Программа по внеурочной деятельности "Тренировка для ума" для 5 классов
рабочая программа по психологии (5 класс) по теме

Данная программа внеурочной деятельности построена на основе программы «Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы)» Локалова Н.П. и программы развития проектного мышления младших подростков «Учимся решать проблемы» Битянова М.Р., Беглова Т.В..

Обучение пятиклассников в средней  школе — вторая и очень значительная ступень в их школьной жизни. От степени освоения ими новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.

Огромное значение для развития интеллектуальных способностей является уровень развития памяти, внимания, воображения,  мышления,  восприятия, речи. Именно эти качества являются основой продуктивного мышления и творческих способностей учащихся

 Развивая интеллект, мы можем дать ребёнку мощный толчок для познания окружающего мира. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на уроке, но и за его пределами. Такие дети легче адаптируются к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления. Развитием интеллектуальных способностей необходимо заниматься и во внеурочное время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная программа

по внеурочной деятельности

"Тренировка для ума"

для 5 классов

на 2012 – 2013 учебный год

Составитель:

Афанасьева Е.В.

   

Пояснительная записка.

Данная программа внеурочной деятельности построена на основе программы «Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы)» Локалова Н.П. и программы развития проектного мышления младших подростков «Учимся решать проблемы» Битянова М.Р., Беглова Т.В..

Актуальность программы. Обучение пятиклассников в средней  школе — вторая и очень значительная ступень в их школьной жизни. От степени освоения ими новой учебной деятельности, приобретения умения учиться во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса и формирование его отношения к школе.

Огромное значение для развития интеллектуальных способностей является уровень развития памяти, внимания, воображения,  мышления,  восприятия, речи. Именно эти качества являются основой продуктивного мышления и творческих способностей учащихся

 Развивая интеллект, мы можем дать ребёнку мощный толчок для познания окружающего мира. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на уроке, но и за его пределами. Такие дети легче адаптируются к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления. Развитием интеллектуальных способностей необходимо заниматься и во внеурочное время.

Новизна. Основной формой работы на занятии является игровая деятельность, как наиболее эффективный способ развития интеллекта, творческих способностей, обогащения внутреннего самочувствия и переживания, широко используются задания занимательного характера, головоломки, ребусы, а также задания, требующие рассуждений, нестандартных решений.

Проведение конкурсов фантазеров, поэтов, смекалистых, эрудитов, театрализованных представлений, различные инсценировки позволяют решать задачи всестороннего развития личности ребенка, дают ему возможность наиболее полно раскрыть свои возможности.

Целесообразность. Основой обучения является изучение личности каждого ученика, создание оптимального психологического режима на занятии, выявление интересов учащихся и помощь в их развитии, включение ученика в активную учебную деятельность, формирование заинтересованности и положительного отношения к учебе.

Способности развиваются в деятельности, и для развития способностей нужна высокая познавательная активность подростков. Причем не всякая деятельность развивает способности, а только эмоционально приятная.

Отличительная особенность. 

Программа «Тренировка для ума» сочетает элементы традиционного урока с игровыми и тренинговыми фрагментами. Предлагаемые занятия способствуют развитию мышления и познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся, повышают мотивацию достижения успеха, дети получают навыки групповой работы. Весь процесс обучения строится так, чтобы ребёнок почувствовал учение – это радость, а не долг, учением можно заниматься с увлечением. Целенаправленное развитие системы процессов анализа и синтеза позволит устранить значительное число трудностей в обучении и существенно повысить в связи с этим качество процесса усвоения знаний. Обучение школьников различным когнитивным умениям на основе всестороннего развития системы аналитико - синтетических процессов позволяет не только развивать интеллектуальный потенциал учащихся, но и заложить основу логико-аналитического отношения к действительности как составляющую общей направленности деятельности и поведения человека, т.е. его мировоззрения.

Направление: общеинтеллектуальное.

Цель данной программы: развитие  интеллектуальных способностей подростков (развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, и др.). 

Задачи:

  1. способствовать развитию познавательной сферы детей;
  2. ориентировать детей на развитие творческих способностей и воображения;
  3. способствовать развитию логического мышления, внимания, смысловой памяти, рефлексии.
  4. учить методам и приемам познания себя и одноклассников;
  5. формировать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития;
  6. развивать самостоятельность детей.

