Программа развития психических процессов у дошкольников "Познай себя"
рабочая программа (психология) по теме

Терешкевич Оксана Валерьевна
Это разработка для развития у дошкольников познавательной и эмоционально- волевой среды средствами игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihicheskie_processy.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детства и юношества

«Планета детства»

 города Александров Владимирской области

Утверждаю_____________________________

Директор МБОУ ДОД ДДЮ «Планета детства»

Артамонова Н.В

«   » ------------ 2011 г.

ПРОГРАММА  РАЗВИТИЯ

ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

«Познай себя»

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 5-6 лет

                                             Разработана:

                                                    педагогом- психологом

                                        первой квалификационной категории,                                                  

                                   Терешкевич Оксана Валерьевна

Пояснительная записка

Программа развития психических процессов у дошкольников «Познай себя» разработана в соответствии с новыми подходами в образовании. Единые образовательные стандарты предполагают, что моделью успешного современного человека должна стать  творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

                        Одним из путей решения данной проблемы является создание условий для развития способностей каждого ребёнка. Это может быть и работа с одарёнными детьми, и со способными детьми, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их возможностей. Программа «Познай себя» призвана начать эту работу с детьми дошкольного возраста. Она предназначена для детей 5-6 лет и задаётся целью эмоционально-познавательного развития личности ребёнка. Занятия направлены на развитие у детей определённых личностных качеств и различных психических функций, которые создают основу для успешного развития дошкольника.

Отечественные и зарубежные психологи считают, что возраст 5 лет, является наиболее успешным для обучения и сензитивным для развития всех сторон психической деятельности ребёнка.  Самой продуктивной формой обучения в данном возрастном периоде является игра, поэтому реализация программы «Познай себя» осуществляется на основе погружения в игровое пространство. Доказано, что обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что ребёнок учится и приобретает умения без особого над собой усилия. Условия игры сами диктуют ребёнку необходимость приобретения новых действий и навыков. Он их добровольно принимает и учиться с явной заинтересованностью. Знания, поданные в готовом виде, не связанные с жизненными интересами дошкольников, плохо ими усваиваются и не развивают его. Развивающая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, потому что в ней он может проявить себя, реализовать свой творческий потенциал и перенести приобретённые умения в другие условия. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации является важным показателем развития творческой инициативы ребёнка. Это и есть результат осуществления одного из направлений развития образования в настоящем времени.

Программа «Познай себя» модифицированная.

Цель: Создание условий для развития психических процессов у дошкольников средствами развивающей игровой деятельности.

Задачи:

  1. Развитие психических процессов;
  2. Формирование у детей потребности в познании и саморазвитии;
  3. Содействие проявлению эмоционально- волевых качеств личности;
  4. Развитие коммуникативных навыков;
  5. Воспитание самоконтроля, организованности и самодисциплины.

Программа рассчитана на один год обучения в объёме 72 часов. Занятия проводятся в группе от 10 до 12 человек два раза в неделю по 25 минут.

Предполагаемый результат:

Дети должны:

  1. Проявлять интерес к познанию и самопознанию
  2. Устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ и т.д.)
  3. Иметь представление об окружающем по темам ( человек, транспорт, посуда, животные и т. д)
  4. Запоминать стихотворение в 8 строчек, цепочку из 6 предметов
  5. Проявлять логическое мышление
  6. Уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений
  7. Уметь понимать и передавать свои чувства

Мониторинг осуществляется:

- наблюдением

- диагностическими мероприятиями

- участием в конкурсах

Занятия проходят в форме игры-задачи, путешествия, виртуальной экскурсии, похода, викторины и т.п.

Структура  занятий:

  1. Проверка знаний, полученных раннее.
  2. Знакомство с новым материалом (дидактические игры, раздаточный игровой материал, словесные игры и т.д.)
  3. Подвижная игра
  4. Индивидуальная работа ( по индивидуальным траекториям развития)
  5. Закрепление пройденного ( работа в группах, парах, коллективно)
  6. Рефлексия.

Учебно-тематический план программы

 «Познай себя»

Раздел. Тема

Количество часов

  «Давайте знакомиться»

1

«Здравствуйте. Я …»

2

2

« Вместе мы одна семья.  Я и моё имя»  

4

3

«Будем дружить»

2

4

«Игра – труд  или развлечение»

2

5

«Ученье –  свет, а не ученье тьма»

2

6

«Когда всем весело, а одному грустно» Лестница успеха и линейка достижений.

2

7

«Волшебные слова». Волевые усилия. Полезные привычки. 

4

«Секреты успеха»

8

Введение в тему. Организация рабочего места. Распределение времени и самоконтроль.

