Программа развития психических процессов у дошкольников "Познай себя"
рабочая программа (психология) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihicheskie_processy.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детства и юношества
«Планета детства»
города Александров Владимирской области
Утверждаю_____________________________
Директор МБОУ ДОД ДДЮ «Планета детства»
Артамонова Н.В
« » ------------ 2011 г.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
«Познай себя»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 5-6 лет
Разработана:
педагогом- психологом
первой квалификационной категории,
Терешкевич Оксана Валерьевна
Пояснительная записка
Программа развития психических процессов у дошкольников «Познай себя» разработана в соответствии с новыми подходами в образовании. Единые образовательные стандарты предполагают, что моделью успешного современного человека должна стать творческая, активная личность, способная проявить себя в нестандартных условиях, которая может гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.
Одним из путей решения данной проблемы является создание условий для развития способностей каждого ребёнка. Это может быть и работа с одарёнными детьми, и со способными детьми, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их возможностей. Программа «Познай себя» призвана начать эту работу с детьми дошкольного возраста. Она предназначена для детей 5-6 лет и задаётся целью эмоционально-познавательного развития личности ребёнка. Занятия направлены на развитие у детей определённых личностных качеств и различных психических функций, которые создают основу для успешного развития дошкольника.
Отечественные и зарубежные психологи считают, что возраст 5 лет, является наиболее успешным для обучения и сензитивным для развития всех сторон психической деятельности ребёнка. Самой продуктивной формой обучения в данном возрастном периоде является игра, поэтому реализация программы «Познай себя» осуществляется на основе погружения в игровое пространство. Доказано, что обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что ребёнок учится и приобретает умения без особого над собой усилия. Условия игры сами диктуют ребёнку необходимость приобретения новых действий и навыков. Он их добровольно принимает и учиться с явной заинтересованностью. Знания, поданные в готовом виде, не связанные с жизненными интересами дошкольников, плохо ими усваиваются и не развивают его. Развивающая игра является активной и осмысленной для ребёнка деятельностью, потому что в ней он может проявить себя, реализовать свой творческий потенциал и перенести приобретённые умения в другие условия. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации является важным показателем развития творческой инициативы ребёнка. Это и есть результат осуществления одного из направлений развития образования в настоящем времени.
Программа «Познай себя» модифицированная.
Цель: Создание условий для развития психических процессов у дошкольников средствами развивающей игровой деятельности.
Задачи:
- Развитие психических процессов;
- Формирование у детей потребности в познании и саморазвитии;
- Содействие проявлению эмоционально- волевых качеств личности;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Воспитание самоконтроля, организованности и самодисциплины.
Программа рассчитана на один год обучения в объёме 72 часов. Занятия проводятся в группе от 10 до 12 человек два раза в неделю по 25 минут.
Предполагаемый результат:
Дети должны:
- Проявлять интерес к познанию и самопознанию
- Устанавливать смысловые связи, проделывать мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ и т.д.)
- Иметь представление об окружающем по темам ( человек, транспорт, посуда, животные и т. д)
- Запоминать стихотворение в 8 строчек, цепочку из 6 предметов
- Проявлять логическое мышление
- Уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений
- Уметь понимать и передавать свои чувства
Мониторинг осуществляется:
- наблюдением
- диагностическими мероприятиями
- участием в конкурсах
Занятия проходят в форме игры-задачи, путешествия, виртуальной экскурсии, похода, викторины и т.п.
Структура занятий:
- Проверка знаний, полученных раннее.
- Знакомство с новым материалом (дидактические игры, раздаточный игровой материал, словесные игры и т.д.)
- Подвижная игра
- Индивидуальная работа ( по индивидуальным траекториям развития)
- Закрепление пройденного ( работа в группах, парах, коллективно)
- Рефлексия.
