Тренинг коррекции детско-родительских отношений
рабочая программа по психологии на тему
Пояснительная записка.
1.Актуальность программы, научная обоснованность.
Неоспоримым является тот факт, что большинство эмоциональных нарушений детского возраста являются отражением нарушенных отношений в семье: как правило, между супругами, а затем между детьми и родителями. Неудовлетворенность браком, своим социальным положением, несбывшиеся мечты заставляют родителей требовать от своих детей больших успехов в той или иной сфере, наиболее критично оценивать их личностные и деловые качества, что лишь препятствует установлению доверительных отношений между близкими людьми.
Подростковый возраст является наиболее трудным периодом в жизни подросшего ребенка и его родителей, характеризуется наибольшим количеством конфликтов, связанных со вступлением ребенка во взрослую жизнь, установлением равноправных отношений со взрослыми. Данные конфликты, чаще всего сопровождаются изменением отношения родителей к самим себе, изменение отношения и способов общения с ребенком, постепенный переход в позицию «на равных».
В основе программы лежат постулаты Б. Хеллингера – создателя метода системной семейной расстановки, о необходимости рассмотрения каждого члена в семьи лишь в совокупности всей семейной системы, о кратковременности воздействия психолога, а также о позиции на равных между психологом и участниками тренинга (общение в системе «взрослый – взрослый - взрослый»). Кроме того, использованы положения В. Сатир – одного из создателей системы семейного консультировании, о необходимости «семейной инженерии», пересмотре общесемейных ценностей, правил, установок в условиях повседневной жизни семьи.
2. Направленность программы (включая ее цели и задачи).
Данная программа предназначена для детей и подростков от 7 лет и их родителей.
Цель программы – оптимизация отношений внутри диады «мать-ребенок».
Данная программа позволяет решать следующие задачи:
- Развитие навыков эффективного общения между родителем и ребенком, формирование толерантности.
- Создание благоприятной, эмоционально положительной среды для отреагирования отрицательных эмоций, разрешения конфликтов между участниками.
- Обучение альтернативным способам выражения отрицательных эмоций.
- Обучение навыкам нервно-мышечной релаксации.
- Развитие рефлексии участников тренинга.
3. Показания к применению.
Нарушения детско-родительских отношений в паре «мать-ребенок».
4. Сроки реализации:
5. Количество занятий в неделю: 1 занятие в неделю, продолжительность занятия – 60 минут.
6. Условия реализации (необходимые ресурсы и оборудование).
Для проведения занятий с диадой «мать-подросток» необходимо изолированное помещение, материалы для творчества (бумага, акварельные краски, пластилин, песок и игрушки в песочницу и т.д.), оборудование для прослушивание музыкальных произведений, бланки с заданиями.
7. Способы взаимодействия и задачи специалистов (для комплексных программ).
В целях эффективности, помимо данных занятий, предлагается пройти курс по оптимизации эмоционального состояния подростка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_plan_zanyatiy.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический план занятий
Тема | Цели и задачи занятия | Наименование форм работы, упражнений (без подробных описаний) | Количество часов | Методическое обеспечение |
Тема: Знакомство | Занятие 1. Цели занятия: Знакомство, формирование представления о себе, обучение навыкам релаксации, отреагирование отрицательных эмоций. |
| 2 | Цветные карандаши, акварельные краски, альбом, листы формата А3 |
Тема: Конфликты в общении. Диагностика конфликта. | Занятие 2. Цели занятия: формирование безопасного пространства для отреагирования детских эмоций, обучение навыкам релаксации, навыкам рефлексии собственного состояния, развитие творческого мышления. |
| 2 | Бланки, тетрадь в клетку, листы бумаги, цветные карандаши, песочница и необходимый инструментарий для работы с ней. |
Тема: Конфликты в общении. Поиск стратегии выхода. | Занятие 3. Цели занятия: обучение навыкам релаксации, навыкам рефлексии собственного состояния, развитие творческого мышления, формирование толерантного поведения |
| 2 | Листы бумаги, цветные карандаши, |
Тема: Моя семья | Занятие 4. Цели занятия: ситуаций, развитие навыков самоконтроля и произвольности. |
| 2 | Лист А3,альбом, цветные карандаши или акварельные краски, кисть для рисования, семейные фотографии, музыка для релаксации. |
Тема: Обязанности семьи. | Занятие 5. Цели занятия: Развитие рефлексии, развитие навыков общения внутри диады, формирование навыков выхода из конфликтных ситуаций, «позитивного мышления» |
| 2 | Альбом, цветные карандаши или акварельные краски, набор кистей для рисования, старые газеты, бланки. |
Тема: Я и другие | Занятие 6. Цели занятия: Рефлексия своего жизненного пути, развитие мотивационно-потребностной сферы. |
| 2 | Альбом, цветные карандаши или акварельные краски, кисть для рисования. |
Тема: модели общения. | Занятие 7. Цели занятия: Осознание собственных способов общения и влияния, формирование навыков слушания, «открытых отношений». |
| 2 | Музыка для релаксации. |
Тема: новое общение. | Занятие 8. Цели занятия: Развитие эффективных навыков общения, формирование навыков отреагирования тревожащих событий. |
| 2 | Коробка |
Тема: Моделирование будущего. | Занятие 9.
