«Воспитание семейных ценностей в семье»
методическая разработка по психологии по теме

Даржаа Алена Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воспитание в семье43.95 КБ
Файл план работы психолога29.29 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Хемчикская средняя общеобразовательная школа села Хемчик муниципального района « Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва».

        

Программа

«Воспитание  семейных ценностей в семье»

 

   

Срок реализации программы- 5 лет  ( с 2011 -  2016 годы)

        Разработана психологом                                                                                                                                

               школы: Даржаа. А.В.

        

с. Хемчик-2011 год.

        

Ожидаемые  результаты:

  1. Укрепление взаимоотношений  между членами в семье.
  2. Совершенствование психологической  грамотности родителей в семье.
  3. Формирование в  общественном сознании уважительного отношения к материнству.
  4.  Взаимопонимание  отцов и сыновей.
  5. Формирование семейных ценностей  в молодых семьях.
  6. Соблюдение традиционных правил семьи.
  7. Устранить случаи суицида среди взрослых и детей.

Использованная литература:

  1. Концепция взаимодействия образовательного учреждения с семьями обучающихся (воспитанников) в Республике Тыва.
  2. Программа превенции суицидов среди детей и подростков Республики Тыва.
  3. Программа работы с родителями.
  4. Программа клуба «Молодой семьи»
  5. Программа материнская нежность.
  6. Основы буддийской культуры.

Пояснительная  записка

     

 Семья - основной фактор социализации личности ребенка.  В статье 52  Закона РФ  « Об образовании» говорится, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Невозможно  переоценить  значение семьи  для  ребенка.

   Семья – это близкое и духовное единство людей, где уважение и любовь друг к другу выражаются в словах и поступках. Семья  отвечает  за  биологическое  наследие, за  наполненный   чувствами  микроклимат, в  котором происходит  воспитание  ребенка,  за  его  психологическое  благополучие. В  настоящем  бурное  быстротечное время  родители  не  успевают  вести  контроль   за  своими  детьми.  Малыши  посещают  детские  сады, школьники занимаются в школах,  родители  работают. Особенно в нашем отделенном от центра кожууне родители мало выделяют внимания детям.  В кожууне  нет специальных досуговых, игровых мест, где семья вместе с ребенком  провести полезно  свое время.  Во время совместной деятельности  семья и ребенок проявляет друг другу любовь.

  А  любовь и ласка  необходима  ребенку в раннем  детстве. Я  являюсь психологом школы и всего села.  Ребенок и любовь семьи, взаимопонимание, доверие, уважение друг к другу для меня имеет актуальное значение. Поэтому   необходим  системный  подход  в работе психолога  и  программные  формы  работы  по  поддержке  семьи.

Цели:

а) пробудить интерес родителей  к психологической помощи семье.

б) создать атмосферу  доброжелательности, взаимопонимания и взаимоуважения и  правилу поведения семьи.

тематический  план.

б) психодиагностике  семейных  отношений.

Задачи  программы:

  1.  Помочь  молодым супругам  умению разбираться в вопросах воспитания своих детей и умению правильно построить психологический климат семьи.  
  2. Повышение психолого-педагогических знаний родителей.
  3. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
  4. Продолжение  национальных  традицией в воспитании.

   

Содержание, формы и методы работы с родителями.

Содержание работы школы с родителями состоит в следующем:

  1. повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
  2. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально технической базы);
  3. участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала.

Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы с родителями.

Традиционные

Нетрадиционные

Родительские собрания

Общеклассные и общешкольные конференции

Индивидуальные конференции психолога

Посещение на дому

Родительские тренинги

Дискуссии

Психологические разминки

Круглые столы

Устные журналы

Практикум

Родительские вечера

Родительские чтения

Родительские ринги

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению.

ФОРМЫ ПСИХОЛОГО_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

  1. Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей).
  2. Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции - анализ явлений, ситуаций).
  3. Конференция (предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей).

Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют огромное значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, наркотики, сексуальное воспитание в семье - вот темы родительских конференций.

Родительские конференции должны готовиться очень тщательно, с обязательным участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. В их задачу входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, а также знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают сами родители. Они готовят анализ проблемы с позиций собственного опыта.

Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме.

  1. Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
  2. Открытые уроки (цель - ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
  3. Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах).

Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:

  1. особенности здоровья ребенка;
  2. его увлечения, интересы;
  3. предпочтения в общении в семье;
  4. поведенческие реакции;
  5. особенности характера;
  6. мотивации учения;
  7. моральные ценности семьи.

  1. Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни).

• Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания).

  1. Общешкольные родительские собрания - проводятся два раза в год.

Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы.

Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.

Общешкольное родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце учебного года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.

  1. Классные родительские собрания - проводятся четыре-пять раз в год.
  2. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы, рассмотрение актуальных педагогических проблем.

Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

  1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
  2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
  3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
  4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Примерная тематика консультаций для родителей:

  1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
  2. Плохая память ребенка. Как ее развить?
  3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
  4. Наказания детей. Какими им быть?
  5. Тревожность детей. К чему она может привести?
  6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
  7. Грубость и непонимание в семье.
  8. Талантливый ребенок в семье.
  9. Друзья детей - друзья или враги?
  10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.

Родительские чтения - очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книг}', родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник- общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Примерные темы родительских вечеров:

  1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.
  2. Первые книжки ребенка.
  3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
  4. Друзья моего ребенка.
  5. Праздники нашей семьи.
  6. «Можно» и «нельзя»'в нашей семье.
  7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
  8. Песни, которые пели и поют наши дети.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

  1. Родительский тренинг - это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания. как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

  1. Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель - сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.

