Программы
рабочая программа по психологии по теме

Минина Ольга Ивановна

Представлены различные программы психологической работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа-интернат II вида  

г. Советска  Кировской области

Программа занятий

по развитию навыков общения у младших подростков

«Конструктивное общение»

Минина О.И., педагог-психолог

г. Советск, 2009

Пояснительная записка

 

        Актуальность программы.

        Подростковый период – важнейший этап жизни человека, время выборов, которое во многом определяет последующую судьбу (И.Л. Божович, К.С. Лебединская, А.Е Личко, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Перед современным подростком есть два пути к взрослости. Первый путь – путь к реальной взрослости, сопровождающийся принятием на себя ответственности за свою жизнь, понимания смысла своего бытия. Второй путь – путь к взрослости иллюзорной, инфантильной или в некоторых случаях асоциальной, к взрослости с эмоциональными и физическими проблемами.

        Развитие в подростковом возрасте осуществляется бурно и часто сопровождается различными проблемами личностного развития и межличностных отношений ребят. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении (а дети, с проблемами в развитии, относятся к данной категории), характерны частые конфликты, агрессивность, стремление обвинить окружающих, нежелание и неумение признать свою вину, доминирование защитных форм поведения и неспособность конструктивно разрешить конфликт (Л.С. Выготский, Т.А. Власова, М.С. Певзнер и др.). При этом в жизни детей подросткового возраста важнейшую роль играет общение. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и конкретной социальной среды. Поэтому в подростковом возрасте наиболее эффективной является групповая форма проведения занятий. В основу программно-методического обеспечения программы занятий «Конструктивное общение» положена программа Н.П. Слободяник «Уроки общения для младших подростков (учащихся 5-6 классов)»

        Целью работы по программе развития навыков общения у младших подростков является развитие эмоционально-личностной сферы детей и формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.

Задачи:

  1. обучение учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций;
  2. развитие умения слушать других людей;
  3. обучение приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности;
  4. обучение способам внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;
  5. формирование позитивной моральной позиции.

Методика реализации программы.

Программа по развитию навыков общения у младших подростков, реализуемая в данной школе, рассчитана для занятия с учащимися 6-7 классов коррекционной школы II вида и учащимися 5-7 классов коррекционной школы VIII вида. Работа предусмотрена по конкретной проблеме: «развитие навыков конструктивного общения». Данное направление работы выбрано в связи с запросами педагогов и родителей, а также данными диагностики учащихся. Занятия проводятся один раз в неделю во вторую половину дня с целым классом (5 – 12 человек) в помещении, где есть возможность свободно двигаться. В данном учебном году для учащихся 5а класса занятия проходят в первую половину дня. Продолжительность занятия – 1 урок.

На занятиях используются известные большинству психологов игры и упражнения, которые по мере поступления (появление в печати) пополняются новыми.

Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключения. Вступление: либо прямое сообщение темы занятия, либо вопрос к учащимся по обсуждаемой теме. Основная часть – обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме. Заключительная часть: анализ занятия, самопроверка и рефлексия.

Занятия по форме напоминают тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры учащиеся овладевают навыками эффективного общения.

На первом занятии вместе с детьми принимаются правила поведения. Педагог участвует в играх в качестве одного из действующих лиц. Чтобы игры носили творческий характер, руководство игрой младших подростков чаще всего осуществляется в форме советов, предложений и помощи в развитии замысла игры.

В процессе проведения занятий ведущий следит за взаимоотношениями участников, старается предупреждать ситуации, ведущие к возникновению конфликтов, и формирует дружеские взаимоотношения и необходимые личностные качества.

Для записей и рисования ученикам необходимы тетрадь, альбомные листы и карандаши (фломастеры).

Оценка эффективности воздействия коррекционно-развивающих занятий на эмоциональное состояние учеников проводится с использованием приёма цветограммы в начале и в конце занятия.

Тематическое планирование занятий по развитию навыков общения у младших подростков «Конструктивное общение»

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1.

Общение в жизни человека

1

2.

Зачем нужно знать себя?

1

3.

Я глазами других

1

4.

Самооценка

1

5.

Умею ли я дружить?

1

6.

Почему люди ссорятся?

1

7.

Барьеры общения

1

8.

Предотвращение конфликтов

1

9.

Умение слушать

1

10.

Уверенное и неуверенное поведение

1

11.

Нужна ли агрессия

1

12.

Пойми меня

1

13.

Мои проблемы

1

14.

Обиды

1

15.

Критика

1

16.

Комплименты или лесть

1

17.

Груз привычек

1

18.

Вежливость

1

19.

