Психологическая помощь в работе с детьми с СДВГ
методическая разработка по психологии по теме

 

Памятки для родителей воспитывающих детей с СДВГ. Памятки для учителей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatki_sdvg.doc397.5 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Помогайте своим детям учиться самостоятельно и мудро решать свои проблемы!

Многие дети с поведенческими проблемами действуют импульсивно, не думая. Поэтому для них чрезвычайно важным жизненным навыком является умение остановиться, прежде чем действовать, подумать над наилучшим путём решения проблемной ситуации, и только тогда действовать. От умения решать проблемы действительно зависит будущее вашего ребёнка, поэтому очень важно помочь ему развивать этот навык. И никто лучше чем родители, не может помочь ему научиться этому!

Что нужно для этого сделать?

  1.  Каждый раз, когда ребёнок сталкивается с определённой проблемой, напомните ему 5-шаговый алгоритм действий и поддержите в том, чтобы он самостоятельно нашёл и применил наилучший способ решения проблемы.
  2. Поощряйте ребёнка, когда он применяет правило «Остановись-подумвай-действуй» для решения разных проблемных ситуаций.
  3. Используйте каждую возможность, чтобы применять на практике этот навык решения проблем.
  4. Будьте образцом и моделью для ребёнка в решении проблем.
  5. Помните, что ребёнку нужно много времени и практики, чтобы усвоить новый навык и хорошо овладеть им. Не отчаивайтесь из-за неудач, будьте последовательным и любящим тренером в развитии этого навыка вашего ребёнка!

Успехов Вам и Вашему ребёнку!

Памятка для детей

Золотое правило

Остановись-подумавй-действуй!


  1. Когда сталкиваешься с трудностью – остановись и проанализируй проблему.
  2. Подумай, какими могут быть разные пути решения проблемы и каковы положительные и отрицательные стороны и последствия выбора каждого их них.
  3. Выбери тот способ действий, который считаешь наилучшим.
  4. Действуй.
  5. Если не удаётся достичь желаемого  результата – не отчаивайся, а выбирай запасной вариант.

Успехов!


                

                                 МБОУ – СОШ № 5                     г. Армавир



Памятка для родителей

воспитывающих

 ребёнка с СДВГ



Информационный буклет для родителей.

Попробуйте оценить поведение своего ребёнка по приведённой ниже анкете. Отметьте галочкой наличие у вашего ребёнка основных симптомов СДВГ.

Ваш ребёнок часто…

  1. Беспрерывно движется, не может долго сидеть на одном месте, бегает или лазает тогда, когда требуется сидеть на месте;
  2. Много говорит, перебивает, неуместно вмешивается в разговор других;
  3. Не может вытерпеть, когда нужно чего-то ждать (например, своей очереди в игре или в магазине);
  4. Имеет проблемы с удержанием внимания на занятии, легко отвлекается на посторонние раздражители;
  5. «Отсутствует», «витает в облаках», не слышит, когда к нему обращаются;
  6.  Не сосредотачивается на деталях, делает неумышленные ошибки по невнимательности в классных /  домашних заданиях;
  7. Действует «импульсивно», не подумав о последствиях или правилах;
  8. Не испытывает страха, часто действует слишком рискованно;
  9. Своим поведением создаёт проблемы в семье,  школе, в отношения с ровесниками.

Если вы утвердительно ответили на большинство из этих вопросов, весьма вероятно, что у вашего ребёнка СДВГ. Тем не менее, окончательный диагноз может установить лишь команда компетентных специалистов.

С возрастным созреванием ребёнка симптомы СДВГ уменьшаются, однако в большинстве случаев полностью не проходят. Это расстройство является следствием особенностей строения и биохимического функционирования нервной системы ребёнка и полностью вылечить его невозможно – но общими усилиями (родителей, врачей, учителя и психолога) можно научиться с ним жить, значительно смягчить симптомы и предотвратить возможное негативное влияние на психологическое, социальное и интеллектуальное развитие ребёнка. Следует помнить также, что СДВГ даёт ребёнку и определённые положительные черты – такие дети часто бывают более непосредственными, творческими, артистичными, они имеют большой запас энергии и часто неисчерпаемую волю к жизни. Важно раскрыть и развить эти и другие положительные качества детей – ведь именно от них, от веры вашего ребёнка в себя зависит возможность его будущей полноценной самореализации.

