Портфолио - как средство реализации преемственности ДОУ и начальной школы
методическая разработка по психологии по теме
Портфолио как средство реализации преемственности
ДОУ и начальной школы
На сегодняшний день накоплен разнообразный и весьма эффективный опыт применения новых форм и методов преподавания и организации учебного процесса в целом. Современные формы обучения предполагают активное использование новых компьютерных технологий, и школа их активно осваивает. Очевидной становится необходимость создания новых форм оценивания, соответствующих новым формам обучения, а главное новым образовательным целям и ценностям.
Формой такого реалистичного оценивания, ориентированного на продукт, результат учебной деятельности и включающего самооценивание, может стать популярный в зарубежных школах и уже встречающийся в отдельных российских школах портфолио.
Помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к достижению успеха – это задача каждого учителя, независимо от того, какой предмет он преподает. Мы надеемся, что наша разработка поможет воспитателям, учителям в решении важных задач личностного развития школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio.doc | 48 КБ |
rodsobranie_trudovoe_vospitanie.docx | 121.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУО МР «Сунтарский улус (район)» РС\Я
МОУ «Крестяхская средняя общеобразовательная школа»
Портфолио как средство реализации преемственности
ДОУ и начальной школы
Потапова Сусанна Сахардоновна –
педагог-психолог
Крестяхской СОШ
Цель и задачи:
1. содействие формированию личности ребенка путем использования нового метода как портфолио;
- определение причин нарушения личностного и познавательного развития ребенка;
- преодоление нарушений в развитии ребенка;
- создание психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
Актуальность.
На сегодняшний день накоплен разнообразный и весьма эффективный опыт применения новых форм и методов преподавания и организации учебного процесса в целом. Современные формы обучения предполагают активное использование новых компьютерных технологий, и школа их активно осваивает. Очевидной становится необходимость создания новых форм оценивания, соответствующих новым формам обучения, а главное новым образовательным целям и ценностям.
Формой такого реалистичного оценивания, ориентированного на продукт, результат учебной деятельности и включающего самооценивание, может стать популярный в зарубежных школах и уже встречающийся в отдельных российских школах портфолио.
Помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к достижению успеха – это задача каждого учителя, независимо от того, какой предмет он преподает. Мы надеемся, что наша разработка поможет воспитателям, учителям в решении важных задач личностного развития школьника.
1. Подходы к определению понятия портфолио.
Термин «портфолио» пришел в педагогику, так же как и запрос на новую образовательную парадигму, из политики и бизнеса. Всем знакомы такие понятия, как «министерский портфель» или «портфель инвестиций». Портфолио могут быть служебными, профессиональными, деловыми и представляться как в текстовом, так и в электронном виде.
Существуют различные подходы к определению понятия портфолио.
Портфолио – это:
- способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения.
- коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях.
- систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников.
Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен».
Из всего сказанного можно сделать вывод: портфолио является современной эффективной формой оценивания. Новые подходы к оцениванию и оценке базируются на стандартах обучения, построены на концепции компетентности, основаны на уровне исполнительного мастерства и на конечных результатах обучения.
Исходя из вышесказанного, портфолио не только является современной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
- постоянная поддержка учебной мотивации школьников;
- поощрение их активности и самостоятельности;
- расширение возможности обучения и самообучения;
- развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
- сознательное формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать свою учебную деятельность.
2. Организация «Портфолио дошкольника»
Одним из важнейших факторов модернизации системы дошкольного образования является реализация личностно-ориентированного взаимодействия педагога с ребенком. Но, к сожалению, необходимость осуществления индивидуального подхода к каждому воспитаннику в образовательном учреждении остается на уровне декларации; педагогам не предлагается конкретный инструментарий, с помощью которого они смогли бы целостно и всесторонне изучать развивающуюся личность ребенка.
Для того чтобы научить педагогов отслеживать этапы развития ребенка с помощью диагностического инструментария, подбирать наиболее адекватные формы, методы и содержание образовательной работы, выделяя приоритетные направления, необходимо внедрить в систему дошкольного образования технологию сопровождения.