Зачем нужен этикет

1

20.

Приветствие

1

21.

Умение вести беседу

1

22.

Телефонный разговор

1

23.

Что такое одиночество?

1

24.

Я не одинок в этом мире

1

25.

Азбука перемен

1

Учебно-методический комплекс:

  1. Лебединская К.С., Райская М.М, Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере: Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. М., 1988
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1982.
  3. Рабочая книга школьного психолога. Под ред. И.В. Дубровиной. М.,1991.
  4. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1990.
  5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1995.
  6. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практическое пособие. М., 2006.
  7. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков. М., 2000.
  8. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5 – 6 классы). М., 2006



Предварительный просмотр:

Программа взаимодействия социального педагога и психологической службы на 2007-2008 учебный год

Цель взаимодействия:

Создание благоприятного психологического климата в школе, способствующего личностному развитию ребёнка, раскрытию его потенциальных возможностей. Осуществление психопрофилактической работы с семьями учащихся, педагогическое просвещение родителей, имеющих детей с проблемами в развитии.

Задачи совместной работы:

  1. Сохранение психологического здоровья детей и подростков с проблемами в развитии.
  2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
  3. Выявление и анализ причин школьной дезадаптации, выявление

     детей «группы риска».

  1. Предупреждение школьной дезадаптации, предупреждение негативных проявлений в детской и подростковой среде.
  2. Формирование здорового образа жизни и правовой культуры у учащихся школы.
  3. Вовлечение семьи в воспитательный процесс.
  4. Проведение профориентационной работы с учащимися старших классов и осуществление патронажа выпускников.

Актуальность проблемы.

           Эпоха кризисов и социальных перемен во многом поменяла жизненные устой, глубоко затронула институт семьи. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах  люди ведут себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению физического и психологического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, успешной социализации. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что даёт ему жизненные силы? Основа такого развития – создание окружающей среды, способствующей личностному росту, духовному совершенствованию. Поэтому работа с детьми по формированию нравственных устоев, пониманию, что «хорошо», а что «плохо» в едином русле с семьями учащихся является особенно актуальной на сегодняшний день.

Основные направления работы

Ответственный

Сроки

Педагоги

Семья

Учащиеся

1.  Д и а г  н о с т и к а

Составление паспорта класса

Изучение документации на новых учащихся. Адаптация к школе.

Психологи, классные рук-ли

Август-сент.

Составление сводной карты-характеристики неблагополучных семей.

Составление карт на детей «группы риска»

Психологи,

соц. педагог

Сент. – октябрь

Проведение экспертного опроса педагогов и медиков

Проведение экспертного опроса родителей

Диагностика детей «группы риска».

Психологи,

соц. педагог

В теч. года  по запросам

Профориентационная диагностика

Психологи,

соц. педагог

Окт., март

Заполнение «Карты наблюдения Стотта»;

Диагностика личностного развития подростков

Психологи, воспитатели

Нояб.- декабрь

Диагностика способностей в учебно-трудовой деятельности

Психологи,

классные рук-ли,

учителя труда

Январь, февраль

Диагностика стиля семейного воспитания

Психологи,

соц. педагог

Январь, февраль

Опрос

Обследование детей, обучающихся на дому

Март

Оценка эффективности работы с детьми и подростками, требующими пед. внимания и имеющих эмоционально-волевые нарушения

Психологи,

соц. педагог, медики

Апрель

2.  П  р о ф и л а к т и к а

Школа воспитателей и л. руководителей «Ведение дневника наблюдения»

Психологи

Сент.

Тематические родительские собрания по классам

В течен. года

Программа «Уроки общения для младших подростков»

Психологи

В течен. года

Работа по профориентации в выпускных классах

Психологи,

соц. педагог,

л. рук-ли

1 раз в неделю

Работа по модульному курсу «Мой выбор», 9,10 классы

Работа по модульному курсу «Мой выбор», 9,10 классы

Психологи, воспитатели, соц. педагог

2 раза в неделю

Школа воспитателей «Всё о подростке»

Обучающий тренинг «Нет наркотикам!»

Психологи


Ноябрь

Педсовет «Совершенствование медико-психолого-социально-педагогического сопровождения учащихся»

Общешкольное родит. собрание «Союз семьи и школы»

Администрация, психологи,

соц. педагог

Декабрь

МО учителей нач.кл. «Организация работы с семьёй

Декабрь

Школа воспитателей «Навыки конструктивного взаимодействия с подростком»

Психологи, воспитатели

Январь

Программа «Профилактика вредных привычек у младших школьников»

Психологи,

соц. педагог

Янв.- апрель

Тренинг по формированию умения работать с проблемными детьми

Психологи

Февр.

