Цикл занятий со старшеклассниками "Школа лидера"
план-конспект урока по психологии на тему

Горох Надежда Геннадьевна

Конспекты занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_shkoly_lidera.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие №2

«Лидер-организатор»

Лидера выдвигает деятельность. Для развития группы как коллектива характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности. Каждый член группы может выступать в роли лидера и приобретать навыки организации других  людей и самоорганизации.

Какой же должен быть лидер?

1. Способным управлять собой (если хочу, значит смогу)

2. Наличие четких личных целей (знаю, что хочу)

3. Умение решать проблемы. Умение вычленить в проблеме главное и второстепенное.

4. Творческий подход в организации людей ( не так, как все). Поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем, умение генерировать идеи.

5. Умение влиять на окружающих (вести за собой). Уверенность в себе, умение устанавливать хорошие личные отношения, способность убеждать, слушать.

6. Знание особенностей организаторской деятельности (организовать дело) Умение подобрать и расставить людей, составить план, вовлечь людей в работу, стимулировать работу учащихся.

7. Наличие организаторских способностей. Организаторское чутье (психологический ум, психологический такт), энергичность, требовательность, критичность.

8. Умение работать с группой (сплотить товарищей на дело). Понимание важности сплоченности коллектива, умение добиваться согласия в коллективе.

Какими качествами должен обладать лидер?

  1. Компетентность – знание того дела, в котором человек проявляет себя как лидер.
  2. Активность – умение действовать энергично, напористо.
  3. Инициативность – творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений.
  4. Общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми.
  5. Сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия.
  6. настойчивость – проявление силы воли,  упорства, умение доводить дело до конца.
  7. Работоспособность – выносливость, способность вести напряженную борьбу.
  8. Самостоятельность – независимость в суждениях, умение брать ответственность на себя.
  9. Наблюдательность – умение видеть,  мимоходом отмечать важное, замечать детали.

Игра «Киностудия»

Ситуация: Представьте, что вам нужно снять фильм и назвать того человека, который смог бы это сделать.

Необходим режиссер. Выдвигайте свои кандидатуры. (1-3)

Теперь определитесь, с кем из кандидатов вы будете работать.

Режиссер, определи себе помощников из числа участвующих в группе.

Все остальные могут выбрать себе «киностудию» по желанию.

Задание. В течение 15-20 минут подготовить пантомиму (сценку) на тему жизни своего класса, школы.

Итог: Проанализируйте и определите, кто в ходе подготовки фильма оказался реальным лидером? Кто не оправдал возложенных надежд?

Занятие №3

«Каким меня видят другие»

Цель: помочь школьникам лучше узнать друг друга и расширить представления о себе, стимулировать деятельность самоанализа.

1. Упражнение «Здравствуйте».  Продолжить начало фразы: «Здравствуйте, мне нравится быть…:

2. «Пиктограмма». В течение 5 мин. Каждому участнику нужно зашифровать себя через символы и значки, которые бы отражали его жизненные увлечения, образ жизни или ярко выраженные черты характера. Затем анонимные рисунки раскладываются в кругу и участникам нужно определить, кому могла бы принадлежать та или иная пиктограмма и почему.

(Упражнение помогает представить себя таким, каким он хотел бы казаться группе).

3. Упражнение «Мой сосед справа». В нем каждый должен представить своего соседа всем участникам. В течение минуты тот в паре, кто сидит слева, задает вопросы своему соседу, чтобы затем лучше представить его в группе, а тот, кто сидит слева, дает интересные ответы. На втором этапе пары меняются (дальше по кругу), теперь тот, кто сидел справа, сам задает вопросы. На третьем этапе каждый по кругу представляет своего правого соседа. ( Это упражнение помогает услышать мнение другого о себе, лучше узнать одноклассников, взглянуть на них по-новому.

4. Упражнение «Самохарактеристика» - каким меня видят другие. Учащиеся должны отгадать, кто скрывается за той или иной самохарактеристикой.

5. Упражнение «Открытые ассоциации». Каждый из участников просит дать на него ассоциации и каждый участник выдает свой произвольный образ.

Занятие №4.

«Организаторская деятельность»

(практическое занятие)

Сегодня мы проведем практическое занятие по выявлению кандидатов в эксперты и ведущие нашей «школы актива».

По предыдущим играм были определены следующие лидеры……………….

Сегодня для них конкурсная программа. А все остальные будут оценивать и принимать решения путем голосования.

1 конкурс «Дело»

Придумать наиболее интересное и полезное для школы дело, которое можно будет реально провести.

Все кандидаты представляют свои варианты дел, а участники выбирают то, за котрое отдают свой голос.

2 конкурс «Агитатор»

Сагитировать всех на участие в придуманном деле»

3 конкурс «Организатор»

Кандидат предлагает всем познакомиться с планом организации придуманного дела.

4 конкурс «Люди»

Выбрать себе помощников и обосновать свой выбор. Оценивается умение подбирать людей.