Учебно-тематический план программы
«Познай себя»
№ | Раздел. Тема | Количество часов |
«Давайте знакомиться» | ||
1 | «Здравствуйте. Я …» | 2 |
2 | « Вместе мы одна семья. Я и моё имя» | 4 |
3 | «Будем дружить» | 2 |
4 | «Игра – труд или развлечение» | 2 |
5 | «Ученье – свет, а не ученье тьма» | 2 |
6 | «Когда всем весело, а одному грустно» Лестница успеха и линейка достижений. | 2 |
7 | «Волшебные слова». Волевые усилия. Полезные привычки. | 4 |
«Секреты успеха» | ||
8 | Введение в тему. Организация рабочего места. Распределение времени и самоконтроль. | 1 |
9 | «Я умею, я могу» ( игры на волевые усилия и качества) | 6 |
10 | «Говорю, а значит – думаю» (мышление и речь) | 6 |
11 | «Слышать и слушать» (восприятие и ощущение) | 4 |
12 | «Внимание – внимание!» | 6 |
13 | «Помним, знаем» ( память) | 6 |
«Успех на занятиях» | ||
14 | Эффективная работа | 1 |
15 | Обобщение. Карта памяти «Секреты успешной учебы» | 1 |
Социально-психологическая адаптация | ||
16 | Наши чувства и действия. | 1 |
17 | Зачем человеку чувство стыда? | 1 |
18 | Учимся честно говорить о проступке. | 1 |
19 | Почему трудно признать свою вину? | 1 |
20 | Детские жалобы. | 1 |
21 | Учимся справляться с чувством протеста | 1 |
22 | Учимся справляться с чувством обиды. | 1 |
23 | Мама – надёжный защитник. | 1 |
24 | Когда опасен гнев? | 1 |
25 | Всегда ли мы поступаем правильно? | 1 |
26 | Можно ли справиться со злом? | 1 |
«Секреты хорошего отдыха» | ||
27 | Ценность общения. Умение общаться в группе. | 1 |
28 | Внутригрупповое общение, обогащение словарного запаса. | 1 |
29 | Межличностное общение. Развитие тактильной памяти. | 1 |
30 | Общение в группе, обогащение словарного запаса. | 1 |
31 | Наблюдательность, внимание, произвольность. | 1 |
32 | Развитие внимания, логического мышления, эмоциональной компетенции. | 1 |
33 | Развитие навыков логического и творческого мышления, самоконтроля. | 1 |
34 35 | Развитие мыслительных ассоциативных связей, пространственной ориентации; создание положительного настроя, развитие эмоциональной компетенции на этапе завершения занятий. Праздник достижений. | 1 2 |
Всего: | 72 |
Литература
Агафонова И.Н.Программа «Я И МЫ» Уроки общения для детей 6-10 лет.- СПб ГУПМ, 2003.
Алябьева Е.А. Коррекционно - развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений.
–М.: ТЦ Сфера, 2002.
ВыготскийЛ.С.Психология.-М.:Апрель-Пресс,2000
Дарвиш.О.Б.Возрастная психология.М.: Владос-Пресс, 2004
Дьяченко О.М. Булычева А.И. и др. Психолог в детском дошкольном учреждении. М.: Новая школа,1996.
Изард К.Э.Психология эмоций.СПб.,1999.
Инхельдер Б Пиаже Ж. Психология ребенка СПб 2003.
Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми.- СПб.: Речь, 2003.
Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж Клиническая психиатрия. В 2-х томах т.2-М: Медицина 1994, с
Лендрет Г.Л.Игровая терапия: искусство отношений/пер.с англ.-М.:Международная педагогическая академия,1994.
Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожнымии, аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
Михайленко Н.Я Игра с правилами в дошкольном возрасте. Руководство практического психолога. Екатеринбург: деловая книга, 1999.
Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач. Пособие для детских психологов, педагогов, дефектологов, родителей. М.: «Плейт», 2004.
РоджерсК. Растущая сила наук о поведении человека. В кн. Взгляд на психотерапию. Становление человека : пер с англ М.: Издательская группа «Прогресс-Универс»,1994
Психолог в детском саду № 2 1999Ежеквартальный научно-практический журнал (соредакторы Колесников В.Г., Лидерс А.Г.)
Симановский А. Развитие творческого воображения М.: «Дрофа», 2001
Тихомирова Л. Развитие интеллектуальных способностей ребёнка. Яр,: «Просвещение» 2006
Фесюкова Л От трёх до семи. М.: «Арт-издат» ,2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Развитие психических процессов в домашних условиях»
Консультация для родителей Тема: «Развитие психических процессов в домашних условиях» Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольного возраста, с развитием психических пр...
Программа коррекционно-развивающих занятий (для развития психических процессов)
К Программе прилагается пояснительная записка, где рассказывается для чего и почему создавала эту Программу. В самой программе содержатся занятия на весь год для развития у детей памяти, в...
Программа коррекционно-развивающих занятий Для развития психических процессов ( памяти, внимания , мышления, восприятия)
Программа коррекционно-развивающих занятийДля развития психических процессов( памяти, внимания , мышления, восприятия)...
Развитие психических процессов в дошкольном возрасте.
Дошкольное детство — важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов....
Развитие психических процессов у детей с задержкой психического развития. Рекомендации родителям
Что такое ЗПР? Как эта задержка психического развитимя проявляется? Рекомендации родителям таких детей....
Практическая консультация для родителей: "Развитие психических процессов детей в домашних условиях".
В консультации предложены разные игры, задания, упражнения для развития психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия.), которые можно предложить ребенку в домашних условиях. Так...
Развитие психических процессов учащихся с задержкой психического развития на уроках в основной школе (приемы и упражнения).
Моя работа, как педагога-психолога с учащимися начальной школы, строится на развитии и коррекции эмоциональной и познавательной сферы. Большой аспект занятий отводится с детьми ЗПР – на развитие...