Основная задача сопровождения – создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и становления совершенствующейся социально успешной личности, защита прав ребенка на получение образования и развития в соответствии со своими потенциальными возможностями в реальных условиях его существования. Использование технологии сопровождения в дошкольной практике позволяет реализовать принцип индивидуального подхода, обеспечивает включение в педагогический процесс всех его участников: ребенка, педагогов, родителей.
Одним из направлений системного сопровождения является диагностика. Умение педагогов ДОУ наблюдать развитие ребенка, проводить грамотно педагогическую диагностику – важное условие успешного сопровождения. Регулярные наблюдения за детьми и за каждым ребенком в отдельности позволяют воспитателям, другим специалистам ДОУ заполнить индивидуальный дневник развития ребенка – портфолио.
Каждый ребенок, который начинает посещать ДОУ, получает дневник индивидуального развития. Цель ведения портфолио – это всестороннее отслеживание и фиксация результатов развития ребенка на всех возрастных этапах дошкольного детства.
Портфолио помогает воспитателям целенаправленно организовывать воспитательно-образовательную работу согласно указанным в нем возрастным параметрам и выявить уровень развития ребенка соответственно возрастной норме. В случае выявления каких-либо отклонений, в портфолио планируется поэтапная коррекционная работа с ребенком, которую осуществляют и специалисты ДОУ, и родители.
Портфолио включает следующие разделы: «Сведения о ребенке», «Сведения о здоровье ребенка», «Адаптация ребенка в ДОУ», «Особенности развития ребенка», «Результаты диагностических срезов», «Карта развития ребенка», «Характеристика на ребенка к концу года».
Портфолио заполняется по следующим параметрам:
- развитие видов детской деятельности (игра, рисование, лепка, аппликация, конструирование);
- развитие двигательной сферы (развитие моторики, проявление эмоциональных состояний в движении);
- умственное развитие и развитие речи (умственное развитие, развитие представлений об окружающем, развитие речи);
- социальное развитие (общение со сверстниками, усвоение социальных норм и правил).
Данные критерии мы взяли из методического пособия «Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста» (под редакцией О.М.Дъяченко, Т.В.Лаврентьевой. М., 2001).
Портфолио помогает педагогам определить характер и динамику развития ребенка в соответствии с возрастными нормативами, его проблемы, успехи, способности. Портфолио – это не педагогическое заключение или «диагноз» ребенка. Это всего лишь педагогический способ фиксации развития дошкольника в определенный возрастной момент. Анализируя полученные данные по результатам педагогической диагностики, педагог может выявить проблемы в развитии ребенка, зону его ближайшего развития.
Таким образом, воспитатели непроизвольно будут стремиться изучать возрастные нормативы дошкольников, эффективные методы наблюдений за детьми, более продуманно организовывать воспитательно-образовательную, коррекционно-развивающую работу, ориентируясь на индивидуальные особенности детей группы. Важной особенностью папки личных достижений является то, что она позволяет осуществлять индивидуальный подход буквально к каждому ребенку.
При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку и передается учителю начальной школы.
3. Портфолио как метод изучения школьников.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышается эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитываются уровень подготовленности детей к школьному обучению.
Процедура определения психологической готовности ребенка к школе может быть различной в зависимости от условий. Результаты обследования на предмет определения готовности к школе должны занесены в карту психического развития ребенка – портфолио.
Любая работа школьного психолога, и прежде всего коррекционно-развивающая, может быть эффективной только при соблюдении одного существенного условия: установления партнерских отношений с педагогом. Конечно, против самого этого тезиса никто не возражает. Однако проблема часто состоит в другом – как именно установить эти партнерские отношения. Нам представляется, что одним из приемов вовлечения учителя в совместную творческую работу с практическим психологом может быть составление педагогов характеристик на своих воспитанников и анализ их вместе с психологом.