5 конкурс «Программа»

Кандидат должен продолжить фразу «Если меня выберут президентом, то я…»

Оценивается новизна, конструктивность и значимость предложенной программы.

Итог: по окончании конкурсов идет подсчет голосов (очков) и выбираются два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов.

Занятие 5-6

Организаторская техника

Если хочешь быть лидером, надо овладеть организаторской техникой. Организаторская техника – это важное средство успешной деятельности организатора, которая включает в себя ряд способов достижения цели:

  1. Умение владеть собой (осанкой, мимикой, жестами), управлять своим эмоциональным состоянием, владеть техникой речи (дикция, темп)
  2. Умение сотрудничать с коллективом и каждым его членом в процессе решения организаторских задач (бесконфликтное взаимодействие, стимулирование деятельности)

Одно из главных условий в подготовке организаторов – это стимулирование работы над собой.

Схема работы над  собой

           Самодиагностика                                         программа самосовершенствования

Правила организаторской работы

1. Выясни условия выполнения организаторской задачи и свои полномочия:

  1. Выдели в задаче главное и второстепенное;
  2. Выясни время выполнения задачи;
  3. Уточни свои права и обязанности, кому подчиняешься ты, кто подчиняется тебе;
  4. Определи место выполнения задачи, материальные средства, которые необходимы для её выполнения.

        2. Подготовься к выполнению задания:

  1. Изучи опыт других, посоветуйся с педагогами;
  2. Сделай предварительную расстановку людей;
  3. Составь план, исходя из реальных возможностей.

       3. Подготовь к выполнению заданий своих товарищей:

  1. Обсуди план со всеми участниками;
  2. Учти поправки и замечания, высказанные товарищами.

      4. учитывай и контролируй работу и расход материальных средств:

  1. Привлекай к учету и контролю за работой и расходом материальных средств своих помощников;
  2. Осуществляй учет времени, отведенного на выполнение частей работы;
  3. Давай оценку работе своих товарищей только на основе достоверных данных.

   5. Будь внимателен в период завершения работы:

  1. Требуй отчета о работе от своих помощников;

6. Итоговый анализ – залог успешной работы в дальнейшем:

  1. Проанализируй работу со своими помощниками и всеми её участниками, выявляя положительный опыт, промахи и ошибки;
  2. Старайся поощрить работу своих помощников

Занятие №7.  Самопринятие

Задачи:

  1. Поддержать у старшекласснков позитивное принятие себя, предоставить им возможность по-новому взглянуть на свои недостатки и достоинства,
  2. Обсудить с ними значение самопринятия в жизни человека,
  3. Направить школьников на помощь друг другу в совместной работе.

  1. Упражнение «Здравствуйте» «Здравствуйте, чаще всего я мечтаю…»
  2. Групповая дискуссия о том, как человек должен к себе относиться, почему, что это ему дает, анализ разницы между процессами самопринятия и самолюбования. (значение самопринятия для человека как основа его успешности)
  3. Мои недостатки и мои достоинства.
  4. «Контраргументы» (преобразовать свои недостатки в достоинства), н-р: Слабые стороны моей личности / что можно этому противопоставить. Работа в кругу (педагог отмечает, что важно рассчитывать на положительное в себе, а не на исправление недостатков)
  5. Упражнение «Мое имя». Каждый школьник говорит о своем имени: нравится оно ему или нет, почему, какое имя он предпочитает, какие ассоциации у него вызывает его имя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для учащихся 5-6 классов «Кто такой лидер? Качества лидера»

Участники занятия «Кто такой лидер? Качества лидера» приобретут новые знания в области лидерства, навыки общения и коммуникации. Занятие способствует развитию  у ребят творческих способност...

статья на тему «Лидером становятся или лидером рождаются?».

Есть множество точек зрения и теорий, которые вращаются вокруг темы лидерства. При этом на сегодняшний день нельзя с уверенностью полагаться и принимать за истину, какую бы то ни было из них....

сценарий проведения зонального этапа районного конкурса лидеров детских общественных объединений "Лидер XXI века"

СЦЕНАРИЙпроведения отборочного тура районного конкурса «ЛИДЕР XXI ВЕКА». Цели и задачи конкурсаДать возможность юным организаторам показать свои знания, умения и таланты влидерстве;Повышение прес...

Конкурс лидеров детских общественных объединений "Я - лидер!"

Сценарий школьного конкурса "Я - лидер!" для учащихся 6 - 11 классов....

Кто такой лидер? Качества лидера

Цель данного занятия: дать основные понятия лидерства  и выявить лидеров занятия ....

Классный час "Лидерами не рождаются - лидерами становятся".

Классный час "Лидерами не рождаются - лидерами становятся" проводится  форме диспут,откровенного разговора с элементами треннинга со старшими  вице-сержантами ивице-сержантами сержантами ,це...

Занятие по программе ОДОД "Школа Лидера" на тему "Понятие лидер. Основные качества лидера"

Цель занятия: создание условий для раскрытия лидерского потенциала обучающихсяТип занятия: практическоеОсновные виды деятельности учащихся: дискуссионное общение, игра...