Принципы, которые позволяют достичь решения вышеуказанных задач:  

  1. Принцип  системной дифференциации. Когнитивно - личностные структуры обладают внутренним потенциалом развития, так как: 1) имеют разноуровневую и иерархическую организацию, что позволяет репрезентировать в них знания от конкретных до обобщенно-абстрактных (Н.И. Чуприкова, 2003); 2) формирование обобщенных знаний о способах интеллектуальных действий стимулирует потребность в их использовании для получения новых конкретных впечатлений, фактов, знаний. Полученные же конкретные сведения активизируют процесс их обобщения, который в свою очередь порождает потребность в новых конкретных впечатлениях.
  2. Принцип развития. Подразумевает не только учет уровня актуального развития самосознания детей и создание оптимальной зоны ближайшего его развития, но и необходимость единого (одновременного, слитого) процесса развития самосознания и учителя, и учеников.
  3. Принцип субъектности. Ориентация на этот принцип определяет  построение особого рода взаимодействия между детьми и ведущим занятия психологом – полисубъектного взаимодействия, подразумевающего рассмотрение всех участников как субъектов, придание ими друг другу субъектной ценности и оказание помощи всем в расширении их возможностей в мире.
  4. Принцип психологизации. Связан с использованием научных психологических знаний, преподнесенных через систему образных представлений, в качестве средства анализа собственного опыта детей, оценки себя и своих возможностей, углубления самопонимания, оптимизации самоотношения, формирования эффективной саморегуляции.
  5. Принцип событийности. Суть этого принципа заключается в следующем: при проведении занятий психолог должен обеспечить их превращение в цепь связанных между собой событий, которые будут переживаться всеми  участниками полисубъектного взаимодействия как целостность, единство, неразрывность изменений, происходящих в них и в окружающем мире. Только в том случае, когда каждое занятие станет событием и для каждого ребенка, и для психолога, оно реализует свой развивающий и психокоррекционный потенциал.    
  6. Принцип системности. Высоких результатов работы по этой программе можно добиться только при условии реализации ее как целостной системы, сложно структурированной и четко иерархизированной.  
  7. Принцип психологической безопасности. Проводя работу по оказанию помощи детям в лучшем понимании себя, психолог должен позаботиться о том, чтобы «боль самопознания» не оказалась для них разрушительной, травмирующей. Переживания должны оказаться продуктивными, стимулирующими саморазвитие.

Режим занятий: программа подразумевает одно занятие в неделю. Длительность занятия - 45 минут. Программа рассчитана на учебный год и состоит из 34 занятий для 5 классов.

Формы занятий: групповые.

На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы и приемы:

- проблемного обучения;

- формирования (развития) творчества;

- соревновательный метод;

- тренинги  внимания, памяти и других мыслительных операций;

- диагностика;

-  сказкотерапевтические упражнения;

-  арт-терапия;

-  игровая терапия;

-  музыкотерапия;

-  телесно-ориентированная терапия;

- приемы сосредоточения, фокусировки, настройки;

- техники релаксации.

Организационно-методические аспекты работы по программе «Тренировка для ума» предусматривают организацию специальной пространственно-предметной среды. Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, пригодного как в качестве традиционного учебного класса, так и в качестве игровой аудитории.

Оборудование: компьютер и мультимедийная установка,стол и стул на каждого ученика, доска, стенд для вывешивания плакатов, цветные карандаши (или фломастеры), краски, листы, листы плотной бумаги в достаточном количестве (формата А-4 и А-3); желательны – телевизор, видео- и аудиомагнитофон.

Представленная программа рекомендуется к применению прежде всего в тех классах, где есть дети с пониженной обучаемостью и трудностями в развитии. Групповые занятия с учащимися (на которые рассчитан данный курс) не заменяют индивидуальных занятий психолога с тем или иным ребенком, нуждающимся в особой психологической помощи.

Программа «Тренировка для ума» имеет практико-ориентированную направленность, в ней использованы как оригинальные разработки авторов, так и хорошо известные психологические упражнения и игры, головоломки, ребусы, психотехники (см. список используемой литературы).

На уроках психологического развития не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. Ученики на этих уроках избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует, все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются, и в итоге коллективного обсуждения дети приходят к правильному решению. У них постепенно формируется отношение к этим урокам как средству развития своей личности. Главным вопросом для учеников становится вопрос «Чему я научусь (научился) сегодня на уроке?», а не «Какую отметку я получу (получил)?».

