"Мир во мне, мир вокруг"
статья по психологии по теме
http://io.nios.ru/index.php?rel=42&point=11&art=1952
Из опыта работы педагога-рсихолога с младшими школьниками. в рамках внеурочной деятельности по ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
|
«Мир во мне, мир вокруг»: из опыта внеурочной работы педагога-психолога с младшими школьниками
В настоящее время социокультурная ситуация в России кардинально отличается от того, что было еще несколько лет назад. Характерными чертами ее являются резкая поляризация общества, социальная стратификация, появление совершенно новой системы ценностей, связанной с образованием и воспитанием ребенка. Естественно, это требует и новых образовательных технологий и подходов. Сложность внедрения новаций связана с реализацией совершенно иной ценностно-целевой системы, чем та, что до сих пор широко распространена в общественном сознании. При разработке и внедрении современных образовательных стандартов важно учитывать понимание миссии образования, его целей и задач. Формирование новой аксиологической культуры и ценностных приоритетов воспитания должны иметь в основе актуальный образ возрастного развития ребенка. Сегодня ребенок меняется. Как яркий пример – информационная социализация современных учеников – средства массовой информации, Интернет.
За последние десятилетия представления о закономерностях и механизмах психического развития ребенка претерпели ряд изменений. Если раньше в центре внимания была некая нормативность, универсальность развития, то сегодня акцент в исследовании ребенка переносится на индивидуальные траектории развития и образования. Актуальным становится изучение генезиса и развития индивидуальности. Новые образовательные технологии могут быть эффективными в том случае, если они учитывают условия, факторы и причины разнообразия индивидуальных образовательных траекторий и адаптируются в соответствии с особенностями конкретного обучающегося. Поэтому наша работа должна быть ориентирована не на среднестатистического ребенка, а на каждого индивидуально. Одна из возможностей развития индивидуальности – система внеурочной деятельности.
С 2011 года образовательные учреждения РФ, реализующие образовательные программы начального общего образования работают по новым образовательным стандартам. МАОУ гимназия № 7 «Сибирская» не стала исключением. Новым требованием ФГОС НОО является организация внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. В гимназии поставлена задача укрепления здоровья детей, развитие их физического, нравственного, творческого и интеллектуального потенциала. Дети получают положительный опыт общения, проявляют себя как активные, творческие личности, расширяют свое представления об окружающем мире. Сложившиеся доброжелательные взаимоотношения учеников и учителей – это одно из условий формирования здоровьесберегающей образовательной среды. Программа внеурочной деятельности в начальных классах составлена на основе Образовательной программы гимназии, Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, примерных программ по учебным предметам.
Общие задачи воспитания гимназистов систематизированы по следующим основным направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4. Воспитание гражданина Сибирского региона.
5. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
6. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
7. Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое).
Реализовать эти задачи позволяют следующие курсы внеурочной деятельности: «Разговор о правильном питании», «Русские народные подвижные игры», «Хочу всё знать», «Юный исследователь», библиотечный кружок «Буратино», «Край, в котором я живу», «Детский фитнес», «Закулисье», «Мои права и обязанности», «Мир во мне, мир вокруг меня».
Курс внеурочной деятельности «Мир во мне, мир вокруг меня», который ведет педагог-психолог, предназначен для реализации духовно-нравственного направления внеурочной деятельности. Это интегрированный курс для начальной школы, объединяющий в себе психологический, валеологический, этический аспекты. Его программа составлена с учетом опыта реализации воспитательной, социальной и психолого-педагогической работы гимназии №7 «Сибирская». «Мир во мне, мир вокруг меня» позволяет обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку; учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.