Цели занятия: Обучение навыкам выхода из конфликтных ситуаций, развитие навыков рефлексии, формирование навыков отреагирование тревожащих событий. |
| 2 | Бланки, музыка для релаксации |
Тема: Рефлексия пройденного | Занятие 10. Цели занятия: Развитие навыков рефлексии и эмпатии, формирование способности управлять своим поведением. |
| 2 | Анкеты, музыка для релаксации. |
III Методы и средства оценки эффективности: АСВ, анкета (приложение 1).
IV. Использованная литература.
При составлении программы:
- Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» «ЧеРо Творческий Центр», Москва, 2005г.
- Захаров А.И. «Как преодолеть отклонения в поведении ребенка». – М., 1989.
- Зимбардо «Застенчивость». – М.: Педагогика, 1991.Зинкевич Евстигнеева Т.Д. «Формы и методы работы со сказками», «Речь»,С.-Петербург, 2008.
- Изард К.Е. «Эмоции человека». – М., 1980.
- Кипнис М. «Тренинг семейнвых отношений», ч.1, М.:Ось – 89, 2006.
- Крюкова С.В., Слободняк Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь», «Генезис», Москва, 2003.
- Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей» (популярное пособие для родителей и педагогов), «Академия развития», Ярославль, 1996 г.
- Ле Шан Э. « Когда ваш ребенок сводит вас с ума».
- Лидерс А.Г. «Психологический тренинг с подростками», М., Асademia, 2003.
- Рудестам К. «Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с англ., М.: Прогресс, 1990.д
- Сатир В. «Как строить себя и свою семью». Пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.
- Станкин М.И. «Психология общения. Курс лекций», МПСИ, 2003.
- Хеллингер Б. «Порядки помощи», Институт консультирования и системных решений, Москва, 2006.
- Шоттенлоэр Г. « Рисунок и образ в гештальттерапии», С. –П,Изд-во Пирожкова, 2001.
- Чистякова Г.И. «Психогимнастика». – М.. 1990
Рекомендованная для родителей:
- Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» «ЧеРо Творческий Центр», Москва, 2005г.
- Ле Шан Э. « Когда ваш ребенок сводит вас с ума».
- Сатир В. «Как строить себя и свою семью». Пер. с англ. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая коррекция детско – родительских отношений
Родителям полезно порой прибегать к самоанализу, чтобы более ясно увидеть истоки своего уж слишком безнадежного видения ребенка....
Родительское собрание с элементами тренинга (оптимизация детско-родительских отношений)
Оптимизация и коррекция детско-родительских отношений...
Опыт работы психологической службы ГКУ СПДП "Балкыш" г.Нижнекамск по программе "Ответственный родитель" (коррекция детско-родительских отношений)
В 2014 году психологами Приюта была разработана программа «Ответственный родитель», основной целью которой является коррекция и гармонизации детско-родительских отношен...
План-конспект занятия "Связующая нить" по коррекции детско-родительских отношений.
План-конспект занятия "Связующая нить" по коррекции детско-родительских отношений. Совместная работа родителя и ребенка в предлагаемых тренером условиях, где отрабатываются навыки эффективно...
Техника коррекции детско - родительских отношений «Семейная фотография»
Семейные фотографии являются средством изучения семейной структуры, характера общения между членами семьи, их ролей и стилей поведения....
Методическая разработка "Использование прозрачного мольберта в коррекции детско-родительских отношений"
Для работы с родителями...
Методики коррекции детско-родительских отношений в работе педагога-психолога СРЦН
Материал описывает методики коррекции детско-родительских отношений в работе педагога-психолога СРЦН....