«Роль трудового воспитания в формировании нравственных качеств характера школьников»
статья

Малина Анастасия Геннадьевна

Внеклассная работа в коррекционной педагогики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya1.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение  школа № 565

 Кировского района

Санкт-Петербурга

Статья

ТЕМА:

«Роль трудового воспитания в формировании нравственных качеств характера школьников»

Автор - составитель:

Малина Анастасия Геннадьевна

   

2019/20 уч.г

   Трудовое воспитание школьников осуществляется в единстве воспитательных усилий школы, семьи и общественности. Ведущую роль в этом процессе занимает школа.

  Трудовое воспитание следует рассматривать как важнейший фактор формирования личности ребенка.  Труд оказывает влияние на формирование волевой и эмоциональной сферы ребенка. Нередко можно видеть, как скованный и нерешительный в классе ученик становится активным и целеустремленным на занятиях в рабочей комнате, мастерской, на пришкольном участке. Успехи в работе вселяют в учеников уверенность в свои силы и возможности, повышают самооценку, способствуют повышению уровня мотивации достижения результата. В процессе труда лучше проявляются предусмотрительность и самоконтроль детей. Когда ребенку удается сделать нужную вещь правильно, он испытывает огромное удовлетворение. Так зарождается чувство собственного достоинства даже у ранее совсем неуверенного в себе ребенка.

   Когда ученик коррекционной школы получает плохую отметку за неправильно решенную задачу или ошибки в диктанте, он не всегда убежден в том, что эта плохая оценка справедлива. Но когда ученик обнаруживает дефект в сделанной им вещи, - это сразу дает ему представление о допущенной ошибке и побуждает в дальнейшем более внимательно следить за ходом своих действий.

   Формы организации трудового воспитания могут быть самыми различными, но их осуществление связано с тремя видами трудовой деятельности: учебной, бытовой и общественно полезной, каждая из которых способна при правильной организации корректировать личностное развитие учащегося. Так, например, систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности, как настойчивость, честность, правдивость. Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорово образа жизни. Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результатов.

   Таким образом, трудовое воспитание в условиях коррекционной школы носит не только обучающий и воспитывающий характер, но самое главное - оно имеет коррекционную направленность. Трудовая деятельность способствует коррекции дефектов в личностном развитии ребенка, формирует волевую и эмоциональную сферы, вырабатывает социально значимую мотивацию, подготавливает ребенка к будущей профессиональной деятельности, то есть, осуществляет его социальную адаптацию.

   Одним из условий успешного включения учащихся в трудовую деятельность является выбор доступных для них элементарных видов труда. Однако, как показывает опыт, этого еще недостаточно. Одним из решающих условий включения выпускников  школы в производственный труд является воспитание у них достаточной самостоятельности в выполнении трудовых заданий.

   Важно научить детей преодолевать возникающие трудности, сформировать у них желание преодолевать эти трудности. Важно показать учащимся ту реальную пользу, которую каждый из них может приносить окружающим. Достигается это сочетанием практической деятельности учащихся с систематической разъяснительной работой. Сюда относятся беседы, рассказы о труде, экскурсии на производство  и т.д. Рассказы учителей, воспитателей о труде, наблюдения учащихся за трудовой деятельностью, а главное - участие в ней.

   Задачи  работы по организации трудового воспитания и обучения следующие:

. обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно-гигиеническом обслуживании себя;

. выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно-бытовом труде, умение выполнять несложные виды этого труда;

. сформировать привычку и положительную установку к определенному виду труда в течение установленного времени;

. по индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно;

. научить работать совместно с товарищами, соблюдая принятые нормы и правила поведения.

   Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и о окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда  ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. В следствии коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

   Трудовое воспитание должно строиться с учетом индивидуальностей каждого ребенка, оно должно лечить, увлекать, наконец, помочь школьнику стать личностью, а не прививать лишь рефлексы и инстинкты.

  Литература:

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1986.

Чуркина А.И. Трудовое обучение во вспомогательной школе. - М., 2008.

Назарова Н.М. Специальная педагогика. - М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль экологического воспитания в формировании положительных качеств личности у умственно отсталых школьников

в докладе описано о роли экологического воспитания на развитие личности воспитанников...

Роль семейного воспитания и формирование нравственных законов семьи

в методической разработке выступления педагога-психолога на родительском собрании имеется презентация о роли воспитания ребенка в семье и рекомендации по формированию нравственных законов семьи...

Проектная работа на тему: Влияние трудового воспитания на формирование лидерских качеств учащихся в общеобразовательной школе.

Трудовое начало воспитания - важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне развитой и гарманичной личности...

Роль трудового воспитания в развитии личности школьника

В современном мире совершенно отсутствует пропаганда трудовых отношений. Школьники всё чаще устраняются от обслуживающего труда, а родители уделяют трудовому воспитанию своих детей слишком мало времен...

Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы

Трудовому воспитанию детей уделяли и уделяют внимание многие ведущие педагоги....

Статья "Коррекционно-развивающая направленность воспитания по формированию социально-нравственных качеств у школьников"

Россия имеет многовековую историю и богатейший опыт нравственного воспитания детей. На всем историческом пути русский народ свято хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколени...

Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы

Роль трудового воспитания в социализации школьников, воспитывающихся в условиях коррекционной школы...