Изучение зарубежного и российского опыта разработки папки достижений учащегося позволило нам предложить вам следующую структуру портфолио, которая состоит из трех разделов:
- «Официальные документы» или «Портфолио документов»;
- «Курсы по выбору и творческие работы» или «Портфолио работ»;
- «Отзывы и рекомендации».
«Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Ученик представляет документы с официально признанных конкурсов, соревнований, олимпиад разных уровней.
«Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие на научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, практик, спортивных и художественных достижений и др.
Преимущества данного варианта, что портфолио этого типа дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.
«Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками образования и др., а также письменный самоанализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов.
Портфолио может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее.
Преимущества данного варианта, эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.
Заключение
Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен».
Из всего сказанного можно сделать вывод: портфолио является современной эффективной формой оценивания. Новые подходы к оцениванию и оценке базируются на стандартах обучения, построены на концепции компетентности, основаны на уровне исполнительного мастерства и на конечных результатах обучения.
Помочь школьнику обрести уверенность в своих силах на пути к достижению успеха – это задача каждого учителя, независимо от того, какой предмет он преподает. Мы надеемся, что наша разработка поможет воспитателям, учителям в решении важных задач личностного развития школьника.
Исходя из вышесказанного, портфолио не только является современной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
- постоянная поддержка учебной мотивации школьников;
- поощрение их активности и самостоятельности;
- расширение возможности обучения и самообучения;
- развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
- сознательное формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать свою учебную деятельность.
Предварительный просмотр:
Родительское собрание.
Тема: трудовое воспитание детей младшего возраста.
Утуе кунунэн, убаастабыллаах тереппуттэр.
О5о5о үлэ суолтата.
О5о үлэ туьунан бастакы ейдебүллэри, бастакы сатабыллары, үерүйэхтэри чугас дьонуттан ылар. Дьиэ кэргэңңэ о5о туьа киьитэ буолуута – бастакы улахан үерүү. Туьа киьитэ буолартан олоххо, үлэ5э бэлэмнээьин са5аланар.
Билиңңи олох сиэринэн, «Ким үлэлиир – ол аьыыр, ким үлэлиир – ол дьоллоох», «Үлэ киьини киэргэтэр» диэн ох тылларга оло5уран, чахчы үлэьит киьи сатаан бэйэтин бэйэтэ иитинэн олорор кэмэ кэллэ дии саныыбын, ол иьин бу туьунан кэпсиэхпин ба5арабын.
Оскуола5а киириэр диэри үлэ диэн тугун билбэтэх о5ону хойут үлэ5э үерэтэр ыарахан. Ол иьин о5ону олох эрдэттэн үлэ5э үерэтиллиэхтээх.
Үлэ о5о быьыытын-майгытын чочуйар. Үлэьит о5о, иллэң бириэмэтэ суох буолан, онно-манна мэнээктээбэт, бэйэтин туттунар, керсүетүк сылдьарга үерэнэр. Оттон үлэтэ суох о5о мэниктиирин эрэ билэр буолар. Ол сылдьан араас сабыдыалга түбэьэр, бэрээдэги кэьэр, маннык о5ону - «Сүрэ5э суох сүүс сүбэлээх» дииллэр.
Сибиэьэй салгыңңа үлэлээьин кими ба5арар чэбдигирдэр, эт-хаан еттүнэн сайыннарар, ей үлэтин сынньатар. Үлэьит о5о доруобай, кыайыгас, илиитэ-ата5а модьу, чэбдик керүңнээх, үчүгэйдик аьыыр-сиир буолар.
О5о дьиэ5э толорор үлэтин хас да белеххе араарыахха сеп. О5о үлэтэ бэйэтин харанарыттан са5аланар, ньуосканы тутар буолуо5уттан бэйэтэ аьыыр, 2-3 сааьыттан таңнарга, суунарга, оонньуурун хомуйарга уерэнэр. 4-5 сааьыттан оронун хомунар, хоьун бэрээдэктиир, тас таңаьын, ата5ын таңаьын харанар, утуйарыгар бэрээдэктээн уурар идэлэнэр. 8-9 сааьыттан кыра таңаьы суунара, етүүктэнэрэ, кыраны абырахтанара, үлэлиирэ, уруок аа5ар сирин бэрээдэктэнэрэ ирдэнэр.
