классный час
классный час по психологии на тему
Предварительный просмотр:
«ОПАСНАЯ СИГАРЕТА»( психологический урок – инсценировка)
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-8-х классов
Цель мероприятия: развитие чувства неприязни к курению, пропаганда ЗОЖ.
Задачи:- показать пагубное влияние курения на организм молодого человека;
- развивать негативное отношение к вредным привычкам;
-пропагандировать ЗОЖ .
Информация «Курение: иллюзии и реальность»
Не все еще сегодня осознают опасность такой вредной привычки, как курение. Особенно тревожно, что к курению табака приобщаются подростки. Среди них есть и девочки. А между тем подростковый период в жизни человека имеет особое значение. В возрасте 14-15 лет происходит бурное физическое развитие организма. Наступает период превращения юноши в мужчину, девочки в девушку. Наукой установлено, что начинающие курить подростки слабее своих сверстников в физическом и умственном развитии, хуже учатся, отстают в спорте, чаще болеют.
Курящего человека легко отличить от некурящего: бледная, несвежая, с ранними морщинками кожа лица, пожелтевшие пальцы, табачный запах изо рта и от волос, сиплый голос. Курящий выглядит старше своих лет. Следы, оставляемые табачным дымом, особенно заметны на представительницах женского пола. Об этом необходимо подумать начинающим курить школьницам.
Что же происходит в организме, когда человек бездумно затягивается сигаретой? Через 2-3 мин. после вдыхания табачного дыма составная часть его - никотин - уже проникает внутрь клеток головного мозга, и спустя некоторое время наступает снижение его активности. Вот почему у курящих школьников ослабляется внимание, ухудшается восприятие учебного материала. Однако все это довести до школьника нотациями и преследованием почти невозможно. Чем больше ему говоришь, тем упорнее он продолжает свое дело. Опыт работы по борьбе с курением среди подростков доказывает, что убеждать надо методом игры. Играя, подросток сам начинает осознавать пагубность своих поступков. И поэтому изучение темы «Дыхание» желательно сопроводить театрализованной игрой. Одной из них является урок-сценка «Опасная сигарета».
Можно привести цифры из статистики и примеры из опыта школьной жизни курящих и некурящих учащихся, сравнить их достижения в учебе и спорте. Необходимы убедительные аргументы того, что компоненты табачного дыма оказывают гораздо большее отравляющее действие на курящих школьников, чем на взрослых. А поскольку школьники свое приобщение к курению скрывают, то курят второпях, энергично затягиваясь дымом, из-за экономии сигарету выкуривают до конца. В результате в верхние дыхательные пути и легкие попадает наибольшее количество токсических веществ. Кроме того, курение лишает школьника так необходимого для него отдыха между уроками.
Медиками установлено, что курящие люди гораздо чаще заболевают раком желудка, гортани, ротовой полости, мочевого пузыря.
Опыт работы показал, что разъяснительная работа и проведение инсценированных уроков дают хорошие результаты: если не все 100%, то 70-80% подростков чаще бросают курить, а некурящие задумываются, стоит ли начинать курить.
Ведущий. Как же табак завоевывал мир?
На сцене стол. Непринужденно беседуя, входят француз, англичанин, итальянец, русский. Француз «курит» трубку. Садятся.
Англичанин: Джентльмены! А знаете ли вы, сколь противоречивы мнения о табаке? Так, например, у нас в Англии был в свое время издан указ, в котором говорилось: «Уличенных в курении водить по улицам с петлей на шее, а наиболее злостных курильщиков казнить и их отрубленные головы с трубкой во рту выставлять на площадях для всеобщего обозрения».
Француз: О, ужас! Казнить! И из-за чего? Из-за табака? Мне, например, совсем недавно из Швейцарии мой друг, кстати говоря, прекрасный лекарь, прислал фунт великолепного табака, присовокупив к нему такой рецепт: «Это зелье очищает голову, рассеивает боль и усталость, успокаивает зубные страдания, оберегает людей от чумы, лечит застарелые раны и нарывы».
Итальянец: А у нас в Италии даже лица духовного звания пристрастились к этому зелью.
Француз: В Париже табак быстро вошел в моду. С тех пор, как посол Португалии Жак Нико преподнес табак нашей королеве Екатерине Медичи в качестве средства, способного изгонять и уничтожать болезни головы и мозга, число курильщиков в городе значительно возросло.
Англичанин: Ну, а что скажет наш гость из России?
Русский: У нас считали, что это богомерзкое зелье служит развращению нравов и губительно для здоровья.
Итальянец: Извините, синьор, я слышал, что известный пожар в Москве в 1634 г. произошел по вине курильщиков?
Русский: Вы совершенно правы, синьор. После этого прискорбного случая царь Михаил Романов издал указ: «На Москве и в городах о табаке заказ учинить крепкий и под смертной казнью, чтобы нигде табак у себя не держали и табаком не торговали. И за то тем людям чинить большое наказание».
