«Воспитание семейных ценностей в семье»
методическая разработка по психологии по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Хемчикская средняя общеобразовательная школа села Хемчик муниципального района « Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва».
Программа
«Воспитание семейных ценностей в семье»
Срок реализации программы- 5 лет ( с 2011 - 2016 годы)
Разработана психологом
школы: Даржаа. А.В.
с. Хемчик-2011 год.
Ожидаемые результаты:
- Укрепление взаимоотношений между членами в семье.
- Совершенствование психологической грамотности родителей в семье.
- Формирование в общественном сознании уважительного отношения к материнству.
- Взаимопонимание отцов и сыновей.
- Формирование семейных ценностей в молодых семьях.
- Соблюдение традиционных правил семьи.
- Устранить случаи суицида среди взрослых и детей.
Использованная литература:
- Концепция взаимодействия образовательного учреждения с семьями обучающихся (воспитанников) в Республике Тыва.
- Программа превенции суицидов среди детей и подростков Республики Тыва.
- Программа работы с родителями.
- Программа клуба «Молодой семьи»
- Программа материнская нежность.
- Основы буддийской культуры.
Пояснительная записка
Семья - основной фактор социализации личности ребенка. В статье 52 Закона РФ « Об образовании» говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Невозможно переоценить значение семьи для ребенка.
Семья – это близкое и духовное единство людей, где уважение и любовь друг к другу выражаются в словах и поступках. Семья отвечает за биологическое наследие, за наполненный чувствами микроклимат, в котором происходит воспитание ребенка, за его психологическое благополучие. В настоящем бурное быстротечное время родители не успевают вести контроль за своими детьми. Малыши посещают детские сады, школьники занимаются в школах, родители работают. Особенно в нашем отделенном от центра кожууне родители мало выделяют внимания детям. В кожууне нет специальных досуговых, игровых мест, где семья вместе с ребенком провести полезно свое время. Во время совместной деятельности семья и ребенок проявляет друг другу любовь.
А любовь и ласка необходима ребенку в раннем детстве. Я являюсь психологом школы и всего села. Ребенок и любовь семьи, взаимопонимание, доверие, уважение друг к другу для меня имеет актуальное значение. Поэтому необходим системный подход в работе психолога и программные формы работы по поддержке семьи.
Цели:
а) пробудить интерес родителей к психологической помощи семье.
б) создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и взаимоуважения и правилу поведения семьи.
тематический план.
б) психодиагностике семейных отношений.
Задачи программы:
- Помочь молодым супругам умению разбираться в вопросах воспитания своих детей и умению правильно построить психологический климат семьи.
- Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
- Продолжение национальных традицией в воспитании.
Содержание, формы и методы работы с родителями.
Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:
- повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально технической базы);
- участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Формы работы с родителями.
Традиционные | Нетрадиционные |
Родительские собрания Общеклассные и общешкольные конференции Индивидуальные конференции психолога Посещение на дому | Родительские тренинги Дискуссии Психологические разминки Круглые столы Устные журналы Практикум Родительские вечера Родительские чтения Родительские ринги |
Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.
ФОРМЫ ПСИХОЛОГО_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
- Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
- Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции - анализ явлений, ситуаций).
- Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).
Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье - вот темы родительских конференций.
Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.
Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.
- Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
- Открытые уроки (цель - ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
- Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).
Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
- особенности здоровья ребенка;
- его увлечения, интересы;
- предпочтения в общении в семье;
- поведенческие реакции;
- особенности характера;
- мотивации учения;
- моральные ценности семьи.
- Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).
• Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).
- Общешкольные родительские собрания - проводятся два раза в год.
Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.
Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
- Классные родительские собрания - проводятся четыре-пять раз в год.
- Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
- Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
- Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
- Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
- Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Примерная тематика консультаций для родителей:
- Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
- Плохая память ребенка. Как ее развить?
- Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
- Наказания детей. Какими им быть?
- Тревожность детей. К чему она может привести?
- Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
- Грубость и непонимание в семье.
- Талантливый ребенок в семье.
- Друзья детей - друзья или враги?
- Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
Родительские чтения - очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книг}', родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник- общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Примерные темы родительских вечеров:
- Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.
- Первые книжки ребенка.
- Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
- Друзья моего ребенка.
- Праздники нашей семьи.
- «Можно» и «нельзя»'в нашей семье.
- День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
- Песни, которые пели и поют наши дети.
Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
- Родительский тренинг - это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания. как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».
- Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель - сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
♦ Педагогам и родителям на заметку
Если:
- ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
- ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
- ребенка хвалят, он учится быть благородным;
- ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
- ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
- ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
- ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;'
- ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
- ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
- ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.
№ | Тематика занятий | время | Проведение |
1 | Права и обязанности семьи. Повышение статуса семьи, статуса материнства и отцовства в сознании ребенка. | ||
2 | Утверждение семейных ценностей. Полноценное внутрисемейное и межпоколенное общение. | ||
3 | Обеспечение охраны прав детей в процессе их жизнедеятельности. | ||
4 | Психологический климат семьи Роль отца в воспитании детей. Способы отражения чувства любви к своим детям. | ||
5 | Использование элементов народной педагогики. Роль матери в воспитании детей. Способы отражения чувства любви к своим детям. | ||
6 | Формирование здорового образа жизни детей и семьи. | ||
7 | Укрепление взаимоотношения и взаимопонимания в семье | ||
8 | Проектная работа с неблагополучными семьями | ||
9 | Проектная работа с благоприятными семьями | ||
10 | Система социально-педагогических и психолого- педагогических услуг, направленных на повышение материальных благополучий. | ||
11 | Проектная работа с неполными семьями. | ||
12 | Профилактика проблемы суицидного поведения пути , методы устранения. | ||
Этапы реализации программы:
1. Изучение основы программы. 2011год.
2. Реализация основных задач и целей программы. 2012-2014.
3. Достижение результатов программы (Проектные работы) 2015-2016.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Хемчикская средняя общеобразовательная школа
Села Хемчик муниципального района
«Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»
План работы
педагога-психолога
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания "Формирование нравственных ценностей в семье"
Большое значение в работе с родителями обучающихся имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.Одним из направлений работы в организации сотрудничества педагогов и ро...
классный час в 7 классе "Нравственные ценности моей семьи"
Классный час на тему «Нравственные ценности моей семьи» Цель: формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к семье и семейным традициям; развитие умения работать в гру...
Родительское собрание "Нравственные ценности в семье"
цель родительского собрания создание условий для формирования нравственной культуры родителей и адекватной оценки себя и других людей....
Семейные ценности. "Моя семья - мое богатство"
Актуальность этой темы обусловлена заметной деградацией семьи в современном обществе. Разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. Эти процессы на...
Здоровье – одна из наибольших ценностей человека. Семья – центр сохранения и укрепления здоровья
Лекция для родителей...
Семья – хранитель духовных ценностей. Традиции семьи
Человек учится в семье, получая текущий опыт (отношения между членами семьи) и исторический опыт семьи (традиции, обычаи). Семья как «школа», как «музей» пере...