О5о кыратыттан дьонугар кемелеьер, кинилэр үлэлэрин чэпчэтэ сатыыр ейге-санаа5а иитиллиэхтээх.
О5о5о 11-12 сааьыттан харчыны туттарылыахтаах, онно бэйэтин керүүтүнэн күннээ5и килиэби, саахары эңин атыылаьыннара үерэтиллиэхтээх. Харчыны тутарга итэ5эллээх буолла5ына, ордук харыстыыр, сатаан туттарга уерэнэр. Бу кэлин бэйэтин бэйэтэ керүнэр киьи буоларыгар туьалаах.
10-чалаах о5о эбиэти бэлэмнээьиңңэ, массынаннан таңас сууйарга, тиэргэни, дьиэни хомуйарга, о5уруокка күех үүнээйини харайарга ону тэңэ мууьу-маьы бэлэмнииргэ кемелте буолуон сеп.
О5о үлэтин дьиэ-кэргэн мустан олорон сыаналыыра, үчүгэй-куьа5ан ерүтүн ырытан ал5астарын хайдах туоратарын хайаан да сүбэлиир наадалаах. Үлэ о5о таптыыр дьарыгынан үерүүтүнэн буолуохтаах. Оннук эрэ үлэ ордук суолталаах. Септеехтүк хай5ааьын, ордук туора киьи үрдүк сыанабыла, үлэ5э ке5үлүүр о5о сүргэтин кете5ер.
Уол-кыыс үлэтэ диэн араарбакка дьиэ үлэтигэр тэңңэ үлэлэтэ үерэтиллиэхтээх.
Саха киьитэ былыр-былыргыттан сүеьү ииттинэн аьаан-сиэн, таңнан-саптан олорор. Сибиэьэй аьылыгынан аьаан, ыраас салгынынан тыынан дорүобай, уьун үйэлээх, киэң-холку майгылаах, тулалыыр эйгэтин харыстыыр, онон сүгүрүйэр үтүе майгылаах.
О5олор кыра эрдэхтэриттэн үлэлии үерэниэхтээхтэр. Үлэни таптыахтаахтар, накаастабыл курдук саныа суохтаахтар. Тереппүттэрин үлэлэрин сыаналыахтаахтар, харчы «хантан кэлэрин» ейдүехтээхтэр.
Түмүгэ.
Олох ханнык да5аны түгэннэригэр биьиги олорор, үерэнэр сирбит, дойдубут үчүгэй буолара ыал оло5ун илгэтиттэн тутулуктаах. Тереебүт терүт дойдубутун чэлгитэ сайыннарыа5ың.
Тереппуттэргэ кэккэ субэлэр:
- О5оттон тугу ирдииргитин толкуйдаан баран этин.
- О5о5ут кыа5ынан септеех соруда5ы, улэни биэрин.
- Сана соруда5ы, улэни биэриэх иннинэ сепке толорорун кердерен, быьааран биэрин.
- Улэ, оонньуу курдук буоларын умнуман!
- Улэ тумугун септеехтук сыаналаан.
- О5о5о улэ, дьарык туьунан элбэхтик кэпсээн. Чугас дьонун, аймахтарын профессияларын киэн туттан кэпсээн. Ханнык ба5арар профессия туьалаа5ын о5о кыратыттан билиэхтээх, дьон улэтин сыаналыы уерэниэхтээх.
О5ону улэ5э уерэтии
сааьынан араарыы
- О5о үлэтэ бэйэтин харанарыттан са5аланар, ньуосканы тутар буолуо5уттан бэйэтэ аьыыр, 2-3 сааьыттан таңнарга, суунарга, оонньуурун хомуйарга уерэнэр.
