Задержка психического развития
статья по психологии
Эти три зловещие буквы есть не что иное, как задержка психического развития. Звучит не слишком приятно, правда? К сожалению, сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить такой диагноз.
Прежде всего, помните, что задержка психического развития – это всего лишь задержка. Стоя в пробке на шоссе, Вы точно знаете, что скоро поедете дальше. ЗПР поддается коррекции и исправлению практически полностью. ЗПР – это не умственная отсталость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaderzhka_psihicheskogo_razvitiya_0.docx | 16.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое ЗПР?
Эти три зловещие буквы есть не что иное, как задержка психического развития. Звучит не слишком приятно, правда? К сожалению, сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить такой диагноз.
Прежде всего, помните, что задержка психического развития – это всего лишь задержка. Стоя в пробке на шоссе, Вы точно знаете, что скоро поедете дальше. ЗПР поддается коррекции и исправлению практически полностью. ЗПР – это не умственная отсталость.
Чем же отличаются эти два диагноза?
1. Умственная отсталость (УО) не исчезает бесследно, ребенка можно лишь очень хорошо адаптировать к жизни и труду. Возможности такого малыша имеют свой «потолок». Например, даже в 15 лет подросток с УО не поймет переносный смысл фразы «Под лежачий камень и вода не течет». То есть его мышление никогда не сформируется до нормального уровня.
Ребята же с ЗПР полностью компенсируют свой недостаток в процессе специального обучения. Вырастают в обыкновенных людей, которые в состоянии овладеть любой профессией и успешно трудиться.
2. Мозг малыша с УО пострадал глобально, то есть задетыми оказались все высшие психические функции: память, внимание, мышление, воображение, эмоционально-личностная сфера.
У ребенка с ЗПР лишь частичное поражение тех или иных структур мозга и не настолько глубокое.
3. Уровень обучаемости ребят с УО и ЗПР абсолютно разный. Если вовремя начать заниматься с ребенком с ЗПР, он может достигнуть уровня развития нормального малыша его возраста. При УО это невозможно.
Причины возникновения ЗПР.
Трудно точно сказать о причинах возникновения ЗПР. К ним относятся абсолютно все «вредности» внутриутробного развития: болезни и стрессы беременной мамы, травмы плода, курение, алкоголизм, причем не только мамы, но и папы. Неприятности в родах, конечно, тоже могут стать виновниками отставания в развитии крохи. Очень важны и первые месяцы его жизни: что его окружало, чем болел, вовремя ли начал сидеть, вставать, ходить. Отдельная причина и даже плодородная почва для любых задержек развития – это неблагоприятное окружение в семье: родители-алкоголики, физические наказания, вербальная грубость взрослых (угрозы, окрики, мат), примитивность их желаний и устремлений, неправильное воспитание. Ничто не может расти и развиваться без любви. Детки – особенно.
ЗПР легкой формы.
Преобладание игровой деятельности, недостаточная самостоятельность, наивность, высокая внушаемость, незрелость эмоциональной сферы.
ЗПР как результат неправильного воспитания
Но, не смотря на такие трудные случаи, все-таки, самой тупиковой, на взгляд дефектологов, остается ситуация, когда ЗПР спровоцирована у здорового малыша социальным окружением. Вообще, низкий социо-культурный уровень родителей повысить нельзя никакими способами. Опыт показывает, что устоявшиеся традиции воспитания в таких семьях настолько сильны, что не поддаются изменению ни беседами, ни рекомендациями, ни предупреждениями. Как правило, мама вообще плохо понимает, что ее ребенок отстает от сверстников, а если понимает, то ничего не делает. Очень обидно, когда ЗПР приобретенная, когда малыш просто «отупел» от невнимания к себе, грубого обращения, отсутствия новых впечатлений
ЗПР как результат ММД
Задержка психического развития бывает разной. Самая неприятная и труднопреодолимая вызвана органическими поражениями мозга. Клеточки мозга в этом случае (например, если малыш внутриутробно переболел вместе с мамой инфекционной болезнью), как будто «засыпают». Часть из них можно «разбудить» и заставить работать, а некоторые – нет. А ведь можно обратиться за помощью к соседним, зрелым клеткам, и помочь организму скомпенсировать дефект, если сам он не справляется. Именно по такому принципу работают дефектологи. В случае с ЗПР органического происхождения потребуется и медикаментозное вмешательство и слаженная работа многих специалистов на протяжении многих лет.