Практическая направленность занятий выражается в реализации идеи подготовки ребенка к жизни, взаимоотношениям и взаимодействию с окружающими людьми, самопознания, самоорганизации и самосовершенствования, стремления к общечеловеческим идеалам и ценностям, здоровому образу жизни. Происходит обогащение личного опыта ребенка (чувственного, практического) и создание «зон ближайшего развития», в соответствии со способностями и интересами. Познавательные, творческие, веселые, увлекательные занятия помогают ребенку создать образ «Я», который включает в себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской идентичности личности, принятие и осмысление ценностей, правил взаимодействия с окружающим миром. «Мир во мне, мир вокруг меня» формирует основные компоненты учебной деятельности, обобщенные приемы и способы коммуникативной, познавательной, и др. видов деятельности, развивает рефлексию, произвольность психологических процессов и деятельности, позитивные самоотношение и самооценку, нравственные качества личности. Основным критерием отбора содержания является полезность изучаемого материала с точки зрения жизненных задач, которые встают сейчас или будут актуальны в недалеком будущем.
Каковы же особенности проведения занятий? Это и экскурсии, и творческие проекты, и совместная деятельность ребенка и семьи. Основными формами и методами работы, учитывающими возрастные особенности являются: групповая дискуссия, беседа; анализ конкретных жизненных ситуаций, решение задач; психологический, этический анализ текстов, фильмов; творческие, индивидуальные и коллективные задания, проблемные ситуации, элементы эксперимента; социально-психологический тренинг; психологические игры (имитационные, драматизации) и упражнения.
Ожидаемые результаты можно разделить на три группы.
1. Личностные:
– овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (адаптация как ключевой механизм сохранения и укрепления здоровья);
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств как фактор защиты от деструктивных социальных, психологических и информационных воздействий средств массовой коммуникации);
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
2.Предметные:
– знания, нормы, правила, определяемые как этическая, психологическая и валеологическая грамотность; адекватные современной науке представления о человеке, его сущности, внутреннем мире, возможностях развития;
– соотнесение своего поведения и поведения других людей с нормативами и образцами, представленными в культуре, следование им в жизни, овладение способами деятельности.
3. Метапредметные:
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
– развитие способности, умений и навыков критического мышления;
– готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Как результат занятий следует отметить глубокую заинтересованность как самих детей, так и их родителей, которые видят важность получаемой информации и ценят возможности индивидуального развития. Школьники принимают для себя некий багаж социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, получают свой первый опыт самостоятельного социального действия.
Анализируя работу за предыдущий учебный год, можно говорить о таких первых достижениях, как:
1. Повышение роли самостоятельного поиска решения проблемы.
2. Взаимообучение происходит в процессе поиска, обсуждения, использования информации из широкого круга источников.
3. Активизация сотрудничества и взаимодействия детей в коллективе через совместные проекты.
4. Родители начинают участвовать в образовательном процессе, помогая в поиске информации, обсуждая с ребенком темы морально-этического, нравственного содержания, выполняя совместные семейные проекты.
5. Активизация эмоционально-личностного отношения к содержанию курса.
6. Презентация результатов деятельности ребенка в различных формах (выставка рисунков, сообщения, подготовка презентаций, участие в предметных неделях).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра "Немецкий вокруг нас"
С помощью игры "Немецкий вокруг нас" дети откроют неизвестное в известном!...

Внеклассное мероприятие по биологии и экологии "Мир вокруг нас"
Данная игра разработана как внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов в рамках недели естественных наук. Проводится в форме игры "Что? Где? Когда?" ...

Чудеса вокруг нас
Это творческая работа, выполненная учащимися. Ребята посчитали, что не только Всемирно известные чудеса должны быть, но и на нашей территории тоже можно найти объекты, достойные знания "Чудеса". Дав о...

ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА.
Урок усвоения нового материала по теме: ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ. ДВИЖЕНИЕ ЗЕМЛИ ВОКРУГ СВОЕЙ ОСИ И ВОКРУГ СОЛНЦА. Данную тему урока вместе с презентацией можно использовать при подготовке к ЕГЭ"...

Конспект для детей с особыми образовательными потребностями в средней группе «Экологическая экскурсия вокруг детского сада «Мир вокруг нас».
представлен конспект экскурсии вокруг детского сада для детей средней группы с особыми образовательными потребностями...

"Математика вокруг нас" Презентация "Треугольники вокруг нас"
Данная презентация может быть использована на кружке по математике для 5и 6 классов.Содержание презентации поможет получить представление об использовании треугольников в быту, технике, строительстве....