучение в Weiterbildung-студии  «Психология искусства, психотерапия искусством», научным руководителем которой является И. Ф.Сибгатуллина, позволило нам освоить многие практические техники и приёмы, способствующие «раскачке» творческого и интеллектуального потенциала ребёнка, стабилизации психики ребёнка с особыми нуждами в целом.       

         Практическая работа показала, что очень ценным при работе с детьми-инвалидами по технологии резонансного сотворчества является то, что в своих отношениях с психологом ребёнок может установить оптимальную для себя дистанцию, используя художественные материалы в качестве посредников в отношениях со специалистом.

Идея внедрения технологии резонансного сотворчества в практику психологического сопровождения детей-инвалидов принадлежит немецкому профессору, доктору Гертрауд Шоттенлоэр, у которой мы обучались эффективным методам арт-терапии

. Внедрение технологии резонансного сотворчества в психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов МБОУ СОШ №3 г.Мамадыш позволило решить задачу предупреждения и коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств этих детей. Также это способствовало развитию у них комплекса психологических навыков, необходимых для успешной психосоциальной адаптации, проведению  эффективной работы с их семьями и педагогами.

         Наряду с другими мероприятиями, осуществляемыми в соответствии с концепцией психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса, использование технологии резонансного сотворчества помогло повысить оперативность психологических вмешательств и тем самым усиливать профилактическую направленность работы с детьми-инвалидами в рамках реализации проекта «Доступная среда».

         В качестве приоритетных задач применения технологии резонансного сотворчества в работе с детьми-инвалидами выступали:

-реабилитация/ ресоциализация детей и подростков с «особыми потребностями», то есть имеющими те или иные системные нарушения (речи, слуха, зрения, двигательных функций), отклонения в поведении, пребывающих в аномальных психосоциальных условиях и т.д.;

-профилактика поведенческих и эмоциональных нарушений, аддикций и нарушений школьной адаптации;

-содействие более гармоничному, всестороннему развитию личности детей-инвалидов, тесно связанное с задачами психопрофилактики, а также достижение более высокого уровня их психосоциальной адаптации.

-профилактика и коррекция эмоциональных расстройств у родителей детей-инвалидов.

При проведении резонанс-сотворческих занятий с детьми-инвалидами обычно обязательными являются такие условия, как:

-психологическая безопасность участников процесса;

-отказ от оценивания процесса и результатов творческой деятельности с точки зрения художественно-эстетической и даже морально-нравственной;

-приватность и конфиденциальность;

-партнёрство в отношениях ребёнка и психолога;

-неограниченная свобода выбора ребёнком изобразительных материалов и способов работы с ними, тем и сюжетов для творчества, допустимость нарушения традиционных изобразительных форм;

-делегирование ребёнку ответственности за процесс и результаты деятельности, связанное с использованием так называемого недирективного подхода.

         Организационными формами технологии резонансного сотворчества в МБОУ СОШ №3 г.Мамадыш выступали:

- индивидуальное  консультирование, то есть такой вариант психологического консультирования, при котором на протяжении всего процесса или на его этапах активно применяются средства визуальной, проективно-символической коммуникации консультируемого и психолога: работа с проективным материалом (фотографиями, стимульными рисунками и др.), рисунок, лепка;

-групповые резонанс-сотворческие занятия  в форме арт-студии;

-семейная терапия родителей детей-инвалидов на основе технологии МРС. В отличие от обычного семейного консультирования и семейной психотерапии данная форма работы с семьёй характеризуется активным применением изобразительных средств, которые служат основой для диагностики и коррекции семейных отношений.

         Внедрение  форм работы,  основанных на технологии резонансного сотворчества, арт-методах и связанных с проявлением свободной творческой инициативы учащихся в среде МБОУ СОШ №3, в том числе и детей-инвалидов, явилось катализатором сложной институциональной динамики  и даже привело к перестройке сложившихся традиционных отношений в системах «учитель- ученик» и «учитель-родитель». Доктор психологических наук, профессор Сибгатуллина И.Ф. на встречах с педагогическим коллективом нашей школы нацеливает его на  глубинный подход к восприятию личности ребёнка, объясняя необходимость эстетического оформления образовательного пространства, создания художественного  ландшафта близлежащих территорий как обязательного условия формирования полноценной психики ребёнка.  