Организационно-содержательное построение занятия.

Занятия строятся по определенной схеме, имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием, в зависимости от этапа работы, его целей и задач, от индивидуальных особенностей учащихся.

Структура занятий.

По своей структуре урок делится на вводную часть, основную и заключительную.

Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. В качестве приема создания положительного эмоционального фона может выступить просьба учителя улыбнуться друг другу и сказать добрые слова (Латохина Л.И., 1993). Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности (Деннисон П., Деннисон Г., 1992). Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.

Задания для основной части занятия подобраны с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий. Здесь реализуется принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.

Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке.

Все этапы взаимосвязаны и направлены на реализацию поставленных целей и задач программы сопровождения.

Методическое оснащение. Программа «Тренировка для ума» должна быть обеспечена такими методическими материалами, как:

- методическое пособие для психолога «Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы)» Локалова Н.П включающее теоретическое обоснование содержания программы, методические рекомендации по каждому разделу, примерные конспекты занятий;

- методическое пособие «Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (5-6 класс)» О.В. Хухлаева;

- методическое пособие для развития проектного мышления младших подростков «Учимся решать проблемы» Битянова М.Р., Беглова Т.В.;

- методическое пособие «Упражнения для интеллектуального тренинга учащихся средней школы» / Под ред. Э.Н. Гарсиа.;

- методическое пособие для школьных психологов «Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников» Савенков А.И.;

- методическое пособие «Там, где нет неправильных ответов. Развитие мышления и творческого воображения у детей» Львовский Ю.В.

Комплексное психодиагностическое обследование необходимо проводить два раза в год с использованием диагностического минимума. Диагностический минимум подобран в соответствии с направлениями работы, поставленными целями и задачами (см. приложение 1.).

Содержание программы «Тренировка для ума».

N п/п

Тема занятия

Содержание

Развитие внимания и мышления

Рефлексия собственных личных качеств.

Говорящая надпись.

Называйте и считайте.

Три слова.

Составьте слова.

Развитие пространственных представлений.

Развитие мышления.

Какие мы разные.

Представьте куб.

Замените цифры символами.

Отгадайте слова.

Развитие внутреннего плана действия

Формирование абстрагирования и вербального (словесного) анализа.

Я узнаю себя.

Муха.

Говорим по-марсиански.

Объясните греческие слова.

Установление закономерностей и развитие гибкости мышления.

Развитие мышления.

 Я  - ромашка.

 Необычные ножницы.

Найдите фигуры.

«Как работать с книгой».

Какие книги сипользуют исследователи?

Какие книги считаются научными?

Практическая работа по структурированию текстов.

Развитие внимания в условиях коллективной деятельности.

Развитие гибкости мышления.

Что я могу сказать о себе хорошее?

Делаем вместе.

 Способы применения предмета.

Выберите синонимы и антонимы.

Развитие умения дифференцировать чувства.

Развитие вербального мышления.

Слово в зеркале.

Подберите синонимы и антонимы.

Отгадайте чувство.

Учимся сравнивать.

Что я чувствую?

Найдите фигуры.

Одинаковые? Противоположные? Разные?

Существенное и несущественное.

Развитие вербального мышления

Ошибки в изображениях.

Существенные и несущественные признаки.

Такие разные лица.

Развитие внимания

Какие слова легче.

Стенографы.

Замените символы цифрами.

Объясните поговорки.

Развитие умения различать виды поведения.

Найдите фигуры.

Понимание пословиц.

Какое бывает поведение?

Познание своего поведения.

Вид комнаты сверху.

Понимание пословиц.

Я узнаю себя.

Развитие умения различать виды поведения.

Найдите фигуры.

Выразите разными словами.

Кто это?

Учимся договариваться.

Делаем вместе.

Какое это понятие?

Как попросить и отказать.

Развитие логического мышления.

Найдите лишнюю фигуру.

Сравниваем понятия.

Вылепите фигуру.

Чувства бывают разные

Муха.

Сравниваем понятия.

Как преодолеть плохое настроение?

Учимся сравнивать.

Найдите фигуры.

Сравниваем понятия.

Какое бывает поведение?

Развитие логического мышления

Стенографы.

Дополните до куба.

Сравниваем понятия.

Кто это?

Развитие воображения.

Придумайте предметы.

Разделите понятия.

Говорящая надпись.

Развитие пространственных представлений.