Родителям важно  понимать, что воспитание ребёнка с СДВГ связано для них со многими стрессами и эмоциональными переживаниями. Следовательно, чтобы иметь возможность помочь ребёнку, родителям важно иметь возможность помочь себе и позаботиться о себе.

Основные принципы управления поведением.

  1. У ребёнка с СДВГ нарушен контроль поведения, поэтому он значительно больше, чем ровесники, нуждается во внешнем контроле и руководстве поведением.
  2. Поведение детей с СДВГ определяется факторами внешней среды гораздо сильнее, чем внутренними правилами, поэтому первоочередной метод влияния на поведение ребёнка с СДВГ – соответствующая организация внешней среды  (без соблазнов).
  1. Ребёнку с СДВГ трудно самостоятельно давать себе инструкции, напоминать правила, предусматривать отдалённые последствия своих действий, а потому он  нуждается в системе частых, чётких и «видимых» внешних напоминаний
  2. Поведение ребёнка с СДВГ контролируется немедленными, а не отдалёнными последствиями (желательное поведение ребёнка сопровождается, частыми, эффективными поощрениями, а проблемное – такими же негативными последствиями, санкциями).
  3. Дети с СДВГ нуждаются не только в поощрении желательного поведения, но и в обучении важным жизненным навыкам
  4. Воспитывайте в себе интерес к глубокому познанию ребёнка.

«Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход.    И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту»

                                          (Мэри Ш. Курчинка)

В жизни ребёнка с СДВГ очень многое зависит от учителей – их положительная роль может быть определяющей в судьбе ребёнка, Кроме необходимых человеческих качеств и веры в ребёнка, педагогам важно так же владеть современными знаниями и методиками обучения и положительного руководства поведением детей с СДВГ. Большинство поведенческих проблем ребёнка обусловлено не его злой волей или неадекватным воспитанием со стороны родителей, а биологическими особенностями мозга ребёнка.

При управлении поведением ребёнка с СДВГ в школе работают те же принципы, что и дома. Учитель должен понимать: такой ребёнок нуждается в большем индивидуальном внимании, в более интенсивном наблюдении и регулировании поведения. Отсюда чёткие, выразительные  указания и правила; отсюда частый зрительный контакт; структурированность, предсказуемость урока. Действовать на опережение проблемного поведения, и частые, немедленные и эффективные действия в ответ на желательное/проблемное поведение.

Дети с СДВГ нуждаются в частых, немедленных эффективных поощрениях за хорошее поведение и санкциях за проблемное.


Организация среды.

  1. Прежде всего, желательно, чтобы ребёнок сидел ближе к учителю и подальше от возможных источников отвлечения внимания (окно, шкаф и т.д).

  1. Хорошо когда ребёнок сидит с ровесником, который может служить моделью, образцом надлежащего поведения.


  1. Важно, чтобы принципы организации среды были понятны ребёнку, основные правила поведения были чёткими, видимыми, наглядно воплощенными (на стене или на парте); чтобы ребёнок хорошо понимал, почему эти правила важны и знал последствия их соблюдения или нарушения.


  1. На парте ученика можно разместить пиктограммы («будь внимательным», «работай» и т.п.) – и тогда учитель в случае необходимости может просто указать ученику на символическую картинку.



  1. Часто простого присутствия, физического приближения к ученику бывает достаточно для того, чтобы он «пришёл в себя» и начал делать то, что следует.


Основной способ уменьшения невнимательности – сделать уроки интересными, захватывающими. Детям с СДВГ тяжело удержать внимание

на чем-то неинтересном.



МБОУ – СОШ № 5                     г. Армавир

 




        





         

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей:

 знать, чтобы помочь…

Всех детей с СДВГ объединяют три черты: гиперактивность, нарушение внимания и чрезмерная, несоответствующая возрасту импульсивность.