ЗПР обусловленные длительной болезнью.
Также выделяют ЗПР у деток, ослабленных бесконечными болезнями. Как развиваться мозгу, если организм регулярно сотрясают тяжелейшие инфекции? Здесь уже на первый план для организма выходит спасение самого себя, и все жизненные силы уходят на это. Такой малыш и выглядит бледненьким, худеньким, вялым, будто витающим в облаках. Развитие задерживается еще и потому, что маме просто не до занятий: постоянные больницы, лекарства, врачи и много-много страха. Безусловно, такой семье нужна помощь хорошего психотерапевта или психолога, а обучение ребеночка нужно налаживать в условиях и больницы, и санатория. Лишние лекарства для преодоления ЗПР здесь ни к чему: бедный малыш и так их переел.
Повреждение нервной системы
Это наиболее часто встречаемая форма.
Причины развития: патология беременности и родов, травмы нервной системы в первые годы жизни. У ребенка наблюдаются такие признаки как энурез, эмоциональная незрелость, незрелость познавательной деятельности. Идет явное преобладание игровых интересов над учебными, но и в игре наблюдается однообразие, отсутствие творчества и воображения.
Если ЗПР есть
Родителям не стоит стесняться этого диагноза, ведь эта проблема хорошо поддается коррекции. Например, у хорошего дефектолога из 10 детей в группе к школе у восьмерых снимают этот диагноз. Итак, что делать, если задержка психического развития не вызывает сомнений, и все обследования пройдены. Родители такого малыша имеют право на зачисление в группу для детей с ЗПР, которые обычно комплектуются в обычных садиках. В целом, в задачи специалистов входит развитие мышления, памяти, внимания деток до максимально возможного уровня, обучение сюжетно-ролевой игре, общению, правильной речи. Разумеется, ребят обучают грамоте и азам математики. Как ни странно, но с ребятами с ЗПР очень интересно заниматься и маме, и специалисту. Приятно видеть результаты своих трудов, а они видны практически сразу
Золотые правила дефектологии
1. Чем раньше начата коррекционная работа, тем лучше будет результат.
2. Необходимо видеть не только слабые стороны малыша с ЗПР, но и сильные, сохранные стороны всей его личности. Такие стороны ВСЕГДА есть.
3. Подходить к решению проблемы нужно комплексно, то есть привлекать к обучению и лечению разных специалистов.
4. Уважительное, доброе отношение к особым детям. Чувства ребенка, вызванные насмешками или осуждением окружающих, не менее сильные и глубокие, чем у остальных ребят.
Главное для родителей малыша с ЗПР – никогда не опускать руки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.
Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику, словообра...
Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития. Рекомендации родителям
Что такое ЗПР? Как эта задержка психического развитимя проявляется? Рекомендации родителям таких детей....
Рабочая программа учителя-дефектолога по коррекции речевого развития и развитию высших психических функций для детей с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи в старшей и подготовительной группе.
Рабоча программа учителя-дефектолога предназначена для работы с детьми старшего и подготовитеьного дошкольного возраста с задержкой психического разития и тяжелыми нарушениями речи....
Особенности психических процессов и организация коррекционной работы у обучающихся с задержкой психического развития
В материале отражена специфика развития психических процессов у обучающихся с ЗПР и основные направления коррекционной работы....
Методы подготовки детей с задержкой психического развития и задержкой речевого развития к всероссийской проверочной работе по математике
Консультация для педагогов по подготовке детей сЗПР и ЗРР к выполнению ВПР...