Англичанин: Видимо, даже такой указ не слишком испугал россиян. Ведь у вас сейчас курят не меньше, чем в остальной Европе!
Русский: Господа, господа! Вы, видимо, забыли, что царь Петр Алексеевич именно у вас, в Европе, пристрастился к курению, а уж потом специальным указом отменил запрет на курение в России. В царствование Екатерины II стали специально разводить табак в малороссийских землях.
Итальянец: Синьоры! Не будем спорить! Так или иначе, но табак Европу завоевал. А откуда родом это растение?
Русский: Да уж, во всяком случае, не из России.
Англичанин: Да и в нашем королевстве с его туманами и дождями вряд ли вырастет табак.
Итальянец: Сколько помню себя, его выращивают у нас в Италии.
Француз: Нет, нет! Табак в Европе - пришелец. Знаменитый Колумб привез его в Испанию в 1496 г. как заморскую диковину. Вот что писал Колумб после путешествия: «Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, которые шли с горящими головешками в руках и травой, дым которой они «пили». Иные несли одну большую сигару из травы и при каждой остановке зажигали ее, затем каждый делал три-четыре затяжки, выпуская дым через ноздри». .
Англичанин: Да, да! Я вспомнил! В Испании табак поначалу выращивался как декоративное растение, а потом он перешел в разряд лекарственных средств.
Русский: Вполне понятно. В Европе в то время свирепствовала чума, медицина была бедна лекарствами, и люди поверили в заморское чудо, они хотели найти в нем исцеление. Но...
Итальянец: Более того. В последнее время стали говорить о вреде курения. Во всяком случае, нервным, ослабленным и истощенным людям курить нельзя.
Англичанин: Да так ли уж табак вреден?
Француз: Думаю, что нет. Вот я курю всю жизнь и, как видите, весел и здоров.
Итальянец: Курите, курите! Недолго уж осталось...
Русский: И все-таки табак - вредная штука.
Француз (к залу): Давайте спросим у них. Пусть разрешат наш спор.
Англичанин и француз обращаются к залу и задают вопросы. Русский и итальянец комментируют ответы зрителей. За правильные и полные ответы учащимся вручаются копии эмблемы вечера. После этого все четверо уходят.
Вопросы школьникам, сидящим в зале.
1. Какой вред оказывает курение на органы человека?
2. Почему у курильщиков желто-землистый цвет лица?
3. Почему курящие часто кашляют и отплевываются?
4. Почему у курящих голос становится грубым и хриплым?
Звучит музыкальная заставка. Затем на сцене появляется ученик и читает ботаническую справку о табаке.
Ботаническая справка
Табак - многолетнее травянистое растение из семейства пасленовых. Ближайшие родственники табака - картофель, баклажаны, перец, ядовитые растения (белена, дурман, белладонна). Родина табака - тропическая Америка. В табаке и табачном дыме содержится около 30 вредных для организма человека веществ. Одним из них является никотин.
Во время музыкальной паузы ассистенты выносят на сцену два небольших стола и два стула. За парты садятся ведущие рубрики «Правда о никотине».
Правда о никотине
Когда был открыт никотин и изучено его пагубное действие на животных, врачи решили испытать его воздействие на себе. Два молодых доктора приняли по 2 мг никотина. Сохранилось описание этого опыта: «Уже небольшая доза никотина вызвала резкое раздражение и жжение в горле. Затем возникло ощущение, как будто в желудке и пищеводе скребут железной щеткой. Через 10 мин. наступила сильная слабость и вялость. Не было сил держать прямо голову, лицо побледнело, черты его исказились, руки и ноги стали холодными, как лед. Оба врача были на грани обморока. В начале второго часа начались судороги во всем теле. Особенно сильно была поражена дыхательная мускулатура: каждый выдох складывался из ряда коротких судорожных движений. Воздух из грудной клетки выходил буквально толчками. Врачи с трудом могли дышать. Последствия эксперимента ощущались даже неделю спустя».
Музыкальная заставка. Меняются ведущие: за столами - ученики, представляющие рубрику «Курение и здоровье». На столах - муляжи сердца и головного мозга человека, рядом на стойках - таблицы с изображением органов дыхания.
Курение и здоровье
Наука стала заниматься изучением проблем, связанных с курением, сравнительно недавно, наиболее интенсивно - в последние десятилетия.
Что же выяснилось?
1. Нет такой системы органов в теле человека, которая бы не страдала от курения.
2. Степень вреда зависит от возраста, в котором человек впервые приобщается к курению, а также от количества выкуриваемых сигарет.
3. Страдают чаще те, кто пристрастился к курению с малых лет.
Рассмотрим влияние курения только на дыхательную, кровеносную и нервную системы. Органы дыхания первыми принимают на себя табачный штурм.