Неделя ЗОЖ

Психологи,

соц. педагог

Февр.

Общешкольное родит. собрание «Воспитание сознательной дисциплины»

Психологи,

соц. педагог

Март

Школа воспитателей «Игротерапия. Коррекция взаимоотношений в детском коллективе.»

Психологи,

соц. педагог

Март

Проведение недели «Скажем сигарете НЕТ»

Соц. педагог

Апрель

Общешкольные родительские собрания «О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников»;

«Подросток в мире вредных привычек»

Психологи,

соц. педагог

Май

3. К о р р е к ц и я

Формулировка запроса на работу с детьми, требующими пед. внимания

Психологи,

соц. педагог, медики

Сент. и в теч. года

Учёт детей и подростков, требующих педагогического внимания и подростков с эмоционально-волевой неустойчивостью

Организация пролечивания детей, имеющих проблемы в поведении, или желающих избавиться от вредных привычек

Психологи,

соц. педагог, медики

В теч. года

Организация консультаций по проблемам семьи и детей

В теч. года,

ежемесячно

Работа по предупреждению бродяжничества и беспризорности. Контроль за посещаемостью.

Соц. педагог,

В теч. года

Работа по предупреждению бродяжничества и беспризорности. Индивидуальные консультации и коррекционная работа.

Психологи,

педагоги

В теч. года



Предварительный просмотр:

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии Специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат II вида г. Советска  Кировской области

Модифицированная программа

 «Этика и психология семейной жизни»

(для учащихся 10 класса с углублённой трудовой подготовкой, обучающихся по программе коррекционной школы VIII вида)

Советск, 2006

Пояснительная записка

Модифицированная программа «Этика и психология семейной жизни» составлена на основе программы и методических рекомендаций «Программно-методического обеспечения для X – XII классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида», Москва, 2004 год. Программа предназначена для слабослышащих учащихся 10 класса с углублённой трудовой подготовкой, обучающихся по программе коррекционной школы VIII вида один год.

Модификация программы достигается за счёт изменения количества часов и переструктурирования учебного материала, так как традиционная программа рассчитана на три года обучения. В рамках данного курса не предусмотрено изучение вопросов, связанных с бытом и экономикой семьи, поскольку данный материал очень тесно перекликается с содержанием программ по социально-бытовой ориентировке и математике. Остальные вопросы рассматриваются в логике развития юношеских отношений от зарождения семьи и до воспитания детей в семье.

Актуальность работы в данном направлении продиктована необходимостью постинтернатной подготовки воспитанников с проблемами в развитии к самостоятельной жизни.

Обобщение опыта работы школ-интернатов, детских домов, психологические исследования (И.В. Дубровина, И. Лангмейер, З. Матейчик, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.) свидетельствуют о том, что дети, воспитывающиеся в условиях интернатного учреждения, испытывают большие трудности, вступая в самостоятельную жизнь: у детей ниже социальный опыт, беднее эмоциональная жизнь и воображение, снижена уверенность в себе, значительно позднее и хуже формируется умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля.

Указанные выше особенности особенно ярко проявляются у подростков, имеющих проблемы в сенсорном и интеллектуальном развитии (Л.С. Выготский, Т.Г. Богданова, Н.В. Мазурова, Н.Г. Морозова, В. Петшак).

Целью данной программы является формирование представлений о семье, её значении в жизни человека. Так же работа по данной программе направлена на выработку у учащихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, умение устанавливать доброжелательные отношения с людьми. Данные умения в целом должны благоприятно влиять на их будущую семейную жизнь, способствовать созданию крепкой и прочной семьи.

В процессе работы по данной программе предстоит решить следующие задачи:

  1. Формировать представления о семье, её роли в жизни человека;
  2. Формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мать, жена, муж и т. д.;
  3. Обучать правильным способам взаимодействия между людьми, навыкам эффективного поведения;
  4. Формировать представления о личностных качествах людей, необходимых для создания крепкой семьи, учитывать эти знания при выборе спутника жизни;
  5. Сообщить необходимые знания о роли родителей в воспитании детей, их ответственности за их здоровье и воспитание;
  6. Формировать представления о способах взаимодействия с ближайшими родственниками семьи;
  7. Формировать речевую культуру;
  8. Помочь стать более сенситивными по отношению к различным ситуациям, возможным чувствам и опыту других людей.