     СДВГ обусловлен незрелостью определённых зон головного мозга, отвечающих за функцию контроля над поведением: а именно за способность временно «притормаживать» свои «импульсы» - то есть желания, чувства – чтобы остановиться и подумать о возможных последствий своих действий, согласовывать их с социально принятыми правилами, желаниями и чувствами других людей, - только тогда действовать наиболее адекватным для ситуации образом. У детей с СДВГ эта тормозная, контролирующая и организующая функция коры головного мозга не развита соответственно возрасту. Вследствие этого их поведение часто проблемно, что отражается на отношениях с родителями, способности успешно учиться в школе, быть в коллективе ровесников, в конце концов, страдает их собственная самооценка. СДВГ является одной из наиболее распространённых причин школьной дезадаптации – без надлежащей помощи большая часть этих детей может иметь серьёзные трудности в усвоении учебной программы, значительные поведенческие и социальные проблемы. Соответственно под угрозой оказываются полноценное развитие ребёнка и его самореализация.

Первый и самый важный шаг в помощи ребёнку – своевременная диагностика СДВГ, и роль учителей в этом очень велика.

 Часто именно в школе впервые проявляются трудности ребёнка с сосредоточением внимания и гиперактивностью, и учитель является первым, кто может заметить симптомы СДВГ, представить информацию родителям и направить их за надлежащей помощью. Раннее выявление проблемы является предпосылкой к своевременной и эффективной помощи семье и ребёнку!

Если в вашем классе есть ученик или ученица, которые имеют проблемы со школьной успеваемостью, поведением и отношениями с учителями и ровесниками, приведенный, ниже перечень возможных проявлений СДВГ позволит вам заподозрить наличие у ребёнка этого расстройства.

  1. Во время урока много двигается, возится на стуле, часто встаёт с места.
  2. Имеет проблемы с удержанием внимания на задании; во время уроков часто невнимателен, легко отвлекается на посторонние раздражители.
  3. Не сосредотачивается на деталях, делает неумышленные ошибки по невнимательности в классных/домашних заданиях.
  4. Во время урока часто «отсутствует», «витает в облаках», не слышит, когда к нему обращаются.
  5. Часто отвечает на вопросы учителя, не поднимая руку/не получив разрешения; много говорит, часто перебивает других.

  1. Не может вытерпеть, когда нужно чего-то ждать.
  2. Очень эмоционален, легко теряет самообладание.
  3. Действует импульсивно, не подумав о последствиях или правилах.
  4. Создаёт проблемы своим поведением в семье, в школе, в отношениях с ровесниками.

Если вы утвердительно ответили на большинство из этих вопросов, то весьма вероятно, что у вашего ученика или ученицы СДВГ. Тем не менее, окончательный диагноз может установить команда компетентных специалистов – медиков, психологов, педагогов, которые имеют дополнительную специализацию в диагностике и терапии расстройств развития у детей.

У половины детей с СДВГ выявляются сопутствующие проблемы: расстройства интеллектуального и речевого развития, школьных навыков (чтения, письма, математики), эмоциональные и поведенческие расстройства, тики. Выявление сопутствующих проблем очень важно, поскольку знание о них позволяет мудро подобрать и адаптировать для ребёнка учебную программу, а также применить дополнительные меры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая коррекция при работе с детьми с СДВГ

О возможностях и лечебном воздействии игротерапии на детей с синдромом дефицита внимания....

Музыка и танцы в коррекционной работе с детьми с признаками СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

В данной статье рассматриваются вопросы обучения детей с нарушениями развития музыке и танцам...

Мастер-класс «Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с гиперактивностью и СДВГ методикой «Цветные капельки»

Занятия по данной методике предназначены для младших школьников, которые часто отвлекаются на уроках, не слушают учителей, не доводят начатое дело до конца, невнимательны....

Организация работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Актуальность данного методического пособия определяется высокой распространенностью синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и высокой степенью социальной дезадаптации, возникающей на его ...

Профилактика суицидального поведения и оказание экстренной психологической помощи при суицидальных попытках детьми и подростками

Профилактика суицидального поведения иоказание экстренной психологической помощипри суицидальных попыткахдетьми и подростками....

Правила работы с детьми с СДВГ

Причины, статистика, особенности детей с синдромом дефицита внимания, гиперактивностью....