1

9

«Я умею, я могу» ( игры на волевые усилия и качества)

6

10

«Говорю, а значит – думаю» (мышление и речь)

6

11

«Слышать и слушать» (восприятие и ощущение)

4

12

«Внимание – внимание!»

6

13

 «Помним, знаем» ( память)

6

«Успех на занятиях»

14

Эффективная работа

1

15

Обобщение. Карта памяти «Секреты успешной учебы»

1

Социально-психологическая адаптация

16

Наши чувства и действия.

1

17

Зачем человеку чувство стыда?

1

18

Учимся честно говорить о проступке.

1

19

Почему трудно признать свою вину?

1

20

Детские жалобы.

1

21

Учимся справляться с чувством протеста

1

22

Учимся справляться с чувством обиды.

1

23

Мама – надёжный защитник.

1

24

Когда опасен гнев?

1

25

Всегда ли мы поступаем правильно?

1

26

Можно ли справиться со злом?

1

«Секреты хорошего отдыха»

27

Ценность общения. Умение общаться в группе.

1

28

Внутригрупповое общение, обогащение словарного запаса.

1

29

Межличностное общение. Развитие тактильной памяти.

1

30

Общение в группе, обогащение словарного запаса.

1

31

Наблюдательность, внимание, произвольность.

1

32

Развитие внимания, логического мышления, эмоциональной компетенции.

1

33

Развитие навыков логического и творческого мышления, самоконтроля.

1

34



35

Развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентации; создание положительного настроя, развитие эмоциональной компетенции на этапе завершения занятий.

Праздник достижений.

1



2

Всего:

72

                                                                     

                                                                    Литература

Агафонова И.Н.Программа  «Я И МЫ» Уроки общения для детей 6-10 лет.- СПб ГУПМ, 2003.

Алябьева Е.А. Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений.

–М.: ТЦ Сфера, 2002.

ВыготскийЛ.С.Психология.-М.:Апрель-Пресс,2000

Дарвиш.О.Б.Возрастная психология.М.: Владос-Пресс, 2004

Дьяченко О.М. Булычева А.И. и др. Психолог в детском дошкольном учреждении. М.: Новая школа,1996.

Изард К.Э.Психология эмоций.СПб.,1999.

Инхельдер Б Пиаже Ж.  Психология ребенка СПб 2003.

Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.- СПб.: Речь, 2003.

Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж Клиническая психиатрия. В 2-х томах т.2-М: Медицина 1994, с

Лендрет Г.Л.Игровая терапия: искусство отношений/пер.с англ.-М.:Международная педагогическая академия,1994.

Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с      гиперактивными, агрессивными, тревожнымии, аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.

 Михайленко Н.Я Игра с правилами в дошкольном возрасте. Руководство практического   психолога. Екатеринбург: деловая книга, 1999.

 Романов А.А.  Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. М.: «Плейт», 2004.

 РоджерсК. Растущая сила наук о поведении человека. В кн. Взгляд на психотерапию. Становление человека : пер с англ М.: Издательская группа  «Прогресс-Универс»,1994

 Психолог в детском саду № 2 1999Ежеквартальный  научно-практический журнал (соредакторы Колесников В.Г., Лидерс А.Г.)

Симановский А. Развитие творческого воображения М.:  «Дрофа», 2001

Тихомирова Л. Развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Яр,: «Просвещение» 2006

Фесюкова Л От трёх до семи. М.: «Арт-издат» ,2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Развитие психических процессов в домашних условиях»

Консультация для родителей Тема: «Развитие психических процессов в домашних условиях» Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольного возраста, с развитием психических пр...

Программа коррекционно-развивающих занятий (для развития психических процессов)

К Программе  прилагается пояснительная записка, где рассказывается для чего и почему создавала эту Программу. В самой программе содержатся занятия на весь год  для развития у детей памяти, в...

Программа коррекционно-развивающих занятий Для развития психических процессов ( памяти, внимания , мышления, восприятия)

Программа коррекционно-развивающих занятийДля развития психических процессов( памяти, внимания , мышления, восприятия)...

Развитие психических процессов в дошкольном возрасте.

Дошкольное детство — важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов....

Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития. Рекомендации родителям

Что такое ЗПР? Как эта задержка психического развитимя проявляется? Рекомендации родителям таких детей....

Практическая консультация для родителей: "Развитие психических процессов детей в домашних условиях".

В консультации предложены разные игры, задания, упражнения для развития психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия.), которые можно предложить ребенку в домашних условиях.  Так...

Развитие психических процессов учащихся с задержкой психического развития на уроках в основной школе (приемы и упражнения).

Моя работа, как педагога-психолога с учащимися начальной школы, строится на развитии и коррекции эмоциональной и познавательной сферы. Большой аспект занятий отводится с детьми ЗПР – на развитие...