Портрет психолога в рамках проектирования основной образовательной программы начального общего образования
статья по психологии на тему

Вострикова Лариса Ивановна

Роль психолога в образовательном учреждении воспринимается по-разному администрацией, родителями, учениками. Введение федеральных государственных стандартов дает возможность найти психологу свое место в образовательном пространстве школы. Роль психолога важна как на этапе разработки нормативных документов, так и на этапе их воплощения. Понимание своей роли каждого участника образования в школе позволит достигать планируемых результатов более эффективно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Портрет психолога в рамках проектирования основной образовательной программы начального общего образования

Вопрос о взаимодействии педагога и психолога в школе стоял всегда. Точки соприкосновения лежали чаще в плоскости «трудных» детей. Недаром многие педагоги рассматривали психологическую службу как скорую помощь.

Федеральный государственный образовательный стандарт стал платформой тесного сотрудничества педагогической и психологической службы. Как же психолог может развернуть деятельность в школе с приходом стандарта начальной школы? Пожалуй, в первую очередь  - на уровне проработки нормативных документов. Один из наиболее важных документов – это основная образовательная программа. Над ее созданием трудится рабочая группа, состоящая из администрации, педагогов, психолога. Программа имеет три раздела: целевой, содержательный раздел и систему условий реализации программы. Каждый из разделов программы предполагает то или иное направление деятельности педагога-психолога. В рамках работы над целевым разделом необходимо прорабатывать планируемые результаты образования и  систему оценки достижений. Среди планируемых результатов выделяются три группы: предметные, метапредметные и личностные. Предметные и метапредметные результаты хорошо известны педагогам. Им понятно, как их формировать на уроках, в воспитательной работе, в индивидуальной работе с обучающимися,  но на этапе проектирования личностных результатов педагоги  испытывают затруднения. Работа над достижением планируемых личностных достижений начинается с написания рабочей программы педагога по предмету и воспитательной работы класса. Личностные результаты должны быть достигнуты, но они не могут быть персонифицированы. Как поступить в реальной педагогической работе, чтобы достигнуть планируемых результатов? Инструментарий для измерения  личностных изменений, происходящих со школьником, находится в руках психолога. Объединив усилия педагогов и психологов, необходимо создать действующую, эффективную систему отслеживания продвижения ребенка на пути достижения тех результатов, которые зафиксированы в портрете выпускника. У педагогов есть документ, в котором фиксируются предметные достижения обучающихся - журнал, возможно, в школах будет, вводится отметка за метапредметные достижения (ее также можно отражать в журнале), а вот отслеживание личностных продвижений возможно только в «Портфолио обучающегося». Это документ ребенка, где совместно отражают свою работу дети, родители, учителя, психолог. Для введения «Портфолио» в школе должен появиться локальный акт о «Портфолио обучающегося начальной школы», в котором определена роль участников формирования данного документа. Если психолог является участником наполнения «Портфолио», то он оказывает помощь в разработке содержания, порядке заполнения разделов «Портфолио». Диагностический материал, полученный в ходе изучения детей, может стать частью рекомендаций педагогам, родителям, ребенку.

         Психологическая служба принимает участие и разработке следующего документа в целевом разделе программы – системе оценки достижений обучающегося. В настоящее время в школах действуют положения о системе оценки, которые включают только отметки по предметам учебного плана. Федеральный стандарт смещает отметку по предмету, во-первых, в сторону обобщенной отметки, а, во-вторых, в сторону усиления самооценочной деятельности. Возникает необходимость пересмотреть и разработать систему оценки младшего школьника. В этой системе должны быть отражены не только предметные и метапредметные достижения, но и «личностные накопления». Разработка такого положения о системе оценивания в начальной школе включает работу и педагогов и психолога. Один из самых сложных вопросов - как оценить «Портфолио» обучающегося?  Должна ли это быть оценка в баллах, как учитывать оценки родителей, самого ребенка, может ли присутствовать личностное отношение к «Портфолио», каковы критерии оценки и т.д. Такая работа потребует от психолога просвещения педагогов, родителей на этапе создания этого документа, а также сопровождения участников на всем протяжении обучения ребенка.

Не менее кропотливая работа предстоит с содержательным разделом основной образовательной программы. Содержательный раздел включает программу формирования УУД, коррекционную программу, программу здорового образа жизни и экологической культуры, программу духовно-нравственного развития обучающихся. Документ, который разрабатывается самим психологом, это, конечно, коррекционная работа. Уже не вызывает сомнения то, что она необходима в каждом учебном заведении. Изменения, внесенные приказом Минобрнауки №2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2012 №373» четко указывают, что коррекционная работа входит в содержательную часть образовательной программы. В зависимости от школы, в которой работает психолог, данная программа может различаться. Она может быть только коррекционной работой, а может быть развивающей по сопровождению способных, одаренных детей. Все направления работы, проводимые психологом, найдут отражение в этом документе.

Программа формирования универсальных учебных действий становится той платформой совместной работы, где психолог и педагог вступают в тесное сотрудничество, т.к. развитие УУД является собственно психологической составляющей ядра образования. Формировать познавательные, регулятивные умения  педагог, конечно же, умеет. Подсказать, как распределить задания с учетов познавательных способностей класса, какой «вес» в развитии предметных умений несет то или иное задание может помочь психолог. Спланировать формирование личностных и коммуникативных умений педагог может самостоятельно, а к психологу обратиться за помощью отслеживания результатов педагогической деятельности с целью ее коррекции.

Программа духовно-нравственного развития содержит психологическое ядро развития личности ребенка на различных возрастных этапах. Психологическое просвещение, консультирование по созданию программ в каждом конкретном классе тоже является частью работы психолога.

Программа формирования здорового образа жизни и экологической культуры также является частью программы работы психолога, так как сохранение психологического здоровья обучающихся – это приоритетная задача психологической службы, осуществляемая через привычные для психолога виды деятельности: психодиагностическое, психопрофилактическое, психологическое просвещение, консультирование.

Образовательная программа – это стратегический документ школы, который на тактическом уровне предполагает высокий уровень компетентности всех специалистов,  работающих в образовательном учреждении.

Каждый участник образовательного процесса, осуществляя свою работу  профессионально, компетентно смогут вместе достичь  результатов, требует современное образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация основной образовательной программы начального общего образования ФГОС нового поколения

Статья содержит особенности разработки  и релизации основной образовательной программы НОО...

Кадровое и методическое обеспечение одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Наиболее сложным является принятие учителем концепции ФГОС, внутренняя готовность к изменению стиля работы, а также знания основных документов.       Авторы го...

Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа № 279 имени Героя Советского Союза контр-адмирала Лунина Николая Александровича"

В связи с изменением государственного статуса 279 школы с 01 сентября 2012 года (в школе теперь обучаются учащиеся 5-х классов), необходимостью внесения изменений в ООП НОО начальной школы, педагогиче...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...

Проектирование Адаптированной образовательной программы начального общего образования в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ (на примере программы вариант 3.1.)

В презентации описаны нормативно-правовые основы разработки адаптированной образовательной программы в соответствии с ФГОС обучающихся с ОВЗ....

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилова

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программы начального общего образованияв «Школе 2100» (технология оценивания образовательных дос...