Методика работы с учащимися строится в направлении личностно-ориентированного подхода. Занятия (встречи) посвящены обсуждению проблем, которые встают перед человеком в юности. Они направлены на усвоение учащимися знаний психологического и нравственного характера, формирование навыков самоорганизации, самооценки, общения и культуры поведения. Ряд занятий знакомит учащихся с отдельными аспектами интимной жизни человека. Проблемы полового воспитания решаются в широком контексте становления личности в целом. Акцент при изучении программы делается на личностное отношение молодого человека к изучаемому материалу, выбору собственной жизненной позиции. Предполагается широкая опора на диалоговую и игровую формы проведения занятий.

Основными формами и методами обучения являются ролевые игры, драматизация, практические упражнения, обсуждение реальных ситуаций, задания для самостоятельной работы. Использование активных методов обучения позволит учащимся осваивать получаемые знания неформально, в ходе занятий происходит коррекция и развитие мышления подростков, обогащение словаря, развитие эмоционально-волевой сферы.

Программа рассчитана на один год обучения (1 час в неделю; всего 34 часа).

Программа по «Этике и психологии семейной жизни» включает следующие разделы:

  1. Семья;
  2. Создание семьи;
  3. Взаимоотношения в молодой семье;
  4. Конфликты в семье;
  5. Ребёнок  в семье;
  6. Законодательство РФ о семье.

Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Особое внимание уделяется формированию умения планировать предстоящую деятельность, контролировать ход работы и давать отчёт по её окончании.

Методы, используемые на занятиях:

Беседа.

Анализ ситуации.

Анализ художественных текстов.

Обращение к миру мудрых мыслей.

Инсценирование. Упражнение.

Решение педагогических задач.

Творческие задания. Игра.

Практическая деятельность.

Программное содержание.

 Тематический план  курса «Этика и психология семейной жизни»

№ п/п

Тема занятия

Кол-во час.

Программное содержание

Понятия и лексика по предмету

Раздел 1. Семья - 6 часов.

1.

Что такое «семья»?

1

Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества. Значение семьи в жизни человека.

Семья, воспитание, мама, папа, жена, муж, дети, родители, бабушка, дедушка, родственники

2.

Влияние семьи на воспитание человека.

1

Духовные, дружеские, материальные связи в семье (общность взглядов, привычек,  традиций семьи). Функции семьи.

3.

Наши родители:

- Зачем человеку нужна мама?

- Каким быть отцу?

- Домашние воспитатели

– бабушка и дедушка.

3

Значение родителей для ребёнка (ответственность родителей за жизнь и здоровье ребёнка, тепло, поддержка, ощущение защищённости). Роль матери/отца, их обязанности по отношению к ребёнку.

4.

Наши родственники.

1

Родственники и родственные отношения, близкие и дальние родственники. Правила поведения в семье, с родственниками.

Раздел 2. Создание семьи - 11 часов.

1.

Представления людей о семейном счастье.

1

Ожидания молодых людей, создающих семью (образ будущей семьи, опыт родительской семьи, его принятие и отторжение)

Счастье, опыт, образ жизни

2.

Причины создания семьи.

1

Причины создания семьи. Нравственная, материальная и физиологическая готовность человека к созданию семьи.

Причина, нравствен-ность, готовность к созданию семьи

3.

Выбор спутника жизни

1

Качества человека, необходимые в семейной жизни. Требования, которые мы предъявляем к предполагаемому партнёру и их реальное воплощение.

4.

Девичья чистота.

1

Нравственные качества и жизненные умения, важные для девушки, вступающей в брак.

Любовь, способность любить

культура, этика, нравст-венные качества, жизненные умения

5.

Мужская честь.

1

Нравственные качества и жизненные умения, важные для юноши, вступающего в брак.

6.

Любовь – высшее человеческое чувство.

1

Влюблённость и любовь, нравственность и сексуальность.

7.

Культура поведения влюблённых.

2

Этические правила важные во взаимоотношениях юноши и девушки.

8.

Принятие решения о вступлении в брак (предложение, взаимное согласие).

1

Мотивы вступающих в брак, основы семейного благополучия (любовь, уважение, дружеские чувства, влечение, наличие необходимых средств к существованию семьи и т.д.)

Брак, брачный возраст, брачный контракт, ЗАГС, правовые отношения

9.

Как сообщить родителям о своём решении?

1

Поведение молодых людей в ситуации знакомства с родителями. Причины несогласия родителей с выбором детей.

10.

Создание семьи.

1

Понятие о браке. Регистрация брака. Правовые отношении мужа и жены. Свадьба, традиции свадьбы.

Раздел 3. Взаимоотношения в молодой семье – 4  часа.

1.

Первые шаги в жизни молодой семьи.