После каждой выкуренной сигареты происходит спазм кровеносных сосудов, который продолжается 25-30 мин., поэтому у человека, курящего систематически, сосуды постоянно находятся в суженном состоянии.
Особенно страдает от курения нервная система подростков. Врачи установили, что курящие ученики более нервные, рассеянные, несообразительные, ленивые. Наибольшее число неуспевающих в тех классах, где есть курящие ученики. Почему это происходит?
Во-первых, никотин и содержащиеся в табачном дыме ядовитые вещества нарушают общее состояние организма.
Во-вторых, угарный газ вызывает кислородное голодание нервной ткани, снижает интенсивность нервных процессов.
В-третьих, изменяется поведение курящих: желание курить появляется часто во время урока, ученик отвлекается, мечтая лишь о том, как он на перемене сделает желанную затяжку табачным дымом.
Во время музыкальной паузы ассистенты убирают сцену, затем появляются трое ведущих рубрики «Статистика, статистика, статистика».
Статистика, статистика, статистика
У некурящих ребят после преодоления стометровки пульс достигает обычно 120 - 130 ударов в минуту; у курящих - до 180 и более!
Никотин подстегивает сердце, заставляет его учащенно работать: сердце курильщиков сокращается в сутки лишних 20 - 25 тыс. раз!
Каждая сигарета сокращает жизнь человека в среднем на 12 мин.!
У курящих рак легких возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих!
Среди космонавтов нет ни одного курящего!
В Ницце проводилось «соревнование» среди отдыхающих: кто сразу выкурит больше сигарет? Победитель (он выкурил 52 сигареты) похоронен на местном кладбище. Второй и третий призеры оказались в клинике, где врачи долго хлопотали над их здоровьем.
В зале гаснет свет.
Демонстрация кинофильма о вреде курения. Демонстрируется часть фильма.
Опасное начало
1-й ведущий (вопрос в зал). А почему Том и Джо, как и некоторые другие из романа М. Твена «Приключения Тома Сойера», захотели научиться курить?
2-й ведущий (после ответов из зала). А вот что думают ученые, специально занимавшиеся этим вопросом. Они установили несколько причин. Мы укажем только две, на наш взгляд, основные.
1. Стремление к взрослости. Курение, по мнению некоторых школьников, - символ независимости.
2. Курить в школьном возрасте, как правило, начинают те ученики, которые ничем не проявили себя ни в учебе, ни в труде, ни в общественной работе. Они незаметны.
Лучше не начинать!
Ведущий: В приобщении к табаку каждый курильщик проходит обычно три стадии. Первое знакомство с сигаретой оставляет, как правило, неприятное впечатление, дело может окончиться легким отравлением.
Однако табак - наркотик, и постепенно отвращение к табаку пропадает, курильщик может даже испытывать удовольствие от запаха дыма, от действия его на организм. Это вторая стадия, и длится она обычно недолго.
И третья стадия: курильщик начинает осознавать, что, кроме удовольствия, табак приносит и много неприятностей. Большинство учащихся старшего школьного возраста начинают серьезно заниматься спортом. Ведь после нескольких лет курения даже у молодых ухудшается здоровье: появляются кашель, боли в груди, одышка, затрудненное дыхание.
К нам в школу часто приходят наши бывшие выпускники, отслужившие в армии. Они рассказывают о большой физической нагрузке, которую им приходилось испытывать. Не все выдерживали. Одна из причин - курение в школьные годы.
Все вышесказанное относится и к девочкам. Курение - причина того, что кожа становится менее эластичной, лишается приятной свежести, слишком рано покрывается морщинами.
Вдыхание табачного дыма приводит к развитию воспалительных явлений в деснах, зубы приобретают желтизну, разрушаются, изо рта исходит неприятный запах. Едва ли это способствует привлекательности, к которой стремится каждая девушка, каждая женщина! Начиная курить, «балуясь» сигаретой из-за тщеславного желания казаться взрослыми, не понимая огромного вреда курения, девушки быстро усваивают эту вредную привычку гораздо легче и быстрее, чем юноши. А отказаться от нее далеко не всем и не всегда удается. Кроме того, необходимо помнить, что каждая девушка - это будущая мама, курение очень плохо может сказаться на ее потомстве. Какой же вывод? Лучше не начинать! А уж если начал - скорее бросить!
Ученик читает стихотворение В. Маяковского «Я счастлив!».
Литературный конкурс - сочинить стихотворение, включив слова «лицо», «грипп», «рецепт», «гражданин», «кровать».
Конкурс художников - за 2 мин нарисовать лошадь, умирающую от капли никотина. Назвать болезни, вызванные курением.
Конкурс на лучшую пантомиму, изображающую антирекламу сигарет.
Вот и сценке конец, а кто не курит - МОЛОДЕЦ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"
В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"
Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"
Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".
Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....
Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".
Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...