Перекрёсток.

Деление понятий.

Вылепите фигуру.

Развитие логических форм вербального мышления.

«Рисуем в уме» в уме.

Определите вид суждения.

Что я могу сказать о себе хорошее?

Развитие пространственных представлений.

Переворот фигур.

Найдите фигуры.

Измените форму, не меняя содержания.

Угадайте выражение лица.

Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез).

Замените цифры буквами.

Измените форму, не меняя содержания.

Угадайте выражение лица.

Учимся различать эмоции.

Какие бывают эмоции.

Переворот фигур.

Измените форму, не меняя содержания.

Развитие воображения.

Соедините точки.

Учимся различать эмоции.

Измените форму, не меняя содержания.

Учимся сотрудничать..

Называйте и считайте.

Учимся рассуждать.

А что сказал бы ты?

Учимся договариваться и уступать.

Найдите фигуру.

Учимся рассуждать.

А что сказал бы ты?

Учимся решать проблемы вместе.

Переворот фигур.

Учимся рассуждать.

А что сказал бы ты?

Учимся рассуждать.

Я – ромашка.

Замените буквы цифрами.

Учимся рассуждать.

Мои достоинства и недостатки.

Найдите фигуры.

Учимся рассуждать.

Что я могу сказать о себе хорошее?

Развитие логического мышления.

Развёртка с буквами.

Учимся рассуждать.

Говорящая надпись.

 Я повзрослел.

Осознание различия между агрессией и агрессивностью.

Работа со сказкой «Лабиринт души».

Работа в тетради «Я повзрослел».

Коллективное обсуждение

«Символ моего Я».

«Спрячь игрушку».

  1.  

Я и мои друзья.

Обсуждение проблем подростковой дружбы.

«Самое длинное».

«Красивые поступки».

«Общая рука».

Работа со сказкой «Светлячок».

Итоговое занятие.

Фестиваль полюбившихся игр. Выставка работ. Вручение дипломов «Самый умный», «Самый любознательный», «Самый активный».

Уч-ся  должны получить знания:

  1. о значимости для человека внимания, ощущения, памяти, мышления, эмоций;
  2. иметь представление о том, что такое память, мышление, воображение;
  3. об особенностях эмоциональной памяти;
  4. о способах эффективного запоминания»;
  5. о способах развития  мышления, внимания, памяти;
  6. о способах выражения эмоций.

умения:

  1. устанавливать закономерности;
  2. уметь выделять существенные признаки и несущественные;
  3. уметь анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать;
  4. распознавать анаграммы и самим их составлять;
  5. уметь задавать вопросы, видеть ситуацию глазами собеседника, понимать других;        
  6. осознавать у себя ведущие каналы восприятия информации и ориентировать их на целенаправленное развитие всей системы восприятия окружающего мира;
  7. осознавать и называть собственные переживания;
  8. осознавать в себе задатки и способности;
  9. выражать эмоции через рисование;
  10. вести исследовательскую деятельность в рамке разработки творческих проектов;
  1. осознавать собственные умственные возможности;
  1. уметь различать виды поведения.

Тематический план программы занятий  «Тренировка для ума».

N п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Развитие внимания и мышления

1

Развитие пространственных представлений.

1

Развитие внутреннего плана действия

1

Установление закономерностей и развитие гибкости мышления.

1

«Как работать с книгой».

1

Развитие внимания в условиях коллективной деятельности.

1

Развитие умения дифференцировать чувства.

1

Учимся сравнивать.

1

Существенное и несущественное.

1

Развитие внимания

1

Развитие умения различать виды поведения.

1

Познание своего поведения.

1

Развитие умения различать виды поведения.

1

Учимся договариваться.

1

Развитие логического мышления.

1

Чувства бывают разные

1

Учимся сравнивать.

1

Развитие логического мышления

1

Развитие воображения.

1

Развитие пространственных представлений.

1

Развитие логических форм вербального мышления.

1

Развитие пространственных представлений.

1

Развитие мышления (гибкость и анализ через синтез).

1

Учимся различать эмоции.

1

Развитие воображения.

1

Учимся сотрудничать.

1

Учимся договариваться и уступать.

1

Учимся решать проблемы вместе.

1

Учимся рассуждать.

1

Мои достоинства и недостатки.

1

Развитие логического мышления.

1

 Я повзрослел.

1

Я и мои друзья.