1

Первые шаги в жизни молодой семьи: привыкание к привычкам и особенностям характера партнёра, уважение, терпимость.

Привычка, характер, уважение

2.

«Жена» и её роль в семье.

1

Изменения, происходящие в жизни юноши и девушки. Освоение новых социальных ролей: «муж» (формирование чувства ответственности за жену, забота о ней, защита, обеспечение материальных условий существования семьи, участие в домашних заботах); «жена» (забота о муже, внимание и доброжелательность, ведение домашнего хозяйства, участие в материальном обеспечении семьи).

Социальная роль, мужчина (мужест-венность), женщина (женствен-ность), взаимоотноше-ния, взаимо-понимание

3.

«Муж» и его роль в семье.

1

4.

Правила взаимоотношений в семье.

1

Нравственные правила взаимоотношений в семье: доброта в отношениях, взаимопонимание, помощь, отношения с родителями, друзьями.

Раздел 4. Конфликты в семье – 5  часов.

1.

Что такое «семейный конфликт»?

1

Понятие «семейный конфликт». Причины конфликтов в семье: отношения между супругами строятся на неверной нравственной основе (обиды, подозрения, грубость, отсутствие внимания и заботы, помощи); неготовность супругов к выполнению своей новой социальной роли; разница во взглядах; привычках и нежелании изменяться, вмешательство и негативное влияние родителей; неприятие родственников или друзей супруга и т.д.

Конфликт, конфлитую-щие стороны, спор, размолвка

2.

Как решать конфликты?

2

Предотвращение конфликтов, нравственные способы их разрешения.

3.

Последствия нарушений семейных отношений.

2

Распад семьи, причины. Нравственное поведение в ситуации развода. Знакомство с основными положениями закона о семье, способах осуществления развода, раздела имущества, обязанностей родителей по отношению к детям.

Раздел 5. Ребёнок  в семье – 7 часов.

1.

Что нужно знать молодым родителям, ожидающим ребёнка?

1

Планирование семьи. Что нужно знать молодым родителям, ожидающим ребёнка: правильный образ жизни будущих родителей, отказ от вредных привычек, создание благоприятных условий для матери, необходимая забота о её здоровье. Климат семьи: добрые отношения между родителями, подготовка их к будущим обязанностям.

Планирование беременности, беременность, роды, патронаж новорож-денного,

режим дня

2.

Мать и отец – первые воспитатели

1

Значение родителей для ребёнка. Необходимость формирования у родителей общих взглядов на процесс воспитания ребёнка.

Воспитание, формирование

3.

Особенности воспитания ребёнка в различные периоды его жизни: младенец, дошкольник, школьник, подросток.

3

Особенности воспитания ребёнка в различные периоды его жизни: младенец, дошкольник, школьник, подросток. Стиль отношений родителей к детям (авторитарный, дружеский, попустительский) и его влияние на последующие взаимоотношения родителей и детей.

Стиль отношений,

младенец, дошкольник, школьник, подросток.

4.

Ответственность родителей за воспитание детей.

1

Обязанности родителей по отношению к своим детям. Проблемы взаимоотношений с детьми.

Обязанности родителей

5.

Семейные праздники.

1

Поддержание духовных и нравственных связей в семье (общность взглядов, привычек,  традиций семьи).

Семейные традиции

Раздел 6. Законодательство РФ о семье – 1 час.

Законодательство РФ о семье

1

Знание основ законодательства РФ о семье, нравственности семейных отношений. Ответственности супругов друг перед другом. Ответственности родителей перед детьми, взрослых детей перед родителями

Супруги, закон, семейный кодекс

                                                                                     Итого: 34 часа

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

  1. Учащиеся должны овладеть понятием «семья». Понимать её значение в жизни человека;
  2. Учащиеся должны знать основные родственные связи в семье, уметь различать близких и дальних родственников;
  3. Учащиеся должны знать основные этические правила взаимоотношений между юношей и девушкой, понимать важность такого шага как создание собственной семьи;
  4. Учащиеся должны понимать и уметь объяснять, какие условия необходимы для вступления в брак;
  5. Учащиеся должны знать основные обязанности членов семьи, объяснять их значение в семейной жизни;
  6. Учащиеся должны знать основные нравственные правила поведения людей в ситуациях конфликта, знать основы семейного законодательства;
  7. Учащиеся должны знать об ответственности родителей за жизнь и здоровье своего ребёнка, понимать свою обязанность в воспитании их;
  8. Учащиеся должны понимать особенности развития детей и основные проблемы в воспитании ребёнка;
  9. Учащиеся должны уметь определять основные обязанности родителей по отношению к своим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...