- 4-5 сааьыттан оронун хомунар, хоьун бэрээдэктиир, тас таңаьын, ата5ын таңаьын харанар, утуйарыгар бэрээдэктээн уурар идэлэнэр.
- 8-9 сааьыттан кыра таңаьы суунара, етүүктэнэрэ, кыраны абырахтанара, үлэлиирэ, уруок аа5ар сирин бэрээдэктэнэрэ ирдэнэр.
- О5о5о 11-12 сааьыттан харчыны туттарылыахтаах, онно бэйэтин керүүтүнэн күннээ5и килиэби, саахары эңин атыылаьыннара үерэтиллиэхтээх. Харчыны тутарга итэ5эллээх буолла5ына, ордук харыстыыр, сатаан туттарга уерэнэр. Бу кэлин бэйэтин бэйэтэ керүнэр киьи буоларыгар туьалаах.
- 10-чалаах о5о эбиэти бэлэмнээьиңңэ, массынаннан таңас сууйарга, тиэргэни, дьиэни хомуйарга, о5уруокка күех үүнээйини харайарга ону тэңэ мууьу-маьы бэлэмнииргэ кемелте буолуон сеп.
О5ону улэ5э уерэтиигэ субэлэр:
- О5о кыратыттан дьонугар кемелеьер, кинилэр үлэлэрин чэпчэтэ сатыыр ейге-санаа5а иитиллиэхтээх.
- О5о5ут кыа5ынан, сааьынан септеех соруда5ы, улэни биэрин.
- Сана соруда5ы, улэни биэриэх иннинэ сепке толорорун кердерен, быьааран биэрин.
- О5о5о улэ, дьарык туьунан элбэхтик кэпсээн. Чугас дьонун, аймахтарын профессияларын киэн туттан кэпсээн. Ханнык ба5арар профессия туьалаа5ын о5о кыратыттан билиэхтээх, дьон улэтин сыаналыы уерэниэхтээх.
- О5о үлэтин дьиэ-кэргэн мустан олорон сыаналыыра, үчүгэй-куьа5ан ерүтүн ырытан ал5астарын хайдах туоратарын хайаан да сүбэлиир наадалаах.
- Үлэ о5о таптыыр дьарыгынан үерүүтүнэн буолуохтаах. Оннук эрэ үлэ ордук суолталаах. Септеехтүк хай5ааьын, ордук туора киьи үрдүк сыанабыла, үлэ5э ке5үлүүр о5о сүргэтин кете5ер.
- Уол-кыыс үлэтэ диэн араарбакка дьиэ үлэтигэр тэңңэ үлэлэтэ үерэтиллиэхтээх.
МБОУ «Крестяхская средняя общеобразовательная школа имени И.Г.Спиридонова»
2012 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме: Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы.
В соответствии с ключевыми задачами современного образования одним из основных видов УУД являются коммуникативные навыки. Для успешной реализации формирования коммуникативных на...
Создание и проведение экологических игр в рамках реализации внедрения ФГОС в начальной школе
Экологический кружок на базе учеников 5 класса МБОУ "Марковской СОШ" от станции юных натуралистов г. Чайковский создали и провели экологические игры: "Без воды нет жизни на Земле", "...
Игра как средство формирования грамматических навыков в начальной школе
Методика обучения иностранному языку в начальной школе основывается на четырех видах работы: игре, движении, музыке и наглядности. Эти виды работы помогают поддерживать интерес к изучению языка, спосо...
Преемственность в обучении начальной школы и среднего звена
Преемственность в обучении начальной школы и среднего звена...
Доклад «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В СЕЛЬСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
В докладе рарываются аутальные проблемы реализации ФГОС в сельсой начальной шоле...
Мультимедийные информационные средства обучения английскому языку в начальной школе в условиях ФГОС
Информационные компьютерные технологии прочно вошли в процесс обучения. Компьютер успешно используется при изучении различных предметов, в том числе и английского языка. Практика показыва...
«Применение игровых технологий на уроках физической культуры как средство развития физических качеств учащихся начальной школы.»
Применение игровых технологий...