♦  Педагогам и родителям на заметку

Если:

  1. ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
  2. ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
  3. ребенка хвалят, он учится быть благородным;
  4. ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
  5. ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
  6. ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
  7. ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;'
  8. ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
  9. ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
  10. ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Эти советы возникли на базе жизненных практических наблюдений, осмысления педагогической практики. Высказанные положения могут использоваться в практической работе с родителями, а также как темы собраний и бесед с ними.

Тематика  занятий

время

Проведение

1

Права  и обязанности  семьи. Повышение статуса семьи, статуса материнства и отцовства в сознании ребенка.

2

Утверждение семейных ценностей. Полноценное внутрисемейное и межпоколенное общение.

3

Обеспечение охраны прав детей в процессе их жизнедеятельности.

4

Психологический  климат  семьи

Роль  отца в воспитании   детей. Способы отражения чувства любви к своим детям.

5

Использование элементов  народной  педагогики. Роль  матери в  воспитании   детей. Способы отражения чувства любви к своим детям.

6

Формирование здорового  образа  жизни  детей и семьи.

7

Укрепление взаимоотношения и взаимопонимания  в семье

8

Проектная работа   с неблагополучными  семьями

9

Проектная работа   с благоприятными  семьями

10

Система социально-педагогических и психолого- педагогических  услуг, направленных на повышение

материальных благополучий.

11

Проектная работа   с неполными  семьями.

12

Профилактика  проблемы  суицидного  поведения  пути , методы  устранения.

 Этапы реализации программы:

1.  Изучение  основы  программы.  2011год.

2.  Реализация основных задач и целей  программы. 2012-2014.

3.  Достижение результатов программы (Проектные работы) 2015-2016.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хемчикская средняя общеобразовательная школа

Села Хемчик муниципального района

«Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва»

План работы

педагога-психолога

Виды деятельности

Планируемые мероприятия

Сроки

Примечание

1.

Диагностика

  1. Диагностика готовности детей к школьному обучению
  2. Анкетирование родителей первоклассников

  1. Групповая диагностика адаптации учащихся 1-го класса
  2. Мониторинг индивидуального развития учащихся 2 класса
  3. Групповая диагностика адаптации учащихся 5-10 классов
  4. Индивидуальная диагностика учащихся состоящих на профилактическом учете

  1. Индивидуальная диагностика неуспевающихся  учащихся  
  2. Повторная диагностика учащихся 1,5,10 классов
  3. Групповая диагностика учащихся 4-го класса при переходе в среднее звено

  1. Изучение уровня воспитанности учащихся 3,6,7, 8 классов

Август

Сентябрь

Декабрь

Апрель

Декабрь

В течение учебного года

В течение учебного года

Апрель

Апрель

Январь

По запросу

По запросу

Совместно с классными руководителями

2.

Коррекционно-развивающая работа

  1. Индивидуальная коррекционная работа с дезадаптированными учащимися 1,5,10 классов
  2. Индивидуальная коррекционная работа с неуспевающимися учащимися

  1. Проведение групповых развивающих занятий для 1-4 и 5 классов

  1. Развивающие занятия с детьми обучающими на дому

  1. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися «группы риска»

В течение учебного года

В течение учебного года

В течение учебного года

В течение учебного

года

В течение учебного года

По запросу учителей предметников, классных руководителей

3.

Консультирование

  1. Консультация педагогов, учащихся и их родителей
  2. Консультирование родителей по вопросам адаптации
  3. Индивидуальное консультирование вновь прибывших учащихся

  1. Психологическое консультирование родителей детей «группы риска» и опекаемых  детей

  1. Консультирование учащихся 9 и 11 классов «Психологическая подготовка учащихся к сдаче экзаменов»

  1. Консультирование родителей учащихся 2,4 классов

9,11 классов «Как помочь своим детям »

В течение учебного года

В течение учебного года

В течение учебного года

В течение учебного года

Февраль-июнь

Апрель-июнь

По запросу

По запросу

4.

Просветительская работа

  1. Участие в родительских собраниях
  2. Участие и проведение психологических бесед и  семинаров для учащихся среднего и старшего звена

В течение учебного года

По плану, по запросу

5.

Экспертная работа

       Участие в  консилиуме, посещение и     анализ уроков

В течение учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания "Формирование нравственных ценностей в семье"

Большое значение в работе с родителями обучающихся имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества.Одним из направлений работы в организации сотрудничества педагогов и ро...

классный час в 7 классе "Нравственные ценности моей семьи"

Классный час на тему «Нравственные ценности моей семьи» Цель: формирование нравственной культуры учащихся, уважительного отношения к семье и семейным традициям; развитие умения работать в гру...

Родительское собрание "Нравственные ценности в семье"

цель родительского собрания создание  условий для формирования нравственной культуры родителей и адекватной оценки себя и других людей....

Семейные ценности. "Моя семья - мое богатство"

 Актуальность этой темы обусловлена заметной деградацией семьи  в современном обществе. Разрушаются ценностные основы семьи, снижается авторитет родителей, разрывается связь поколений. Эти процессы на...

Семья – хранитель духовных ценностей. Традиции семьи

Человек учится в семье, получая текущий опыт (отношения между членами семьи)  и исторический опыт семьи (традиции, обычаи).   Семья как «школа», как «музей» пере...