В работе с детьми-инвалидами технология резонансного сотворчества позволяла отыграть многие психотравмирующие ситуации жизни детей-инвалидов: непонимание близких, холодность или гиперопеку, предательство, горе, потерю, тяжёлую болезнь, утрату доверия к миру и так далее. Она помогала понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен.

          Детям-инвалидам  нашей школы присущи некоторые особенности, которые позволили мне как психологу широко использовать технологию резонансного сотворчества и различные арт-методы.

         Во-первых, дети-инвалиды в большинстве случаев затруднялись в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия для них была более естественна, и рисование  было особенно важным для тех, кто не мог «выговориться». В творчестве выразить свои мысли, чувства и фантазии гораздо легче, чем рассказать о них.

         Во-вторых, дети  были более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их реакции на образ были более непосредственны, не проходили  цензуры сознания. Поэтому отражение и преображение в их рисунках ситуаций, их бытия в мире, их чувств и переживаний легко доступны для восприятия, анализа и трансформации.

         В третьих,  живость и богатство  их фантазии оказались безграничными. Творческое воображение ребёнка способно развивать как реальные, жизненные истории на основе резонирования на  рисунки, так и сказочные. Занятия с детьми-инвалидами по технологии резонансного сотворчества служили средством для вытеснения эмоций или односторонностей, инструментом для диагностики, а также способствовали развитию эстетических вкусов и художественного творчества.

         Преимущество технологии резонансного сотворчества в том, что ребёнок, наряду с консультациями психолога и других специалистов, может вполне самостоятельно  применять отдельные приёмы и упражнения. К примеру, моделирование конфликта художественными средствами может актуализировать и исследовать собственное поведение в состоянии стресса, осознать чувства, переживания, отношение к конфликту  и его исходу. Это облегчит эмоциональную боль, позволит взглянуть на травмирующую ситуацию по-новому, изменить к ней отношение.

         Воздействие таких ограничивающих жизнь ситуаций, как собственное страдание, физические ограничения, потери, боль, изоляция, может быть преодолено только тогда, когда человек в состоянии найти нужное направление и мотивацию и пройти через них во что бы то ни стало. В момент кризиса этой решимости следует учиться у тех, кто старше и опытней. Негативный жизненный опыт, который есть у большинства детей-инвалидов, может оказаться более плодотворным. если в нужные моменты есть возможность прибегнуть к руководству психолога, хорошо понимающего динамику резонирования бессознательного и владеющим техниками и приёмами, позволяющими «вытащить» неотработанное, а затем  направить его в исцеляющее творческое русло. С такой поддержкой ребёнку можно многое выдержать и преодолеть.  И в этом случае можно сказать, что эффективная технология и практические компетенции психолога успешно дополняют друг друга в решении жизненно важных задач ребёнка-инвалида.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии в системе РО. Понятие информационной среды обучения/

Развивающее обучение — это личностно-ори­ентированная педагогическая система, обеспечивающая получение образо­вания на основе создаваемой сети образовательных маршрутов, представ­ляющих собой последов...

"Использование инновационных технологий на уроках биологии" реализация темы самообразования

У каждого учителя своя дорога, свои методы и свои наработки. Моя основная методика – это практикоориентированное обучение. На мой взгляд, самую важную и запоминающуюся информацию ученики добывают свои...

Технология портфолио в условиях реализации ФГОС. Портфолио: назначение, содержание, технология.

В данной презентации краткая информация видах портфолио, его назаначении и содержании. Презентация предназначена для работников образовательных учреждений....

Социально-педагогические технологии профилактики суицидального поведения в подростковой среде

Материал знакомит с причинами подросткового суицида, алгоритмом оказания ребёнку социально-педагогической поддержки....

Интерактивные технологии ведения профилактической работы в образовательной среде

Интерактивные технологии ведения профилактической работы в образовательной среде....

«Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды»

Доклад на тему «Дистанционные образовательные технологии как компонент формирования современной образовательной среды» был подготовлен и озвучен на областной научно-практической...

Сотворчество как реализация коммуникативно-деятельностного подхода в обучении иностранному языку.

   В данной статье содержится материал, помогающий сделать процесс обучения чтению гласных в четырёх типах слога, а также сочетаний согласных  для учащихся начальной школы ...