1

Итоговое занятие.

1

Итого:

34 часа

Ожидаемые результаты реализации программы.

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
  1. приобретение школьниками социальных знаний о ситуации межличностного  взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством;
  2. овладение способами самопознания, рефлексии;
  3. усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта;
  4. освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

  1. развитие ценностных отношений школьника к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру;
  2. получение школьного опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.  

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; опыт взятия на себя ответственности за других людей; опыт эффективного взаимодействия в общении и простейших способов разрешения конфликтов; опыт взаимодействия и сотрудничества, опыт в распознавании собственных и чужих эмоций, осознанию их значения и смысла.  

 

Библиографический список.

  1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.
  2. Айзенн Х„ Эванс Д. Проверьте способности вашего ребенка / Пер. с англ. Л.К. Клгокина. М.: ООО Издательство «ACT», 1998.
  3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-раз-вивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. М., 1993.
  4. Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2002.
  5. Бабаева Т.Н. У школьного порога. М., 1993.
  6. Батова А.С. Графический диктант // Начальная школа, 2003, № 9.
  7. Безруких М.М., Ефимова CJJ., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться. М., 1993.
  8. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М., АПН РСФСР, 1959.
  9. Боровик O-S. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000.
  10. Битянова М.Р., Беглова Т.В. Учимся решать проблемы: Программа развития проектного мышления у младших подростков. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов. – 2-е изд., стер. – М.: Генезис, 2007.
  11. Венгер Л.А., Венгер АЛ. Домашняя школа мышления. М., 1985.
  12. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей, Серия «Магия интеллекта*. М., 1995.
  13. Гельфан ЕМ. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., 1961.
  14. Гилъбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьников. Киев, 1993.
  15. Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя начальной школы. М.: «Вита-Пресс», 2003.
  16. Гордиенко Н„ Гордиенко С. Переменка // Начальная школа, Приложение к «Первое сентября». 2004, № 7.
  17. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Отв. ред. В.И. Слободчиков. Томск, 1992.
  18. Деннисон П., Деннисон Г, Гимнастика для развития умственных способностей «Брейн джим». М., 1992.
  19. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы). – М.: Издательство «Ось-89», 2001г.
  20. Львовский Ю.В. Там, где нет неправильных ответов. Развитие мышления и творческого воображения у детей от 6 до 16 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
  21. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. – М.: Генезис, 2005.
  22. Упражнения для интеллектуального тренинга учащихся средней школы / Под ред. Э.Н. Гарсиа. – М.: АРКТИ, 2010.
  23. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 класы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010.

Приложение 1.

Диагностические процедуры в программе.

Класс

Диагностический инструментарий

Цель

5 класс

- «Тест структуры интеллекта Амтхауэра»;

- Школьный тест освоенности мышления учащихся 5 класса (ШТОМ – 5)

- «Тест школьной тревожности Филлипса»;

- «Восмицветовой тест М.Люшера»;

- анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой;

- тест межличностных отношений;

- тест «Личностный опросник Кеттелла»;

- методика Дембо-Рубинштейн.

Определение уровня развития интеллекта.

Определение развития мыслительных операций..


Определение уровня тревожности.  

Определение особенности эмоциональной сферы.

Определение уровня школьной мотивации.

Изучение психологического климата коллектива.

Выявление личностных особенностей.

Исследование самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа по внеурочной деятельности в начальных классах

программа "Оригами" по внеурочной деятельности в начальных классах...

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"

                 Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Мое портфолио"

В рамках внедрения новый ФГОС внеурочная деятельность является неотемлемой частью учебно-воспитательного професса. Программа "Мое портфолио" предназначена для учителей, классных руководителей, работаю...

рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 5 класса "Наглядная геометрия"

В  программе отражены актуальность курса, сроки реализации,ожидаемые результаты, тематическое планирование ( с УУД), список используемой литературы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа и фантазия"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класса (ФГОС НОО). Кружок "Природа и фантазия" разработан для учащихся 7-8 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена для освоения учащимися культур...

Программа по внеурочной деятельности 5-6 класс

Программа  внеурочной деятельности «Занимательная математика» 5-6 класс....

Программа по внеурочной деятельности в начальных классах по теме: "Планета загадок"

Программа разработана для работы по внеурочной деятельности. Вней отражается природа нашей Земли. Ее рельеф, погода, растительный и животный мир ....